Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка программной сетки вещания




 

Сетка вещания является результатом выстроенной программной политики, опирающейся на собственное понимание радиоканалом своей миссии и на изучение спроса аудитории. Программная сетка необходима для четкого структурирования эфира: она показывает соотношение и временные доли программ, дает возможность соотносить время выхода с активностью различных сегментов аудитории, показывает соотношение разовых и серийных программ. Составляются месячные, квартальные и годовые сетки программ, на основе которых осуществляются производство программной продукции. Сетка программ является стратегическим документом, поскольку отражает программную политику компании и показывает объемы контента, необходимые для наполнения эфира.

В сетке указано почасовое время размещения программ, однако существуют и более детальные сетки, учитывающие рекламные блоки и небольшие программы. Программы размещаются в сетке соответственно времени и дня недели, что позволяет видеть недельное размещение программ в эфире.

При программировании особое значение придается объему аудитории в тот или иной момент времени.

В данном случае мы можем провести параллель с телевидением, ведь радио и ТВ - электронные (аудиовизуальные) СМИ, и во многом принципы формирования программной сетки у них схожи.

"Периоды телесмотрения (part-time) учитываются в программировании и подразделяются на прайм-тайм (prime-time) и офф-тайм (off-time). Выделяют 4 характерных промежутка телесмотрения: утро - с 07:00 до 09:00, день - с 09:00 до 17:00, вечер - с 17:00 до 23:00 и ночь - с 23:00 до 07:00. Прайм-таймом на телевидении является период с 17:00 до 23:00" [7, с. 135].

Программирование сетки начинается с прайм-тайма в будние дни с понедельника по четверг. Следующими программируются выходные дни и вечер пятницы. Далее происходит построение дневного эфира выходных, а затем формируется сетка будних дней: утро, день и ночь.

При всём этом различают два принципиальных подхода к программированию: активный и пассивный. Сетка активного программирования составляется без учета размещения программ на конкурентных станциях. Более того, активное программирование направлено на формирование новых предпочтений аудитории с учетом изменений на медийном пространстве. Обычно такое программирование используется новичками, имеющими сильные позиции на рынке и обладающими значительными ресурсами. Таким новатором в свое время стало "Альфа-радио", которое в один момент перевернуло радио-рынок Беларуси и отодвинуло на второй план прочие радиостанции. Благодаря своему нетривиальному подходу "Альфа-радио" надолго завоевало место в лидерах радио-рынка. Пассивное программирование остается на долю новых радиостанций, выходящих на медиа рынок, либо станций, ориентированных на узкую аудиторию. Для пассивного подхода к программингу характерна ориентация на существующие особенности восприятия и на устоявшийся формат.

В своей работе "Минская волна" использует такой подход к программированию, который нельзя однозначно назвать активным или пассивным. Присутствуют признаки как первого, так и второго. Например, "Минская волна" осуществляет ввод рейтинговых программ и "приучает" слушателей к своей эксклюзивной информации. В то же время, как радиостанция, появившаяся в ФМ-пространстве относительно недавно, она вынуждена ориентироваться на тайм-слоты уже закрепленные в сознании радиослушателей в течение многих лет.

В зависимости от периодичности выхода "имеется несколько вариантов размещения программ в эфире: вертикальное, линейное [горизонтальное] и блоковое программирование" [3, с. 62].

Линейный (горизонтальный) подход к программированию полагает размещение программы ежедневно в одно и то же время; исключение составляют выходные дни, когда прослушивание изменяется, и программы размещаются в эфире сообразно этим изменениям. В основе горизонтального (линейного) программирования лежит принцип всеохватности. Радиостанция, программируя сетку вещания, закрывает все жанрово-тематические ниши, пытаясь удовлетворить потребности всей потенциальной аудитории, не разбивая ее на целевые группы. В рамках этой стратегии сетка вещания ориентирована на аудиторию с разными социальными, демографическими, половозрастными характеристиками [10, с. 376].

Так как процесс производства такого количества разнообразных передач трудоемок, большинство коммерческих радиостанций ведет узкое, или специализированное, вещание, что в свою очередь отражает стратегию вертикального программирования, при котором подразумевается полное соответствие стилю жизни определенного слоя населения. Такая радиостанция не может быть всеохватной, она должна выбрать аудиторию и заниматься только ее информационными, эстетическими, культурными потребностями. Стратегию вертикального программирования многие теоретики радио связывают с понятием "формат" [10, с. 377].

Однако оптимальным считается программирование по блокам, когда одни и те же программы повторяются в эфире радиостанции несколько раз в течение дня. Обычно такие программы формируются в блоки [10, с. 377]. "Минская волна" придерживается данной стратегии как в музыкальном программировании (используются тематические музыкальные блоки), но также в эфир в течение дня выходят передачи с повтором.

В дополнение к вышесказанному при программировании радиоэфира можно выделить темп вещания. В первую очередь он определяет хронометраж программируемых отрезков. Медленный темп подразумевает заполнение сетки вещания крупными элементами - продолжительностью звучания от 30 до 60 минут. Быстрый темп вещания подразумевает дробное программирование. Максимальная продолжительность звукового отрезка не более 15-20 минут [10, с. 378].

Согласно такому определению "Минскую волну" можно отнести к радиостанциям с быстрым темпом вещания.

Исследования аудитории показывают, размеры аудитории в осенне-зимний период значительно больше, чем в весенне-летний. В средней полосе европейской части России радио и ТВ наибольшую аудиторию имеют в феврале, а наименьшую - в июле. Эту специфику изменений аудитории используют почти все вещатели. Нужно также иметь в виду, что в течение суток, в будние и в воскресные дни аудитория имеет свою динамику развития и претерпевает значительные изменения.

Многолетние наблюдения показывают: на радио прайм-тайм наступает в утренние часы. В это время радио в целом имеет аудиторию даже большую, чем телевизионные каналы. Немного увеличивается аудитория также в обеденный перерыв и в вечернее время после 17.00.

В воскресные дни размер аудитории становится незначительно меньше, но увеличивается время прослушивания передач.

Ночное вещание ориентировано на отдельные слои аудитории, поэтому большинство программ направлено на узкие группы аудитории.

Эфирный день радиостанции "Минская волна" в будни распланирован примерно следующим образом.

Начало каждого часа отмечено позывным и сигналом точного времени.

С 6.00 до 10.00 утра - утренний прайм-тайм, когда люди встают и собираются начать новый трудовой или учебный день.

-10.00 в эфире утреннее музыкально-развлекательное шоу "Утро-Плюс",

- "МВ-новости",

, 08.30 - "МВ-новости. Коротко",

, 09.30 - "МВ-новости. Время местное",

- региональная программа "Люди, события, факты",

, 09.15 - новости спорта,

, 08.30, 09.30 - прогноз погоды

С 10.00-11.00 утра до 15.00-16.00дня - время, когда люди находятся на работе. Радио в данной ситуации воспринимается как фон, создавая приятную атмосферу. В эфир выходят различные по тематике передачи.

, 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00 - "МВ-новости",

(повтор в 15.05) - обзор музыкальных новинок "Fresh-hit!",

, 11.30 (кроме среды), 15.30 - тематические музыкальные блоки,

, 15.45 - региональная программа "Люди, события, факты",

(вторник) - правовая программа "Ваше право",

(среда) - информационно-аналитическая программа "Открытая студия",

(кроме среды) - обзор событий шоу-бизнеса "Звездная пыль",

- офисная игра буднего дня "Время есть!",

, 13.30, 14.30 - прогноз погоды,

- "Бизнес-ревю",

, 14.05 - программа приветов и поздравлений "Привет в обед",

(пятница) - эрудит-шоу "Светлые головы",

- "МВ-новости. Время местное",

- новинки цифровой техники "Мобилизация".

С 15.00-17.00 до 20.00 - вечерний прайм-тайм. После рабочего дня люди возвращаются домой. В это время ведущие не только настраивают слушателей на мажорный лад, но с помощью комментариев и эмоционального общения напоминают, что трудовой день завершен. В эфире много розыгрышей, викторин, новостей, различных по тематике программ (спортивные, музыкальные, светские новости, кинообзор).

, 17.00, 18.00 - "МВ-новости",

(понедельник) - "Формула безопасности",

(четверг) - "Экофакт",

(пятница) - "Вне игры",

- "МВ-новости. Время местное",

, 19.30 - тематический музыкальный блок,

(повтор) - обзор событий шоу-бизнеса "Звездная пыль",

, 18.05 - вечернее автошоу "Радиодрайв",

, 18.30 - прогноз погоды,

- итоговая новостная программа "Кстати",

(понедельник, четверг) - "Киномания",

- региональная программа "Люди. События. Факты".

С 20.00 до 00.00 - в это время в эфир выходят программы по заявкам, радио служит приятным фоном в завершении дня. Эфир не перегружен информацией.

, 21.00 - программа приветов и поздравлений "Радости жизни",

, 21.30 - прогноз погоды,

- "МВ-новости. Время местное",

(повтор) - итоговая новостная программа "Кстати",

- тематический музыкальный блок.

С 00.00 до 6.00 утра - ночное время, в эфире звучит спокойная музыка. Радиостанцию в эти часы слушает минимальное (по сравнению с другими сегментами эфира) число людей.

, 01.00, 02.00, 03.00, 04.00, 05.00 - ночная музыкальная программа "Nite lite mix",

, 01.30, 02.30, 03.30, 04.30. 05.30 - прогноз погоды.

Сетка вещания выходных дней без разбивки на периоды колебания размеров аудитории на радиостанции "Минская волна" выглядит следующим образом.

Начало каждого часа отмечено позывным и сигналом точного времени.

(воскресенье) - "МВ-новости. Время местное",

, 07.45, 09.45 (суббота), 10.45, 14.45 (суббота), 15.45, 18. 45 (суббота), 19.45 - региональная программа "Люди. События. Факты",

(суббота) - "Киномания",

, 13.00, 16.00 - "МВ-навіны" на белорусском языке,

(воскресенье), 16.15 (суббота) - "Deep отношения",

, 19.15 (повтор) - программа об интерьере "Стильный дом",

, 16.45 (повтор) - музыкально-познавательная программа "Трансформеры",

(суббота) - хит-парад музыкальных новинок недели "Fresh-hit+",

(воскресенье) - хит-парад белорусской музыки "Бульба-хит!",

, 13.30, 14.30, 15.30, 16.30, 20.30, 21.30, 22.30. 23.30,00.30, 01.30,02.30, 03.30, 04.30, 05.30 - прогноз погоды,

, 14.05, 15.05 - программа приветов и поздравлений "Привет в обед",

(суббота) - хит-парад радиостанции "МВ-хит Топ 20"

(воскресенье) - национальный хит-парад "Мировые чарты"

, 21.00 - программа приветов и поздравлений "Радости жизни",

(воскресенье) - "МВ-новости. Время местное",

, 01.00, 02.00, 03.00, 04.00, 05.00 - ночная музыкальная программа "Nite lite mix".

Как видим - эфир выходного дня содержит мало выпусков новостей, однако частота выхода региональных программ больше. Также обязательно присутствует хит-парад и вечерняя программа приветов и поздравлений.

 


 

Глава 2. Анализ программной политики радиостанции "Минская волна"

Общая характеристика программной политики радиостанции "Минская волна"

 

Коммунальное телерадиовещательное унитарное предприятие "Минская волна" создано 16 октября 2003 года в соответствии с решением Минского областного исполнительного комитета. FM-радиостанция "Минская волна" начала свое вещание 4 сентября 2004 года.

Идея создания областного радиовещания в популярном диапазоне принадлежит губернатору Николаю Домашкевичу. Поскольку Минская область была единственной, обделенной региональным вещанием, открытие радиостанции создало возможность планомерного освещения событий в столичном регионе. Учредителем "Минской волны" является столичный областной исполнительный комитет [22].

Николай Домашкевич помог Игорю Сергеевичу Гончаруку "начать новый проект, который довольно быстро завоевал лидирующие позиции в Беларуси" [28].

"Мы изначально стремились создать серьезное информационное радио. Конечно, главный приоритет - новости области, чем живет Минщина, заботы и проблемы ее жителей. На мой взгляд, успех любой станции в ее региональности. Ведь, согласитесь, если все рассказывают лишь новости мирового масштаба, в чем тогда отличие? Уверен, что именно региональность создает благодатное поле для творчества на "Минской волне"" [22].

Особенностью "Минской волны" как региональной FM-станции стало то, что она позиционировала себя как информационное радио. В 2008 году сделан один из важнейших шагов в ее развитии - открыто круглосуточное вещание [23].

В августе 2009 году должность директора радиостанции "Минская волна" занял Владимир Петрович Казаков. И уже с осени того же года возникла необходимость ребрендинга. Современное звучание, обновленная информационная политика - все это слушатели связывают с брендом "МВ-радио". Ранее привычное "Минская волна" покидает эфир, но остается названием предприятия, которое осуществляет деятельность в области радиовещание и в области Интернет-администрирования.

Итак, основу информационного вещания радиостанции составляют выпуски региональных новостей, а также информационно-аналитические программы, отражающие самые интересные и значимые события общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни Минской области, Республики Беларусь и мира. "Минская волна" обеспечивает слушателя самой свежей, оперативной и объективной информацией, учитывает традиции и опыт развития национальных СМИ, использует самые современные технологии [23].

Выпуски новостей готовятся на основе собственной информации, подготовленной сотрудниками редакции (60-70 %). Региональная направленность является одной из составляющих успеха радиостанции и ее востребованности у слушателей региона. "Минская волна" звучит не только в столице и крупных городах, но и практически в каждом населенном пункте Минской области.

Информационно-аналитическая служба работает с поступающей из различных источников информацией, и ведет активную работу по её поиску, создает конкурентоспособный программный продукт.

Оправдывая образ "позитивного, дружественного" радио, "Минская волна" стремится к широкому развитию интерактивной составляющей эфира (приглашение в студию интересных, компетентных собеседников, ежедневные информационно-аналитические программы с участием экспертов, различные хит-парады, ток-шоу и т.д.). Оптимизм, хорошее настроение, отсутствие агрессии - вот главные ориентиры при выборе музыкального и информационного материала для эфира.

Радиостанция "Минская волна" является инициатором и организатором различных культурных проектов, социальных акций. Например, в вещательном сезоне 2011-2012 стартовал новый уникальный проект "Эрудит-шоу "Светлые головы" - интеллектуальный поединок между школами в прямом эфире. В каждой программе представители из двух учебных учреждений разных районов Минской области противостоят друг другу. Компетентное жюри оценивает творческий, интеллектуальный потенциал школяров, а так же умение оперативно находить ответы на вопросы. Поединок включает следующие задания: "Визитка" - краткая презентация себя и школы, "Светлая мысль" - конкурс идей (это могут быть разнообразные предложения в различных сферах: от бытового обслуживания, экономики до IT-технологий), "Вояж" - экскурсия-рассказ по достопримечательностям своего региона.

"Минская волна" совместно с Управлением образования Миноблисполкома организовывает концерты-чествования финалистов "Эрудит-шоу "Светлые головы". Акции проходят в тех городах Минской области, ученики школ которых стали финалистами проекта. Концерты с участием звезд белорусской эстрады проводятся в городских Домах культуры, собирая всю местную учительскую общественность. Победители получают хрустальные глобусы от "Минской волны", специальные дипломы и подарки от Управления образования.

Между радиостанцией и "Заслуженным коллективом Республики Беларусь "Национальный академический оркестр симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь" под управлением Михаила Яковлевича Финберга заключен договор о сотрудничестве. "Минская волна" является информационным спонсором концертов и фестивалей с участием этого коллектива, все мероприятия проходят в городах Минской области: Борисов, Молодечно, Заславль, Несвиж (фестиваль "Музы Нясвіжа"). Город Несвиж приобрел статус культурной столицы Беларуси 2012 года. И "Минская волна" также освещает все культурные мероприятия, происходящие здесь.

Также "Минская волна" участвовала в организации ежегодного фестиваля-ярмарки "Дажынкі-2011", проходившего в г. Молодечно.

С целью популяризации истории, культуры, достижений народно-хозяйственного комплекса, а также социально-экономического развития Минской области за пределами региона, "Минская волна" ведет вещание в сети Интернет на страницах www.mvolna.by, www.mvradio.by.

Слушатель "Минской волны" - взрослый образованный человек 25-40 лет, городской житель, имеющий постоянную работу и доход от среднего и выше. Он социально активен, способен участвовать в интерактивном общении на радио. Он имеет возможность слушать радио на работе или в автомобиле.

Радиостанция "Минская волна" является полугосударственной по форме собственности, музыкально-информационной по типу вещания и частично соответствующей формату Adult Contemporary (Hot & Soft). Музыкальная составляющая радиостанции основывается на современных технологиях программирования FM-радио, и является частью автоматизированной системы эфирного радиовещания.

Сегодня музыка белорусских авторов и исполнителей инструментальной музыки составляет 10 % от общего музыкального вещания "Минская волна", что является отличительной чертой радиостанции в белорусском FM-пространстве.

Итак, радиостанция существует уже 8-ой год. Ее основной плюс: региональность - широкое и всестороннее освещение политической и социально-экономической жизни Минской области. Отличительная характерность "Минская волна" - прямой эфир, интерактивное общение со слушателями посредством смс-сервиса, прямых телефонных звонков в студию. "Минская волна" имеет свой сайт и онлайн вещание. Слушать радиостанцию можно из разных точек планеты. Таким образом, радиостанция "Минская волна" представляет конвергенционный продукт, объединяя на одной общей платформе такие типы электронных СМИ как радиостанцию и Интернет-сайт.

Коллектив ведет постоянную работу над повышением качества звучания программы. Если в сентябре 2004 г. "Минскую волну" можно было слушать только в Минске, Слуцке и Солигорске, то уже в ноябре 2006-го её услышали жители Молодечно и Борисова. В 2007-ом вводятся в эксплуатацию передатчики в Копыле и Березино. К 2009 году "Минская волна" уверенно звучит в г. Крупки, г. Мядель и г. Старые Дороги. К 2010-му году радиостанцию стало возможным уверенно принимать на 95 % территории Минской области [23].

В 2011-ом "Минская волна" становится лауреатом знаменитой международной Премии Попова в номинации "Специализированная программа" [24]. Программа "Амплуа напрокат. Журналист меняет профессию" представляет собой серию репортажей-очерков длиной не более 5 минут. В каждом выпуске журналист реально учится и осваивает новую профессию, рассказывает о ней. Среди освоенных есть такие: кондуктор, кладбищенский сторож, крупье, кукольник, портной, спасатель, дворник, актриса, мерчендайзер, официант, сотрудник ГАИ, тренер, сапожник, учитель, киномеханик, аниматор, кинолог, кондитер, воспитатель, охотник, парикмахер, вальщик валенок, почтальон, продавец, регистратор брака. Рубрики: "Пусть меня научат" - рассказывает об особенностях работы, обязанностях, "Издержи производства" - казусы, неожиданные моменты, "Взгляд со стороны" - мнение прохожих о данной профессии. Живой язык, юмор, энтузиазм - вот 3 составляющие успеха программы. Программа выходила в эфир 2 раза в неделю по выходным с сентября 2010 года по апрель 2011 года.

 


Информационная политика

 

Значение новостей для аудитории, их объем и различные формы подачи в эфир определяют организацию информационного вещания [12 с. 82]. Количество выпусков новостей в течение часа (суток) и принципы их программирования в сетке дня зависят от направленности станции. "Минская волна" областная радиостанция. Приоритет тематики - новости Минского региона. Информационно-аналитическая служба работает с поступающей из различных источников информацией, и ведет активную работу по её поиску, создает конкурентоспособный программный продукт. Выпуски новостей готовятся на основе собственной информации, подготовленной сотрудниками редакции (60-70 %). Для получения информации "из первых рук", а для радио будет верно сказать "из первых уст", налажено тесное сотрудничество со всеми структурными подразделениями облисполкома и райисполкомов, управлением внутренних дел, МЧС, прокуратурой, судом Минской области, Хозяйственным судом Минской области, предприятиями и организациями столичного региона, пресс-службами Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, министерств и ведомств страны. Штат службы информации "Минская волна" составляет 9 человек, включая начальника отдела. Существуют 2 смены, выпуски новостей выходят каждый час с 6 утра до 20.30 вечера по будням и до 22.00 по воскресеньям.

"Минская волна" предлагает несколько вариантов выпусков новостей.

"МВ-новости", выходят на русском языке, ежедневно по будням каждый час с 6.00 до 18.00, суббота - воскресенье в 10.00, 13.00, 16.00.

"МВ-навіны" - эти выпуски выходят на белорусском языке по субботам и воскресеньям в 10.00, 13.00, 16.00.

"МВ-новости. Время местное" - это актуальные события в тех регионах, которые не задействованы в региональных программах, выпуски выходят в эфир в 6.30, 11.30, 13.30, 16.30, 20.30.

"МВ-новости. Время местное" (итоги) - это сборка новостей региона за неделю с комментариями чиновников и специалистов. Время выхода в эфир - воскресенье в 6.00, 19.00, 22.00

Исходя из региональной направленности вещания радиостанции новостные выпуски соответствуют следующим общим требованиям:

. Новости носят региональную направленность. Это основное отличие "Минской волны" от других радиостанций. При этом станция не уходит от республиканских и международных новостей. Освещаются самые яркие и актуальные события.

. Хронометраж новостей в начале часа 3 - 3,5 минуты, в середине -продолжительностью до 1,5 минуты. Выпуски динамичны, в информации нет ничего лишнего.

. Еще одна отличительная особенность радиостанции - рубрика "За минуту до новостей", это краткий прогноз погоды. Он выходит в эфир в 59 минут уходящего часа в преддверии выпуска новостей в начале нового часа (кроме выпуска на 6.00). Затем звучит анонс выпуска новостей (3 коротких, цепких заголовка). Сами выпуски состоят из 7-9 информаций. Региональные события должны превалировать. При 7 информациях - 4 региональные, при 8-9 - 5.

. Выпуски новостей в середине часа состоят из 5 коротких информаций длиной не более 2 предложений. 3 информации (4 - в 6.30) региональные, 1 - республиканская или международная. В 7.30 и 8.30 добавляется оперативная информация "Службы такси и автопомощи 107" о ситуации на улицах Минска. Также в выпуск включается информация о фактической погоде и краткий текущий прогноз погоды. В выпуск на 7.30 входит информация ГАИ области.

. Выпуски открываются "горячей" новостью вне зависимости от региональной и тематической принадлежности, которая в развитии звучит на протяжении дня. Приоритет тематики определен важностью события.

. При отсутствии "горячей" новости, выпуск открывается актуальной региональной информацией.

. Выпуск состоит из двух блоков. Первый блок состоит из трех информаций, второй из 4-6.

. Каждый последующий выпуск обновляется не менее чем наполовину.

. Информация информагентств творчески перерабатывается и адаптируется под язык радио.

. Информация подается в развитии, повторно используемая информация творчески перерабатывается.

. Информации в эфире обязательно должна иметь ссылку на источник. В авторской информации указывается источник - Ф.И.О., телефон должностного лица. В противном случае информация не будет размещаться в выпуске.

Информационные выпуски составляют основу программы дня, образно говоря ее "скелет". При составлении программ, выборе места и времени для информационных выпусков учитывается время выхода в эфир, которое влияет на их характер. Выпуск новостей имеет постоянное место в эфире. Это важно для организации внимания аудитории [12, с. 83]. Так, информационный день на "Минской волне" разделен на три основных блока: утренний, дневной и вечерний. Выпуски новостей различных блоков отличаются по построению и наполняемости. И это понятно - в зависимости от времени суток радиостанция старается удовлетворить информационные потребности аудитории. Информационные выпуски верстаются по нескольким основным моделям. Прежде всего, это жесткая верстка. Главные тематические блоки: после позывных даются основные темы впуска, далее идет непосредственно его содержание, где новости следуют одна за другой в порядке важности и по строго определенным тематическим блокам (блок внутренних новостей, блок международной информации, новости науки, культуры, спорта).

Утренние выпуски новостей (6.00 - 9.00). Утренние выпуски начинаются "горячей" новостью. Если такая отсутствует, то выпуск открывается информацией о главном областном событии минувшего дня. 2-ая новость - анонс главного областного события дня наступившего. Далее следует республиканская информация.

Во втором блоке в обязательном порядке звучит оперативная информация:

- дежурная часть МЧС, расширенный прогноз погоды;

7.00 - дежурная часть ГАИ области;

- дежурная часть УВД области;

- диспетчерская Минскдорцентра, ситуация на дорогах - ремонт, загруженность трасс, состояние дорожного покрытия;

- курсы валют Национального банка.

Дневные выпуски новостей (11.00 - 18.00). В дневных выпусках новостей события дня подаются в развитии. В первый блок переходит информация со словом сегодня.

Оперативные сообщения звучат в следующие часы:

- ОСВОД, прокуратура, КГБ, Хозяйственный суд и т.д.;

- пресс-служба ГАИ - анализ статистики за минувшие сутки, ситуация на дорогах в первой половине дня;

- пресс-служба УВД - "громкие" преступления, задержания;

- курсы валют в коммерческих банках;

- пресс-служба МЧС - ЧП текущих суток; информация "Службы такси и автопомощи 107" (аварии, пробки в г. Минске);

- "Служба такси и автопомощи 107".

Кроме того, по пятницам (2-3 раза в день), в дневном блоке новостей должна присутствовать информация о ценах в Минске и некоторых городах области на овощи, основные продукты питания, другие социально значимые товары.

Вечерние выпуски новостей (20.00 - 23.00). В вечернем блоке новостей звучит итоговая информация о главных событиях дня. Оперативные сообщения передаются в следующие часы:

20.00 - дежурная часть УВД;

- дорцентр, дежурная часть области ГАИ.

Все выпуски "МВ-новости", "МВ-навіны", "МВ-новости. Время местное", "МВ-новости. Время местное (итоги)" имеют свое фирменное звуковое оформление. Знакомый сигнал привлекает внимание слушателей. "Музыкальная заставка - это звуковая визитная карточка программы. Ее повторение дает возможность внутренне подготовиться к прослушиванию новостей" [12, с. 84]. Элементом музыкального оформления новостей на "Минской волне" является гимн Минской области.

 

Музыкальная политика

 

Своей музыкальной политикой "Минская волна" заметно отличается от других белорусских FM-станций. Ни одна из них столь широко не работает с инструментальной музыкой. В 2008 году в эфире радиостанции звучало до 40 процентов инструментальной музыки разных жанров, причем в основном это произведения белорусских авторов. "Особая музыкальная ниша выбрана не случайно. Исходили из того, что инструментальная музыка наиболее соответствует мироощущению, запросам и ожиданиям основной аудитории радиостанции. В своей вещательной политике ориентир направлен, прежде всего, на взрослого человека, после 20 лет, который состоялся в жизни, социально активен, принимает самостоятельные решения [26]". В 2005 году бывший директор радиостанции Игорь Гончарук так комментировал музыкальный формат: "Когда стало действовать правило пресловутых "75 процентов", "Минская волна" находчиво стала крутить инструментальные композиции белорусских музыкантов... Мы долго размышляли, что еще может дать нам преимущество в борьбе за слушателя? Пришли к выводу, что в эфире заметно не хватает музыки без слов - при этом в Беларуси немало интересной "инструменталки" и кроме знаменитого ДиДюЛи... Подняли фонды, наладили сотрудничество с белорусскими музыкантами - когда на других станциях появляется новый хит, мы тут же запускаем в эфир его инструментальную версию. Кое-что инициируем сами - заказываем, организовываем новую музыку. Судя по нашей почте и звонкам, многие уже только ради этого специально переключаются на нашу волну" [27].

Как уже было сказано в частях 1.5 и 2.1 настоящей работы, музыкальный формат радиостанции "Минская волна" - Adult contemporary music (АС). Это современная музыка для взрослых, основная целевая аудитория которой - лица 25-45 лет. Adult contemporary music является обширным стилем популярной музыки, который сформировался в начале 1960-х годов. Вокальная основа AC в основном баллады, с различной степенью влияния рока. Также, AC включает в себя радиопостановки мейнстрима, за исключением подростковой поп-музыки, хип-хопа, хард-рока, ритм-н-блюза ориентированного на молодёжь, и ритмичных танцевальных композиций (хотя с 2000-х годов некоторые из них начали относить к AC), которые предназначены для более взрослой аудитории. На протяжении многих лет существования AC породил несколько поджанров: "Hot AC", "Soft AC" (также известен как "AC Lite"), "Urban AC", "Rhythmic AC", "Smooth AC" (то есть Smooth Jazz), и "Christian AC" (Contemporary Christian music). Таким образом AC, как правило, не рассматривается как конкретный музыкальный жанр, так как это всего лишь собрание избранных треков музыкантов из разных жанров, для аудитории людей 20-45 лет. Этот список включает в себя музыкантов главным образом из США, творчество которых можно отнести к стилю "soft adult contemporary": Шакира, Кристина Агилера, Элтон Джон, Селин Дион, Энрике Иглесиас, Род Стюард, Джон Майер, Билли Джоэл, "Матчбокс Твенти", "Флитвуд Мак", Дэвид Боуи, Фил Коллинз, Энни Леннокс, Мадонна, "Чикаго", Шерил Кроу, Фэйс Хилл, Мерайа Кэри, Мишель Бранч, Леона Льюис, Крис де Бург, Келли Кларксон, Эми Уайнхаус, Андреа Бочелли, Сара Брайтман, "Би Джиз", Стив Уандер, Брайан МакНайт, Джуэл, "Симпли Ред", "Дэйв Мэтьюс Бенд", Эрос Ромазотти, Тори Амос и др. [19]

Радиостанция при построении музыкального эфира придерживается тематических музыкальных блоков. Каждый будний день в эфире звучит шесть тематических музыкальных миксов из разных направлений музыки. Существуют они для поддержания "блоковой" музыкальной политики в "белорусские" музыкальные часы.

- "Диско 80-х". Лучшие образцы популярного жанра.

- "Latina-mix" - энергичные и позитивные узнаваемые танцевальные хиты разных лет.

- "Рок-энергия" - энергичные, узнаваемые рок-хиты разных лет.

- "Ритм-энд-Блюз", лучшие образцы жанра, или "Назад в 90-е" - лучшие образцы музыки того времени, являющейся "вкусообразующей" для большинства слушателей, на который ориентирована "Минская волна".

- "Romantic Collection"    - лучшие образцы лирической музыки, один из самых популярных жанров вечернего формата.

(пятница) - DubStep mix.

В эфир выходят три еженедельных хит-парада:

В субботу, в 17.05 -хит-парад зарубежной музыки "МВ-хит Топ 20", продолжительность 55 минут. Это классический хит-парад. Слушатели голосуют за песни на сайте радио. На основании интернет-голосования составляется список лучших песен недели.

В воскресенье, в 12.05 - еженедельный хит-парад белорусской музыки "Бульба-хит", продолжительность - 25 минут. Слушатели голосуют за песни на сайте радио. На основании интернет-голосования составляется список лучших песен недели.

В Воскресенье, в 17.05 - национальный хит-парад "Главные хит-парады планеты": Британская (итальянская, американская, французская) десятка". Каждую неделю по будням анонсируется воскресный чарт. Мировые хиты в контексте национальных предпочтений. Цикл - месяц, далее хит-парады обновляются.

Для тех, кто ночью не спит и просто любит клубную танцевальную музыку "Минская волна" предлагает ночную музыкальную программу "Nite Lite Mix". Она выходит ежедневно с 00.00 до 06.00. Легкая, современная, стильная танцевальная музыка в режиме нон-стоп.

Отдельного внимания заслуживает музыка белорусских авторов и исполнителей, её процентное соотношение по видам (жанрам) в эфире радио "Минская волна" представлены следующим образом:

белорусские профессиональные авторы и исполнители: шлягер - 5 %, творчество - 4,5% (из этого инструментальные композиции - 2%);

популярные исполнители: "Горячий" хит - 10 %, "Холодный" хит -10 %, творчество - 5,5 % (из этого инструментальные композиции - 3 %);

рок, этнос, джаз, авторская песня: хит - 8 %, творчество - 5 % (из этого инструментальные композиции - 2 %);

начинающие исполнители: творчество - 7 %;

ди-джеи, музыка для дискотек: творчество - 5 % (из этого инструментальные композиции - 1 %), ремиксы, ремейки - 5 % (из этого инструментальные композиции - 2 %). [1]

Итого: из общего процентного объема белорусской музыки в эфире (75 %) 65 % отдано песням различного стиля, 10 % - инструментальным композициям.

Формы радиожурналистики и жанровое разнообразие в программах "Минской волны"

 

"В радиовещании <…> программность является краеугольным камнем, той константой, которая определяет всё - от выбора средств до форм контактов с аудиторией [8, с. 96]".

"Форма - это составная часть радиопрограммы вещательного дня, скомпонованная из отдельных журналистских произведений, выполненных в различных жанрах, объединенных тематическим единством и функцией [14, с. 14]".

"Жанр - это определенный тип произведения, отличающийся присущими только ему методами освоения и описания действительности, а также по способу коммуникации, контакту со слушателем [17 с. 45]".

Радиожурналист, решая любые творческие задачи, должен предельно точно выбрать жанр передачи, обратиться к адекватной форме программы.

"Формат вещания радиоканала определяет выбор соответствующего контента: развлекательного, познавательного, информационного, аналитического или смешанного. Вопрос о его выборе решается на основе изучения слушательского спроса [12, с. 80]".

Радиостанция "Минская волна" имеет следующие основные типы программ:

новостные программы;

авторские программы;

игровые программы;

программы-диалоги;

программы-обозрения;

Для них характерно:

постоянное место в эфире;

постоянный объем звучания;

фирменное музыкальное оформление;

участие

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...