Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Практические задачи патопсихологии.




ПАТОПСИХОЛОГИЯ

 

г. Чита

2009 г.


АННОТАЦИЯ (ОПИСАНИЕ)

УМК по «Патопсихологии» предназначен для студентов специальности 030301.65 Психология 4 курса очной и заочной формы обучения.

 

В соответствии с учебным планом специальности 030301.65 Психология (очная форма обучения), утвержденным 25 марта 2001 г., патопсихология распределена по семестрам следующим образом:

Семестр, контрольная точка Всего часов Аудиторных Лекций Практических и семинарских занятий Самостоятельная работа
7 - зачет, 8 - экзамен          

 

В соответствии с учебным планом специальности 030301.65 Психология (заочная форма обучения), утвержденным 7 октября 2002 г., патопсихология распределена по семестрам следующим образом:

 

Семестр, контрольная точка Всего часов Аудиторных Лекций Практических и семинарских занятий Самостоятельная работа
7 - экзамен, 8 - зачет          

 

Патопсихология – отрасль клинической психологии, изучающая психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами. Патопсихология является одной из базовых составляющих клинической психологии и является областью знания, пограничной между психологией и психиатрией. Будучи междисциплинарной областью исследования, патопсихология является наукой психологической и использует концептуальный аппарат общей психологии для решения актуальных проблем психиатрии и психологии. Прикладной характер дисциплины подготавливает будущих психологов к практической деятельности в сфере здравоохранения – диагностической, экспертной, коррекционной и реабилитационной.


Сведения о необходимом и имеющемся составе учебно-методического комплекса по дисциплине Патопсихология:

Состав УМКД, определяемый учебным планом Имеющийся состав УМКД Примечание
Учебная программа по дисциплине Патопсихология для специальности 030301.65 Психология Учебная программа по дисциплине Патопсихология для специальности 030301.65 Психология Находятся в папке УМКД и на электронном носителе (СD-диск)
Рабочая программа по дисциплине Патопсихология для специальности 030301.65 Психология Рабочая программа по дисциплине Патопсихология для специальности 030301.65 Психология Находятся в папке УМКД и на электронном носителе (СD-диск)
Учебник или учебное пособие 38 наименований учебников, учебных пособий, монографий и публикаций по дисциплине Данные об учебниках находятся в списке основной и дополнительной литературы в учебной программе и на электронном носителе (38 наименований учебных пособий, учебников и монографий по дисциплине).
Обзорные лекции по дисциплине Обзорные лекции по дисциплине Имеются на электронном носителе (СD- диск)
Практикум по нестандартизированным методам клинико-психологической диагностики: экспериментальные методики патопсихологии Практикум по нестандартизированным методам клинико-психологической диагностики: экспериментальные методики патопсихологии Содержание представлено в папке УМКД, материалы – на электронном носителе (СD-диск)
Примерные темы рефератов и курсовых работ Примерные темы рефератов и задания для самостоятельной работы Находятся в папке УМКД и на электронном носителе (СD-диск)
Экзаменационные билеты Экзаменационные билеты Образцы экзаменационных билетов в папке УМКД

«Утверждено»

на заседании
учебно-методического совета

«____»_________________200__г.

 

Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского»

 

Факультет психологии

 

Кафедра теоретической и прикладной психологии

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

 

Разработана в соответствии с ГОС ВПО второго поколения по специальности 030301.65 Психология

 

Составил: доцент кафедры ТПП,
кандидат психологических наук О.А. Ворона

 

 

Утверждено на заседании кафедры

теоретической и прикладной психологии, ___________________

Зав.кафедрой _________________

Согласовано с УМК факультета

«___»__________________ 200___г.

 

Председатель УМК ______________


Дисциплина «Патопсихология» входит в цикл специальных дисциплин в ГОС ВПО. Учебная программа дисциплины «Патопсихология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу специальных дисциплин ГОС ВПО второго поколения.

I. Организационно-методический раздел

Курс состоит из 4 разделов:

Раздел I. Патопсихология: теоретические основы и практи­ческое значение

Раздел II. Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях.

Раздел III. Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях.

Раздел IV. Значение патопсихологии для теории общей психологии и психиатрии.

Цель курса

Ознакомление студентов с основными феноменами нарушений высших психических функций, формирование представлений о ме­тодологии, теоретических основах, эмпирических задачах и мето­диках психологической диагностики психических расстройств.

Задачи курса:

—познакомить студентов с основными теоретическими и методологическими положениями патопсихологии, основными прин­ципами и задачами патопсихологического исследования и диагностики;

—сформировать представления о патопсихологических синдро­мах и механизмах психических расстройств;

—познакомить с диагностическими методами патопсихологии.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

8 семестр. Курс готовит студентов к психодиагностической и экспертной работе с психически больными различного профиля.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студенты должны:

— знать основную феноменологию нарушений высших психических функций при различных нарушениях психики;

—овладеть принципами патопсихологического синдромного анализа;

—уметь составить обоснованный план патопсихологического обследования больных с различной нозологией.

II. Содержание лекционного курса

Раздел I. Патопсихология: теоретические основы и практи­ческое значение

Тема 1.Предмет, задачи и методы патопсихологии

Патопсихология как отрасль клинической психологии, изучаю­щая психологические закономерности нарушения, распада психи­ческой деятельности и личности у больных психическими заболе­ваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Возникновение патопсихологии как области знания, пограничной между психологией и психиатрией. Научные, практические и методологические предпосылки выделения патопсихологии как самостоятельной ветви клиничес­кой психологии: а) влияние различных общепсихологических те­орий на становление патопсихологии (ассоциативная психология психология сознания, бихевиоризм, гештальтпсихология психо­анализ, гуманистическая психология и др.); б) естественнонауч­ные традиции общей психологии в России, влиявшие на развитие патопсихологии (значение идей И.М.Сеченова, И.П.Павлова роль школы В.М.Бехтерева и др.); в) влияние психиатрических кон­цепций на становление патопсихологии (С.С.Корсаков, П.Б.Ганнушкин, Э.Крепелин, Э.Блейлер и многие другие). Основополага­ющий вклад Б.В.Зейгарник в развитие патопсихологии: разработ­ка теоретических основ, методологии исследования, психологи­ческой феноменологии психических нарушений.

Школа Б.В.Зейгарник и современная патопсихология. Отличие современной отечественной патопсихологии от современной зару­бежной Abnormal Psychology. Патопсихология и психиатрия как две области знания, имеющие общий объект, но различный пред­мет изучения.

Место патопсихологии в системе современных наук о человеке.

 

Тема 2. Методологические основы и теоретические проблемы патопсихологии.

Общепсихологические представления современной отечественной психологии о психике, ее генезисе, структуре и функциях – методологическая основа патопсихологии. Идеи школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии – фундамент патопсихологии. Научные идеи этой школы, определившие круг теоретических проблем патопсихологии: положение о прижизненном формировании высших психических функций, их опосредствованном строении и произвольном характере функционирования; о системном строении дефекта, о личности как относительно позднем «продукте» индивидуального развития и др.

Психология отношений В.М. Мясищева и ее влияние на содержание патопсихологической проблематики.

Теоретические проблемы патопсихологии как синтез общепсихологического и клинико-психиатрического знания. Основной круг теоретических проблем:

1) изучение психологических механизмов становления сложных психопатологических синдромов (бред, галлюцинации и др.); влияние индивидуального опыта больного и его личности на содержание и динамику этих синдромов;

2) изучение структуры и динамики нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях, возможностей психологической коррекции этих нарушений;

3) изучение изменений личности больных с различными психическими заболеваниями, роли личности больного как в становлении болезненной симптоматики, так и в ее психологической коррекции;

4) выделение и описание структуры патопсихологических синдромов нарушения отдельных видов психической деятельности (памяти, восприятия, мышления и т.п.), а также патопсихологических синдромов, типичных для различных заболеваний; соотношение первичных и вторичных расстройств в структуре синдрома;

5) проблема соотношения распада и развития психики.

Тема 3. Практические задачи патопсихологии.

Место патопсихологии в системе психиатрической помощи населению. Организационные основы работы патопсихологов в психиатрии. Два основных типа практических задач – психодиагностические и психокоррекционные. Варианты психодиагностических задач, решаемых практической патопсихологией: а) участие в установлении диагноза заболевания; б) описание структуры нарушений психической деятельности, качества и степени ее снижения; в) участие в решении вопросов экспертизы (трудовой, воинской, судебно-психиатрической); г) оценка динамики психического состояния больных в процессе лечения (фармакотерапии, психотерапии и т.д.), оценка эффективности терапии и качества ремиссии.

Возможный круг психокоррекционных задач на этапах первичной и вторичной профилактики болезни, в системе реабилитации больных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...