Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологический план изучения модуля




Технологический план изучения модуля

«Правописание безударных гласных в окончаниях»

технологическое звено модуля

модуль «Части речи» модуль «Окончание» модуль «Правописание безударных гласных в окончании»

Изучение окончаний, отражающих значение числа и рода

Слова, называющие предме- ты и отвечающие на вопросы кто? что? кого? чего? кому? чему?  кем?  чем?  о  ком?  о Наблюдение изменения зву- ков (букв) на конце слов при постановке слов-предметов в начальную форму.  

технологическое звено модуля

модуль «Части речи» модуль «Окончание» модуль «Правописание безударных гласных в окончании»
чѐ м? Практическое  знакомство  с понятием начальная форма слова. Упражнения в чѐ тком прого- варивании звуков (букв) на конце слов-предметов.  
Наблюдение слов, называю- щих один и несколько пред- метов. Наблюдение букв на конце слов, называющих один и не- сколько предметов. Распознавание количества на- званных словом предметов по звуку (букве) на конце слова. Упражнения в дописывании букв на конце слов- предметов, стоящих в форме множественного числа.
Слова, называющие действие предмета. Вопросы что дела- ет? что делали? что сделает? что сделаем? и др. Выделе- ние слов-действий в предло- жении. Упражнения в чѐ тком прого- варивании звуков (букв) на конце глаголов и глагольных вопросов.  
Практическое согласование слов-действий со словами- предметами в числе. Наблюдение изменения букв на конце слов-действий при изменении числа. Распознавание количества действующих предметов по звукам (буквам) на конце слов-действий. Упражнения в дописывании букв на конце слов-действий, стоящих в форме множест- венного числа (в ударной по- зиции типа летит – летят)
Слова, называющие признак предмета. Вопросы какой? какого? какому? и т. д. Выде- ление в предложении слов- признаков и слов-предметов, с которыми они связаны по смыслу. Расширение и закрепление понятия начальная форма. Упражнения в чѐ тком прого- варивании звуков (букв) на конце слов-признаков и соот- ветствующих им вопросов.  
Практическое согласование слов-признаков со словами- предметами в числе. Наблюдение изменения букв на конце слов-признаков при изменении количества опре- деляемых предметов. Упражнения в согласовании слов-признаков со словами- предметами в числе. Наблюдение букв на конце слов-признаков, стоящих в форме множественного чис- ла, и соотнесение их с бук- вами на конце связанных с ними по смыслу слов- предметов. Упражнения в дописывании букв на конце слов- признаков, стоящих в форме множественного числа.
Имя существительное. Зна- комство с категорией рода. Упражнения  в  выделении  в предложении имѐ н сущест- вительных  и  изменение  их Наблюдение букв на конце имѐ н существительных жен- ского, среднего, мужского ро- да. Упражнения  в  выделении Упражнения в дописывании

технологическое звено модуля

модуль «Части речи»

модуль «Окончание» модуль «Правописание безударных гласных в окончании»

формы на начальную.

имѐ н существительных из предложения и определении их рода. Наблюдение согласования в роде с именами существи- тельными глаголов в форме прошедшего времени. окончаний имѐ н существи- тельных женского и среднего рода.

Имя прилагательное. Наблю- дение согласования имѐ н прилагательных с именами существительными в роде.

Упражнения в выделении в предложении имѐ н прилага- тельных и изменение их

формы на начальную.

Наблюдение букв на конце имѐ н прилагательных женско- го, среднего, мужского рода. Соотнесение их с буквами на конце имѐ н существительных. Упражнения в определении незнакомого слова как части речи по буквам на его конце. Упражнения в дописывании окончаний имѐ н прилага- тельных в форме мужского рода. Упражнения в распознава- нии окончаний имѐ н прила- гательных в форме женского и среднего рода.

Изучение окончаний, отражающих значение падежа

Предлог. Наблюдение смы- словой и грамматической связи предлога с именем су- ществительным.

Наблюдение изменения букв на конце имени существи- тельного в сочетаниях с раз- ными предлогами (предлож- ного управления). Знакомство  с  понятием «окончание имени существи- тельного». Упражнения в дописывании окончаний имѐ н существи- тельных в зависимости от предлога (в ударной позиции): на стен..., под стен..., у стен… Упражнения в проверке без- ударных окончаний сущест- вительных женского рода путѐ м замены слова с без- ударным окончанием словом с ударным окончанием: на полян… – на стене, с ко- робк… – с земли

Склонение имѐ н существи- тельных в един-ственном и множественном числе.

Наблюдение изменения букв на конце слова. Формулиро- вание определения окончание. Упражнения в определении склонения имени существи- тельного. Упражнения в проверке без- ударного гласного в падеж- ных окончаниях.

Склонение имѐ н прилага- тельных в единствен-ном и множественном числе.

Упражнения в выделении окончаний имѐ н прилагатель- ных. Наблюдение чередования гласных в падежных оконча- ниях: о-е, ы-и. Упражнения в проверке без- ударного гласного в падеж- ных окончаниях.
Изучение

безударных личных окончаний

глагола

Практическое знакомство с совершенным и несовершен- ным видом.

Упражнения в выделении окончаний глаголов в единст- венном и множественном Упражнения в определении безударных личных оконча- ний глаголов.
       

технологическое звено модуля

модуль «Части речи» модуль «Окончание» модуль «Правописание безударных гласных в окончании»
Спряжение глаголов. Освоение умения определять спряжение глаголов с без- ударными                окончаниями по инфинитиву. числе.  

Изучение окончаний, имеющих значение числа и рода

 

Окончание – это своеобразная часть слова. С его выделения начинается морфемный анализ, поскольку считается, что это сделать легче всего – нужно только изменить слово по вопросам (падежам). Но для младших школьников окончание оказывается не такой уж про- стой частью слова. Если корень, суффикс и приставка обладают некой чувственной осно- вой, поскольку они связаны с изменением смысла слова (прилетел – прискакал, прилетел – улетел, ворона – воронѐ нок), то окончание слова такой основы практически не имеет – из- менение окончания не меняет смысл слова (возьми книжку, посмотри в книжке, лежит под книжкой), за исключением, разве что, форм единственного и множественного числа (возьми книжку – возьми книжки). Поэтому окончание является морфемным элементом бо- лее сложным для осознания детьми.

В традиционной методике понятие «окончание» вводится достаточно рано и почти без подготовки. Дети наблюдают изменение одного и того же слова в тексте, например: У меня есть сестр а, а у Саши нет сестр ы. Я люблю свою сестру. Вчера я подарил сестре куклу. Мы с сестрой вместе гуляем. Я забочусь о своей сестре. После этого им сообщается, что буквы, которые изменяются на концах слов, называются окончаниями. Однако дети не мо- гут перенести этот весьма незначительный опыт наблюдения на всѐ огромное поле грамма- тического согласования слов в русском языке. У них создаѐ тся впечатление, что любые бу- квы на конце слова являются его окончанием, поэтому нередко в качестве окончания они выделяют буквы -ал или -л на конце глаголов прошедшего времени, буквы -адь в слове ло- шадь, упорно считают окончаниями буквы -а, -о на конце наречий и т. п. Эти ошибки воз- никают потому, что дети усвоили только один признак окончания – положение букв на конце слова. Второй его признак – изменяемость этой части – не успела дойти до их созна- ния, потому что далеко не все из них умеют произвольно изменить изолированное слово, выделенное из контекста, а именно такую операцию предполагает определение окончания:

на краю обрыва росла берѐ зка – на краю – край, края, краем – в слове «краю» окончание


-ю;


 

обрыва – обрыв, обрыву, обрывом – в слове «обрыва» окончание -а.

Дети легко изменяют форму слова в словосочетании или предложении, но изменение


одиночного слова вызывает у них серьѐ зные трудности, потому что для этого надо знать и понимать падежные вопросы. Но склонение и падежные вопросы изучаются намного позже


окончания.

Для того чтобы у детей сложились правильные ассоциации с термином «окончание», следует сначала дать им возможность рассмотреть эту единицу со всех сторон, понять еѐ роль в языке, предоставить им достаточное время и необходимый объѐ м материала для на- блюдения и осознания информации, которая заложена в окончании, а также его роли в предложении. При этом надо очень осторожно пользоваться термином «окончание». Целе- сообразно на первых этапах обучения употреблять термин – смысловой заменитель «буквы на конце слова», а термин «окончание» использовать только в моменты сравнивания двух форм одного и того же слова и наблюдения изменений букв на его конце, ибо в этом случае термин подкрепляется зрительным восприятием. Окончательно вводить формальный тер- мин можно только тогда, когда дети научатся легко изменять единичные слова по вопро- сам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...