Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Варганная традиция Гудбрандсдалена




Никто не знает, когда варган вошёл в обиход в Гудбрандсдалене. Инструмент, датированный, вероятнее всего, средними веками, был зарегистрирован на юге области, но возраст прочих находок трудно определить. Есть и недавно обнаруженные экземпляры, которые также трудно датировать. Первое документированное свидетельство – маленький футляр для варгана, датированный 1736 годом. Можно уверенно утверждать, что в то время инструмент был распространён в регионе и занимал прочное положение в среде местных музыкантов. За всё время стало известно много более или менее знаменитых варганистов и мастеров.

Мунхарпа в Гудбрандсдалене связана со старинной легендой об узнике (“Fangen”). Легенда рассказывает о девушке, которая работала на летней ферме Мюсубюттен в Скьёке. У неё было два ухажёра, и она предпочла одного из них. Охваченный разочарованием и ревностью, отвергнутый ухажёр по имени Кристен Форберг убил своего соперника и утопил тело в озере Рёйкьесколь, где оно и было впоследствии найдено. В день похорон Кристен спрятался в пещере и наблюдал оттуда, как мимо проходит похоронная процессия. Он был известен как отличный варганист, и мелодия “Fangen”, по слухам, сочинённая им, сейчас является наиболее известной варганной мелодией в регионе. Кристен был арестован и заключён в тюрьму вплоть до своей казни в 1736 году. Неизвестно, насколько исторически аккуратна эта легенда. Историк Ивар Клейвен (1854 – 1934) устроил подробное расследование и упоминал об этом в своей книге «Лом и Скьёк».

 

Легенда об Узнике

Это случилось в коммуне Лом (фюльке Оппланн) году эдак в 1735. Кристен Форберг и Тур Муе с сэтера Сота (сэтером называется ферма при горном пастбище) были влюблены в одну девушку, и второй оказался более успешным ухажёром. Она была работницей на соседнем сэтере Мюсубютта, и Тур стал туда к ней захаживать. Кристену же это было не по нраву, и душой его овладели мрачные намерения. В одну прекрасную субботнюю ночь он выследил Тура в горах, застрелил и утопил тело в озере Рёйкьесколь, после чего укрылся в горах.
Когда пропажу Тура заметили, люди устроили поиски. Поскольку они знали о его вылазках на соседнюю ферму, его искали и там. Одна старая работница посоветовала искать его в озере с помощью старого дедовского обычая - посадить на нос лодки белого петуха и искать тело там, где он закукарекает. Это сработало, и они достали из воды тело Тура с пробитой пулей головой...
Никто не мог сыграть на мунхарпе лучше Кристена на всём сэтере. А сейчас он играл в горах, чтобы облегчить своё тягостное одиночество. Иногда от тоски он подкрадывался совсем близко к родной ферме. В день похорон Тура он сидел на вершине горы и смотрел на процессию, идущую с гробом в церковь. Когда гроб несли мимо горы, с него закапала кровь, и люди поняли, что убийца прячется где-то рядом.
Зимой в той местности одному выжить невозможно. Однажды утром работница с фермы обнаружила Кристена в хлеву. Он сидел там, играя на мунхарпе, и грел обмороженные ноги в тёплом навозе. Он был в очень плохом состоянии и не мог больше сам бороться с голодом и холодом. Его арестовали и продержали в тюрьме около года, после чего он был казнён. Потому и назвали его в народе Кристен Фанген (Узник).
Он успел научить местных варганистов своему халлингу, названному впоследствии в его честь. Эта мелодия широко известна среди норвежских варганистов и играется не только на мунхарпе, но и лангелейке и флейте.
Поэт и варганист Улав Аукруст (1883-1929) посвятил этой истории свою поэму "Sota" (впрочем, с некоторыми поэтическими вольностями и допущениями).

 

"Сота"

(Улав Аукруст, 1916 год. Перевод администрации группы)

Раз однажды ночью тёмной
к ферме, что зовётся Сота
одиноко я поднялся,
шёпоту легенд внимая
всё о нечисти да троллях,
издавна что с нами рядом
были, есть и будут впредь.
До конца времён что рядом
были, есть и будут впредь.

И на ферме Сота как-то
раз жила одна батрачка
и на самом деле хюльдрой,
нечистью была лесною,
а парням мутила разум.

Среди гор в глухую полночь
два соперника схлестнулись,
но раздался выстрел, горы
его эхо подхватили -
мёртвый наземь повалился.

И пришёл убийца ночью
за своей наградой к хюльдре.
Дверь закрыта, свет потушен,
лишь в хлеву скотина помнит
стук сердец той ночью мрачной.

Тот стрелок был Кристен Фанген,
ну а Тур, его соперник, -
он исчез, как испарился
в чёрном озере за Сотой,
там на дне кормил он рыбу.

Как со дна его достали,
понесли на отпеванье.
На верху горы Ломсегги
на мунхарпе Кристен Фанген
заиграл в печали песню.

Кровь закапала из гроба,
когда мимо шли Ломсегги,
звон мунхарпы раздавался
и с вершин каскадом падал.
По сей день ту песню знают.

Эта мрачная легенда,
как гора Ломсегги, с неба
вниз стремглав она уходит,
в водах тонет, и до самых
до глубин чернейших адских…

О чём двое говорили
тихой ночью перед казнью,
мы об этом не узнаем.
Только хюльдру-чаровницу
в Соте больше не видали…

Раз однажды ночью тёмной
я пришёл на ферму Сота.
Тишина была над Сотой,
только слышал смутный шёпот,
шёпот нечисти да троллей,
издавна что с нами рядом
были, есть и будут впредь,
До конца времён что рядом
были, есть и будут впредь.

 

Варганисты


Пер Кристиан Асбьёрнсен рассказывает о стрелке по имени Клумсру-Йенс из Скорвангена, Вого, который играл на варгане для сверхъестественных существ на летней ферме под названием Стеррингсетер. Где бы он не был, всегда имел при себе варган. Говорят, что рама его была большой и широкой, как овечьи ножницы.

Самый знаменитый варганист в северной части гудбрандсдаленской долины – это Стае-Ларс (1776 – 1840) из Вого. Ивар Клейвен пишет, что Ларс извлекал фантастические звуки из своей мунхарпы. У него было два инструмента, один обычных размеров, а второй больше и длиннее. Ларс говорил, что обычный варган был для танцев и игры на вальдресских фермах, а большой - для свадеб. Ларс был любителем танцев и веселья. Он был повсеместно известен своей игрой. В молодые годы он долгое время жил в Вальдресе, где его игра была так же знаменита, как и в Гудбрандсдалене. В Вальдресе он был всеобщим любимцем, играл там на свадьбах и участвовал в состязаниях танцоров. У него был варган вальдресского мастера, который был таким большим, что звук отдавался в каждой трещинке в бревенчатых стене и был прекрасно слышен во время танцев. Когда он вернулся домой в Лалм, Гудбрандсдален, молодёжь собралась вокруг него посмотреть на огромный варган. Он хвастался большими свадьбами, на которых выступал в Вальдресе и играл для них “Filefjell-leiken”, также называемую “Tomasklokkelaten”.

Гораздо легче найти информацию о варганистах, живших ближе к нашему времени. Их имён не найти в книгах, но память о них жива в местах, где они жили. Известный скрипач Ула Рингнессет иногда брал в руки варган, играя на танцах. Ивар Клейвен, вышеупомянутый местный историк, сам мастерил варганы и играл на них. Ханс Лиен, по слухам, был умелым варганистом. Все они были из Вого.

Пер Хусом – один из известных варганистов из Лома. Он говаривал, что варган можно услышать на протяжении всего пути в ад. Другим варганистом, известным также своей игрой на флейте, был Уле Севальдсен. Ханс Лангёйгард, отец скрипача Йоханнеса Лангёйгарда, играл на мунхарпе. Улав Аукруст, поэт, всегда имел при себе варган. Он играл для собирателя фольклора У.М.Сандвика, который отметил, что Аукруст стал одним из лучших информаторов для его книги «Народная музыка в Гудбрандсдалене». Стоит также упомянуть деда Тустена Тюккета, о котором рассказывали, что он умел играть на двух варганах одновременно. Он складывал их спиной друг к другу и играл на одном пальцем, а на втором языком.

У Ларса Хулё был дядя Ивар, который был умелым и продуктивным варганным мастером. Карл Бликкен из Скьёка, который тоже делал мунхарпы, записал пару мелодий, “Einasvoll-Gra’n” и “Vigstadmoen” для NRK. В своё время в Скьёке было много хороших мастеров, а некоторые всерьёз интересовались секретами производства наиболее выдающихся инструментов.

Трудно понять, какие именно мелодии изначально предназначались для варгана. Многие пробовали переигрывать скрипичную музыку. Для этого нужно адаптировать мелодии для ограниченного диапазона варгана. Однако, это мало смущало музыкантов. Мелодии легко распознаются теми, кто хорошо знаком с местным репертуаром и техникой игры.

Эрлинг Кьёк упоминает следующие мелодии помимо вышеназванных: “Murimessleiken”, “Lusvangen”, “Kalavangshull’n” и спринглейк “Leytnant-Anne”. Возможно, что более близкое знакомство с коллекцией мелодий Сандвика, имея в памяти особенности местной техники игры, может помочь в обнаружении мелодий, которые изначально были сочинены для мунхарпы.

Улав У.Аукруст (1912 – 1999)

Улав У.Аукруст был сыном знаменитого писателя и поэта Улава Аукруста (1884 – 1929), который также неплохо играл на скрипке и варгане. Он был важным источником информации для книги собирателя народной музыки У.М.Сандвика. Улав У.Аукруст научился играть и перенял многое из репертуара своего отца. У его потомка Ингве Имануэля Аукруста остались три его варгана. Два были сделаны Иваром Хулё (1881 – 1959) из Скьёка. Он играл на одном из них на записи для радио.
Улав У.Аукруст был женат на Мете Вернер Маннхейм (1907 – 1999). Они жили в доме, унаследованном от отца Улава, под названием “Lyvjaberg”. Улав уезжал в Швейцарию в 1951-1952 и обучался там, чтобы стать лабораторным ассистентом в области антропософской медицины, которую позже стал практиковать в Норвегии совместно с другими докторами. В 1953 году вместе с семьёй переехал в Осло. Сразу после Второй мировой он опубликовал буклет «Смертная казнь» и три книги для детей, проиллюстрированные Кьеллем Аукрустом. Улав У.Аукруст работал над норвежской энциклопедией “Norsk Alkunnebok”, в которой он писал об истории религии. Незадолго до смерти опубликовал историю человеческих представлений о смерти в трёх томах под названием “Dodsrikets verdenshistorie”.

Ларс Расмусен Хулё (1921 – 1995)

Ларс был фермером на ферме Престьёрдет в Скьёке. Был женат на Фриде Бисму тоже из Скьёка и купил ферму в 1943 году. Как и многие другие народные музыканты, Ларс обычно играл небольшое интро перед каждой мелодией – как мы можем слышать на его записях для NRK. 15 августа 1973 года он принял участие в капплейке в память Якупа-Скрипача в Скьёке и получил диплом и серебряную медаль за свою игру. У Ларса было два варгана, сделанных его дядей Иваром. Ивар был холостяк и большую часть жизни жил и работал на ферме Престьёрдет. Говорят, что рамы он делал из гвоздей, а язычки из часовых пружин или полотна пилы.

Пер Сандвик (1907 – 1992)

Пер Сандвик был сыном У.М.Сандвика, известного собирателя народной музыки восточной Норвегии, опубликовавшего несколько книг о своей работе. Пер сопровождал своего отца в его путешествиях по Гудбрандсдалену. Играл он преимущественно на варганах работы Ивара Хулё. Работал горным инженером.

 

Современные варганисты

Арнт Магне Хауген (род.в 1972) живёт почти всю жизнь в Венабюгде на юге Гудбрандсдалена, но мелодии, которые он играет в основном из Уттадалена, который расположен севернее. Хотя в его семье не было скрипачей, его мать - продолжатель местной песенной традиции, нисходящей к его прапрадеду. Этот прапрадед вместе со своим соседом пел на танцах, когда поблизости не было скрипача. На освоение варгана Арнта сподвигла игра Эрика и Андерша Ройне, а также записи старых гудбрандсдаленских варганистов Улава У.Аукруста и Ларса Хулё. Помимо исполнения традиционных мелодий Арнт Магне Хауген также перекладывает скрипичные мелодии на мунхарпу. Он участвует в ландскапплейках с 1999 года, в 2003 году разделил второе место с Эриком Ройне.

Том Вилли Рюстад (род.в1966) - потомственный музыкант. Его дед и отец были носителями традиционной музыкальной культуры Гудбрандсдалена. Том Вилли - мультиинструменталист, помимо варгана играет на баяне, аккордеоне, гитаре и многом другом. Трижды был победителем в ландскаплейке по классу мунхарпы (в 2005, 2006 и 2014). Записал два альбома, "Fiolsteinen" (1995) и "Himmelturen" (2015), куда вошли как народные, так и авторские композиции, исполненные на гитаре, мунхарпе, баянах, аккордеонах. Попутно поучаствовал в нескольких компиляциях. Работает учителем у себя на родине в Сёр-Фруне, фюльке Оппланн. Прожил несколько лет в Сетесдале и испытал на себе влияние местной варганной традиции.

Кеннет Лиен (род.в 1992) - один из самых молодых и многообещающих варганистов норвежской этносцены родом из Лиллехаммера. Также играет на банджо, лангелейке, хардингфеле, тальхарпе. Начинал в качестве блэк-металлиста, но постепенно погряз в народной музыке. В прошлом году выиграл в Йовике ландскапплейк по классу мунхарпы. К варганистам Гудбрандсдалена мы его относим со скрипом, так как играет он в основном сетесдальское и отовсюду понемногу.

Йон Таральдсен. О нём мы ничего не знаем, кроме того, что он существует в природе, живёт в Йовике и вошёл в пятёрку лучших на прошлом ландскапплейке.

 

(Источники: Эрлинг Кьёк, Ивар Клейвен, Лейф Лёхен)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...