Итоги эксперимента по раздельному образованию в МОУ «Рыбницкая русская средняя общеобразовательная школа №11»
Эксперимент по введению раздельного обучения в средней школе №11г. Рыбница начался в 2003-2004 учебном году. В параллели 5-х классов были созданы два гомогенных класса (класс мальчиков, класс девочек) и контрольный смешанный класс, где обучались и мальчики, и девочки. Целью эксперимента было создание в классах благоприятного психологического климата, способствующего гармоничному развитию личности школьника. Также планировалось повысить результативность обучения, учитывая особенности развития и протекания у мальчиков и девочек различных психических процессов и функций. Польза от введения раздельного обучения, зависит от возраста учеников. Раздельное обучение было введено с пятого класса, исходя из предположения, что это поможет учащимся преодолеть трудности в общении, которые возникают у мальчиков и девочек с началом подросткового возраста; будет способствовать созданию более благоприятного психологического климата в классном коллективе, что, в свою очередь, положительно отразится на уровне знаний и успеваемости учащихся. Эксперимент продолжался с 2003-2004 учебного года и завершился в 2007-2008 учебном году. На протяжении всех пяти лет в гомогенных классах и контрольном смешанном классе регулярно проводились психологическая диагностика, позволяющая отслеживать протекание психических процессов и развитие личности учащихся, а также срезы знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся по предметам. Анализируя результаты, полученные в течение пяти лет эксперимента, были сделаны следующие выводы о психологических особенностях обучения классов с раздельным обучением мальчиков и девочек: 1. Был выявлен ряд положительных моментов обучения учащихся в гомогенных классах, наблюдавшихся на протяжении всех лет эксперимента:
· В обоих гомогенных классах уровень самооценки был выше, чем в смешанном классе. · Выше был уровень мотива достижения успеха, то есть, обучаясь в гомогенном классе, ребенок больше верит в свои силы, не опасаясь насмешки со стороны. Вероятно, снижается страх негативной оценки со стороны противоположного пола. · Отдельно необходимо отметить положительный эффект, наблюдавшийся в классе мальчиков. Подобное обучение дало им возможность раскрыться и попробовать себя в тех ролях, которые традиционно в школе отданы девочкам. Мальчики показали, что могут быть ответственными, аккуратными и подчиняться дисциплине. Ведь в смешанных классах не всегда наблюдается пропорциональное соотношение мальчиков и девочек. Нередко мы наблюдаем классы, где 20 девочек и 5 мальчиков. В этом случае мальчики всегда оказываются "на вторых ролях" и совершенно не принимают активного участия в жизни класса. Подобный негативный эффект можно наблюдать и в классах, где мальчиков значительно больше, чем девочек · Раздельное по полу обучение позволяет учитывать неравномерность развития мальчиков и девочек. 2. В течение первых трех лет обучения мы наблюдали выраженное снижение тревожности в гомогенных классах. Для изучения уровня тревожности мы использовали опросник Филлипса, который позволяет выделить восемь тревожных синдромов, связанных с различными школьными ситуациями. Результаты диагностики представлены в Гистограммах 1-3. Гистограмма 1 Гистограмма 2 Гистограмма 3
Как видно из гистограмм по сравнению со смешанным контрольным классом в гомогенных классах ниже следующие виды тревожности: общая тревожность, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний. К восьмому классу средний показатель тревожности между гомогенными классами и смешанным классом практически выровнялся. 3. Обучение в гомогенных классах существенным образом влияет на уровень агрессии учащихся. Для изучения агрессии использовался опросник Басса-Дарки. Данные диагностических срезов покали, что наиболее выражена разница между результатами уровня агрессии класса девочек и девочек из контрольного класса. Результаты представлены в Таблице 1
Как видно из представленной таблицы, индекс враждебности в классе девочек составляет 10,5 и 14,5 в смешанном классе. Индекс агрессивности 18,5 и 21 соответственно. Разница между результатами мальчиков из гомогенного и смешанного классов была не столь выраженной. Но считаем необходимым отметить следующую важную особенность: в классе мальчиков вербальная агрессия преобладала над физической. То есть мы наблюдали снижение физической агрессии, которая традиционно считается выше у мальчиков, чем у девочек. Мы сделали вывод, что мальчики, находясь в однополой среде, легче "договариваются" при разрешении возникающих конфликтов, не возникает необходимости "демонстрации" перед девочками своей физической силы, что в итоге привело к снижению физической агрессии. 4. Также отметим результаты, полученные при изучении мотивации достижения успеха. Для диагностики применялась модификация теста-опросника А.Мехрабиана, предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. Мы изучали два обобщенных устойчивых мотива личности: мотив стремления к успеху и мотив избегания неудачи. Более ярко вера в свои силы и стремление достичь успеха проявлялось у мальчиков из экспериментального класса. В среднем за 4 года эксперимента в классе мальчиков уровень мотивации достижения успеха был на 17% выше, чем у мальчиков из контрольного класса. Мотив избегания неудачи в классе мальчиков на 10% ниже, чем в контрольном классе. Эти данные позволили нам сделать вывод, что мальчики, обучающиеся в экспериментальном классе, больше нацелены на успех и больше верят в свои силы. Говоря простым языком, мальчики из гомогенного класса считают, что главное «добиться успеха», мальчики из контрольного – «не допустить ошибку». Разница между результатами девочек из гомогенного и смешанного класса оказалась незначительной.
5. Крайне важно отметить тот факт, что выраженный положительный эффект мы наблюдали на протяжении первых четырех лет эксперимента, с 5-го по 8-й класс. На пятый год эксперимента, в девятом классе, показатели экспериментального и контрольного классов по многим диагностическим срезам существенно не отличались. Выровнялись показатели тревожности и уровня агрессии. Уровень самооценки также стал нестабильным. Многие учителя отмечали падение уровня дисциплины в гомогенных классах и обострение отношений внутри коллектива. Появилась фиксированность на сексуальных темах, и навязчивый интерес к представителям противоположного пола. Считаем необходимым учесть данный факт при проведении подобных экспериментов и в связи с этим, возможно, изменить возраст учащихся в эксперименте. Рекомендуем начинать эксперимент еще в начальной школе и завершать его в 8-м классе, когда все учащиеся пройдут пик подросткового кризиса. 6. В ходе эксперимента в соответствии с задачей максимально возможного учета в обучении психофизиологических особенностей мальчиков и девочек нами были выработаны и апробированы специфические приемы и методы работы на уроках в классах с раздельным обучением. В классах мальчиков учебный материал желательно давать в высоком темпе, сочетая с широким спектром разнообразной нестандартно поданной информации. Необходимо разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с большим количеством логических заданий и минимальным повторением пройденного материала. Работа на уроке должна строится в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений.
Формулирование правил, выявление закономерностей и осмысление теоретического материала должно проходить после практической работы, т.е. через опыт. В работе с мальчиками целесообразной является дозированная эмоциональность в подаче учебного материала, “включение” положительной эмоциональной окраски материала после его логического осмысления. Кроме того, рекомендуем использовать групповые формы работы с обязательной сменой лидера. Оценка полученных результатов может быть положительной или отрицательной, но обязательно конкретной и конструктивной. Стимулом к развитию для мальчиков служит конкретная оценка значимой для них деятельности. Положительная эмоциональная окрашенность подачи нового материала в классах мальчиков должна быть в следующей последовательности: от эмоционального восприятия материала к его логическому осмыслению. В классах девочек необходимо использовать размеренный темп урока и предъявления нового материала с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения. При этом объем и разнообразие нового материала необходимо дозировать, используя и типовые задания, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями. Активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием правил с последующим обучением применению их на практике также оказалось высокопродуктивным. Основной вывод, который мы хотим сделать по итогам пятилетнего эксперимента, организованного в нашей школе: при условии правильной организации учебного процесса и верного выбора возраста учащихся, раздельное обучение дает хорошие результаты по адаптации учащихся, способствует формированию положительной и адекватной самооценки. Этот вид обучения позволяет создать в детском коллективе атмосферу эмоционального и психологического комфорта, снизить уровень тревожности детей, дает установку на достижение успеха, позволяет эффективно решить проблему перехода к обучению среднем звене школе. Таблица. Основные принципы работы в классах с раздельным обучением.
Автор: Ольга Пурахина, психолог МОУ "Рыбницкая русская средняя общеобразовательная школа №11"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|