Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение в теорию и историю педагогической деятельности




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине «ПЕДАГОГИКА»

 

для ООП направления «050100 Педагогическое образование»

Профиль «Педагогика и методика начального образования»

 

По циклу Б.3.Б.02 «Профессиональный цикл.

Базовая (общепрофессиональная часть)»

 

Очная форма обучения Заочная форма обучения
Курс – 1, 2 Курс –
Семестр – 1, 2, 3.4 Семестр –
Объем в часах, всего – 360 ч. Объем в часах, всего –
в т. ч. лекции – 100 ч. в т. ч. лекции –
практические занятия – 60 ч. практические занятия –
самостоятельная работа – 200 ч. самостоятельная работа –
Накопительный зачет– Накопительный зачет–
Накопительный экзамен – 4 сем. Накопительный экзамен –

 

 

Екатеринбург – 2011


Рабочая учебная программа по дисциплине «Педагогика»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2011. – 32 с.

 

Составители:

Коротаева Е.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии
детства УрГПУ

Дягилева Н.В., к.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии
детства УрГПУ

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии детства ИПиПД УрГПУ

 

Протокол от ______________________ № _________

 

Зав.кафедрой _________________________Е.В. Коротаева

 

Директор ИПиПД _____________________С.А. Новоселов

 

 

Пояснительная записка

В настоящее время в педагогической науке идет становление новой системы образования, направленной на гуманизацию образовательного пространства. Развитие современной образовательной системы характеризуется реформами в области образования, определением приоритетных направлений развития педагогической науки и практики, острой потребностью в адекватной подготовке педагогических кадров для школы XXI в. Немаловажное значение в процессе обновления программного обеспечения приобретает формирование педагогической теории, адекватно отражающей современной состояние науки и практики в образовании.

Курс «Педагогика» состоит из трех взаимосвязанных друг с другом модулей: «Введение в теорию и историю педагогической деятельности», «Научно-теоретические основы педагогики», «Профессиональные задачи педагога периода детства».

Такая теоретическая и практическая полифоничность предопределила основные принципы отбора содержания и организации учебного материала; единства содержательной и процессуальной сторон обучения, соотнесения учебного материала с уровнем развития современной науки; практико-ориентированность, предполагающая интегративное взаимодействие познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности с ценностными ориентациями и интересами будущих педагогов. Кроме этого структура курса во многом определяется профессиональной направленностью, позволяющей учесть особенности профессиональной подготовки по определенному направлению; вариативностью, ориентированной на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления обучающихся.

1.1. Цель дисциплины

формирование у студентов общей культуры педагогической деятельности на основе освоения профессиональных компетенций в процессе совершенствования жизненного, педагогического и личностного опыта.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Педагогика» относится к относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Педагогика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплины «Психология», «Философия», «Методика обучения и воспитания в дошкольном образовании».

Освоение дисциплины «Педагогика» является необходимой основой для дисциплин вариативной части цикла.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОПК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ОПК-2 способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ПК-4 способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

 

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

– особенности педагогической деятельности, нормативные и законодательные основы профессиональной педагогической деятельности, ее ценностные основания;

– сущность педагогических явлений и процессов, отношений участников педагогических процессов с учетом междисциплинарного подхода;

– ключевые положения и проблематику современной теории и практики обучения и воспитания;

– современные теории и системы обучения: история развития дидактических идей; отечественные и зарубежные дидактические системы; современные авторские школы; принципы личностно-ориентированного обучения; развивающее, про­блемное, эвристическое обучение; дистанционное обучение;

– различные методики и технологии обучения; методы, формы и средства обучения, их классификации; типы занятий, уроки и их типы; виды диагностик и процедуру оцен­ки качества обучения.

уметь:

– использовать психологический и педагогический инструментарий в педагогических исследованиях; проектировать возрастосообразный образовательный процесс; диагностировать профессиональные ценности и интерпретировать полученные данные; выстраивать стратегию и тактику учебных взаимодействий субъектов образовательного процесса;

– проектировать педагогическую ситуацию, рационально выбирать оптимальные формы, методы, средства обучения, творчески решать педагогические задачи; применять приемы стимулирования творческой деятельности; проектировать педагогически обоснованную задачу в работе с детьми разных возрастных групп;

– обновлять и реализовывать в педагогическом процессе свои представления о научных и методических основах образования и современных концепциях, теориях обучения и воспитания;

– изучать и накапливать профессионально-педагогический опыт; грамотно организовывать собственную педагогическую деятельность и оценивать ее результаты.

 

Модули дисциплины

«Введение в теорию и историю педагогической деятельности»

«Педагогика: научные основы»

«Педагогические технологии в начальном образовании»

 

№ п/п Наименование темы, раздела Всего трудоемкость Аудиторные часы Самостоят. р-та
Всего Лекции Практические Лабораторные
1. 1 Введение в теорию и историю педагогической деятельности            
2. Научно-теоретические основы педагогики            
3. 2 Профессиональные задачи педагога периода детства            
  Итого:         -  

 

2. Учебно-тематическое планирование

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование тем, разделов Всего часов Самостоятельная работа
Трудоемкость в том числе
Аудиторная работа Лабораторная работа
Всего Лекции Практические занятия
1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Общая характеристика педагогической профессии
1.1.1 Возникновение и развитие педагогической профессии         -  
1.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности         -  
1.1.3. Гуманистическая природа и творческий характер труда современного педагога       - -  
1.1.4 Социальная миссия и профессиональные функции учителя (воспитателя) образовательного учреждения       - -  
1.1.5 Основные виды педагогической деятельности учителя (воспитателя) образовательного учреждения       - -  
1.1.6 Педагогическая деятельность как система         -  
1.2. Учитель (воспитатель) как субъект педагогической деятельности
1.2.1 Профессионально обусловленные требования к личности педагога       - -  
1.2.2 Профессиональная компетентность педагога и ее структура         -  
1.2.3 Система профессиональной подготовки педагогических кадров         -  
1.2.4 Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога       - -  
  Итого         -  

 

№ п/п Наименование тем, разделов Всего часов Самостоятельная работа
Трудоемкость в том числе
Аудиторная работа Лабораторная работа
Всего Лекции Практические занятия
2. Введение в историю педагогической деятельности
2.1. Педагогическая культура традиционного общества
2.1.1 Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки             -  
2.1.2. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития компетентстного подхода.         -  
2.1.3. Истоки гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого         -  
2.1.4 Развитие школы как социального института, становление высшего образования         -  
2.1.5 Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России         -  
2.2. Классическая педагогика нового времени: традиции, классика, современность
2.2.1 Реформаторская педагогика конца XIX- начала ХХ века         -  
2.2.2 Основные реформы образовательной политики ХХ века. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире         -  
2.2.3 Процесс интеграции национальных систем образования         -  
  Итого         -  

 

№ п/п Наименование тем, разделов Всего часов Самостоятельная работа
Трудоемкость в том числе
Аудиторная работа Лабораторная работа
Всего Лекции Практические занятия
3. 1. Общие вопросы педагогической науки
3.1.1 Образование как механизм присвоения социального опыта       - -  
3.1.2. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке       - -  
3.1.3. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики         -  
3.1.4 Закономерности и принципы целостного педагогического процесса       - -  
3.1.5 Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.       - -  
3.1.6 Современные модели организации обучения.         -  
3.1.7 Компетентностный подход в педагогическом процессе         -  
3.2. Взаимосвязь научной теории и практики образования
3.2.1 Возрастосообразность педагогического процесса         -  
3.2.2 Проектирование содержания образования на разных ступенях обучения         -  
3.2.3. Формы взаимодействия субъектов в педагогическом процессе       - -  
3.2.4 Современные методы и средства оптимизации обучения         -  
3.2.6 Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса       - -  
3.2.7. Инновации в современном образовательном процессе         -  
  ИТОГО         -  
                 

№ п/п Наименование тем, разделов Всего часов Самостоятельная работа
Трудоемкость в том числе
Аудиторная работа Лабораторная работа
Всего Лекции Практические занятия
4.1 Профессиональные задачи: общие подходы
4.1.1 Профессиональные задачи педагога: теория и практика       - -  
4.1.2. Развивающая среда образовательного учреждения       - -  
4.1.3. Сотрудничество во взаимодействии субъектов образования         -  
4.1.4 Коллектив как объект и субъект воспитания         -  
4.1.5 Решение сложных педагогических ситуаций         -  
4.1.6 Роль диагностики в решении педагогических задач         -  
4.2. Технологии решения педагогических задач
4.2.1 Основы коммуникативной культуры педагога         -  
4.2.2 Технология педагогической поддержки         -  
4.2.3. Техника оценки и отметки в образовательном процессе         -  
4.2.4 Методы и приемы развития детской креативности         -  
4.2.5. Ценностно-смысловое самоопределение как профессиональная задача педагога         -  
  ИТОГО         -  

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование тем, разделов Всего часов Самостоятельная работа
Трудоемкость в том числе
Аудиторная работа Лабораторная работа
Всего Лекции Практические занятия
1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Общая характеристика педагогической профессии
1.1.1 Возникновение и развитие педагогической профессии            
1.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности            
1.1.3. Гуманистическая природа и творческий характер труда современного педагога            
1.1.4 Социальная миссия и профессиональные функции учителя (воспитателя) образовательного учреждения            
1.1.5 Основные виды педагогической деятельности учителя (воспитателя) образовательного учреждения            
1.1.6 Педагогическая деятельность как система            
1.2. Учитель (воспитатель) как субъект педагогической деятельности
1.2.1 Профессионально обусловленные требования к личности педагога            
1.2.2 Профессиональная компетентность педагога и ее структура            
1.2.3 Система профессиональной подготовки педагогических кадров            
1.2.4 Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога            
  Итого            

 

№ п/п Наименование тем, разделов Всего часов Самостоятельная работа
Трудоемкость в том числе
Аудиторная работа Лабораторная работа
Всего Лекции Практические занятия
2. Введение в историю педагогической деятельности
2.1. Педагогическая культура традиционного общества
2.2.1 Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки            
2.1.2. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития компетентстного подхода.            
2.1.3. Истоки гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого            
2.1.4 Развитие школы как социального института, становление высшего образования            
2.1.5 Характеристика образовательных систем в разные эпохи в России            
2.2. Классическая педагогика нового времени: традиции, классика, современность
2.2.1 Реформаторская педагогика конца XIX- начала ХХ века            
2.2.2 Основные реформы образовательной политики ХХ века. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире            
2.2.3 Процесс интеграции национальных систем образования            
  Итого            

 

№ п/п Наименование тем, разделов Всего часов Самостоятельная работа
Трудоемкость в том числе
Аудиторная работа Лабораторная работа
Всего Лекции Практические занятия
3. 1. Общие вопросы педагогической науки
3.1.1 Образование как механизм присвоения социального опыта            
3.1.2. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке            
3.1.3. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики            
3.1.4 Закономерности и принципы целостного педагогического процесса            
3.1.5 Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.            
3.1.6 Современные модели организации обучения.            
3.1.7 Компетентностный подход в педагогическом процессе            
3.2. Взаимосвязь научной теории и практики образования
3.2.1 Возрастосообразность педагогического процесса            
3.2.2 Проектирование содержания образования на разных ступенях обучения            
3.2.3. Формы взаимодействия субъектов в педагогическом процессе            
3.2.4 Современные методы и средства оптимизации обучения            
3.2.6 Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса            
3.2.7. Инновации в современном образовательном процессе            
  ИТОГО            
                 

№ п/п Наименование тем, разделов Всего часов Самостоятельная работа
Трудоемкость в том числе
Аудиторная работа Лабораторная работа
Всего Лекции Практические занятия
4.1 Профессиональные задачи: общие подходы
4.1.1 Профессиональные задачи педагога: теория и практика            
4.1.2. Развивающая среда образовательного учреждения            
4.1.3. Сотрудничество во взаимодействии субъектов образования            
4.1.4 Коллектив как объект и субъект воспитания            
4.1.5 Решение сложных педагогических ситуаций            
4.1.6 Роль диагностики в решении педагогических задач            
4.2. Технологии решения педагогических задач
4.2.1 Основы коммуникативной культуры педагога            
4.2.2 Технология педагогической поддержки            
4.2.3. Техника оценки и отметки в образовательном процессе            
4.2.4 Методы и приемы развития детской креативности            
4.2.5. Ценностно-смысловое самоопределение как профессиональная задача педагога            
  ИТОГО            

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН

Введение в теорию и историю педагогической деятельности

1.1.1 Возникновение и развитие педагогической профессии

Специфика научного осмысления воспитания и обучения. Кооперация и разделение наук об образовании. Выделение педагогики в специальную отрасль науки. Обусловленность педагогики философией, взаимосвязь с психологией. Значение педагогической теории: научный компонент педагогического знания - специфика предмета педагогической науки. Понятия о концепциях, теориях, подходах, системах, парадигмах, моделях воспитания и обучения. Организационная структура педагогической науки. Разнообразие видов педагогики: дошкольная, школьная, вузовская, инженерная, военная, социальная и т. д.

 

1.1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности

Основные категории и понятия педагогической профессии: воспитание, обучение, образование, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс. Соотношение педагогической науки и педагогического процесса как соотношение теории и практики, предмета и метода исследования. Педагогическая наука как совокупность законов, условий, форм, методов, определяющих содержание и характер отношений субъектов в педагогическом процессе.

1.1.3. Гуманистическая природа и творческий характер труда современного педагога

Гармонизация и гуманизация как основа анализа закономерностей и принципов в образовательном процессе. Необходимый учет общечеловеческого, национального и индивидуального в образовании и воспитании ребенка. Потребности человека как источник развития и саморазвития. Основные характеристики гуманистической педагогики.

1.1.4. Социальная миссия и профессиональные функции учителя (воспитателя) образовательного учреждения

Воспитание как процесс социализации и персонификации личности. Общечеловеческое, национальное и индивидуальное в образовании и воспитании ребенка. Природные и социальные предпосылки и факторы образования, воспитания и развития детей. Утверждение личностно-ориентированной модели образования, гуманизация учебно-воспитательного процесса.

1.1.5. Основные виды педагогической деятельности учителя (воспитателя) образовательного учреждения

Гуманистическая направленность личности учителя/воспитателя. Особенности деятельности. Педагогическая профессия и специальность. Специализация и квалификация. Функциональные и должностные обязанности учителя начальных классов / воспитателя. Учитель / воспитатель как организатор целостного педагогического процесса. Общая и профессиональная культура педагога. Профессионализм педагога как адекватная решению основных педагогических задач деятельность.

1.1.6. Педагогическая деятельность как система

Понятие о педагогической системе. Общая характеристика системы образования и образовательной системы. Сущность педагогического процесса, его системные признаки. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Понятие о педагогической задаче как единице педагогического процесса. Понятие о педагогической ситуации, ее видах. Движущие силы педагогического процесса. Понятие педагогического взаимодействия. Понятие о субъекте и объекте педагогического управленич. Субъект-субъектные, субъект-объектные отношения в педагогическом процессе. Педагогическое воздействие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...