Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели функционирования современного образования.

Тема 2.2.

Организация современного образования.

План.

1. Цели функционирования современного образования.

2. Функциональная грамотность в содержании современного образования.

3. Компоненты самоопределения личности обучающегося в содержании современного образования.

 

Цели функционирования современного образования.

В основе современного личностно-развивающего образования лежат определенные цели, детерминирующие его направленность. Цель – предвосхищаемый результат деятельности; осознанная цель приобретает силу закона, направляет усилия людей, ее реализующих, подсказывает пути и средства ее осуществления.

Цели образованияэто ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение педагога (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Процесс вычленения целей образования – весьма сложный, поскольку существует многообразие целей. Цели образования обусловливаются:

• достижениями философской и педагогической мысли;

• уровнем общественной культуры;

• политикой государства;

• потребностями общества, которые в свою очередь зависят от уровня развития производительных сил и характера производственных отношений;

• уровнем цивилизации в целом, экономическими, нравственными, правовыми, культурными и религиозными традициями и другими ее особенностями.

Так, например, до 90-х гг. прошлого века в нашей стране целью воспитания было формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Цель, таким образом, имела характер идеала будущего. В соответствии с ней составлялись программы образования. Сегодня педагогами признается неосуществимость такой цели образования. При этом у педагогов нет единства в понимании цели воспитания. Бо́льшая часть специалистов полагает, что цель образования – помощь личности в ее развитии, что и отражено в Законе об образовании.

Любое человеческое общество, каждая социальная группа, большая или маленькая, а также личность и общество порождают свою более или менее оформленную идеологию – структурированную систему идей.

Идеология направлена на выработку не объективной картины мира, а такой системы взглядов на мир, в рамках которой обеспечивалось бы сохранение определенной группы – носителя идеологии. Без идеологий вообще не существует общественная мысль, они являются средством преодоления центробежных сил, сил энтропии, распада субъекта. В рамках идеологий складывается, вырабатывается знание об основных социальных ценностях. Эти знания становятся основой для формирования духовной культуры общества.

Эти знания и определяют цели образования. Дело в том, что образование – одно из центральных звеньев воспроизводства общественной жизни, опосредующее все ее проявления. В нем отражена вся история и культурный багаж народа. Оно не может быть произвольно изменено, так как несет в себе всегда очень значительный заряд духовно-нравственных традиций этноса (нации).

Гуманистическое образование имеет своей целью духовно-нравственное развитие личности в системе национальной культуры и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное образование". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Гуманистическое образование является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью изучения и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Такой выход как раз и связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике идей гуманистического воспитания, ведущей среди которых является духовно-нравственное развитие личности.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в духовно-нравственное развитие личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, профессиональная компетентность но и прежде всего культурность, духовность и нравственность, гражданственность и патриотизм.

О воспитании высоконравственного гражданина и патриота Российской Федерации говорится, например, в Национальном воспитательном идеале, предложенном в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» под редакцией А. Кондакова (ФГОС 2009 г.):

«Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России».

Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:

• философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

• оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;

• приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;

• раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;

• развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;

• возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;

• формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;

• развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...