Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Еще один важный момент: постепенность изложения. Благодаря этому восстанавливается не только временная последовательность, но и оценка событий «вызревает» постепенно, так же, как в реальной жизни.




Преимущество «Книги жизни» в том, что эта постепенность представлена постранично. Сознание детей, переживших разрыв с семьей и зачастую неоднократные перемещения, хаотично и фрагментарно, как и их жизнь, поскольку единственный механизм защиты у них – это вытеснение непонятных или тяжелых моментов. В результате с воспоминаниями происходит то же, что с кинопленкой, из которой вырезаны куски: они становятся разрозненными и смешиваются в беспорядке. С этим связаны многие нарушения памяти, а как следствие – нарушения мышления и поведения у таких детей; хаотичность распространяется на все сферы внутренней жизни.

Благодаря составлению «Книги жизни» недостающие фрагменты восстанавливаются и выстраиваются вместе с сохранными воспоминаниями в единую последовательность.

По сути, единственная сессия, в которой Витя был активен, – это сессия, когда он нарисовал рисунок семьи и давал комментарии к нему. Он не хотел говорить об истории жизни, но согласился нарисовать рисунок. Вверху листа – густая красная штриховка. Мальчик сказал, что это – надпись, и прочитать ее может только отец. Эта штриховка совсем не похожа на надпись, это жирный красный зигзаг. Но очевидно, что для мальчика это было его обращение к отцу. Он рисовал зигзаг резкими движениями с сильным нажимом, изображение состояло из ломаных линий, разбросанных в пространстве. Внизу листа был расположен рисунок семьи с подписями, кто есть кто. При этом мальчик сказал, что это не его семья. Когда ребенок сопротивляется предложению нарисовать свою семью, ему можно сказать: «Ну хорошо, нарисуй какую-нибудь семью, не свою». Отрицательная формулировка все равно содержит в себе отсылку к личному опыту: единственная семья, которую ребенок хорошо знает, это его семья. Он будет изображать ее, играя в семью животных, рисуя «не свою» семью и т. д. Витя нарисовал ребенка и сказал: «Это маленький, у него кровь течет». Рядом он нарисовал маму с квадратным силуэтом, с неестественной, растянутой улыбкой и лицом клоуна. Затем он нарисовал папу с большим кулаком: «Папа бьет маленького, у маленького кровь течет», – повторил он еще раз. Это были слова про его любимого папу, который «никогда ему ничего плохого не делал» (!). Затем мальчик сказал: «Это я, Витя», – и нарисовал фигурку, к которой сделал подписи: «Я крут», «Я – Big boy» (большой мальчик). Одновременно слово «boy» (бой) он употреблял в разговоре со специалистом в значении «драка».

После таких откровенных комментариев он вообще отказался что-либо делать, и дальше работа шла с его пассивным участием только с документами и фотографиями. Фотографии из дошкольного детства у него, к счастью, были.

Значимым шагом в работе было изображение линии перемещений мальчика на одном листе с указанием названий всех учреждений и стрелками, символизирующими переезды. Комментарии здесь были минимальны. Текст был следующий: «Роддом… Адрес родительского дома… Школа-интернат №… Ты пошел в первый класс и учился там до 2003 года. Затем тебя перевели в детский дом №…, и ты учился в школе №… И затем тебя перевели в детский дом №… Зачислен 13 января 2005 года, и в настоящее время ты живешь в этом детском доме и учишься в школе №…». Над этим листом мальчик тоже «зависал». Он, в принципе, знал свой жизненный путь, но ему было важно, чтобы все было представлено на одном листе как единая последовательность.

«Линия жизни», изображенная на одном листе в виде рисунка, – это восстановление всего жизненного пути ребенка со всеми перемещениями. Родильный дом, кровная семья, интернат, потом один детский дом, потом другой. Важно, что это целостный зрительный образ, а не просто фрагменты и кусочки, которые до сих пор были представлены в его сознании. У мальчика в приведенном примере преобладало конкретное мышление, он не был склонен к рефлексии и жил «настоящим моментом», то есть был очень импульсивен. Для него было важно все, что представлено образно и в едином пространстве, что доступно для восприятия одномоментно.

Специалисты поместили в «Книгу жизни» медицинские сведения о его заболеваниях, прививках, которые, кстати, он тоже изучал с большим интересом.

В ходе работы с «Книгой жизни» у детей могут возникать очень сильные чувства, в том числе негативные. Они могут пугаться своей большой откровенности, того, что слишком близко подошли к глубоким и сильным переживаниям. В такие моменты дети нуждаются в смене позиции – с активного участия на пассивное. Это не означает, что работу над «Книгой жизни» нужно прекратить, просто формы работы должны быть гибкими. Задача взрослых состоит в том, чтобы обеспечить эту гибкость, в том числе иногда за счет перерывов. Специалисты могут продолжать работать над «Книгой жизни» и предоставлять ребенку возможность следить за продвижением этой работы. Таким образом, позиция ребенка остается пассивной, но он все равно участвует. Есть периоды более активных комментариев, «рефлексивной» работы, связанной с оценкой и переживаниями, и периоды более сдержанного изложения фактов.

Мальчику Вите создание «Линии жизни» позволило переключиться с драматических частных подробностей на создание целостного образа его жизненного пути. Кропотливая работа сотрудников с документами, позволившая зафиксировать подробности раннего детства мальчика, касающиеся состояния его здоровья и развития, принесла результаты, которые были интересны для ребенка как новая для него информация, а также как новый для него опыт отношения к нему взрослых людей. В ходе этой работы мальчик почувствовал свою значимость для других людей, может быть впервые в жизни.

После этого эмоционального «тайм-аута» стало возможным продвигаться дальше в комментариях относительно его чувств в отношении семьи. Следующая запись была такой: «Для твоих родителей очень важно, что ты появился на свет. На момент рождения они не были зарегистрированы как муж и жена, но они жили вместе, а следовательно, являлись гражданским мужем и женой. Они твои папа и мама. Как вы жили первые два года твоей жизни, мы не знаем. Ты любишь своих родителей, и потому не хочешь говорить о семье, так как хочешь гордиться своими родителями и не обсуждать с посторонними проблемы своей семьи». Фактически здесь приведены его собственные слова, но дополнительная информация, которая здесь заключена, касается того, что в его семье было что-то плохое, о чем он не хочет говорить, потому что любит своих родителей. Этим признается его право на частную жизнь, это фиксируется документально. При этом признается, что в семье были проблемы.

Дальше специалисты внесли в «Книгу жизни» описание разлуки с семьей: что произошло и почему это произошло, и поместили на эту страницу последнюю из фотографий, на которой Витя с отцом и бабушкой. В комментарии написано: «Когда тебе было два года… января 1996 года, твоя мама умерла. Известно, что она умерла от сердечной недостаточности, вызванной частыми побоями». В комментарии не написано открыто, что папа бил маму. Но ребенок на самом деле это знает. Специалистам сложно было решить, как обойтись с информацией о том, что папа фактически убил маму. Это очень тяжелая информация, но это правда, которую как-то нужно было отразить. Ранее в комментариях было написано, что характер у папы был крутой и он бил маму. И комментарий относительно того, что мама умерла от частых побоев, – тот минимум, который можно и нужно написать, и при этом он очень сдержанный. В этом разделе нет никаких комментариев мальчика, понятно, что просить у него комментариев относительно этих событий не стоило в момент работы над «Книгой жизни», это можно сделать когда-либо в дальнейшем, когда он будет готов говорить о таких тяжелых событиях в своей жизни.

Следующее, что написали специалисты: «Маленькие дети любят своих мам, так как мама заботится о них, дарит им тепло и любит их, и ребенок тяжело переживает разлуку с мамой. Для тебя маленького это было очень плохое событие в твоей жизни – потерять маму, но ты пережил это, так как у тебя были папа, бабушка и родственники, в том числе дядя, папин брат». Тут же были указаны имя и фамилия дяди, дата его рождения и информация о семье дяди, его жене. Это упоминание о расширенной семье и кровных родственниках носит ресурсный характер. Судя по тому, что дядя женился, имел постоянную работу и никогда не сидел в тюрьме за жестокое обращение, он социально сохранный человек, и было известно, что он заботился о маленьком Вите. Это информация о «сохранной части» его кровной семьи и возможная перспектива родственной поддержки в будущем. Также в этом комментарии отражено то, что папа и бабушка все равно к самому мальчику сохраняли теплые чувства и готовы были заботиться о нем.

Раскрашивание картинок и сочинение историй – одна из форм «проективной» работы с чувствами ребенка в отношении его кровной семьи. На следующем листе «Книги жизни» было помещено печатное изображение дерева с контурными изображениями человечков. У них разные выражения лиц, разные позы и расположение в пространстве: на верхушке дерева, в середине, у подножия. Кто-то из них изображен падающим, кто-то устойчиво стоящим, кто-то сидит одиноко и в стороне, кто-то в обнимку с другим человечком и т. д. Витю попросили найти на этом дереве себя и свою семью и раскрасить выбранные силуэты. Он яркими и позитивными цветами раскрасил свою семью, зарисовав себя теми же цветами, что папу и бабушку. Это изображение близости. Мальчик идеализирует свою семью, и с этим надо считаться. Комментарий к этому рисунку: «Ты любишь свою семью, она очень важна для тебя».

Далее была помещена детская фотография с подписью: «После смерти мамы о тебе заботилась бабушка. У папы начались неприятности, он попал в тюрьму». Причина не указана подробно, но факт отражен. «О тебе заботилась бабушка, но потом по состоянию здоровья ей это стало тяжело, и тебя перевели в детский дом». Для взрослых понятно, что при попадании отца в тюрьму пожилая бабушка может отправить ребенка в детский дом. Но для ребенка очень важно, что бабушка не просто не захотела заботиться о нем. Дело было в том, что она – старая женщина, и у нее не было сил заботиться о маленьком мальчике, который требовал большого внимания и сил. При этом бабушка продолжала его навещать в детском доме, и это тоже отражено в «Книге жизни». Когда у человека во взрослом состоянии возникают сомнения, что его любили, что он был нужен, важно иметь какое-то материальное свидетельство, что это было действительно так. В этой истории такие свидетельства есть. Пусть Витины родители не могли дать ему весь объем любви, пусть они давали ему какой-то минимум с точки зрения посторонних людей, но это было хоть что-то, и мальчику важно это знать. Поскольку ребенок не давал никаких комментариев и отказывался говорить о своих чувствах, приходилось опираться на косвенные признаки и интерпретации. Например: «Это было трудное начало жизни для тебя. И никому не пожелаешь, чтобы так складывались обстоятельства. Но ты это пережил, потому что в тебе есть жизненная сила».

Очень важно находить и фиксировать положительные черты не только в прошлом, но и в настоящем, в том числе в описании личности и характера ребенка. Дети воспринимают себя через призму отношения к ним взрослых, «социальное зеркало» является не только портретом ребенка, но и своего рода «программой действия». Если ребенок воспринимает себя как «плохого», то он и ведет себя как плохой. Исправлять свои негативные черты может только тот, кто воспринимает себя в целом как хорошего. В этом случае негативные поступки становятся чем-то чужеродным, что можно и нужно исправить. Отражение положительных черт – это не приукрашивание действительности, а борьба за позитивный взгляд человека на самого себя. Описание жизни Вити в интернате в настоящий момент основывалось на этом принципе.

Очень важно находить положительные черты и фиксировать их: «Ты живешь дальше, ты познаешь мир. Ты многого не понимаешь, поэтому иногда злишься и дерешься. Ты всегда был подвижным, сообразительным ребенком, любящим спорт, а не учебу». У Вити были большие проблемы с учебой и он был гиперактивен. Специалисты не переиначивали этот факт, но кроме негатива, который имел место, находили позитив и отражали его: «Ты дрался, когда тебе казалось, что тебя не понимают или просто ты злился. Тебе все давалось нелегко, но все равно ты стремился к успеху». Это – правда, у этого мальчика было стремление к успеху. «Тебе нравится помогать другим и общаться, поэтому у тебя всегда были друзья». Это тоже правда. «Тебе нравятся мальчишеские проделки, и вел ты себя часто не очень хорошо, но для мальчика это обычное поведение. Однако важно, чтобы твои проделки не причиняли вреда тебе и окружающим». Поведение этого мальчика не всегда было безобидным. Надо было честно признать этот факт. И в то же время в этом замечании есть тот потенциал, на который можно опереться в дальнейшей работе по изменению поведения мальчика к лучшему.

Детям, пережившим потерю, очень важно сохранять контакты со значимыми людьми, которые когда-либо возникали в их жизни. Специалисты нашли фотографию Витиных друзей из интерната и поместили ее в «Книгу жизни» с комментарием: «Это друзья из детского дома №… и девушка из Фонда „N“, которая тебя посещала». Это также факт, что он кому-то был интересен во внешнем мире. Работа с «Книгой жизни» – это умение фиксировать те крохи информации, которые есть, замечать и не пропускать их. Это то же самое, что работа разведчика, в которой нет ничего не важного.

Если фотографий достаточно, то предпочтительно выбирать наиболее яркие и эмоциональные, чтобы создать позитивный фон и максимально позитивное отношение ребенка к его жизни.

Витя был не особенно склонен к разговорам. В «Книге жизни» эта особенность его характера отражена следующим образом: «Ты не разговорчив, ты не любишь говорить о себе. У тебя богатый внутренний мир, но ты часто скрываешь свои переживания или не можешь их выразить, и из-за этого становишься агрессивным, не можешь сдерживать свои отрицательные эмоции. У тебя бывают трудные моменты, но они проходят, тебе важно, чтобы в эти минуты тебя кто-то поддерживал, и чтобы все-таки к тебе хорошо относились. Тебе хочется быть успешным, хотя успех тебе нелегко дается, и ты гордишься, когда у тебя что-то получается, ты не останавливаешься на этом, а стремишься к еще большему успеху». У каждого ребенка есть свои личностные особенности, и очень важно отразить то позитивное, что в них есть, и зафиксировать документально, чтобы потом в те самые «трудные моменты» ребенок мог обратиться к «Книге жизни», где написано, что он – хороший, причем написана правда с точки зрения других людей – взрослых.

У Вити, как у любого другого ребенка, были свои увлечения. Он проявлял большой интерес к акробатам в цирке и сам был гибким и ловким мальчиком. Поэтому в «Книге жизни» есть фотография циркового акробата и запись: «У тебя большой потенциал. У тебя есть интересы и любимые занятия. Когда ты был в цирке и увидел акробатов, они тебя сильно впечатлили. Ты заинтересовался этой профессией, и – кто знает, – может быть, в будущем ты будешь акробатом. Также ты танцуешь брейк – нижний и верхний». На следующей странице – фото брейк-танцора из журнала. Написано: «Ты любишь показывать разные элементы из брейка». Некоторые записи в альбоме – это напечатанный с компьютера текст, а некоторые записи сделаны от руки. Они воспринимаются как что-то более личное, неформальное. Запись, сделанная психологом «вручную», – слова мальчика: «Я люблю белых медведей и еще мне жалко бездомных собак», – сопровождена рисунком белого медведя карандашом.

В «Книге жизни» Вити все время оставлялись свободные пустые места, чтобы ребенок сам мог дорисовать или прокомментировать позже то, что сочтет нужным. По мере продвижения мальчик все больше начинал интересоваться этой работой. То есть он приходил и говорил: «Ну, какая там погода, как что? А, кстати, как там моя „Книга жизни“, вы чего-нибудь новое туда написали?» – «Хочешь чего-нибудь туда написать?» – каждый раз спрашивали его. «Нет, нет, мне это неинтересно», – говорил он, подходил к столу и начинал подцеплять пальцем страницы. Иногда он не открывал Книгу сам, тогда психолог открывал ему какую-нибудь страницу, он рассматривал, а потом говорил: «Ну ладно, я пошел играть». В начале работы он грубил, не хотел разговаривать, залезал под стол. В конце этой совместной деятельности он стал заходить каждый день и спрашивать про свою «Книгу жизни». Он предпочитал хранить ее в кабинете психологов, для него это была гарантия сохранности Книги. Для ребенка, который всю жизнь прожил в интернате и никогда не имел ничего своего, кроме внутренних воспоминаний, «Книга жизни» стала первым внешним объектом, который был квинтэссенцией его жизненного опыта и символом того, что он имеет какое-то значение для других людей. Кроме того, он почувствовал доверие ко взрослым.

В «Книге жизни» фиксировались текущие события его жизни: «Лето 2005 года ты провел в Евпатории в лагере, где ты купался в море и ходил в аквариум». Это был его отзыв, то, что он запомнил из своего отдыха. «Ты пользовался популярностью у девочек и танцевал с ними на дискотеке». Это было очень важно, потому что у Вити начался период «первых влюбленностей», и это значимый важный факт для мальчика, который очень часто дрался и которому трудно устанавливать отношения. Необходимо отражать в «Книге жизни» возникновение теплых чувств и привязанностей у детей, имеющих проблемы в этой сфере. Также существенен акцент, сделанный в этой записи: «Ты пользовался популярностью у девочек». Не просто то, что ему нравились девочки, а то, что он кому-то нравился, в том числе девочкам.

Витя идеализировал свою кровную семью и был против устройства в приемную семью. Он хотел вернуться в свою семью, однако это было невозможно. В «Книге жизни» это было отражено следующим образом: помещена его фотография с директором детского дома и следующая подпись: «Твой папа лишен родительских прав, поэтому ты к нему вернуться не можешь. Ты регулярно встречаешься с бабушкой, с папой реже, но тоже видишься. Ты верный человек, ты любишь свою семью и хочешь жить дома, но так сложились обстоятельства, что это невозможно, и ты живешь в детском доме №…».

Опасный момент, когда взрослые, замешкавшись, дают ребенку выбор решать свою судьбу, или, вернее, повод думать, что ребенок сам решает глобальные вопросы. Тогда на ребенка ложится ответственность за этот выбор, и он начинает считать, что он предатель, что он виноват в произошедшем (изъятие из семьи, смерть родителей и т. п.). Вообще дети часто принимают на себя ответственность и испытывают чувство вины за то, что их забрали из семьи, как будто они могли что-то сделать, чтобы воспрепятствовать этому. «Ты бы хотел, но ты не можешь», – в записях такого рода, по сути, простыми словами отражено, что так сложились обстоятельства и что это не вина ребенка. И здесь отражено желание ребенка жить со своей семьей. Таким образом, это снятие ответственности с него самого и расставление всего по своим местам. Это восстановление справедливости, поскольку вся ответственность за произошедшее принадлежит взрослым.

Описание настоящего – это возможность научить ребенка думать не только о прошлом, но и о текущем моменте жизни. «Ты живешь в детском доме №…, где у тебя есть друзья, где тебе уделяют много внимания. Тебе готовы помочь, чтобы ты вырос здоровым, умным и добрым человеком. В твои 11 лет для тебя открыты многие возможности, и хочется, чтобы у тебя все сложилось удачно». Это не просто создание какой-то иллюзорной, идеальной картинки, это на самом деле отношение к ребенку и доброе напутствие ему на будущее. Нет гарантии того, что все будет именно так, как написано, но это – пожелание с верой в ребенка, добрые слова, к которым он сможет возвращаться. Такого рода вещи имеют отношение к понятию «родительское благословение», которое негласным образом (хотя в прежние времена это был целый ритуал) все родители дают своим детям. Это то, с чем ребенок идет по жизни и что дает ему силы преодолевать трудности и добиваться успеха.

Работа над «Книгой жизни» может приостановиться, если ребенок временно утратил к ней интерес или ему требуется время для осмысления. Но для ребенка «Книга жизни» – это материальное свидетельство о прошлом и ресурс на будущее.

Заканчивая описание этого примера, нужно отметить, что к концу работы мальчик стал очень интересоваться своим альбомом. Немного улучшилось его поведение, и он даже извинился перед психологом за то, как вел себя сначала: «Вы знаете, простите меня, пожалуйста». Для мальчика, который ругается матом, курит, много дерется и бравирует тем, что ничего не боится, извиниться перед кем-то по собственной инициативе многое значит.

При следующем перемещении Витя забрал свою «Книгу жизни» с собой.

Невозможно изменить судьбу ребенка, но возможно разделить ее с ним в той степени, в какой взрослые на это способны. «Книга жизни» – одно из средств для этого.

Глава 10

Задача приемного ребенка – «совмещение» своих статусов, как члена двух семей

С возрастом и с течением времени у каждого человека происходит формирование его личности со всеми ее индивидуальными особенностями. При этом личность человека формируется не в безвоздушном пространстве, это процесс, в большой степени зависящий от окружения ребенка, его «социального зеркала». Реакции значимых взрослых, их оценки и отношение оказывают формирующее воздействие и на отношение ребенка к самому себе, и на особенности его личности как таковой. При этом чувство «Я» вырастает из чувства «мы», и изначально формирование личности и осознание индивидуальных особенностей происходит благодаря сравнению себя с близкими, постепенному осознанию своего отличия от них и своей общности с ними. Для любого человека крайне важно ощущение своей родовой и групповой принадлежности через понимание того, чем «я похож на своих», что объединяет с ними кроме взаимных чувств. С другой стороны, для того, чтобы ощущать себя самим собой, человеку важно замечать свои отличия, особенности.

Когда ребенок теряет свою семью, нарушается его чувство принадлежности, возникает ощущение беззащитности и неадекватности. Также осложняется процесс личностного формирования ребенка. У приемных детей проблемы формирования идентичности могут усиливаться в том случае, если по каким-то причинам ребенок оказывается поставлен перед выбором, кому он больше верен: приемной или кровной семье. Реальность такова, что приемные дети по своей судьбе являются членами двух семейных систем – кровной и приемной. У каждой из них есть свое место в жизни ребенка: в кровной семье ребенок появился на свет, в приемной получил любовь, заботу и возможность полноценно прожить свою жизнь. Хорошо, если приемные родители признают этот факт и помогают ребенку (иногда с помощью специалистов) принять это и найти место в сердце для каждой из семей. Тогда ребенку не приходится чувствовать себя «предателем» в отношении кровной семьи, если он любит приемных родителей, и не надо провоцировать разрыв с приемной семьей, если он хочет сохранить лояльность своей кровной семье. Такого рода негативные последствия возникают неизбежно, если делается попытка вычеркнуть кровную семью. В других жизненных ситуациях, когда люди вступают в повторные отношения (новый брак, появление сводных братьев и сестер в семьях, наконец, новые дружеские отношения), никому не приходит в голову требовать, чтобы партнер «забыл» все, что было раньше в его жизни. Обычно люди просто требуют уважения к себе и признания приоритета актуальных отношений. И в свою очередь в ответ они уважают прошлое своего близкого. «Дружить» бывшими семьями совершенно не обязательно, но уважать чувства своего близкого человека, связанные у него с прошлым, – это проявление принятия самого человека.

При попадании ребенка в приемную семью по мере укрепления взаимной привязанности новые семейные отношения начинают оказывать влияние на развитие личности ребенка, постепенно задавая новые ориентиры. Зачастую эти ориентиры отличаются от тех, которые были у ребенка прежде в кровной семье, в учреждениях. Например, кровная семья ребенка большая, пьющая, общительная, с бурными праздниками и громкими скандалами, взрослые там не уделяли внимания чистоте и опрятности, однако внушали детям, что «наша семья хорошая», «мы все вместе – сила» и т. п. Очень многие вещи не говорятся вслух прямым текстом, а существуют негласно, и ребенок усваивает их на бессознательном уровне. Любовь к своей семье, чувство гордости за нее, ощущение защищенности и самоуважения – это основа жизни для любого человека, и это напрямую связано с чувством принадлежности к своей семье. Чувство «мы» в учреждении могло быть основано на следующих позициях: «Мы – дети, потерявшие связь со своими близкими, но нас так просто не возьмешь: мы не будем подчиняться вашим правилам, мы достаточно смелые для того, чтобы нарушать законы. Если захотим, можем взять то, что нам нравится, не боимся драться и вообще ничего не боимся». Когда ребенок попадает в приемную семью, для него задача адаптации к семье будет состоять не только в том, чтобы привыкнуть к правилам и установить личные отношения с каждым членом семьи. «Внутренней» задачей для ребенка станет поиск своего сходства с этими людьми и возможность принять их жизненные принципы. Очевидно, что ребенку легче будет принять те жизненные принципы, которые перекликаются с усвоенными в раннем детстве. Наиболее трудно и драматично будет происходить усвоение тех принципов, которые противоречат первичным ориентирам, хотя зачастую ребенок может их даже не осознавать, воспринимая как данность. Принятие ребенком ценностей приемной семьи и присоединение к ней в большой степени зависит от того, насколько острыми будут противоречия такого рода. Присоединение к новой семье происходит относительно благополучно, если есть баланс между тремя процессами: сохранение неизменными тех жизненных ценностей ребенка, которые приемлемы в новой ситуации; частичные изменения в соответствии с изменившейся жизненной ситуацией; принятие новых ориентиров. Когда от ребенка требуют слишком глубоких и быстрых изменений, он внутренне отгораживается, делая вид, что «играет по правилам», а на самом деле остается верным принципам, усвоенным в детстве. Подобного рода подавление создает напряжение, которое через некоторое время прорывается в виде провокативного поведения или эмоционального срыва, суть которого – стремление отделиться от новой системы (семейной системы), сохранив свою идентичность.

В благополучных случаях в новой семье взрослые не только стремятся привить ребенку свои ценности, но и уважают те приемлемые ценности, которые у ребенка уже есть, признают его право на отличия. Они стремятся увидеть в ребенке хорошее, а также дают ребенку достаточно времени на изменения. В этих случаях ребенок не воспринимает необходимость изменений как угрозу своей внутренней целостности и действительно постепенно начинает присоединяться к новой системе. Успешность адаптации ребенка в новой семье зависит от двух вещей. Первое – это формирование взаимной привязанности на эмоциональном уровне между родителями и детьми; второе – возможность сочетать два своих статуса: осознание своего места в своей кровной семье и в своей новой приемной семье. Если приемные родители признают родовые корни своего приемного ребенка, не осуждая их, то ребенку нет нужды защищать свою кровную семью, поскольку на нее никто не нападает. И тогда ему не нужно проявлять верность, повторяя плохие поступки. Так решается проблема «лояльности» к кровной семье.

Так называемая физиологическая, генетическая наследственность имеет гораздо меньшее влияние на будущее детей, чем социальная и духовная наследственность. Неспособность любить своего ребенка, неумение заботиться о нем зачастую передается из поколения в поколение. Неблагополучие в детско-родительских отношениях почти всегда указывает на неблагополучные отношения родителей с их родителями в детстве. За рубежом социальные работники, занимающиеся приемными детьми, в том числе составлением их жизненных историй, учитывают это (Vera Fahlberg, 1990). Этими специалистами было замечено, что многие кровные родители, жестоко или пренебрежительно обращающиеся со своими детьми, имеют значительные пробелы в знании о собственном детстве и своей жизни. Тогда, чтобы помочь ребенку, опытные социальные работники начинают работать с его кровными родителями, помогая им восстановить историю их жизни и проработать ее.

Глава 11

Тайна усыновления: кому от нее жить хорошо?

В нашей стране действует закон о тайне усыновления, и в настоящее время родители имеют юридическое право ничего не рассказывать своему ребенку о его настоящем происхождении. Поэтому некоторые родители меняют ребенку не только его фамилию, имя и отчество, но и дату и место рождения. Позиция специалистов, работающих в сфере семейного устройства, в отношении тайны усыновления такова: право родителей решать, говорить ли им об этом с ребенком, дело специалистов – обозначить все возможные негативные и позитивные моменты, связанные с обоими решениями. Также задача специалистов – помочь родителям, которые считают, что будет правильным, если ребенок узнает правду о себе от самых близких для него людей. Помочь им построить общение со своим ребенком на тему его прошлого, поскольку «разговор» в данном случае означает не одну беседу, а длительную последовательную работу.

Почему приемные родители могут не хотеть говорить с детьми об их прошлом?

Опасение первое. Люди опасаются социального осуждения и по отношению к себе, и по отношению к ребенку. По отношению к себе в том случае, если у родителей есть психологическая травма в связи с отсутствием у них кровных детей. Тогда люди могут прибегать к имитации беременности, переездам, создавая для окружающих предпочтительный для них вариант появления ребенка. Когда люди опасаются социального отвержения своего ребенка, они обычно говорят о том, что «у нас агрессивное общество», «очень много стереотипов о детях из детских домов – умственно отсталые, плохая наследственность, потенциальные преступники».

На самом деле: когда родители боятся социального осуждения, они автоматически приписывают всем окружающим людям агрессивные намерения, считая их неспособными с уважением и пониманием отнестись к приемной семье. Таким образом, они все время живут под дамокловым мечом своего страха, ощущая себя под угрозой. Кроме того, такие родители и сам ребенок оказываются не готовы к ситуациям действительного проявления социальной агрессии, риск которой все равно сохраняется, даже в случае сокрытия информации: случайные свидетели, соседи, внезапное появление кого-то из членов кровной семьи, найденные ребенком документы и т. д.

 

пример:

Женщина обратилась с десятилетним приемным ребенком за консультацией к специалисту. Она жаловалась на то, что в буквальном смысле сходит с ума от протестного поведения своего приемного сына, он как будто провоцирует ее на разрыв отношений с ним, и ей кажется, что это «гены». При этом на вопрос о том, работал ли кто-нибудь с ребенком на тему его прошлого и знает ли он о своем происхождении, приемная мать удивилась: «А зачем? Ребенок – это чистый лист, что я в него вложу, то и будет». На вопрос о том, проходила ли она тренинг в «Школе приемных родителей» и знает ли она о возможных проблемах приемных детей, она опять спросила: «А зачем? Ребенок – он и есть ребенок, его важно любить и воспитывать, этого достаточно». Тогда специалисты спросили ее, имеет ли она в настоящий момент возможность получить поддержку и информацию от других приемных родителей и специалистов. На что опять последовал вопрос: «А зачем? Вы поработайте мне с ребенком, чтобы он стал вести себя нормально, а из окружающих никто не знает, что он у меня приемный, потому что люди злые». При этом специалисты обратили ее внимание на очевидное противоречие: она, полностью отрицая необходимость работы с прошлым ребенка, обращается именно к тем специалистам, которые работают с приемными детьми. При ее позиции логичнее было бы пойти в обычный центр за психологической помощью и продолжать скрывать прошлое ребенка. Женщина испытала некоторое замешательство и признала, что все же особая ситуация с происхождением ее ребенка имеет значение при тех трудностях, которые они сейчас испытывают. И что она просто не знает, как со всем этим быть. В результате специалисты предложили ей разделить проблемы ребенка на актуальные (аффективная неустойчивость и поведенческие проблемы), которые можно решать с психоневрологом и психологом в обычном консультативном центре, а затем, когда напряжение в отношениях снизится и они станут более позитивными, начинать работать с историей жизни ребенка, цель которой – прийти к близости со своим ребенком, преодолев смутное недоверие ребенка и внутренние страхи матери, которые их разъединяют.

 

комментарий:

Этой приемной маме потребовалось время на то, чтобы преодолеть свои страхи. По сути то, что ей сказали специалисты, не было для нее новостью. Она сама чувствовала, что источник трудностей в отношениях с ребенком – замалчивание темы его прошлого. Тем не менее у многих родителей в качестве мотива обращения к специалистам выступает намерение «починить» плохое поведение ребенка без обращения к нежелательным для них вопросам.

 

Опасение второе. Некоторые родители полагают, что можно нивелировать потенциально вредное влияние среды, из которой произошел ребенок, тем, что ребенок ничего не будет про это знать. И что тогда ребенок, считая, что принадлежит к их семье, будет во всем походить на них, и они сформируют его таким, каким хотят его видеть (теория «чистого листа»).

На самом деле: этот страх очень тесно связан с социальным стереотипом «дурной наследственности». Родители очень боятся пресловутой генетики. При этом научно доказано, что наследственность – это природный потенциал, а то, как он реализуется, зависит от среды. Гена «проституции» и «воровства» не существует. При алкоголизме наследуется скорость привыкания к алкоголю – в том случае, если человек начнет регулярно употреблять спиртное. Однако станет человек выпивать или нет, зависит от его личных предпочтений и воспитания. Опыт показывает, что очень многие люди, выросшие в алкогольных семьях, не становятся алкоголиками, и наоборот – иногда сильно пьющими становятся дети непьющих родителей. Также информативны исследования близнецов: когда дети с одинаковыми задатками, выросшие в разной социальной среде, имеют разные судьбы. Примеры детей из одной семьи, когда судьба одного ребенка благополучна, а другого нет, может вспомнить практически каждый человек. Существует достаточно много профессиональных исследований, доказывающих, что проблемы детей в приемных семьях связаны с психологическим неблагополучием: либо у ребенка, либо у приемных родителей. Напротив, известны примеры благополучного устройства в приемные семьи детей-инвалидов, в том числе с наследственными заболеваниями. Благополучным считается такое устройство, когда формируется взаимная привязанность ребенка и родителей друг к другу и ребенок растет в семье до совершеннолетия.

Справляться с рисками, которые связаны с неблагополучной наследственностью, легче, когда это становится предметом открытого обсуждения в семье: «У твоих родителей были такие-то или такие-то проблемы, и это означает, что ты тоже можешь с этим столкнуться, и тебе трудно будет с этим справляться. Мы будем тебе в этом помогать. Когда ты преодолеешь это / справишься с этим, то это будет победа не только для тебя, но и победа для твоих родителей, потому что они тоже наверняка хотели с этим справиться, но не смогли». Знание о своей кровной семье и тех проблемах, которые там были и привели к катастрофе, – это еще один повод для ребенка восстановить жизненную справедливость, справившись с той проблемой, которая разрушила его семью. Важно: не п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...