Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Себя, отказ от деформированных съемок и резких монтажных при-емов




Становится неожиданным, то есть значимым. В зависимости от того, в каком

Направлении идет худо-жественное развитие эпохи, стремится ли

Кинемато-граф к максимальной кинематографичности или ори-ентируется на

Прорыв из мира искусства в сферу непо-средственной жизни, разные

Элементы киноязыка будут восприниматься как значимые.

Прежде чем говорить о сложных функциональных использованиях тех или иных

Элементов языка кино, остановимся на некоторых наиболее типичных из них.

Поскольку, как мы уже отмечали, значимый элемент - всегда нарушение

некоторого ожидания ("механизм различий"), слева мы будем давать

Нейтральную, (43) ожидаемую, незначимую структуру, а справа - значимое

Ее нарушение. При этом мы будем исходить из некоторого условного

Зрителя, который ничего не знает о языке кино и ожидания которого

Продиктованы его бытовым опытом (ему естественно ждать, чтобы отражения

Предметов на экране вели себя так же, как эти знакомые ему предметы

Ведут себя в знакомом ему мире) или сформированы опытом искусств,

Пользовавшихся иконическими знаками до кинематографа: живописи, театра.

Для такого условного зрителя значимы будут только элементы, указанные в

Правой колонке. Но для зрителя, сформированного всей историей кино, само

Наличие бинарной оппозиции правой и левой ко-лонок делает значимыми обе.

(44)

Немаркированный элемент

Естественная последова-тельность событий. Кадры следуют в порядке

Съемки.

Последовательные эпизоды механически соседствуют.

3. Общий план (нейтральная степень приближения).

Нейтральный ракурс (ось зрения параллельна уров-ню земли и

Перпендику-лярна экрану).

Нейтральный темп движе-ния.

Горизонт кадра паралле-лен естественному горизон-ту.

Съемка неподвижной ка-мерой.

Естественное движение кадров.

Недеформированная съемка кадра.

Некомбинированная съем-ка

Звук синхронизидован от-носительно изображения и не искажен.

Изображение нейтральное по отчетливости.

Черно-белый кадр.

Позитивный кадр

Маркированный элемент

События следуют друг за дру-гом я последовательности,

Пре-дусмотренной режиссером. Кад-ры переклеиваются.

Последовательные эпизоды монтируются в смысловое це-лое.

3. Очень крупный план. Крупный план. Далекий план.

Выраженные ракурсы (различ-ные виды смещения оси зрения по вертикали

И горизонтали).

Убыстренный темп. Замедленный темп. Остановка.

Различные виды наклона. Перевернутый кадр.

Панорамная съемка (верти-кальная и горизонтальная).

Обратное движение кадров.

Применение деформирующих объективов и других способов сдвига

Пропорций.

Комбинированные съемки.

Звук сдвинут или трансформи-рован, монтируется с изобра-жением, а не

Автоматически им определяется.

Размытое изображение.

Цветной кадр.

Негативный кадр и т. д.

Каждый из перечисленных выше уровней условен и фактически может быть

развернут в детализованное классификационное "дерево". Так, например,

Цветовые возможности современного фильма подразумевают целую градацию в

Пределах черно-белой ленты от рез-кой смены глубокой тени ярким светом

До многочис-ленных оттенков серого цвета разной глубины и мягко-сти (в

Этих рамках цветовой язык кино напоминает аналогичные средства графики).

Выбор одной из этих возможностей может монтироваться с другими в

пре-делах фильма, соотносясь с содержанием отдельных мест, или

Характеризовать ленту в целом, соотносясь с индивидуальным стилем

Автора. В любом случае перед нами выбор из некоторого множества

Альтерна-тивных возможностей, образующих в сумме набор элементов данного

Уровня.

Черно-белому кадру могут противостоять двуцвет-ные разной окраски (может

Играть роль также интен-сивность ее) и цветные, дающие внутри себя

Различ-ные и весьма богатые.колористические возможно-сти. Очевидно, что

Различные комбинации этих воз-можностей, даже в пределах одного уровня,

Дают режиссеру огромное количество выразительных средств.

Но список уровней киноязыка не может быть огра-ничен перечисленными

Выше. Элементом киноязыка может быть любая единица текста

(зрительно-образ-ная, графическая или звуковая), которая имеет

Аль-тернативу, хотя бы в виде неупотребления ее самой и, следовательно,

Появляется в тексте не автоматически, а сопряжена с некоторым значением.

При этом необ-ходимо, чтобы как в употреблении ее, так и в отказе от ее

Употребления обнаруживался некоторый улови-мый порядок (ритм). Так,

Например, старая, (45) истрепанная лента, конечно/имеет не большее

Отношение к ху-дожественной структуре фильма, чем порванный пере-плет и

засаленные страницы к эстетической природе "Дон-Кихота". Но стоит

Построить фильм как чередо-вание старых, истертых кусков ленты и новых

(кото-рые будут восприниматься как нейтральные, то есть как "не-лента")

И сделать это чередование повторяю-щимся в определенном уловимом

Порядке, как плохая сохранность ленты из дефекта станет элементом

Кино-языка. В одном фильме, снятом молодыми кинемато-графистами, куски

Современной действительности пере-биваются трагическими детскими

Воспоминаниями военных лет. Авторы вмонтировали эти последние, имитируя

Плохую ленту затертых, многократно про-кручиваемых старых фильмов.

Конечно, не являются элементами киноязыка и номера частей, черные кадры

перед началом части или "хлопушки" с номером сцены и названием фильма.

Но в фильме "Все на продажу" они получают художественную осмысленность и

Вхо-дят,в язык фильма. То же можно сказать о чередова-нии негативных и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...