Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок проведения анализа АВС

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АВС И XYZ-АНАЛИЗА

Для того, чтобы определить степень значимости товарных позиций чая в формировании товарных запасов предлагается использовать АВС – анализ.

Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основные внимание и силы.

Широко применяемый в логистике метод АВС предлагает более глубокое разделение – на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо вначале оценить по степени вклада в результат деятельности.

Определение метода АВС гласит: метод АВС – способ нормирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры N, реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравно мощных подмножества А, В и С на основании некоторого формального алгоритма.

Общий алгоритм проведения анализа АВС приводится в табл..

 

Таблица

Порядок проведения анализа АВС

Формулирование цели анализа
Идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС
Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления
Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку  
Группировка объектов управления в порядке убывания значения признака
Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С

 

Товары (материалы) класса А – это немногочисленные, но важнейшие товары, на которые приходится большая часть денежных средств, вложенных в запасы. Размеры запасов по позициям группы А постоянно контролируют, точно определяют издержки, связанные с закупкой, доставкой и хранением, а также размер и момент заказа.

Товары (материалы) класса В занимают срединное положение в формировании запасов предприятия и по сравнению с группой А требуют к себе меньшего внимания. Здесь осуществляется обычный контроль и сбор информации о запасах, который должен позволить своевременно обнаружить основные изменения в использовании запасов.

Товары (материалы) класса С, составляющие, как правило, большую часть ассортимента, относят к второстепенным, но информацию о запасах товарных позиций в пределах данной группы собирают постоянно. Запасы рекомендуется сводить к минимуму, а некоторые товарные позиции сокращать.

В процессе работы торгового предприятия кофейня «Провинция» сформировались данные о товарных запасах по ассортиментным позициям чая на 15 января 2011 года и объемах продаж за каждый квартал 2011года (см. табл. 1).

При разделении анализируемого ассортимента по группам А,В и С нужно воспользоваться следующим алгоритмом:

· в группу А включаются позиции упорядоченного списка, стоимость которых составляет ≈ 75% в общем запасе;

· в группу В включаются следующие позиции, стоимость которых составляет в среднем 20% (доля нарастающим итогом от 75 до 95%);

· группа С состоит из оставшихся позиций, стоимость которых составляет 5% (доля нарастающим итогом от 95 до 100%).

Таким образом, анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент по степени вклада в намеченный результат.

 

Таблица 1

Исходные данные по сформированным товарным запасам и объемам продаж чая

 

№ позиции Наименование Товарные запасы (упаковок) на 15 января 2011 года Продажи поквартально (упаковок) за2011 год
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
  Черный чай Ахмад крупнолистовой          
  Черный чай Ахмад листовой          
  Черный элитный чай «Восхищение», «Райские птицы»          
  Черный чай «Земляничная поляна», «Райские птицы»          
  Черный чай с бергамотом Эрл Грей, «Райские птицы»          
  Черный чай с малиной, Heladiv          
  Черный чай с персиком, Heladiv          
  «Чай любви» черный цейлонский, Heladiv          
  Чай черный «1002 ночь», Nadin Deluxe          
  Черный чай «Дарджилинг», Nadin Deluxe          
  Чай черный «Граф Орлов», Nadin Deluxe          
  Чай черный «Лампа Алладина», Nadin Deluxe          
  Акбар чай черный крупнолистовой          
  Акбар чай черный мелколистовой          
  Чай черный «Ягодный микс», Hilltop          
  Чай черный «Ароматная фантазия», Hilltop          
  Чай черный «Смородиновый блюз», Hilltop          
  Чай черный «Мятный коктейль», Hilltop          
  Чай черный «Вальс цветов», Hilltop          
  Чай черный «Осенний вальс», Hilltop          

 

Проведем дифференцирование ассортимента (см. табл. 2).

 

Таблица 2

Анализ АВС

№ позиции Товарные запасы (упаковок) на15 января 2011 года …. Доля позиции в общем запасе, % Упорядоченный список Вклад нарастающим итогом, % Группа
№ позиции Доля позиции в общем запасе, %
    9,24   12,61 12,61 А
    12,61   12,61 25,22
    2,1   10,5 35,72
    2,94   9,24 44,96
    8,4   8,4 53,36
    2,1   8,4 61,76
    2,1   8,4 70,16
    8,4   2,94 73,1
    2,1   2,52 75,62 В
    8,4   2,52 78,14
    2,1   2,52 80,66
    2,1   2,52 83,18
    10,5   2,1 85,28 С
    12,61   2,1 87,38
    2,1   2,1 89,48
    2,52   2,1 91,58
    2,52   2,1 93,68
    2,1   2,1 95,78
    2,52   2,1 97,88
    2,52   2,1 99,98
Итого            

 

В АВС- анализе мы смотрим уровень товарных запасов данного продукта, по XYZ мы определяем, насколько спонтанен спрос. Если анализ показывает, что товары группы А попадают в категорию Y или тем более Z, это означает, что с этим товаром существуют какие-то проблемы. Спрос на них неустойчивый, хотя товар очень продаваемый. Такая ситуация приводит к существенному росту запасов. Зная об этом, можно сфокусировать внимание коммерческой службы и отдела маркетинга на проблемном ассортименте для изменения ситуации с его продвижением и как следствие снизить издержки.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации расхода запаса по этой позиции. Порядок проведения анализа XYZ рассмотрен на рис.3.

 

Рис.3. Порядок проведения анализа X Y Z

 

Коэффициент вариации расхода запаса рассчитывается по формуле:

где - i -e значение расхода запаса по оцениваемой позиции;

-среднее значение расхода по оцениваемой позиции;

n – число кварталов, за которые приведена оценка.

Разделение запасов на группы X, Y и Z производится в соответствии со следующим алгоритмом:

· Группа X (0 ≤ ν ≤ 10%);

· Группа Y (10% ≤ ν ≤ 25%);

· Группа Z (25% ≤ ν < ∞).

Рассчитаем коэффициент вариации для позиции 1.

Средний расход за квартал составит:

упаковок.

Коэффициент вариации:

Аналогично произведем расчеты значений коэффициентов вариации для других позиций и внесем их в табл. 3.

Разделение запасов на группы X, Y и Z производится в соответствии со следующим алгоритмом:

· Группа X (0 ≤ ν ≤ 10%);

· Группа Y (10% ≤ ν ≤ 25%);

· Группа Z (25% ≤ ν < ∞).

Таблица 3

Анализ XYZ

№ позиции Расход за четыре квартала, тыс. руб. Средний расход за квартал, тыс. руб. Коэффициент вариации, % Упорядоченный список Группа
№ позиции Коэффициент вариации, % Доля нарастающим итогом, %
      12,13   5,07 5,07 X
          10,53 15,6 Y
    12,5       27,6
    17,5 12,46     39,6
            51,6
      19,27     63,6
    12,5 22,96   12,13 75,73
      51,2   12,46 88,19
    13,75 23,7   12,47 100,66
      22,98   19,27 119,93
    11,25 51,2   22,96 142,89
    12,5 22,96   22,96 165,85
    68,8 23,76   22,98 188,83
      43,91   23,7 212,53
      5,07   23,76 236,29
      10,53   27,07 263,36 Z
      27,07   43,91 307,27
    12,5     51,2 358,47
      12,47   51,2 409,67
    12,5       481,67
Итого              

Этап 3: Построение матрицы АВС – XYZ и анализ результатов

Матрица АВС – XYZ создается путем совмещения результатов двух анализов и приведена в табл. 4.

Таблица 4

Матрица АВС – XYZ

Группа А В С
X - -  
Y 2,13,1,10,4 19,20, 16 3,6,7,9,12,18
Z 14,8,5    

 

Выводы:

1. Для товарных позиций, входящих в группы AY ( Черный чай Ахмад крупнолистовой, Черный чай Ахмад листовой, Черный чай «Земляничная поляна», «Райские птицы», Черный чай «Дарджилинг», Nadin Deluxe, Акбар чай черный крупнолистовой) и AZ ( Черный чай с бергамотом Эрл Грей, «Райские птицы», «Чай любви» черный цейлонский, Heladiv, Акбар чай черный мелколистовой) следует выработать индивидуальные технологии управления запасами.

Позиции, входящие в группу AZ ( Черный чай с бергамотом Эрл Грей, «Райские птицы», «Чай любви» черный цейлонский, Heladiv, Акбар чай черный мелколистовой ) следует контролировать ежедневно. Очевидно, что в связи с большими колебаниями спроса здесь необходимо предусмотреть существенный страховой запас.

2. Управление запасами по позициям, входящим в группы BY ( Чай черный «Ароматная фантазия», Hilltop, Чай черный «Вальс цветов», Hilltop, Чай черный «Осенний вальс», Hilltop) и BZ ( Чай черный «Смородиновый блюз», Hilltop) может осуществляться как по одинаковым, так и индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки).

3. Планирование запасов по товарным позициям, входящим в группы CX ( Чай черный «Ягодный микс», Hilltop), CY ( Черный элитный чай «Восхищение», «Райские птицы», Черный чай с малиной, Heladiv, Черный чай с персиком, Heladiv, Чай черный «1002 ночь», Nadin Deluxe, Чай черный «Лампа Алладина», Nadin Deluxe, Чай черный «Мятный коктейль», Hilltop) и CZ ( Чай черный «Граф Орлов», Nadin Deluxe), может осуществляться на более длительный период, например на квартал, с еженедельной (или ежемесячной) проверкой наличия запасов на складе.

Стоит предполагать, что к группе А отнесены самые востребованные запасы, к группе С относятся запасы с наименьшим спросом. Группа Z имеет самые высокие колебания спроса, группа X – самые низкие. Таким образом, в соответствии с данными табл.5, можно подвести итоговые результаты по контролю за состоянием запасов.

Таблица 5

Способы контроля товарных запасов

Группа Способ контроля Группа Способ контроля
А Постоянный контроль X Один раз за время между поставками
В Несколько раз за период между поставками Y Несколько раз за период между поставками
С Один раз за время между поставками Z Постоянный контроль

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...