Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Малыш родился. Первое полугодие жизни




Ребенок от нуля до трех. Что делать родителям?


Предисловие

 

Как правильно воспитать ребенка? Как не навредить его здоровью и психике, развить способности и сгладить недостатки? Как справиться с многочисленными проблемами без душевных травм?

В процессе роста ребенка у родителей возникает масса вопросов. Мы не претендуем на исчерпывающее описание всех возможных трудностей и путей выхода из них. Эта книга – не учебник жизни, не пособие по диагностике и коррекции недостатков. В ней представлены ответы на те вопросы, которые в нашей многолетней практике работы с детьми и их родителями встречались чаще всего.

Поскольку книг о развитии ребенка огромное множество, мы хотели бы сразу определить, в чем состоят особенности нашей книги:

1 – возможность выполнения тех советов, которые в ней представлены. Мы – российские специалисты, реально воспринимающие происходящее вокруг. Мы не даем таких рекомендаций, которые не учитывают уставшую маму, пришедшего с работы голодного папу, садов и поликлиник, исчезнувшей горячей воды и нежелания бабушки «включиться» в помощь по уходу за ребенком, сломавшуюся технику, отсутствие автомобиля и количество дней до зарплаты...

2 – доступность текста этой книги для понимания. Авторы (люди с высшим образованием, степенями и званиями) сами не очень любят глубоко научные труды, рассчитанные исключительно на академическую аудиторию.

Как устроена книга? В первой части вы увидите общие советы по воспитанию и развитию малыша от рождения до трех лет. Во второй части представлена таблица соответствия биологического возраста ребенка и темпов его развития. Вы сможете по ней самостоятельно определить, нужно ли обращаться за помощью к специалисту, и к какому конкретно. В третьей части книги вы найдете подробные программы развития малыша, соответствующие его уровню (все пояснения к программам даны там же). Затем, в приложении, вы можете прочитать стихи, потешки и пестушки, которые пригодятся в общении с ребенком.


Обращение к родителям

 

Дорогие, уважаемые и горячо любимые мамы, папы, дедушки и бабушки! Все вы очень любите вашего долгожданного ребенка (внука, правнука), вы хотите, чтобы его жизнь сложилась хорошо, чтобы он был здоров и счастлив. Мы тоже очень этого хотим! Вы многое знаете о развитии и воспитании детей или просто чувствуете, как будет лучше вашему малышу. Мы не будем с высокого академического пьедестала вас поучать, а только чуть-чуть вам поможем.

Конечно, нам бы хотелось, чтобы эту книгу читали будущие родители, а не только те, у кого уже есть ребенок в возрасте от нуля до трех лет, или даже старше, поскольку переделывать всегда намного сложнее, чем делать правильно с самого начала. Будем надеяться, что кому-то из очень мудрых будущих родителей книга попадет в руки и станет некоторой опорой на следующие несколько лет беспокойной, веселой, сложной, но невероятно счастливой жизни с маленьким чудом – вашим ребенком.

Процесс формирования будущего родителя начинается задолго до рождения у него ребенка. Значение имеют и опыт общения с собственными родителями, и жизненные установки, и характер, и отношений между супругами, и, конечно, желанность для семьи будущего ребенка. Мы хотим привлечь ваше внимание к следующим, очень важным, с нашей точки зрения, аспектам:

- на каждом этапе жизни ребенка, в любой ситуации не забывайте, как он вам дорог, как вы любите его и хотите, чтобы он был здоров и счастлив;

- как бы ни складывалась ваша жизнь, как бы вы себя не чувствовали, ребенок в этом не виноват;

- что бы ни советовали вам родственники и знакомые, каким бы авторитетом они не обладали, воспитывать ребенка и отвечать за результаты этого воспитания будете вы и только вы;

- даже самый маленький ребенок – это не «чистая доска» и не «кусок мягкой глины», из которого можно вылепить все, что вам хочется. Каждый человек от рождения обладает набором своих индивидуальных возможностей и способностей. Задача родителей – определить эти качества и стараться максимально развить те из них, которые помогут малышу в его дальнейшей жизни;

- заниматься ребенком нужно с момента его рождения, ежедневно и регулярно. Самостоятельно ребенок не сможет приобрести необходимых ему для жизни в обществе качеств, навыков и привычек. Время в этом смысле не может быть основным воспитателем – ребенок не «дозреет» без вашей помощи, не преодолеет имеющиеся у него проблемы;

- отнеситесь, по возможности, осторожно ко всем проявлениям крайности в методиках воспитания ребенка. Истина, как правило, находится где-то посередине. Постарайтесь критично воспринимать модные теории и непроверенные практики. Отдайте предпочтение классическим, хорошо себя зарекомендовавшим методам, прислушивайтесь к советам опытных специалистов. Напомним уже сказанное выше: расплачиваться за результаты воспитания будете вы и, что самое неприятное, - ваш ребенок. Не давайте никому экспериментировать с его здоровьем и психическим развитием;

- в случае возникновения трудностей, вопросов и проблем со здоровьем, воспитанием и психическим развитием ребенка необходимо в кратчайшие сроки найти нужную именно вам помощь, определить пути их преодоления самостоятельно или с помощью специалистов в этой области. Если вдруг у вас не получилось сразу построить процесс воспитания ребенка правильно, помните: лучше исправить ошибки поздно, чем не исправлять их вообще.

И последнее. Никто и никогда не родился готовым воспитателем своих детей. Воспитание ребенка - это сложный, но очень интересный и творческий процесс, в котором нет ничего второстепенного и неважного, в котором все участники – активные действующие лица.

 

Еще до рождения

Общие советы

Молодые супруги начинают жить вместе. В нашей стране «вместе» - это очень редко «отдельно от родителей». Обычно «вместе» живут два, а то и три поколения: супруги, их родители, возможно бабушка. В таких условиях очень сложно договориться о ролях каждого из членов семьи, о правилах молодой семьи, которые могут отличаться от родительских. Новый член семьи (зять или невестка) входит в дом, как правило, на правах ребенка: «Он нам как сын», или «Она нам как дочь». «Ребенку» приходится с чем-то мириться. Но о главном обязательно нужно договориться – отношения между мужем и женой должны быть важнее, чем отношения с родителями. В процессе установления этого правила возможны любые конфликты. Но тут уж, как говориться, дело вкуса – сохранить семью или остаться с родителями. Мы всегда предлагаем решать вопросы цивилизованно, путем переговоров, без эмоциональных вспышек и членовредительства, с сохранением теплых и дружеских отношений внутри большой семьи. Если такой способ невозможен, нужно изыскивать пути разъезда. Они обязательно найдутся, если очень захотеть. Издалека любить всегда проще. Многие недовольства и претензии исчезнут сами собой, и всем станет спокойно.

Итак. Супруги в молодой семье решили вопросы правил, ролей, общения друг с другом, договорились с родителями, и вот она – беременность. Да, возможно, никто ничего не решал, и беременность наступила вообще до того, как люди захотели жить вместе. Но она уже наступила. Если женщина хочет этого ребенка, то никакие условности, никакие обнаруженные у нее болезни, никакие финансовые трудности не должны вызывать чувства отчаяния. Просто зафиксируйте в голове тот факт, что что-то делать нужно было раньше, не бегите себя спасать, поскольку, как считают врачи, очень сложно найти методы лечения одновременно полезные маме и малышу. Не надо начинать себя жалеть и искать сочувствия у окружающих: «Тот, кто хорошо понимает людей, не ждет от них понимания», говорил Богуслав Войнар. Вы просто запомните, что в любых, самых трудных жизненных ситуациях, ваша вера в успех и удачу будет главным условием обязательности этой удачи. Конечно, появятся люди, которые вам помогут. И у вас безусловно хватит на все сил. Даже не сомневайтесь!

Беременность – нормальный физиологический процесс. Двигайтесь, помогая увеличивать кровоток в плаценте, а, значит, помогая ребенку дышать и питаться. Следите за собой, малышу нужна красивая, уверенная в себе мама. А мужу тем более нужна красивая и счастливая жена! Не бегайте по местам, где много людей. Не все из них здоровы, а инфекции не нужны ни вам, ни ребенку. Питайтесь так, как питался бы трехлетний ребенок – так всем будет полезнее. Без необходимости не совершайте далеких поездок. Слушайте рекомендации опытного врача и думайте о хорошем.

 

Про роды и роддом

Готовить себя к родам нужно, прежде всего, психологически. Страх, паника – не лучшие спутники удачных родов. Если чувствуете, что сами с собой не справляетесь, посетите опытного перинатального психолога или врача, который ведет программы подготовки к родам. Не читайте в Интернете и не слушайте «воспоминания недавно родивших мамочек об ужасах родов». Уверяем вас, этот процесс очень индивидуальный. Повторяем – спокойствие и уверенность в успехе – ваши помощники.

Соберите заранее все документы, вещи для себя и ребенка, все, что может вам понадобиться в роддоме. Сложите все аккуратно в сумку, покажите всем, где она стоит – так спокойнее вам и мужу.

В процессе родов не проявляйте лишней инициативы. Ваш высокий интеллект – не главный инструмент в родах. Организм женщины намного лучше знает, как рожать, чем ее мозг.

После родов в ваши обязанности входит: не нервничать, спать, беречь молоко. В обязанности папы входит: готовиться к встрече, писать сообщения, полные любви и восхищения, забрать маму и малыша вовремя и с цветами.

 

Про будущего ребенка.

Очень часто будущие родители не только покупают одежду и игрушки малышу, придумывают ему имя, но и сочиняют его образ (внешность, черты характера, способности и т.д.). Если эти прогнозы приобретают вид обязательных для исполнения, то родители могут столкнуться с проблемой неожиданного появления «не того, кого заказывали». Родители – творцы своего ребенка только в определенной мере. При одном и том же исходном генотипе (свойствах родителей) может получиться великое множество фенотипов (индивидуальных свойств ребенка). Не стоит отнимать роль творца у Творца (у природы, судьбы – это как вам нравится). Кроме того, родителям важно критично оценить и свой собственный генотип.

Настройтесь заранее просто любить и принимать своего малыша, не пытаться его перекроить, сделать из котенка тигра, а из волка зайчика, из узких брюк сшить брюки клёш. У вас ничего не получится, поверьте! Но у вас богатый арсенал средств, вы большие и сильные, поэтому вы можете «сломать» и котенка, и волка. У каждого человека есть свои ресурсы, возможности, и они небезграничны. Их сочетание, их соотношение во многом уже определено с самого начала. И задача родителей - как можно скорее определить главные, доминантные черты характера своего ребенка, и потратить силы не на бессмысленные притязания, а на любовь, поддержку, воспитание и развитие того неповторимого создания, которое вы произвели на свет.

Бывает так, что появившийся ребенок – причина многих бед и страданий: ушел муж, рассорились с родителями, нет денег и жилья. Родители стесняются или совсем не могут признать, что не очень любят своего малыша. Не любить ребенка – большая беда. Но не побороться со своей нелюбовью – огромная, страшная вина на всю жизнь. Попробуйте представить себя маленьким бессильным созданием, одиноким и несчастным, которого никто не любит. И при этом малыш ни в чем не виноват. Если вы хоть пару дней поживете с такими мыслями, вы поймете, как это невыносимо тяжело.

Думайте о том, что детей, даже самых благополучных и самых любимых, очень жалко. Жалко потому, что неизвестно, какая им уготована судьба. И потому, что им, скорее всего, долго-долго придется жить без вас.

 

Малыш родился. Первое полугодие жизни

Общие советы

Младенчество – исключительный период в жизни ребенка и его родителей. Все, что происходит в это время, - впервые. В период новорожденности задача родителей – обеспечить тщательный уход, сформировать у малыша ритм приема пищи, режим сна и бодрствования. На первый взгляд может показаться, что питание и уход – единственные потребности крохи, но это совсем не так. Общение с близкими людьми – вот истинная человеческая потребность и источник психического развития младенца. Во время общения развиваются основные психические сферы и умения младенца: внимание, память, восприятие, а также движения, эмоции и социальные способы коммуникации.

Близкие должны уметь удовлетворять как биологические, так и социальные потребности ребенка. Родителям следует с первых дней жизни создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта во время бодрствования, приема пищи и проведения гигиенических процедур. Обеспечьте позитивное эмоциональное общение с малышом в период его бодрствования. Улыбайтесь, разговаривайте с ребенком, мягко касайтесь его кожи. Результатом ваших действий станет зрительное сосредоточение малыша на лице взрослого и обращенная к вам улыбка.

Предлагайте для разглядывания и прослеживания различные по форме и цвету игрушки, располагая их на разном расстоянии от ребенка не ближе, чем на 40 см. от него. Учите малыша прислушиваться к голосу, к разным по звучанию игрушкам. Нужно стимулировать движения рук малыша к предмету и его захват. Как можно чаще меняйте положение тела ребенка в пространстве, выкладывайте его на живот на различные по фактуре поверхности. Эмоциональное общение и помощь в освоении движений и действий с игрушкой обеспечат к концу первого полугодия жизни появление у ребенка самостоятельной познавательной активности и коммуникации с помощью лепета.

 

Что должно насторожить?

Отсутствие реакции на звук (не замирает, не вздрагивает, не прислушивается, не поворачивает головку в сторону источника звука); не совершает координированных движений руками и телом, не может подолгу удерживать голову, отсутствуют эмоциональные реакции на общение (не улыбается в ответ, не выражает недовольства); нет подражания мимике, артикуляции, интонации взрослого, отсутствие попыток использовать голосовые возможности в целях коммуникации или получения желаемого (не гулит или не кричит). В этих случаях вам обязательно нужно обратиться к специалисту (педиатру или неврологу).

 

Как приучить ребенка спать в кровати одному?

Сон - это важная деятельность в жизни ребенка. Малыш постепенно обучается тому, как, когда и сколько спать. Сон способствует гармоничному развитию всех органов и систем крохотного человека. С первых дней следует уделить особое внимание формированию непрерывного сна в отведенные, соответственно возрасту, временные промежутки. Комната, в которой спит ребенок, должна быть хорошо проветрена, свет приглушен, место для сна всегда постоянное и отдельное. Присутствуйте при засыпании ребенка и оставляйте его одного во время сна. Именно в таких условиях ребенок сможет хорошо выспаться, его не будут беспокоить и будить посторонние шумы, когда он находится в фазе неглубокого сна, сможет принять любую удобную позу, когда захочет. Для того, что бы малыш мог спокойно заснуть, можно сесть рядом с детской кроваткой, спеть песенку, либо периодически ритмично похлопывая по спине, убаюкать его. При необходимости (во время колик) берите малыша на руки, будьте с ним, пока не утихнет боль. Можно менять позы ребенка, пока не найдете оптимальное положение, в котором малышу комфортно. Как только малютка успокоится, аккуратно положите его в кровать. Если он проявляет недовольство, наклонитесь, обнимите его и покачивайте, не беря на руки. Каждый раз, когда ребенок просыпается или кряхтит, погладьте его и скажите ему несколько ласковых слов, пойте ритмичную медленную песенку, давая возможность успокоиться. Запаситесь терпением, потому что процесс приучения к самостоятельному сну может занять у вас несколько месяцев.

 

Какой должна быть игрушка?

Главной игрушкой для ребенка первого полугодия жизни является погремушка. Погремушки должны быть удобными для захвата маленькой ручкой, легкими, с разнообразным звучанием и фактурой. Звук игрушек должен быть приятным и нерезким, цвет натуральным. Кроме этого можно в течение дня на короткий промежуток времени (5-10 минут) использовать мобиле, подвески, шуршащие мягкие игрушки, куклы с четкими «чертами лица». Игрушки необходимо чередовать каждые 2-3 дня, поскольку при частом предъявлении одного и того же раздражителя ориентировочная реакция ребенка первого года жизни быстро угасает, значит раздражитель перестает способствовать развитию ребенка.

 

Как формировать двигательные навыки у малыша?

Двигательные возможности ребенка совершенствуются во время многократного повторения одних и тех же движений. В момент двигательной активности ребенок учится управлять работой мышц, движениями рук и ног. Для развития определенного типа движений требуется соблюдение целого ряда условий - необходимо наличие свободного пространства, участие мамы в двигательных упражнениях с малышом; полезен комплекс массажа, проведенный специалистом. Используйте различную по фактуре поверхность: жесткую поверхность пеленальника или матраса, надувные мячи, круги или мягкие подушки; разнообразные позы ребенка: на спине, на боку, полулежа, в позе эмбриона, на животе, на коленях и сидя. Различия обстановки, рабочих поверхностей и положений тела малыша в пространстве во время занятий позволяют стимулировать его ориентировочно-исследовательскую активность и интерес к окружающей среде. Как можно чаще меняйте позы во время бодрствования малыша - это даст ему возможность комплексно воспринимать окружающее пространство; выкладывайте ребенка на живот, как на твердую, так и на мягкую поверхность. Подобная смена поз является тренировкой вестибулярного аппарата, развивает мышцы спины, учит удерживать голову. Не забывайте делать массаж рук малыша: легкими поглаживающими движениями массируйте каждый палец, ладошку и всю кисть ребенка от периферии к центру. Ощупывайте руками младенца лица близких людей, лицо ребенка и его другую ручку. Привлекайте внимание ребенка, вызывайте зрительное сосредоточение на погремушке, учите захватывать ее рукой из любого положения, а также стимулируйте движения, с помощью которых можно извлечь из игрушки звук. Произвольная двигательная активность обеспечивает познание ребенком окружающего пространства.

Большую помощь в развитии моторики ребенка играет массаж. Посоветуйтесь со специалистом (педиатром, неврологом), какой массаж необходим вашему малышу. Для развития мелкой моторики вы можете проводить массаж ручек и пальчиков самостоятельно. Ниже предложены примерные массажные движения для каждого месяца жизни малыша.

Последовательность движений при выполнении массажа ладошек и пальчиков рук грудного ребёнка первого месяца жизни:

· поглаживание каждой ладошки;

· растирание ладошек малыша;

· поочерёдное сгибание и разгибание каждого пальчика ребёнка.

Обычно начинают с массажа мелких мышц кисти. Массировать следует по направлению от ладошки к пальчикам.

Последовательность движений при выполнении массажа ладошек и пальчиков рук грудного ребёнка второго-третьего месяцев жизни:

· поочерёдно легонько потягивать каждый пальчик малыша;

· производить каждым пальчиком малыша круговые движения, сначала в одну сторону, затем в другую;

· по очереди вкладывать ребенку в ладошку маленькие шарики (3-4 см) из различного материала (резины, ткани, из пластика…), добиваясь, чтобы малыш захватывал и удерживал эти шарики.

Последовательность движений при выполнении массажа ладошек и пальчиков рук ребёнка четвёртого-пятого месяца жизни может быть следующей:

· поочерёдное сгибание и разгибание каждого пальчика;

· потягивание каждого пальчика;

· лёгкое поочерёдное круговое разминание верхней фаланги каждого пальчика;

· вкладывание в ладошки ребенка шарики большего диаметра и, удерживая руки ребенка в своих руках, зажимаем мячик и крутим его между ладонями.

С 4-х месяцев малыш уже может хорошо удерживать в руке погремушку (в течение 15-20 секунд).

Последовательность движений при выполнении массажа ладошек и пальчиков рук ребёнка, начиная с пятого-шестого месяца жизни:

· повторение всех изученных ранее упражнений;

· нежное разминание каждого пальчика;

· игры с пальчиками типа «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая»; пассивное выполнение упражнений пальчиковой гимнастики (пальцами ребёнка).

С 5-ти месяцев малыш уже может брать игрушку из рук взрослого. В это время можно проводить специальные пальчиковые игры, которые обязательно понравятся малышу. В ходе игры малыши уже делают попытки повторить некоторые движения взрослых. Для укрепления мышц ладоней хорошо использовать также упражнение «Причёсывание»: руки малыша по очереди поднимать вверх и плавно ими двигать вдоль головы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходят к массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводить разминание пальчиков нужно ежедневно в течение 2-3 минут.

Как долго можно заниматься с ребенком?

Ваш ребенок еще очень маленький, ему сложно долго активно взаимодействовать с вами. Продолжительность занятий на первых месяцах жизни составляет 5-10 минут, потом она может быть увеличена до 15-20 минут во втором полугодии жизни. Родителям следует быть внимательным к сигналам, исходящим от ребенка: занятия нужно прекращать, не допуская переутомления малыша.

 

Папа или мама?

Как правило, основной груз домашних забот о ребенке лежит на женщине. Но это не значит, что папа не может ей помочь. От частоты папиного участия в процессе воспитания малыша зависит то, насколько правильно и быстро он сможет справляться с ролью «усатого няня». Маме следует включать папу в уход за ребенком, объяснять, что и как нужно делать, помогать ему и почаще хвалить за помощь. Не стоит сразу бросаться «спасать малыша», когда папа берет на себя роль воспитателя, стремиться все сделать по-своему. Нужно мягко оказать помощь в том случае, если и малыш и папа слишком растеряны и встревожены. Необходимо довериться обоюдному желанию мужчины и ребенка общаться друг с другом, и тогда они выработают свой стиль общения, оба смогут чему-то научиться. Только в этом случае временное отсутствие мамы никого не испугает, а папа с честью справится с домашними хлопотами.

Про развитие речи

Устная речь стремительно формируется в первые три года жизни ребенка. Сначала с помощью крика, отдельных звуков и жестов, а затем – с помощью слов и предложений дети сообщают о своих потребностях и желаниях, общаются с близкими людьми, познают окружающий мир. Мышление и поведение ребёнка также тесно связаны с развитием речи. В норме ребёнок овладевает родным языком самостоятельно, на основе звучащей вокруг и хорошо слышимой им речи.

Для полноценного развития речи необходимы биологические предпосылки (нормальные слух, зрение, интеллект, хорошо развитая речевая моторика и др.). Но уже доказан факт, что речь вне социума не развивается. Известные науке случаи обнаружения в дикой природе так называемых детей-Маугли, воспитывающихся среди животных, наглядное тому подтверждение. Даже долгие годы специального обучения не способствовали развитию речи таких детей. Например, «очеловечивание» в течение семи лет найденной индийской «девочки-волка» Камалы, воспитанной стаей волков, привело лишь к тому, что девочка в пятнадцать лет по развитию напоминала двухлетнего ребёнка и понимала всего сорок пять слов. После исследования подобных случаев (а их известно более сорока), учёные делают вывод о том, что дети, лишённые общества себе подобных, «не получая человеческого воспитания, не обучаясь языку, неизбежно превращаются в умственно неразвитых существ». В 1967 году психолог Гарвардского университета Эрик Хайнц Леннеберг даже выдвинул гипотезу критического периода, в которой утверждалось, что существует определённый возрастной порог, после достижения которого овладение языковыми навыками не представляется возможным. И крайне важен для становления человека возраст от рождения до пяти лет. Именно в эти годы мозг ребёнка активно усваивает всё то, что в дальнейшем составляет фундамент нашей психики, будущих знаний и навыков. Отсутствие речи и человеческого общения особенно пагубно для развития мозга.

Известны также и многочисленные случаи, когда дети в возрасте от нескольких месяцев до трёх-четырёх лет, рождённые в одной стране, в силу разных обстоятельств попадали на воспитание к чужим людям в другую страну (с другим языком и другой культурой). По мере роста, дети прекрасно адаптировались на новом месте, усваивали «чужой» язык и прекрасно разговаривали на нём. И это снова подтверждает тот факт, что для развития языка и речи обязательным условием является погружение ребёнка в социум и его полноценное общение с людьми.

Сейчас достаточно часто в семьях появляются дети с ограниченными возможностями здоровья. Но, находясь среди заботливых близких людей, эти дети, обладая хорошими компенсаторными возможностями, прекрасно обучаются. Возможно, устная речь таких детей и после специального обучения может быть не идеальна, но с её помощью эти дети могут адаптироваться в обществе и чувствовать себя полноценными людьми.

Овладение правильной устной речью происходит не сразу. Для этого необходимо формирование определённого уровня слухового и зрительного внимания, памяти, моторной готовности артикуляционного аппарата к отражённому и самостоятельному воспроизведению ряда звуков и слов, накопление определённого количества понимаемых слов (пассивного словаря). Но многочисленными исследованиями доказано, что речь развивается по определённым законам как в норме, так и при различных патологиях. Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы нормального развития речи ребенка.

Развитие детской речи – это сложный и многообразный процесс. В нем условно можно выделить 4 этапа:

· этап – подготовительный (с момента рождения до 1 года);

· 2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет);

· 3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);

· 4-й – школьный (от 7 до 17 лет).

Эти временные рамки крайне вариативны. Особенно это касается первых двух этапов развития речи. Рассмотрим их более подробно.

Подготовительный этап

Этот этап в развитии речи ребенка условно принято называть доречевым или дословесным, так как в младенческом возрасте ребенок еще не использует языковых средств для выражения своих потребностей. Первые слова появляются только к концу первого года жизни. Однако значение этого периода в речевом развитии ребенка огромно. Именно в младенчестве появляются первые голосовые реакции, которые вначале имеют неречевой характер, но постепенно становятся все более членораздельными и начинают выражать все более разнообразное и сложное смысловое содержание (семантическое значение).

В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развивается головной мозг, физический слух и зрительное восприятие. В усвоении речи ведущая роль принадлежит слуху. В младенчестве (на 3-4 неделе), а если мама разговаривает вслух со своим малышом – и во внутриутробном периоде,у ребёнка проявляется способность специфически реагировать не только на громкие звуки, но и на звуки человеческой речи. У малыша возникает повышенное внимание к различной интонации обращенной речи людей, особенно к голосу и интонации мамы. Возникающая реакция выражается в торможении общей двигательной активности ребёнка, а в дальнейшем – в повороте головы в сторону звука и звучащей речи.

Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Поэтому мамам нужно обратить особенное внимание на состояние слуха своего малыша, и, по возможности, сразу обратиться к специалистам для проведения необходимых обследований.

Развитие речи на первом месяце жизни

Голосовые проявления в этом возрасте связаны с криком, Крик – это первая голосовая реакция ребенка, возникающая сразу после рождения. У здорового ребенка он громкий, чистый с коротким вдохом и протяжным выдохом. Уже через несколько недель после рождения в крике ребенка можно заметить различные интонации. Громкий надрывный крик могут вызвать голод, боль или неприятные ощущения, в то время как усталость малыш может выражать немного приглушенным, жалобным плачем. Уже по крику ребёнка можно делать предположения о дальнейшем развитии его речи.

Что должно насторожить?

· отсутствие крика сразу после рождения;

· слишком пронзительный или, наоборот, тихий крик, в виде отдельных вскриков и всхлипываний на вдохе.

Развитие речи на втором месяце жизни

Крик становится всё более интонированным. Многие внимательные мамы по крику младенца могут определить, что он хочет им «сказать».

Примерно с полуторамесячного возраста в норме дети начинают гулить, т.е. произносить различные, похожие на гласные, а затем и чёткие гласные звуки. Гулить малыш может в небольшие периоды бодрствования, когда он хорошо себя чувствует (здоров, накормлен, выспался и находится в сухих чистых пелёнках) Звуки, которые начинает издавать ребенок во время гуления, сначала тихие и робкие, а затем становятся все более громкими и произносятся всё чаще. Появление гуления – важный показательный момент развития речи ребёнка, основа (фундамент) для становления членораздельной устной речи.

Что должно насторожить?

· однообразный, неинтонированный крик;

· отсутствие начального гуления.

Развитие речи на третьем месяце жизни

Продолжает активно развиваться зрительное и слуховое восприятие. Слуховые раздражители вызывают зрительную реакцию. Зрительное восприятие в этот период является основным средством познания окружающего мира.

Реакция на звуки голоса становится все более выраженной. Ребенок перестает двигаться, замирает, поворачивает голову и ищет взором говорящего человека.

Гуление становится всё более усложнённым и частым. Иногда к протяжному произнесению гласных звуков начинают присоединяться первые, единичные, похожие на заднеязычные, губные и переднеязычные согласные звуки (гу, агу, гы; бу, ма, на…). В ответ на эмоциональное обращение ребенок активизирует гуление. Происходит как бы разговор, когда взрослые «агукают» вместе с малышом.

Примерно в это же время у детей появляется улыбка. Ребёнок внимательно следит за склонённым к нему лицом матери, вслушивается в её ласковые слова и начинает улыбаться ей в ответ.

Первые взаимоотношения между младенцем и взрослым строятся на основе эмоционального общения. На улыбку взрослого ребенок отвечает улыбкой, на речь - «агукание» взрослого – произнесением звуков, – гулением.

Что должно насторожить?

· отсутствие зрительной и двигательной реакции на различные звуки и человеческую речь;

· нежелание идти на эмоциональный контакт с мамой и отсутствие улыбки;

· отсутствие частого гуления.

Развитие речи на четвёртом месяце жизни

На четвёртом месяце ребенок активно поворачивается в сторону звучащего предмета или говорящего человека, выражает радость при общении с близкими людьми, при этом активно двигает ручками и ножками. Улыбка всё чаще превращается в веселый задорный смех.

Усложняются комплексы звуков, издаваемые во время гуления. Появляются новые звуки и их сочетания, которые малыш произносит, явно получая при этом удовольствие от процесса. Голосовые реакции становятся богаче, ребенок издает звуки, которые могут быть похожи на звуки «В» или «Ф», «Т», «С». Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом. Известный педагог Е.И. Тихеева сравнивала ребенка в период «гуления» с музыкантом, настраивающим свой инструмент. При нормальном развитии ребенка «гуление» постепенно переходит в лепет.

Если мама начинает «разговаривать» с малышом, он с интересом слушает звуки и старается повторить их, сохраняя интонацию.

Что должно насторожить?:

· отсутствие улыбки и эмоционального контакта с близкими людьми;

· отсутствие гуления и интереса к повторению групп звуков, производимых взрослым.

Развитие речи на пятом-шестом месяцах жизни

К пяти-шести месяцам ребенок хорошо определяет направление звука в пространстве. Этот период характеризуется активным развитием руки как органа действия и органа познания. Малыш любит сам играть с небольшими погремушками, издающими разные звуки.

На этом возрастном отрезке гуление начинает преобразовываться в лепет. Лепет – это многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу). Ребёнок активно произносит цепочки слогов и звукосочетаний каскадами, например: «Аль-ле-е-гы-агы-аы-а...». Эти звуковые каскады ребёнок может произносить подолгу, воспроизводя различную интонацию взрослого. Также появляется звуковое и ритмическое подражание вслед за взрослым. Такая отражённая речь не несет определенной смысловой нагрузки.

Ребенок также уже может различать мимику и тон обращенной речи. Если мама не слишком ласково обратится к нему, выражение лица малыша может измениться, он может даже заплакать. И, наоборот, при ласковом обращении к малышу он улыбается и лепечет в ответ. Ребёнок улыбается знакомым лицам, а на чужие реагирует не сразу, настороженно рассматривает их.

Ребёнку явно нравится общаться с близкими людьми, он любит, когда с ним активно эмоционально разговаривают.

Что должно насторожить?

· отсутствие интереса к общению с близкими людьми;

· отсутствие улыбки на лице малыша при эмоциональном общении с мамой;

· осутствие гуления и лепета, интонационного и ритмического подражания взрослому.

 

Предлагаем вам примерные программы занятий с ребенком первого полугодия жизни. Необходимо помнить, что они рассчитаны на малышей, чье развитие соответствует нормативному. Если темп развития малыша отстает, вы можете, начиная с самой первой программы, осваивать упражнения, не обращая внимания на рекомендуемый возраст, а учитывая качество выполнения ребенком заданий. Как только малыш начал легко справляться с предлагаемыми ему играми, переходите к следующей программе.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...