Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проектировочная компетентность преподавателя вуза: инвариантное и вариативное развитие : монография / [под общ. ред. Н.И. Вьюновой]. – Воронеж: Воронежский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2015. – 237 с.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный этап развития высшего образования характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, затрагивающими все компоненты образовательной системы. В образовательной практике они сопровождаются кардинальными изменениями стереотипов в сознании и деятельности субъектов высшего образования.

Современные требования, которые предъявляются к преподавателю вуза, расширяют его теоретическую и практическую подготовленность к осуществлению педагогической деятельности. Преподаватель высшей школы потенциально должен быть готов решать не только научные, но педагогические задачи, обладать оперативным и мобильным знанием, успешно проектировать его в конкретных образовательных условиях вуза.

Процесс модернизации высшей школы предполагает компетентного преподавателя, эффективно осуществляющего научно-педагогическую деятельность и располагающего как концептуальной, так и технологической культурой профессионального развития, специальной подготовкой и переподготовкой по развитию проектировочной компетентности.

В данном контексте развитие проектировочной компетентности преподавателя высшей школы выступает актуальной проблемой, которой и посвящена монография. В ней рассматриваются методологические и теоретические основы развития проектировочной компетентности преподавателя вуза в системе его подготовки и переподготовки. Научный поиск по развитию проектировочной компетентности предполагал следующие линии исследования: методологическая, теоретическая и технологическая, которые нашли отражение в монографии.

В качестве методологических оснований развития проектировочной компетентности рассмотрена совокупность взаимосвязанных методологических подходов: системного, компетентностного, субъектного, деятельностного, андрагогического, акмеологического, интегративно-дифференцированного, кластерного и модульного.

В результате теоретического анализа и эмпирического исследования нами содержательно уточнено понятие проектировочная компетентность. Опираясь на инвариантные (базовые) совокупности компетенций проектировочной компетентности, гипотетически, на основе доминирования одного из инвариантов были выделены пять типов преподавателей и стили его проектировочной деятельности.

Разработанная модель развития проектировочной компетентности преподавателя высшей школы, рассмотренная в работе, является концептуальным и технологическим ориентиром, по-новому высвечивает систему подготовки и переподготовки преподавателей вуза.

Концептуальная модель развития проектировочной компетентности преподавателя вуза реализуется в деятельности кафедры педагогики и педагогической психологии Воронежского государственного университета в рамках магистерской, аспирантской образовательных программ в процессе изучения дисциплин «Психология и педагогика высшей школы», «Проектирование и экспертиза образовательных систем»; на курсах повышения квалификации научно-педагогических работников по программе «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя вуза».

В монографии рассмотрена технология реализации концептуальной модели на основе указанных методологических подходов, что позволило разработать программу развития проектировочной компетентности преподавателя высшей школы, создать методический инструментарий по диагностике, развитию и достижению «акме-движения» в становлении проектировочной компетентности преподавателя вуза.

В работе обозначены критерии и показатели эффективности развития проектировочной компетентности преподавателя высшей школы в процессе его подготовки и переподготовки. Процесс развития проектировочной компетентности преподавателя вуза рассматривается как непрерывный, сложный, многогранный, диалектический процесс, управление которым определяется совокупностью и проявлением различных по содержанию и значению факторов и условий.

Авторы монографии[1], осознавая актуальность и перспективность изучаемой проблемы в теоретическом и практическом аспектах, представляют в монографии варианты развития проектировочной деятельности и компетентности субъектов образовательного процесса, а также конкретные проекты в обучении, воспитании и развитии личности и группы.

 


Проектировочная компетентность преподавателя вуза: инвариантное и вариативное развитие: монография / [под общ. ред. Н. И. Вьюновой]. – Воронеж: Воронежский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2015. – 237 с.

 

ISBN 978-5-4218-0264-8

Издано при финансовой поддержке РГНФ (проект 14-16-36004а (р);

при организационном содействии ФГБОУ ВПО

«Воронежский государственный университет»

 

 

Подписано в печать 26. 10. 2015

Формат 60 х 84 1/16. Бумага офисная.

Усл. печ. л. 13, 0 Тираж 500 экз. Заказ №1841

Отпечатано в типографии

Воронежский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА»

Минэнерго России

394036, г. Воронеж, пр. Революции, 30

 


[1] Авторство разделено следующим образом: И. Ф. Бережная – 1, 0 п. л.; Л. В. Вахтель – 0, 5 п. л.; Н. И. Вьюнова – 2, 6 п. л.; Ю. А. Гончарова – 0, 7 п. л.; Н. Ю. Зыкова – 0, 7 п. л.; О. А. Иванова – 1, 1 п. л.; Е. В. Калач – 0, 6 п. л.; О. С. Копытина – 1, 0 п. л.; Е. В. Кривотулова – 2, 8 п. л.; М. В. Ларских – 0, 6 п. л.; М. В. Маевская – 0, 4 п. л.; Ш. М. Мустафа – 0, 5 п. л.; В. Ю. Плотникова – 0, 7 п. л.; И. Н. Стребкова – 0, 8 п. л.; Е. А. Сушкова – 0, 4 п. л.; Ю. Г. Хлоповских – 0, 4 п. л.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...