Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сегментирование покупателей




 

Очевидно, что разные потребители желают приобрести разные товары.

Для того, чтобы удовлетворить эти различные потребности, организации стремятся выявить группы потребителей, которые, скорее всего, положительно отреагируют на предлагаемый товар и ориентируют свою маркетинговую деятельность, прежде всего, на эти группы потребителей.

Сегментирование рынка - это обоснование (выделение) части рынка, в котором покупатели одинаково реагируют на потребительские свойства предлагаемых товаров, услуг. Данный процесс разделения общей совокупности потребителей на однородные целевые группы позволяет максимально учесть запросы покупателей и выгодно сфокусировать маркетинговые усилия.

Сегментирование рынка - очень важный элемент при выборе стратегии маркетинга.

Ее основной характеристикой является разделение рынка на гомогенные составляющие части - группы или сегменты, члены которых относительно схожи, но отличаются от членов других групп или сегментов. Одним словом, сегментирование рынка исходит из того, что каждый клиент имеет индивидуальные потребности, а все вместе они образуют гетерогенный рынок. Соответственно элементы маркетингового комплекса (продукт, цена, продвижение и распределение) определяются в соответствии с разными сегментами рынка. При организации планирования сегментации рынка необходимо соблюдать следующие условия сегментации:

) сегменты должны различаться между собой;

) в каждый сегмент следует включать только сходных по спросу потребителей;

) характеристики потребителей должны быть измеримы фирмой;

) каждый сегмент должен быть достаточен по размеру, чтобы соизмерить объем продаж и покрытие расходов;

) потребители каждого сегмента должны быть легко доступными для проведения рекламных кампаний и информационного воздействия.

Сегментация рынка предполагает два этапа: выявление сегментов и выбор сегментов. Выявление сегментовпредставляет собой деление рынка по определенному критерию, связанному с потребностями потребителей.

Обычно сегменты выделяют на основе сходства в достоинствах товара, которые требуются потребителям, а также в поведении потребителей и их характеристиках. Результатами процесса сегментации потребителей являются:

- быстрая адаптация к запросам покупателей и максимальное их удовлетворение;

-  выявление неудовлетворенного спроса, позволяющего вносить необходимые коррективы в маркетинговые стратегии;

-  органическая увязка концепции нового товара со стратегией жизненного цикла в целевом сегменте;

-  усиление конкурентных преимуществ компании за счет своевременной установки порога цен, выгодного ассортимента и сервисного обслуживания клиентов;

-  формирование позитивного общественного мнения в целевых аудиториях покупателей.

Первым шагом при проведении сегментации является выбор критериев сегментации. При сегментации рынка потребительских товаров используются такие критерии, как географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие. Можно сегментировать рынок по одному критерию или по нескольким. При сегментировании рынка на основе большего числа параметров точность каждого отдельного сегмента повышается. В нашем случае рынок будем сегментировать по двум признакам: демографическому и социально- экономическому.

Сегментирование по демографическому признаку заключается в разбивке рынка на группы на основе таких демографических переменных, как пол, возраст, размер семьи и т.д. Демографические переменные - самые популярные факторы, служащие основой для различения группы потребителей. Одна из причин подобной популярности состоит в том, что потребности и предпочтения, а также интенсивность потребления товара часто тесно связаны именно с демографическими признаками. Другая причина в том, что демографические характеристики легче всего поддаются замерам.

В 2010 году денежные доходы населения Башкортостана сложились в сумме 785,6 млрд. рублей, составив в среднем за месяц 16119,1 рубля на одного жителя республики. Реальные располагаемые денежные доходы по сравнению с 2009 годом увеличились на 2,8%. Среднемесячная заработная плата в 2010 году составила 14987,2 рублей, что на 7,4% больше, чем в 2009 году. По уровню среднедушевых денежных доходов Республика Башкортостан занимала 18-е место по России и 3-е место в Приволжском федеральном округе.

Интерес представляет все сегменты, так как сметану покупают почти все семьи, даже с низким доходом.

Общая численность населения г. Нефтекамска составляет 130388 человек.

Рассмотрим состав домохозяйств. По данным составляем таблицу 4.

 

Таблица 2 Состав домохозяйств

Кол-во чел. 1,2 взрослых 3 и более взрослых Есть дети Нет детей
% к общему числу семей 46,7 53,3 51,2 48,8

 

Все рассматриваемые домохозяйства в разном составе составляют примерно 50 % от общего количества семей.

Таким образом, потенциальными покупателями сметаны явяются почти все жители города. Но, как мы видели в анкетировании, продукты чаще всего приобретают женщины в возрасте от 25 до 55 лет и выше. Именно они и будут целевой группой для исследуемого товара. На них нужно ориентироваться, разрабатывая рекламу, упаковку.

Позиционирование товара

 

ООО «Честный фермер» является производителем и поставщиком молочной продукции в г.Нефтекамске и Калтасинском районе Республики Башкортостан.

Потребителями молочной продукции, выпускаемой ООО «Честный фермер» являются все без исключения слои населения.

На рынке г. Нефтекамска представлен достаточно широкий круг молокопроизводителей с однородной продукцией, которая в основном позиционирована в низшем ценовом сегменте. Конкурентная борьба в городе сводится только к ценовой составляющей. Активных рекламных кампаний основные конкуренты не ведут.

Основными конкурентами для ООО «Честный фермер» на рынке зоны ответственности по производству молочной продукции являются следующие:

ОАО «Нефтекамский гормолзавод». Является крупнейшим производителем и поставщиком молочной продукции в г.Нефтекамске и Краснокамском районе Республики Башкортостан. на заводе выпускается более 40 видов продукции: молоко 3,2% и 2,5% жирности различной фасовки, кефир, катык, йогурт, сметана, творог, сырки, творожные масса и паста с фруктовыми наполнителями, масло.

Чернушкинский молокозавод ООО МаСКо (г.Чернушка, Пермский край). Предприятие имеет собственную сырьевую базу: руководство завода заключило договоры на поставку молока с сельхозпроизводителями Республики Удмуртия.

У предприятия хорошо налажена система доставки продукции автомобильным транспортом. Доставка до Нефтекамска - бесплатная. Производит традиционные молочные продукты в дешевой упаковке и весовую продукцию (масло, творог, сыр).

Давлекановский молокозавод (п. Давлеканово, Республика Башкортостан).

В ассортименте комбината - традиционная продукция в узнаваемой упаковке (пленка, картон, вакуумная упаковка, позволяющая хранить молоко длительное время).

В таблице 6 дана оценка конкурентоспособности всех предприятий, работающих на нефтекамском рынке сметаны по пятибалльной шкале.


Таблица 6 - Оценка конкурентоспособности сметаны

Наименование предприятия

Фактор

Итоговое значение
  Качество Цена Удобная упаковка Длительность хранения Красивая упаковка  
 

Рейтинг важности фактора *

 
  0,3 0,25 0,15 0,25 0,05  
ООО «Честный фермер» 4 5 4 4 3 4,25
Чернушкинский молокозавод 3 4 3 3 3 3,5
Нефтекамский гормолзавод 5 4 3 4 4 4,35
Давлекановский молокозавод 4 5 3 3 3 3,8

 

* Весовые коэффициенты определены экспертным методом.

Как видим, на рынке молочной продукции (молока) лидирует Нефтекамский гормолзавод, у которого цена соответствует качеству продукции. Продукция ООО «Честный фермер» по конкурентоспособности находится на втором месте (4,25 балла), что свидетельствует о том, что потребительские свойства сметаны ООО «Честный фермер» имеют качество ниже, чем у Нефтекамского гормолокозавода, что обуславливает необходимость для предприятия решать вопросы качества продукции, упаковки.

Оценка емкости рынка

 

Определение емкости рынка является главной задачей рыночного исследования. Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара (конкретных изделий предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения.

Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень.

Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы: общего и профессионального и специфического характера.

Итак, количество потенциальных покупателей сметаны составит примерно 134000 х 50%= 67000 семей. Но это только в городе, а ведь молоко и творог поставляются и в другие населенные пункты. То есть, емкость рынка большая и будет расти. Ведь население города увеличивается, растет количество приверженцев здорового питания. А, в этом случае, увеличивается тема роста продаж сметаны.

Таким образом, можно сделать вывод, что ООО «Честный фермер» имеет следующие преимущества пред конкурентами: более низкие цены, и при этом, вкус и качество не уступают конкурентам.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...