Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Фискальная политика государства.




Лекция по теме «Государственное регулирование экономики»

Вопросы:

1. Функции государства в экономике.

2. Фискальная политика государства.

3. Налоговая политика государства.

 

Вопрос. Функции государства в экономике.

До начала двадцатого века государства даже развитых стран мало вмешивались в экономическую жизнь, ограничиваясь поддержкой отдельных отраслей и сфер производства и протекционистской политикой. Протекционистская политика – это политика, направленная на защиту интересов страны, в основном, на международных рынках товаров. Она заключается в стимулировании вывоза товаров из страны (экспорта), который приносит стране доход, и торможении импорта, который влечет за собой расходы экономических субъектов на приобретение товаров зарубежного производства.

В конце девятнадцатого – начале двадцатого века в экономически развитых странах очень острой стала проблема монополизации производства, поэтому в течение первых двух десятилетий двадцатого века к компетенции государства стала относиться и антимонопольная политика. Также государства развитых стран под давлением революции в России стало заниматься урегулированием взаимоотношений бизнес-сектора и работников.

В 1929 – 1933 гг. в экономически развитых странах разразился столь сильный экономический кризис, что он был назван Великой депрессией. В годы Великой депрессии стали явными острее социальные противоречия, да и решить проблему выхода из кризиса и восстановления темпов экономического роста можно было, только решив социальные проблемы (бедности, безработицы, социальной незащищенности граждан и др.). Этому способствовали и научные работы Дж. М. Кейнса, и страх перед возмущением пролетариата. В своем нынешнем виде государственное регулирование экономики сформировалось к 1950-м годам.

Необходимость государственного регулирования экономики заключается в том, что «рынок» (т.е. рыночная форма связи между экономическими субъектами) имеет определенные погрешности или «провалы», которые и должно восполнить государственное вмешательство в экономику:

- «Рынок» признает справедливым всякий доход, полученный от участия на любом рынке (товаров, услуг, капитала, рабочей силы), а следовательно, признает справедливыми высокие доходы одних и низкие – других. Государство же должно производить перераспределение дохода, гарантировать каждому члену общества минимальный доход и, соответственно, потребление хотя бы минимально необходимого набора товаров.

- «Рынок» не может обеспечить развитие науки, особенно фундаментальной, а также необходимый структурные изменения (например, изменение неэффективной отраслевой структуры).

- «Рынок» признает естественной и даже желательной безработицу, а государство должно, как минимум, сгладить ее последствия и минимизировать ее уровень.

- Есть макроэкономические проблемы, с которыми экономические субъекты без участия государства справиться не могут (например, инфляция, монополизм), но их решение имеет большое значение для всех экономических субъектов.

В современной экономике государство выполняет следующие функции:

1. Оформление и поддержание целостности национальной экономики посредством установления и охраны государственной границы, таможенных пошлин и квот и т.д.

2. Поддержание баланса интересов различных социальных групп и слоев; выполнение роли представителя коллективных интересов нации. Эта функция находит выражение в:

1) перераспределении доходов и богатства с помощью налогов и трансфертов[1];

2) производстве государством товаров, которые не производятся бизнес-сектором вследствие нерентабельности или низкой рентабельности;

3) компенсации экстерналий[2];

4) корректировке распределения ресурсов между различными группами экономических субъектов с целью структурной перестройки экономики при помощи налоговой, инвестиционной политики;

5) стимулировании экономического роста;

6) смягчении циклических колебаний экономики;

7) контроле над уровнем занятости и инфляции.

3. Выработка единых для всех «правил игры» в сфере экономической жизни (принятие законов и подзаконных актов, оформляющих экономическую жизнь общства).

4. Создание экономических и политических институтов, облегчающих кооперацию между экономическими субъектами, а также осуществляющих контроль и надзор за соблюдение принятых «правил игры» (например, во многих странах именно государство стимулировало создание товарных и фондовых бирж, центральных банков, арбитражного суда и т.д.).

5. Государство способствует минимизации транзакционных издержек (см. функцию № 4).

Исходя из данных функций, к настоящему моменту сложились следующие основные направления государственного регулирования экономики:

- денежно-кредитная политика (рассмотрена в соответствующей теме),

- антиинфляционная политика (рассмотрена в соответствующей теме),

- антимонопольная политика,

- антициклическая политика (будет рассмотрена в теме «Экономические циклы»),

- фискальная политика,

- налоговая политика.

Два последних вида государственного регулирования экономики будут рассмотрены в данной теме.

вопрос. Фискальная политика государства.

Фискальная политика государства – это политика государства, связанная с формированием и расходованием государственного бюджета. Государственный бюджет – это программа финансовой деятельности государства на определенный срок (финансовый или календарный год). Бюджеты разных уровней формируют бюджетную систему страны. В нашей стране можно выделить следующие виды бюджетов:

- федеральный бюджет,

- бюджеты субъектов Федерации (областей, краев, автономных республик и округов),

- местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований),

- бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, фонда занятости и т.д.).

В СССР бюджеты разных уровней были консолидированными. Это означает, что бюджет каждого нижнего уровня бюджетной системы страны входил составной частью во все вышележащие уровни бюджетной системы. Бюджетная система Росси построена по другому принципу – все бюджеты являются «автономными» и федеральный бюджет включает в себя доходы и расходы только федерального уровня. В данной теме мы будем рассматривать исключительно федеральный бюджет.

Государственный бюджет любого уровня, в том числе и федеральный бюджет, состоит из доходной и расходной части.

В доходную часть федерального бюджета входят следующие основные статьи:

- налоги (часть налоговых поступлений идет в доход федерального бюджета, часть – в доход бюджетов субъектов Федерации и местные бюджеты);

- доходы от государственных инвестиций;

- доходы от реализации государственного имущества;

- платежи, штрафы, сборы и т.д.;

- доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходную часть федерального бюджета составляют следующие основные статьи:

- финансирование государственного управленческого аппарата;

- финансирование правоохранительной, военной, судебной систем;

- финансирование отдельных отраслей народного хозяйства;

- финансирование социальной сферы, науки, образования, культуры, здравоохранения;

- оказание финансовой помощи бюджетам других уровней;

- расходы на создание и пополнение государственных запасов и резервов;

- выплата государственного долга;

- помощь другим странам.

Последняя статья расходов федерального бюджета была очень существенной и во времена СССР, когда поддерживались идеологически угодные режимы других стран, и в первые годы правления первого президента России.

Доходная и расходная статьи федерального (равно как и любого другого бюджета) могут находиться в разных соотношениях. Ситуация, при которой доходы и расходы бюджета равны, называется балансом государственного бюджета. Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета. Превышение расходов над доходами – дефицитом бюджета.

При возникновении дефицита федерального бюджета его нужно финансировать, то есть искать источники покрытия расходов, не обеспеченных доходами. Источники финансирования дефицита государственного бюджета могут внутренними и внешними (соответственно, разными будут последствия для экономики, что также рассмотрим на семинаре).

К внутренним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

- эмиссия денег (государство – единственный экономический субъект, который для финансирования дефицита своего бюджета может просто включить печатный станок);

- получение кредитов от Центробанка и комбанков в рублях;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг (государственных облигаций и казначейских векселей) среди экономических субъектов страны в рублях;

- получение бюджетных ссуд от бюджетов других уровней.

К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

- государственные займы, осуществляемые путем эмиссии и размещения государственных ценных бумаг в иностранной валюте (как правило, государственные ценные бумаги, номинированные в инвалюте, размещаются среди нерезидентов, т.е. среди экономических субъектов других стран);

- прямые кредиты иностранных правительств, центральных банков, фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Средства, полученные за счет финансирования дефицита федерального бюджета, только при их получении могут быть записаны в доходную часть бюджета. Государственные займы всех видов, срок платежа которых наступил или истек, называются государственным долгом. Государственный долг является расходной статье федерального бюджета. Соответственно тому, от каких экономических субъектов получены займы, часть из них считается при наступлении времени платежа внутренним долгом, а часть – соответственно, внешним. Замечено, что экономически развитые страны имеют, преимущественно, внутренний долг, а развивающиеся – внешний.

Многие государства, единожды попав в долговую зависимость, стремятся снизить государственный долг или не допустить его чрезмерного роста путем уменьшения расходной части бюджета, установления лимитов абсолютной величины государственного долга или лимитов прироста госдолга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...