Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Табельные средства маскировки




Для маскировки солдата выдаются табельные маскировочные средства, изготовленные фабричным способом. К ним относятся камуфлированные масккостюмы, маскхалаты, маскнакидки, маскировочные сети, маскировочные чехлы и комплект маскировочной бахромы для маскировки оружия. Все эти средства производятся как для зимнего, так и для летне-осеннего сезона, с соответствующей этим временам года окраской.
Масккостюм летний (осенний) представляет собой брюки увеличенного размера, широкую, просторную рубашку (куртку) с капюшоном или цельный комбинезон зелено-пятнистой окраски под листья и летний фон местности (для действий осенью масккостюм может иметь еще жёлтые пятна, маскирующие под желтеющую листву и траву).
Надевается он поверх обмундирования и снаряжения. Разведчики предпочитают комбинезон или заправляют рубашку (куртку) в брюки. Такая носка масккостюма удобна тем, что при движении в лесу, кустах, в траншее, при преодолении препятствий и проволочных заграждений он не задевает за сучья, колючки проволоки и разведчик чувствует себя удобнее при действиях (рис. 57).

 

Рис. 57

Масккостюм зимний устроен так же, как и летний, отличается только лишь белой окраской под цвет снега (рис. 58).

Маскхалат - маскировочное средство. Он пошит в форме просторного халата с капюшоном. Окрашен в зелено-пятнистый или белый цвет. Надевается также поверх обмундирования и снаряжения. Разведчиками при движении и при действиях в поиске он употребляется редко.
Маскнакидка - табельное маскировочное средство пехотинца. Маскнакидка сшита по форме накидки (1,6><1,6 м) с капюшоном. При надевании укрепляется специальными подвязками. Маскирует только голову и туловище. Окрашивается под летний и зимний цвета.
Маскировочная сетка (размер 1,5><1 м или 1,5><0.75 м) или сетка для стрелка, как принято называть ее в войсках, является очень удобным и портативным средством маскировки. Она почти невесома и занимает очень мало места. Разведчик легко может всю её собрать в горсть и положить в карман, как носовой платок. Когда же разведчику потребуется замаскироваться, сетка может оказать ему большую услугу. Для этого солдату необходимо затратить всего несколько минут на то, чтобы вплести в неё подручный материал (траву, листья, небольшие ветки и т. п.) и затем накинуть сетку на голову и плечи.
Закрепление сетки на себе разведчик делает следующим образом. Передние концы окантовки он прикрепляет к поясному ремню (рис. 59), а задние закрепляет на животе быстро развязываемым узлом.
При помощи масксетки разведчик может лежать и вести наблюдение за противником в непосредственной близости от его окопов. Сетку можно быстро снять и положить в карман.
Такие сетки солдатам обычно выдаются, но их всегда можно сделать и самим разведчикам. Для этого следует только применить испытанный рыбацкий способ вязки сетей-неводов; надо приготовить кручёную суровую нитку (или прочный тонкий шпагат) и выстроганную вязальную иглу. Ячею сетки следует делать не более 3><3 см. Изготовленную ручным способом сетку нужно окрасить в зелёный цвет.
Следует отметить, что во вторую мировую войну масксетки нашли широкое применение почти во всех армиях мира. Применение этого несложного, но удобного маскировочного средства заслуживает внимания ещё и потому, что оно позволяет разведчику всегда использовать при маскировке естественный материал. А это очень важно, так как маскировка искусственным материалом при современном уровне разведывательной техники дешифрует на местности при помощи специальных оптических приборов.
Маскировочная бахрома (см. рис. 60) представляет собой трёхметровую ленту из зелёной ткани с прикрепленным на ней маскировочным материалом (обычно пучки зеленого мочала). Это также очень удобное средство для маскировки. Маскировочной бахромой разведчик может в положении лёжа хорошо замаскировать голову, плечи и спину.
Надевается маскировочная бахрома следующим образом:

- при помощи имеющейся на ленте пуговицы и петли закрепить конец маскировочной бахромы на головном уборе таким образом, чтобы он свешивался вправо;
- надеть головной убор и закинуть свешивающийся конец маскировочной бахромы на левое плечо;
- пропустив наискосок по спине направо к ремню, забросить маскировочную бахрому спереди от пояса на правое плечо и затем вновь пропустить его по спине налево к поясному ремню;
- оставшийся конец, насколько хватит, пропускается под поясной ремень и закрепляется под ним сзади или спереди.

Изготовление маскировочной бахромы подручным способом также не представляет особой сложности. Солдат всегда может сам изготовить подобную ленту: нашить на ней петли и соответствующим образом закрепить в них подручный маскировочный материал.
Маскчехлы изготовляются для маскировки вооружения (винтовок, автоматов, пулемётов и т. д.).

Правила пользования и сбережения табельных маскировочных средств

Масккостюм разведчика - это его второе оружие. Он должен любить его, беречь, как свой автомат, винтовку, малую лопату.
Масккостюм, если он бережно содержится и правильно используется, сохранит и защитит жизнь разведчика. Недопустимо рвать и грязнить маскировочную одежду, небрежно с ней обращаться. Придя из разведки, необходимо масккостюм просушить и аккуратно сложить. Ни в коем случае нельзя сворачивать его мокрым, иначе материал попреет. Если масккостюм загрязнен, нужно вымыть или вычистить его.
Масккостюм надо ежедневно осматривать вместе с оружием и снаряжением. Особенно тщательно производить осмотр перед выходом в разведку. Если обнаружится, что масккостюм порван, нужно немедленно починить его. В разведке он порвётся ещё больше и на фоне местности будет демаскировать. Грязный масккосгюм, особенно зимний, также демаскирует разведчика

Надо уметь применяться в масккостюме к местности

Не следует в белой зимней маскировочной одежде перебегать на тёмном фоне забора, стены здания, так как в этом случае разведчик в масккостюме будет более заметным, чем в шинели. Летом нужно стремиться, чтобы маскирующие пятна на масккостюме сливались с соответствующими пятнами на местности.

Глава III
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ СОЛДАТ-РАЗВЕДЧИКОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЮ НА МЕСТНОСТИ И МАСКИРОВКЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ТАКТИЧЕСКАЯ подготовка одиночного солдата-разведчика начинается с обучения способам передвижения на местности и маскировки. Отработкой этой темы закладывается основа действий разведчика при изучении последующих тем по тактической подготовке.
Ни один способ действий в разведке не выполняется без передвижения разведчика на местности и тщательной маскировки. Практическому обучению разведчика по этому вопросу должно быть уделено большое внимание.
Обычно вопросы передвижения на местности и характер маскировки разведчика отрабатываются в процессе изучения темы "Обучение солдата действиям в наступательном бою".
Одновременно в расписании на этот период следует предусмотреть соответствующие темы по топографии (изучение и оценка местности, местные предметы, их значение и изображение условными знаками на картах, рельеф и его выражение на картах, ориентирование), инженерному делу (маскировка), огневой и строевой подготовке (ружейные приёмы, обращение с оружием, перебежки, переползания, движение в расчлененном строю). Параллельное изучение этих вопросов поможет лучше усвоить учебные, вопросы этой темы.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ

Каждое занятие должно быть тщательно подготовлено и продумано. Очень важно, чтобы было правильно выбрано и оборудовано место, на котором командир (офицер, сержант) будет учить разведчика приёмам передвижения и маскировки. Следовательно, учебные вопросы, включённые в план-конспект занятия, должны быть детально согласованы с возможностями изучения их на местности. Если в плане-конспекте указано "научить солдата передвигаться на различной местности", то командир должен побеспокоиться о том, чтобы эта "различная местность" была не на бумаге, не на словах, а реально перед глазами разведчика. Нельзя, например, научить разведчика передвигаться в лесу, если леса на данной местности нет совсем.
Накануне или за день до занятия офицеру-руководителю следует вместе с сержантами произвести рекогносцировку местности в окрестностях своего расквартирования и оценить её с точки зрения использования в учебных целях.
Офицер, выйдя на местность, должен оценить, насколько данный район пригоден для практического занятие с разведчиками, как тот или иной куст, бугорок, пень, дерево и т. д. он мыслил бы использовать для показа приёмов маскировки и тренировки разведчиков.
Во время войны на фронте и в мирный период учебы войска приобрели значительный опыт боевой подготовки разведчика. Этот послевоенный опыт характерен тем, что офицеры и сержанты, в памяти которых ещё свежи эпизоды великих сражений, стали более конкретно обучать солдата именно тому, что от него требует современный бой. Разведчики, готовясь к поиску, в тылу своих войск сооружали учебные объекты, похожие на действительные объекты, которые они выявляли и выбирали в обороне противника для действительной атаки и захвата. На этих учебных объектах разведчик во всех деталях и подробностях изучал и отшлифовывал каждый приём своих действий (движение, бесшумный подход, преодоление препятствий, маскировка атака и т. д.) вплоть до самой последней "мелочи" в различных вариантах тактической обстановки.
Нечто похожее на эти учебные объекты должен представлять собой и район занятий, который каждый раз следует оборудовать в соответствии с замыслом, отражённым в плане-конспекте офицера.
Но выбор и оборудование места для занятия - это только часть (правда, очень важная часть) общей суммы подготовительных мероприятий, за ней следует ряд других неотложных дел (личная подготовка, подготовка солдат и др.).
Личная подготовка офицера (сержанта), обучающего солдат, заключается в усвоении учебных задач, разработке замысла занятия, методики его проведения, в организации учебного процесса и личной тренировке приёмов, которые предстоит показывать солдатам. Офицер все это делает в порядке личной подготовки к занятию, сержанты - на инструктивно-методических занятиях, а также в часы самоподготовки. Офицер и сержанты должны быть вполне готовы сделать краткий содержательный рассказ по каждому учебному вопросу занятия, правильно и образцово показать солдатам приемы и умело организовать практическую тренировку.
Подготовка разведчиков состоит из предварительного доведения темы и учебной цели до обучаемых. В неё входят: изготовление силами солдат нужных предметов для материального обеспечения занятий, а также организация самостоятельных занятий в не учебное время (чтение отдельных параграфов из уставов, брошюр, статей и газет). Очень важно, если в часы самоподготовки разведчик просмотрит чертежи, рисунки, схемы, кинофильмы, показывающие приёмы действий разведчика на местности.

ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Методика построения занятия составляет основную часть всей подготовительной работы. Общий замысел офицера (сержанта) должен получить надлежащее методическое оформление, т. е. командир выбирает наиболее выгодные способы, при помощи которых он учит солдата. В одном случае он может избрать метод подвижной тренировки (ходьба в рост, пригнувшись, перебежки); в другом - способ двухстороннего действия (одни солдаты наблюдают, другие незаметно и бесшумно, к ним подкрадываются) или в виде розыгрыша боевого эпизода; в третьем - применить способ чередования (перебежки с переползанием или ходьба пригнувшись с переползанием с целью проверки, насколько разведчики умело применяются к местности). У инициативного офицера и сержанта всегда созреет в голове несколько вариантов построения занятия, и лучший из них, наиболее отвечающий характеру (рельефу, рисунку и окраске) местности, он может применить в каждом отдельном случае.
Но во всех вариантах обучения основным критерием методического построения занятия должен быть: чёткий, ясный и короткий рассказ, показ приёма (сначала по разделениям, а затем и в целом всего приёма) и практическая тренировка, как того требует программа боевой подготовки войск на зимний и летний периоды обучения.
Обучение приёмам маскировки должно быть конкретным. С первого же шага надо учить солдата использованию подручных средств маскировки (травы, ветвей, листьев и т. д.) и применению способов укрытия за местными предметами (деревьями, кочками, канавами, кустами и т. д.).
Вот примерный вариант такого занятия. Сержант, показав и объяснив солдатам основные приёмы передвижения на местности и наиболее применимые способы маскировки, приказывает им проделать показанное, скрытно пройти в пункт Н, выбрать там место для наблюдения и замаскироваться.
Солдаты выполняют приказание сержанта, самостоятельно выдвигаются на указанный рубеж, выбирают укрытия и подручным способом маскируются. Сержант внимательно следит за их действиями, отмечает недостатки отдельных солдат, но не перебивает их, а даёт возможность проделать все показанные приемы до конца.
Вот один солдат, достигнув наметенного рубежа, решил укрыться за берёзовым пеньком. Этот пенёк был не одиноким тут, а поблизости находилось ещё несколько таких же пеньков. Поэтому, рассудил он, за одним из них вполне можно укрыться, не вызвав подозрений у наблюдателей противника.
Сержант проверил маскировку и других солдат. Некоторые из них укрылись за кустами, в канаве, воронке, а разведчик Савельев выбрал для маскировки кочку.
Все эти кусты, канавы и кочки ещё на рекогносцировке с командиром взвода были примечены сержантом, он ещё тогда подумал об их использовании с учебной целью. И когда он вернулся с инструктажа, то первым делом дал распоряжение ефрейтору отрыть в этом районе две ячейки (одну у пеньков, а другую в расположении кочек). А сам принялся плести из ивовых прутьев какие-то затейливые корзинки.
Разведчиков разбирало любопытство: что это такое затеял сержант? И вот на следующий день разведчики увидели то, что для них было новым, интересным и в то же время очень простым делом. До этого каждый из них мог бы додуматься и сам, если бы у него было столько же опыта в военном деле, как у сержанта.
Отметив положительные и отрицательные стороны действий своих разведчиков, сержант сделал подробный разбор занятия и в конце показал свой "секрет" солдатам. Он поставил свои "корзинки" на подготовленные ефрейтором ячейки, которые оказались: одна - каркасом пня, а другая - каркасом кочки. Затем он осторожно надрезал кору на одном настоящем пеньке, аккуратно содрал ее и обтянул ею одну из своих "корзинок". Поблизости ефрейтор с группой солдат старослужащих работал над устройством кочки.
Вскоре разведчики увидели новый "пень" и новую "кочку", точь-в-точь такие же, как настоящие, с той лишь разницей, что те были действительные пни и кочки, а эти ложные.
Закончив показ своего "секрета", сержант сказал:
- Вот как бывалые разведчики маскировались во время Великой Отечественной войны. Завтра будет занятие на тему: "Способы передвижения разведчика от одного НП к другому с использованием подручных средств маскировки". Каждому из вас выполнить в часы самоподготовки следующее задание: сплести такие же "корзинки" по форме пня, кочки и камня...
Так может провести занятие с разведчиками любой инициативный офицер и сержант, всеми способами развивая у обучаемых смётку, хитрость и находчивость. Приведённый пример отнюдь не может служить шаблоном. Есть много других приёмов и методов обучения.
В заключение укажем, что следует всегда обращать самое серьёзное внимание на обучение разведчиков пользованию и сбережению табельных средств маскировки (масккостюмов, маскнакидок, масксетей и т. д.). Надо прививать разведчику такую же любовь к масккостюму, какая прививается к малой сапёрной лопате каждому пехотинцу.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ РАЗВЕДЧИКОВ
(ДЛЯ ОДНОГО И В ПАРЕ С ТОВАРИЩЕМ)

При изучении указанной темы необходимо рекомендовать солдатам следующие упражнения для самостоятельной тренировки.

Поддержание равновесия при ходьбе и беге на труднопроходимой местности (болота, лес, кочки, кручи, скользкий грунт и т. д.). Цель: научиться ходить, не падая, на любой трудно проходимой местности (неровности, ямы, камни, развалины и т. д.).
Способ: стояние на одной ноге (10-15 сек.) с одновременным выносом (замедленным) другой ноги вперёд и постановкой её на полную ступню. Хождение по скользкому грунту с постановкой ноги на полную ступню. Хождение по неровностям "оступанием" другой ногой в углубления (тренироваться можно на шпалах железнодорожного полотна, камнях, огородах, болоте с кочками и на других неровных участках местности) Наконец, хождение по бревну, жердям и т. д.

"Ощупывание" ногой местных предметов. Цель: научиться распознавать при наступании на грунт предметы, создающие шум.
Способ: разложить на землю несколько предметов (кора, сухой сук, камень, жестянка и т. д.) и ощупывать их носком, не глядя на них.

Хождение в темноте. Цель: научиться ориентироваться и бесшумно передвигаться в темноте. Способ: в затемнённом помещении расставить несколько шумосоздающих предметов (стулья, столы, вёдра, бутылки, банки, этажерки, вешалки и т. д.). Разведчик, выставляя вперёд руки, медленным "нащупывающим" движением ног стремится не уронить эти предметы и бесшумно пройти в тёмной комнате. Необходимо использовать для подобной тренировки тёмные ночи.

Подкрадывание. Цель: научиться незаметно подкрадываться к "противнику". Способ: один солдат становится у стены здания, изгороди или у забора. Другой заходит с тыла или со стороны и, маскируясь кустами, постройками, растительностью и другими местными предметами, стремится незаметно подкрасться к товарищу. Затем они меняются ролями, и другой солдат выполняет то же упражнение.

Наблюдение за местностью. С целью изучения и запоминания местных предметов и характерных складок солдату полезно будет в течение длительного времени вести наблюдение за небольшим участком местности и затем описать, зарисовать (или рассказать) результаты своего наблюдения.

Поучительность и польза занятий всецело зависят от инициативы, изобретательности и методической грамотности офицеров и сержантов, обучающих солдат. Они - учителя солдат и организаторы их обучения. Следовательно, каждое занятие, каждый изучаемый вопрос, каждый приём и действие должно быть преподано солдату поучительно, практически на местности, наглядно и со всесторонним учётом богатейшего опыта Великой Отечественной войны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ДЕЙСТВИЯ разведчиков в ходе Великой Отечественной войны с фашистской Германией и империалистической Японией отличались большим мастерством. Наши разведчики незаметно проникали в тыл врага, смело подбирались к его траншеям, окопам, ДОТ и ДЗОТ, захватывали "языков", беспрерывно вскрывали чёрные замыслы врагов.
Конечно, это удавалось только солдатам, умудрённым большим боевым опытом, научившимся умело передвигаться на местности, маскироваться и использовать ее в своих интересах при действии в разведке в различное время года и суток.
Таких разведчиков у нас было много. При действии в поисках, в засадах, в тылу противника они умело использовали местность для передвижения и маскировки, всесторонне оценивали её.
В данной брошюре мы сделали попытку обобщить опыт действия бывалых разведчиков и на основе этого опыта показать способы передвижения и маскировки солдата в боевых условиях. Надеемся, что читатель даст строгую оценку, насколько автор справился с этой задачей. Но необходимо, чтобы обучение разведчика по затронутой теме было поставлено доходчиво, живо, интересно и поучительно. Этому вопросу и посвящена последняя глава брошюры, в которой даются некоторые советы офицерам и сержантам по организации и проведению занятий.
Основная задача в наступивший мирный период боевой учёбы - всемерно повышать боевую выучку войск, всех солдат, сержантов и офицеров Советской Армии.

 

ПРИМЕНЕНИЕ СОБАК В РАЗВЕДКЕ

Капитан
Н. САНИН

Отыскивая противника или действуя в его расположения, разведчик должен распознавать приближение немецких солдат по разным признакам. Не видя немцев, надо догадаться, что они находятся где-то близко, по соседству. Это уменье приобретается в результате долгой боевой практики. Когда разведчик сам затрудняется обнаружить присутствие противника, ему нередко помогает в этом случае собака. 0на издалека чует приближение вражеских солдат и предупреждает об этом своего хозяина.
В некоторых наших частях стало системой включение собак в состав разведывательных подразделений. Находясь вместе с разведчиками в поиске, они легко находят местопребывание врага и без лая дают знать об этом своему вожатому. Особенно полезны собаки при действиях разведывательных партий ночью и на сильно пересечённой или закрытой местности (лес, кустарник, бурьян, посевы).
В зависимости от состава разведывательной партии и характера поставленной перед ней задачи в партию могут быть включены от одной до трёх-четырёх собак. Каждая собака несёт службу только со своим вожатым. Чтобы одна собака в работе не мешала другой, каждый вожатый получает свое направление.
Конечно, собака-разведчик должна обладать необычайно тонким слухом и чутьём, уметь по одному взгляду понимать желание своего вожака и безотказно слушаться человека. Хорошо обученная собака мастерски обегает, обыскивает впереди лежащую местность на расстоянии 100-150 м от вожатого. Она ведёт поиски по горячему следу от оставленных противником предметов (оружие, подсумки, одежда) на удлинённом поводу и без него, в зависимости от обстановки. Этот верный помощник бойца обнаруживает присутствие людей на любой местности; в любое время года и суток, при всякой погоде. Потом бесшумно (без лая), лёгкими рывками вперёд в направлении обнаруженных людей извещает вожатого о своей "находке". Такая собака умело преследует врага и задерживает его при попытках убежать от наших разведчиков.
Собаки могут нести разведывательную службу в условиях любого вида боя. Разведчики, применяя собак, скрытно и бесшумно прочёсывают лесистую или покрытую кустарником местность как в нейтральной зоне, так и в расположении противника. Они могут при помощи собак своевременно оповещать наших бойцов о наличии поблизости немецких секретов, засад и постов боевого охранения или задерживать одиночных вражеских солдат и доставлять "языка" в расположение наших войск.
Этим, конечно, не исчерпывается всё разнообразие задач, которые выдвигает боевая обстановка и которые могут быть успешно разрешены с помощью этих умных животных.
Боевая практика применения собак показывает, что их целесообразно иметь в разведывательных подразделениях дивизий и стрелковых полков. Обычно в дивизионном звене имелось у нас от 7 до 10 опытных вожатых с одной собакой у каждого; в полку их было примерно вдвое меньше, Иногда практиковалась временная передача вожатых с собаками из дивизии в тот или иной полк, где таковых не было. В разведывательные группы силою менее взвода включался один вожатый с собакой, а в состав разведывательного взвода - один или два вожатых, в зависимости от предстоящей боевой задачи.
В Н-ской стрелковой дивизии одно время находилось 10 вожатых с собаками. Они оказали значительную помощь в работе дивизионных разведчиков. Собаки, обладая хорошей тренировкой и выучкой, во многом облегчали работу бойцов-разведчиков. Так, например, в течение двух летних месяцев прошлого года эта группа вожатых провела 178 выходов в тыл противника и всякий раз с большим эффектом, особенно в отношении отыскания "языка".
В качестве иллюстрации того, как вожатые работают с собаками в разведке, приведём несколько примеров. Красноармеец Морозов со своей собакой "Дозор", действуя в составе группы разведчиков, своевременно обнаружил засаду противника. Разведчики, используя данные тов. Морозова, обошли эту засаду, а затем с помощью собаки нашли свободный проход в тыл противника. Задача была выполнена, разведка без потерь вернулась обратно. Расскажем о втором факте. Сержант Вековшинян с собакой "Нептун" беспрепятственно провёл свою разведывательную группу через передний край обороны противника. Действуя в глубине обороны, собака своевременно обнаружила немецкий секрет. Разведка обошла этот секрет и выполнила поставленную задачу.
Подобные примеры боевой работы разведывательных собак свидетельствуют о том, что собаки своей работой оказывают бойцам значительную помощь. К сожалению, не все вожатые знают элементарные правила содержания, обучения и сбережения собак, используемых для целей разведки. Так, имелись случаи, когда собак продолжительное время не тренировали, отвлекали от прямой работы, они входили в общение с разными людьми, кроме вожатых. Вследствие этого собаки в значительной мере теряли свои боевые качества. Указанные факты не должны иметь места, если мы хотим обеспечить высокое качество работы собак в разведке.
Когда нет боевой работы в течение 2-3 дней, собак следует тренировать не реже чем через день, продолжительностью не менее 2-3 часов. При более длительных сроках отсутствия специальной работы они должны иметь тренировку каждый день.
Главное внимание при тренировках собак необходимо обращать на отработку приёмов обыска местности, уменье ходить по горячему следу и задерживать врага, добиваясь у собак крепкой хватки.
В заключение необходимо отметить, что, несмотря на высокий боевой эффект применения собак в целях разведки, этот вид их применения не получил еще достаточно широкого распространения в наших войсках и требует дальнейшего внимательного изучения, особенно со стороны штабов стрелковых дивизий и полков.

1944 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...