Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности введение гласных букв в вальдорфской школе.




Классный учитель Алексева Н.И., НОУ «Свободная школа», г.Жуковский

 

Обучение письму в вальдорфской школе отличается от общепринятого. Вальдорфская педагогика исходит из того, что обучение должно захватывать не только интеллектуальную сферу, но и сферу чувства и воли.

Те буквенные символы, которыми мы пользуемся сейчас, уже потеряли всякую связь с первоначальным рисуночным письмом и теперь являются абстракцией, пищей только для интеллекта.

Обычно в школе детям дают заучивать эти символы, являющиеся результатом длительного процесса развития языка, письменности, тогда как вальдорфский учитель старается провести учеников тем путем, которым шло все человечество, предоставляя им возможность пережить весь процесс создания букв.

В этой статье будет рассмотрен только вопрос введения гласных букв, так как материалов по введению согласных гораздо больше.

Звуки речи бесконечно разнообразны. Достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]).

Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы <а>.

Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов):

· при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом — <т>ом);

· при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> — <нос>);

· при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он — тон).

Термин «фонема» в близком современному смысле ввели работавшие в Казани польско-российские лингвисты Н. В. Крушевский и И. А. Бодуэн де Куртенэ.

Если классный учитель в вальдорфской школе не имеет филологического образования, то полезно познакомиться с тем, как в русских фонетических школах исследуют звуки речи.

Согласно Петербургской фонологической школе (ПФШ), в русском языке 43 фонемы: [а э и о у ы п п' б б' м м' ф ф' в в' т т' д д' н н' с с' з з' р р' л л' ш ж щ җ ц ч й к к' г г' х х'], гласных фонем 6:[а,э,и,о,у,ы]. Иногда [җ] (звонкий эквивалент [щ]) не выделяют в качестве отдельной фонемы, так как она практически вышла из употребления в литературном русском языке; в таком случае остаётся 42 фонемы.

Московская фонологическая школа (МФШ) выделяет пять гласных фонем: [а,о,у,и,э],не выделяет фонему [ы], считая её равной фонеме [и]; также не различаются твёрдые и мягкие варианты фонем [к], [г] и [х]. В таком случае получается 39 фонем.

Таким образом, звуков (фонем-минимальных единиц звукового строя языка) в русском языке 39-43, а букв – 33.

Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд.

В русском языке пять - шесть гласных и тридцать шесть согласных фонем.

По версии Международной фонетической ассоциации (МФА), вокализм литературного языка состоит из пяти-шести гласных фонем, среди которых гласная Е представлена самостоятельной фонемой, а гласная Э – её вариацией.

Письменная речь не может абсолютно точно копировать устную. Например, буква Я может передать то один звук [a], то два -[йа].

Все это важно знать классному учителю для того, чтобы истории, которые он придумывает для детей, не противоречили законам языка и не вызывали у лингвистов неприятие или насмешки.

Как правильно записать звучащую речь?

Этому учит ГРАФИКА.

Звуки мы слышим, а буквы пишем. Во многих случаях между ними есть полное соответствие.

Буквы – это одежды для звуков, но сшита она не для всех.

В книге В.Волиной «Веселая грамматика» есть много историй о буквах и звуках. Их можно использовать при подготовке к урокам. В книге много интересных стихов и заданий.

В работе по наблюдению за звуками могут помочь книги А.Белого «Глоссолалия», лекции №1 и 5 из Методико-дидактического курса Р.Штейнера, соответствующий раздел из «Материалов к учебным программам» К.Штокмайера, курс лекций Р.Штейнера «Формирование речи и драматическое искусство», интересно почитать труды по языкознанию В. Фон Гумбольда, А.Потебни, работу о.Павла Флоренского «У водоразделов мысли», произведения Велимира Хлебникова и опыты со звуком и словом других русских футуристов.

Методические рекомендации есть в книгах Дюнфорта Э. «Грамматическое строение языка как произведение искусства» (М., Парсифаль, 1997), Чахотиной В., Огарёвой Е. «Заметки о русской грамматике»(М., Парсифаль, 1999), Слезак-Шиндлера К. «Искусство речи в школьном возрасте» (М., Парсифаль, 1996), в Альманахе вальдорфской педагогики №3 (1995).

С точки зрения вальдорфской методики, гласные и согласные вводятся по-разному, так как они имеют разную природу. Согласные более земные, они имеют отношение к внешнему миру, физическому. Когда мы их произносим, то поток воздуха всегда проходит через препятствия во рту: зубы, губы. Язык упирается в нёбо или зубы, вибрирует, губы по-разному смыкаются, вытягиваются или расслабляются.

Согласные названы так, потому, что их можно произнести только вместе с гласным. Чтобы их произнести нужно рот закрыть (хоть чуточку, а нужно). Из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному. Ведь согласные бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Гласные звуки связаны со свободным прохождением воздуха, меняется только форма губ и положение языка: переднее, заднее, среднее. Гласные звуки придают речи напевность, вокальность. Мы можем их петь. Они и называются гласными от слова «глас», «голос». Они голосовые.

Голос он всегда исходит изнутри, проявляет душевные переживания. Поэтому и гласные имеют отношение к миру внутреннему, связаны с душевными состояниями. Гласные звуки могут выступать как наполненные чувствами междометья. Восхищение может звучать: «А!!!», удивление: «О!» или «У!», разочарование: «Э!» и т.п.

С детьми обсуждается, какие звуки мы произносим, чтобы выразить своё отношение к тем или иным событиям, явлениям или людям. Еще Михаил Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал: «В российском языке частое повторение буквы А может способствовать изображению великолепия, великого пространства, глубины, вышины… Е,И,Ю – нежности, ласки или малых вещей».

Звуки могут создавать ощущение комфорта, тепла, уюта, а также ощущение прохлады. Последнее качество звуков широко применяется в жаркой Японии: там для этой цели (ощущения легкого ветерка) используют специальные колокольчики, «издающие» определенные звуки.

Гласные звуки связывают нас с определенными переживаниями.Например, звук «О» - объятие, обладание, боль, любовь, мой. Звук «У» - ужас, испуг, грусть – звук более глубокий, узкий, часто связан с глубинами и более темными состояниями души. Если хотим кого-то напугать, то говорим: «У-У!», волки и собаки воют, воет ветер.

Можно вспомнить жесты, какими мы сопровождаем наши чувства: радость от встречи – жест раскинутых рук для объятия, если мы не принимаем что-то, говорим: «нет», то жест отторжения – скрещенные руки.

Можно поговорить с детьми о том, какими жестами выражаются разные чувства и попросить их показать эти жесты.

Из таких жестов и выводятся формы гласных букв.

Если есть эвритмия у детей, то можно взять эвритмические жесты для гласных.

«Йотированные» буквы можно ввести через небольшие сказочные истории.

Например, в стране Фонетике жили звуки. Но их никто не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их было можно.

Шесть звуков были певцами: А, У, О, Ы,И,Э. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю, Е. Однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилось пение, что он захотел поближе познакомиться со звуками. А когда узнал, что все звуки невидимки, то очень огорчился и решил подарить каждому волшебное платье, не похожее на других.

Стоило его надеть, как звук становился видимым и превращался в букву.

Но звуки [ЙА], [ЙО], [ЙУ], [ЙЕ] с рожденья были неразлучны и не хотели одеваться в разные одежды. Тогда волшебник подарил им такое платье, в которое они могли одеваться, когда были вместе.

Или другая история.

Согласные звуки не хотели дружить со звуком «Й» и не принимали его к себе, потому, что им казалось, что он все время визжит.

Звук «Й» был очень опечален и грустил, что никто не хочет с ним дружить.

Гласным стало жалко его и они позвали Й к себе.

Звуки А, О, У, Э предложили ему подпевать им.

Звук «Й» стал с радостью помогать этим звукам смягчать согласные.

Услышав это, волшебница Азбука (Алфавит), которая наряжала звуки, когда они приходили в Страну письма, подарила этим парам новые наряды.

В них они одевались, когда становились парой рядом с согласным звуком.

А- ЙА - Я

О- ЙО -Ё

У- ЙУ -Ю

Э- ЙЭ –Е.

Количество гласных букв увеличилось и их стало не шесть, а десять. Это позволило сэкономить волшебнице Азбуке (Алфавит) на волшебной ткани.

Ведь вместо пятнадцати новых нарядов для букв, обозначающих мягкие согласные, она сделала только четыре.

Наша Азбука (Алфавит) довольно экономная: вместо шести гласных мы употребляем десять, зато экономим пятнадцать букв на мягких согласных.

И-МИЛ Ы-МЫЛ

Я-МЯЛ А-МАЛ

Ю-ЛЮК У-ЛУК

Ё-НЁС О-НОС

Звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что слышим, буквы – в царстве того, что видим.

В ритмической части можно учить стихи про гласные и согласные:

 

Мы - не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи,

Произносят и слышат нас.

 

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.


Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

 


Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

С-с-с...- змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш... - шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж... - шмели в саду жужжат,
Р-р-р...- моторы тарахтят.

(В.Берестов)

Согласные мы писали синим цветом, гласные – красным, а «Й» - жёлтым, тогда я, ё, ю, и стали писать оранжевым, чтобы подчеркнуть, что в них два звука.

Первую эпоху русского языка я начала с введения именно гласных букв: А, О, У, а затем уже согласных: д, т, м, в, р.

Это делалось, чтобы можно было уже писать слова: мама, дом, вода, дар.

Чтобы лучше ориентироваться, какие буквы и когда давать, я составила таблицу на эпохи русского языка, своего рода тематическое планирование.

В нее я занесла даты уроков, буквы, которые планировала проходить, описание рисунков к буквам, слова, которые писали на эти буквы и другие задания, которые выполняла с детьми.

Но это уже работа с согласными звуками.

Тематическая таблица и описание работы с согласными буквами будут в другой статье.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...