Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мастерству фотографии. В нем мы найдем больше сходства. Но если нам




Предоставят портрет и фотографию неизвестного нам человека и попросят

Выбрать более достоверное, мы не колеблясь остановимся на фотографии, -

таково обаяние "документальности" этого вида текста.

Казалось бы, напрашивается вывод о том, что документальность и

Достоверность кинематографа предоставляют ему такие изначальные выгоды,

Которые, просто в силу технических особенностей данного искусства,

Обеспечивают ему большую реалистичность, чем та, которой довольствуются

Другие виды художественного творчества. К сожалению, дело обстоит не

Столь просто: кино медленно и мучительно (18) становилось искусством, и

Отмеченные выше его свойства были и союзниками, и препятствиями на этом

Пути.

В идеологическом отношении "достоверность", с одной стороны, делала

Кино чрезвычайно информативным искусством и обеспечивала ему массовую

Аудиторию. Но, с другой стороны, именно это же чувство подлинности

Зрелища активизировало у первых посетителей кинематографа те, бесспорно,

Низшего порядка эмоции, которые свойственны пассивному наблюдателю

Подлинных катастроф, уличных происшествий, которые питали

Квазиэстетические и квазиспортивные эмоции посетителей римских цирков и

Сродни эмоциям современных зрителей западных автогонок. Эту низменную

Зрелищность, питаемую знанием зрителя, что кровь, которую он видит -

Подлинная и катастрофы - настоящие, эксплуатирует в коммерческих целях

Современное западное телевидение, устраивая репортажи с театра военных

Действий и демонстрируя сенсационные кровавые драмы жизни.

Для того, чтобы превратить достоверность кинематографа в средство

Познания, потребовался длительный и нелегкий путь.

Не менее сложные проблемы возникали при попытках эстетического

Освоения кинодостоверности. К это ни покажется, может быть, странным, но

Фотографическая точность кинокадров затрудняла, а не облегчала рождение

Кино как искусства.

Обстоятельство это, хорошо известное историкам кинематографа,

Получает достаточно ясное подтверждение в общих положениях теории

Информации. Иметь значение, быть носителем определенной информации может

Далеко не всякое сообщение. Если мы имеем цепочку букв: А-В-С и заранее

Известно, что после А может последовать В и только В, а после В-С только

С, весь ряд окажется полностью предсказуемым уже по первой букве

("полностью избыточным"). Высказывания типа "Волга впадает в Каспийское

море" для человека, которому это уже известно, никакой информации не

Несут. Информация - исчерпание некоторой неопределенности, уничтожение

Незнания и замена его знанием. Там, где незнания нет, нет информации.

"Волга впадает в Каспийское море", "Камень падает вниз" - оба эти

Высказывания не несут (19) информации, поскольку являются единственно

Возможными, им нельзя построить в пределах нашего жизненного опыта и

Здравого смысла альтернативного высказывания (напомним слова Нильса Бора

О том, что нетривиальное высказывание - такое, обратное утверждение к

Которому не есть очевидная бессмыслица). Но предположим, что мы имели бы

цепочку:

C

A - B <

D

Где после события В могли бы последовать С или D (предположим, что с

равной степенью вероятности). Тогда сообщение: "Имело место

А_- В - С

Или

А - В - D"

Заключало бы в себе известную минимальную

Информацию..

Таким образом, величина потенциальной информации зависит от наличия

Альтернативных возможностей. Информация противоположна автоматизму: там,

Где одно событие автоматически имеет следствием другое, информации не

Возникает. В этом смысле переход от рисунка: к фотографии, бесконечно

Повышая точность воспроизведения объекта, резко понижал информативность

Отображения: объект отражался в изображении автоматически, с

Необходимостью механического процесса. Художник имеет бесконечное

(вернее, очень большое) количество возможностей выбора того, как

Отобразить объект, нехудожественная фотография устанавливает здесь

Единую автоматическую зависимость. Искусство не просто отображает мир с

Мертвенной автоматичностью зеркала - превращая образы мира в знаки, оно

Насыщает мир значениями. Знаки не могут не иметь значения, не нести

Информации. Поэтому то, что в объекте обусловлено автоматизмом связей

Материального мира,в искусстве становится результатом свободного выбора

Художника и тем самым приобретает ценность информации. В

нехудожественном мире, в мире объекта, сообщение: "Земля находилась

внизу, а небо наверху" (если описывается (20) впечатление Земного

Наблюдателя, а не летчика) - тривиально и никакой информации не несет,

Поскольку не имеет не абсурдной альтернативы. Но в фильме Чухрая

"Баллада о солдате", в момент, когда фашистский танк преследует

Задыхающегося, бегущего из последних сил Алешу, изображение на экране

Оборачивается: кадр перевернут, и танк польет вверх гусеницами по

Верхнему краю экрана, нависая башней над упавшим вниз небом. Когда кадр

Возвращается в нормальное положение и небо оказывается вверху, а земля

Внизу, сообщение об этом оказывается уже далеко не тривиальным (у

Зрителей вырывается вздох облегчения): мы знаем теперь, что нормальное

Положение неба и земли - неавтоматическое отражение фотографируемого

Объекта, а результат свободного выбора художника. Именно поэтому

сообщение: "Небо сверху/земля снизу", которое в нехудожественном

Контексте не значит ничего, здесь оказывается способным нести

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...