Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности домашнего и государственного обучения детей дошкольного возраста




Курсовая работа

Развлечение как одна из форм организации музыкальной деятельности детей, не посещающих детский сад

Работу выполнили:

Булдакова Ю.А.

Панкратова О.И.

Научный руководитель:

Сергеева Н.Р.


Содержание

Введение

1. Психолого-педагогические исследования воспитания детей

1.1 Особенности домашнего и государственного обучения детей дошкольного возраста

1.2 Домашний детский сад

2. Развлечение, как особая форма организации воспитательного воздействия на дошкольника

2.1 Формы организации художественной деятельности дошкольников в детском саду

2.2 Развлечение, как одна из форм организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

2.3 Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Заключение

Библиографический список

Приложение. Понятийный аппарат исследования


Введение

 

Еще 15-20 лет назад считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. Действительно, "домашние" дети часто с трудом приспосабливались к школьным правилам, к правилам общения, принятым в группе сверстников. Эти трудности объяснялись тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно "садиковые" дети. Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие "детский сад" в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов "трудоустройства" дошколенка: студии, кружки, Центры развития.

Одна из самых актуальных и "больших" проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров.

На данный момент стоит проблема полноценного планирования, организации музыкального воспитания на всех уровнях обучения ребенка, а в первую очередь в детском саду. Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, его мировоззрение.

Противоречия и выход на проблему:

Родителям трудно создать малышу все необходимые условия для социального развития;

Родители, которые не водят своего ребенка в детский сад, лишают его опыта общения с другими детьми, взрослыми и занятий, в том числе и музыкальных, которые способствуют развитию восприятия, специфической деятельности детей и особых навыков поведения;

развлечение домашний детский сад

"Домашний" ребенок не сможет получить в полном объеме тех знаний, которые дети получают, посещая детский сад.

Цель: выявить возможности влияния развлечений на музыкальное развитие детей, не посещающих детский сад.

Объект: музыкальные развлечения для детей дошкольного возраста.

Предмет: процесс влияния развлечений на музыкальную деятельность детей, не посещающих детский сад.

Гипотеза: мы предполагаем, что для развития музыкальной деятельности детей, не посещающих детский сад, благотворное влияние окажут различные виды развлечений.

Задачи:

теоретически обосновать понятие "развлечение";

изучить особенности детей, не посещающих детский сад;

изучить научно - методическую литературу по проблеме исследования.

Методологическая основа:

методики музыкального воспитания и развития детей

Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, А.Н. Зиминой;

теория развития музыкальных способностей Б.М. Теплова;

теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста Г. Прасловой;

основополагающим для нашего исследования является деятельностный подход к педагогическому процессу, разработанный Л.А. Никитиной, В.И. Петрушиной, Е.В. Назайкинского, Д.Б. Кобалевского и др.

Методы исследования:

анализ психолого-педагогической литературы;

наблюдение за детьми.

Теоретическая значимость заключается в обосновании проблемы развлечений и их воздействия на детей, не посещающих детский сад.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для родителей детей, не посещающих детский сад.


Психолого-педагогические исследования воспитания детей

 

Особенности домашнего и государственного обучения детей дошкольного возраста

 

В последние десятилетия детские сады приобрели такую популярность, что родители чувствуют себя едва ли не обязанными отправлять своих детей и делают это без особой необходимости. Все объясняется двумя причинами.

Во-первых, возрос интерес к детской психологии, и знакомство с ней показало, какое огромное значение имеет для последующего развития ребенка нахождение в детском коллективе. Если прежде все заботы родителей были направлены на то, чтобы ребенок был сыт, ухожен, одет и обут, то современные мамы и папы гораздо больше обращают внимания на его занятость и стараются сделать досуг, игры полезными и продуктивными.

Во-вторых, выросший интерес к детским садам заключается в том, что во многих городах все больше ограничиваются возможности общения детей друг с другом. Бывают даже такие районы, где совершенно не находятся места для детских площадок. А в некоторых жилых кварталах проезды между домами превратились в стоянки для автомашин. Все меньше и теснее становятся квартиры. Иными словами, детям, которым еще рано ходить в школу, все труднее найти свободное место, где они могли бы вволю побегать, попрыгать, пошуметь, покричать и не подвергаться при этом разного рода опасностям, какие таяться в современном городе. Дети оказываются "изолированными" друг от друга, а значит, лишенными одного из самых важных факторов развития - общения со своими сверстниками. Большинство исследователей раннего и дошкольного возраста склоняются к мысли о том, что правильно организованное взаимодействие между детьми полезно для психического развития ребенка и формирования его личности. Так, американский детский врач Б. Спок в своей книге для родителей неоднократно советует им способствовать контактам детей и даже "годовалого ребенка водить туда, где есть дети". По его мнению, общество сверстников учит ребенка жить в коллективе. В общении с равными партнерами ребенок приобретает ценное умение сердиться и стоять за свои права. Чем раньше он вступает в общение с другими детьми, тем лучше это скажется на его развитии и умении адаптироваться в обществе. [10; 99]

Психолог Т. Шибутани утверждает, что отсутствие у ребенка опыта общения со сверстниками притупляет способность понимания других людей. [10; 99]

Детский сад дает возможность общения со сверстниками, включенность в группу. С трёх летнего возраста ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность родители обязательно должны ему предоставить.

В детском саду ребенок учится общаться не только сдетьми, но и с взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и подчиняться.

Г.А. Урунтаева утверждает, что организуемая взрослым практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. Важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании контактов с ребенком. [2; 103]

Также в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово "дисциплина" у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с "уравнительной" муштрой, принятой в детских садах. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом "дисциплина" умение придерживаться необходимых правил, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.

В детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, стандартные образовательные программы, принятые в государственных детских садах, оставляют желать лучшего: во многих детских садах занятий мало, и проводятся далеко не на высшем уровне. Одного лишь "садикового" образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если "домашний" ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура - этот минимальный "джентльменский набор" обеспечит государственный детский сад.

Следовательно, преимущества посещения детского сада ребенком следующие:

·   Ребенок учится общаться со своими сверстниками. Дети, посещающие детский сад, более общительны, им будет легче адаптироваться в школьном коллективе;

·   Развитие ребенка в соответствии с возрастом. В детском саду проводятся разнообразные занятия с ребенком соответственно с возрастом, повышающие его интеллектуальный уровень (рисование, лепка, музыка, математика и т.п.);

·   Ребенок изучает понятие "коллектив", "режим дня", "дисциплина";

·   Кукольные театры, утренники, различные конкурсы поделок, которые часто проводятся в детском саду, развивают внутренний мир ребенка;

·   Ребенок приучается к самостоятельности.

Но также существует ряд недостатков посещения детьми детского сада:

·   Повышенная заболеваемость детей. Маленькие дети, посещающие детский сад и имеющие контакты с другими детьми, болеют чаще сверстников, которые сидят дома;

·   Дети, посещающие детский сад, более агрессивны по сравнению с детьми, находящимися на домашнем воспитании;

·   Ребенок копирует поведение сверстников. Это могут быть нехорошие слова, невнятная речь; ребенок, говоривший внятно, вдруг начинает говорить так, что родители его не понимают.

Поступление ребенка в детский сад всегда сопряжено с большими психологическими трудностями. Привыкание к новым условиям - процесс очень длительный и сложный для детского организма. Все оказывается новым, непривычным, а иногда даже пугающим, обычно адаптация ребенка к новым условиям длится намного больше месяца. Ребенку непривычно большое количество незнакомых детей и взрослых. Дети по-разному переносят трудности, связанные с адаптацией к детскому саду.

Различают 3 вида адаптации к дошкольному учреждению (детскому саду):

Легкая

В первое время после поступления в детский сад у ребенка ухудшается сон и аппетит, он неохотно играет с другими детьми. Но эти явления проходят в течение 10-20 дней. На протяжении первого месяца ребенок может перенести заболевание, которое длится 7-10 дней и завершается без осложнений. Масса тела и рост не изменены.

Средней тяжести

Эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно. Длится 20-40 дней. Может быть замедление речевой активности на 1-2 месяца. На протяжении первого месяца ребенок переносит заболевание, которое длится 7-10 дней и завершается без осложнений, могут быть повторные заболевания. Потеря массы тела в течение 30-40 дней.

Тяжелая

Либо повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями (бронхит, отит, пневмония и т.п.), либо стойкие нарушения поведения (например, дети ни за что не расстаются с какой-либо игрушкой, принесенной из дома, часто стараются спрятаться, постоянно зовут маму, спят только сидя и т.п.). Нет нормализации состояния в течение 60 дней и более. Резкое замедление темпа роста и веса. Отставание в развитии. (приложение 2)

Если родители решили воспитывать ребенка в домашних условиях, следовательно свое детство ребенок проведет в обществе либо бабушки, либо гувернантки (приходящая няня).

Положительные стороны нахождения ребенка с бабушкой:

·   Родители будут точно уверены, что ребенку обеспечен хороший уход;

·   Бабушки сидят с внуками бесплатно;

·   Низкая заболеваемость (по сравнению с детским садом).

Отрицательные стороны нахождения ребенка с бабушкой:

·   Бабушки балуют внуков, потакая их капризам и разрешая абсолютно все;

·   Воспитание бабушки будет отличаться от воспитания, которое родители хотят дать своему ребенку, так как родители и бабушки - разные поколения;

·   Ребенку будет тяжелее адаптироваться в коллективе (по сравнению с детским садом).

Выбор гувернантки - также один из самых трудных и сложных моментов в жизни молодой семьи. Пригласить няню к ребенку можно только по рекомендации людей, которым родители доверяют. Гувернантка должна быть симпатична родителям, тогда, скорее всего она понравится и ребенку. Если ребенок спокоен, ухожен, засыпает как обычно, встречает няню с улыбкой и быстро успокаивается после ухода родителей, то, скорее всего, такой няне можно доверять.

Преимущества нахождения ребенка в обществе гувернантки:

·   Низкая заболеваемость по сравнению с детским садом;

·   Индивидуальные занятия с ребенком (если родители уверены, что подобрали хорошую няню).

Недостатки нахождения ребенка в обществе гувернантки:

·   Вы точно не сможете сказать, как няня следит за вашим ребенком во время вашего отсутствия;

·   Родители могут быть не довольны гувернанткой, и тогда придется ее менять (что часто делают родители, пользующиеся услугами няни), а это негативно сказывается на ребенке;

·   Ребенку тяжелее адаптироваться в коллективе (по сравнению с детским садом).

Таким образом, детский сад является главной составляющей в воспитании ребенка и самым подходящим возрастом для начала посещения является 3 года.

Сегодня в большинство яслей принимают детей с полутора лет. Но это - чрезвычайно рано. Малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие, а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.

Ни для кого не секрет, что лучше всего в яслях адаптируются "неблагополучные" дети. Об этом прекрасно знают воспитатели детских садов. Воспитатели с грустью рассказывают о том, что в каждой группе найдется один-два малыша, которые не хотят уходить из детского сада по вечерам: родители приходят, зовут с порога группы, а ребенок. поворачивается спиной, прячется за полкой с игрушками. И дело тут совсем не в том, что малыш "заигрался", слишком увлекся своими важными малышовыми делами.

Для полуторагодовалого ребенка встреча с мамой, возможность уцепиться за нее покрепче и никуда не отпускать - самое важное дело, по определению, в силу возрастных особенностей. Начиная с этого возраста страх перед незнакомыми взрослыми, постепенно сглаживается, но до конца не исчезает. Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников.

Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью.

Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть проще. Общее правило остается тем же - рано. Но из этого правила уже есть довольно много исключений. К двум годам малыш может быть действительно очень общительным, и если детский сад (прежде всего воспитатели) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Если двухлетний ребенок трудно адаптируется к яслям, - ни в коем случае не надо настаивать, упорствовать в своем намерении приучить его к "учреждению" прямо сейчас. Поговорка "стерпится - слюбится" в данном случае не сработает. Негативный опыт посещения яслей скажется в дальнейшем: через год, когда в группу придут "домашние" дети и адаптируются к детскому саду без особых проблем, малыш по-прежнему будет воспринимать детский сад как место заточения, будет часто болеть, плакать по утрам и вечерам.

Отправив в ясли двухлетнего малыша, который к этому не готов, родители ничего не выиграют. Выход на работу обернется регулярными больничными. Гораздо разумнее потратить время с толком: постепенно, без спешки, но настойчиво и последовательно готовить малыша к детскому саду.

Таким образом, психологами доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений, поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.


Домашний детский сад

 

В нашей стране до сих пор наблюдается дефицит мест в детских образовательных дошкольных учреждениях. Некоторые родители становятся на учет с рождения ребенка, чтобы к 3 - летнему возрасту получить долгожданное место в муниципальном детском саду. С другой стороны, существующий дефицит - благоприятная почва для организации бизнеса в этой сфере.

Согласно официальной статистике, в первом квартале 2006 года в столице работало 77 негосударственных образовательных организаций, которые посещали 3,2 тыс. детей дошкольного возраста.

Но есть и другие цифры, о которых государство не знает. Дело в том, что помимо легальных детских садов, официально зарегистрированных по всем правилам, существуют домашние детские сады, которые никак не фигурируют в статистике, по той причине, что работают полулегально.

Домашний детский сад - это большая (трех - или четырехкомнатная) квартира, часть комнат в которой отдано под пребывание детей.

Домашний детский сад - явление противозаконное. Получить лицензию на образовательную деятельность детскому саду, организованному в квартире невозможно. Кроме того, осуществление коммерческой деятельности в условиях жилого помещения влечет за собой применение статьи 7.21. Кодекса об административных правонарушениях ("Нарушение правил пользования жилыми помещениями"), что грозит штрафом в размере от 10 до 15 МРОТ (1000-1500 руб.) (приложение 1, 2,3). Но есть другой путь легализации этого бизнеса.

Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, не подлежит лицензированию развивающая (занятия в кружках, секциях, студиях), воспитательная деятельность, организация досуга, проведение семинаров, тренингов, лекций, оказание консультаций и т.д., то есть любая деятельность, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации. В этом случае владелец домашнего детского сада регистрируется как ИП, покупает кассовый аппарат, ведет бухгалтерию и называет свое детское учреждение центром развития. При этом, в случае проверки, конечно, могут возникнуть трудности с контролером, но как показывает практика, проблему можно решить и договориться. Но несмотря на все преграды со стороны властей, домашние детские сады у нас в России есть и немало, и продолжают появляться. Главная проблема такого бизнеса - высокая мера ответственности. Всю ответственность за жизнь и здоровье детей несет детский сад, поэтому систему безопасности необходимо продумать до мелочей. Необходимо оборудовать квартиру пожарной сигнализацией, наладить систему учета и хранения медицинских карточек, обучить персонал навыкам оказания первой медицинской помощи и т.п. (приложение)

Плюсы домашнего детского сада:

·   максимум заботы и внимания, отсутствие травматизма, условия, приближенные к домашним, к жизни большой семьи;

·   маленькое количество детей - 3-5 человек;

·   индивидуальный подход к питанию.

Минусы домашнего детского сада:

·   очень высокая оплата;

·   возможные проблемы, связанные с недостатком оборудования или помещения. [12]

Самое сложное в домашнем воспитании - это иинтеллектуальное, и физическое развитие ребенка. В этих направлениях заботливая и образованная мама может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития.

Выше мы уже говорили о главных плюсах детского сада: ребенок получает возможность общаться со сверстниками и с другими, помимо родителей, взрослыми, учится вести себя "в обществе", соблюдать правила. И если родители не собираются отдавать своего ребенка в детский сад, то они должны подумать, каким именно образом предоставить ребенку эти возможности.

"Домашний" ребенок должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми. Кроме того, желательно обеспечить ему постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.

Эта задача вполне осуществима. Но нельзя забывать и о другом важном моменте - общении ребенка с взрослыми. Не секрет, что женщины, предпочитающие сидеть дома с детьми до тех пор, пока не наступит пора идти в школу, часто отличаются повышенным чувством родительского долга и стремлением непременно быть идеальными мамами. Из этого похвального стремления вытекают некоторые неблагоприятные последствия: такие мамы почти всегда бывают убеждены, что не имеют права доверить своего малыша постороннему человеку (причем в категорию "посторонних" нередко попадают вообще все другие люди - в том числе и ближайшие подруги, и бабушки с дедушками).

Если родители не отдают ребенка в детский сад, потому что не доверяют воспитателям и считают, что никто, кроме них, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, то родителям нужно срочно менять эту точку зрения. Конечно, ребенка нельзя отдать в первые попавшиеся руки. Но и ограничивать его мир лишь своей собственной персоной тоже нельзя. Родителям надо понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы - пусть даже эта мама действительно лучшая в мире.

Родители должны обращать больше внимания на то, как ребенок общается с другими детьми на площадке, в гостях. Легко ли он знакомится. Умеет ли играть, соблюдать очередность и правила игры. Может ли поделиться игрушками и при необходимости отстоять свою собственность и свои интересы. Это очень важные критерии его социального развития, и если к пяти годам ребенок не приобретает соответствующих коммуникативных навыков, стоит посоветоваться с детским психологом и подыскать замену детскому саду - группу развития, игровую группу, детский клуб и т.п.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...