Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль учебников «Русский язык» в познавательной деятельности первоклассников




 

Обучение родному языку рассматривается как один из основосоставляющих компонентов языкового образования в единстве с развитием речи, совершенствованием учебно-познавательной деятельности, формированием личностных качеств школьника. Языковое образование - категория более емкая по своей структуре, содержанию и функциям, чем обучение родному языку.[14, с. 31] В последние годы данный подход становится все более выраженным в школьной практике.

Есть все основания признать, что современное начальное языковое образование развивается как интегрированное (т.е. объединяющее в одно целое несколько составляющих), а поэтому становится все более развивающим.

Первый принцип. Интегрированное (комплексное, взаимосвязанное) обучение русскому (родному) языку на речевой основе, развитие речи и личностное развитие школьника как языковой личности.

Данный принцип о качестве основополагающего в языковом образовании осуществляется во взаимосвязи со всеми остальными. Интегрированный материал и развивающие задания, представленные в учебниках «Русский язык», создают условия, побуждающие учащихся в определенной взаимосвязи с учебником использовать справочник «Русский язык в начальной школе», рабочие «Тетради для упражнений по русскому языку и речи», свой личный опыт. «Книги для чтения», познавательные дополнительные источники. Именно интегрированное обучение родному языку обеспечивает первоклассникам усвоение в единстве лингвистических и речеведческих знаний, развитие интереса к литературным источникам как средству культурного, нравственного и эстетического развития.

Чтобы обучение родному языку оказалось развивающим, как убеждает практика, к учебникам русского языка предъявлены определенные требования:

материал учебников представляет интерес для школьника;

доступность и четкость формулировки теоретических сведений;

простота, выразительность речевых подтверждений изучаемых правил;

художественная выразительность текстов, представленных в упражнениях;

занимательность их сюжета.

Назначения текстов в учебниках «Русский язык» разнообразны, т.е. они выполняют вполне определенную роль, они полифункциональны. Тексты создают возможность обучать языку на речевой основе.

Учащиеся знакомятся с интересующими их явлениями окружающей действительности, с историческими событиями, с изменениями природы. И в процессе познания интересных фактов, представленных в текстах учебников «Русский язык» и в «Тетрадях для упражнений по русскому языку и речи», учащиеся осознают лингвистические основы родного языка. Точнее: усвоение особенностей языка и окружающей действительности, некоторых свойств человека, истории родной страны происходит как бы в их взаимодействие. В этом и состоит соответствие лингвистических факторов и характера выбранных особенностей окружающего мира и роль человека в нем. Имеется в виду, например, содержание текстов, вид заданий, лингвистические выводы, которые в конечном итоге представляют собой элементы теории языка.

Второй принцип. Коммуникативно-деятельностный принцип обучения русскому языку. Сущность данного принципа проявляется в том, что сам процесс учебно-познавательной деятельности представляет собой, прежде всего, коммуникацию (иначе говоря - общение учителя и учащихся, учащихся между собой, школьника с учебником или со справочником).

Теоретические сведения и правила воспринимаются школьниками не как материал для запоминания, а как руководство в деятельности, поскольку деятельность создается системой вопросов, представленных в темах учебника.

Для того чтобы познавательная деятельность учащихся содействовала их речевому развитию, учебники содержат вопросы разной целевой направленности и структуры. В каждой теме учебников вопросы представлены в определенной последовательности, обусловленной сущностью изучаемой темы. Многие вопросы носят характер учебной задачи, поскольку для ответа на вопрос необходимо пронести анализ, сравнение, обобщение. Постановка вопроса, равного учебной задаче, выступает, таким образом, для учащихся как начало совместной (или самостоятельной) поисковой деятельности.

Теоретические сведения представлены в учебниках в виде ответов на вопросы. Данный прием создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности и систематизации знаний.

Вопросы в учебнике обозначены значком и напечатаны жирным шрифтом в определенной последовательности и взаимосвязи. Использование в учебниках совокупности вопросов в пределах темы и в пределах более крупных объединений, как убеждает практика, представляет собой одно из наиболее эффективных проявлений развивающих возможностей авторских учебников.

В учебниках вопросы или задания, стимулирующие познавательную деятельность, располагаются в начале темы, в ее заключительной части, в начале или конце раздела.

Это зависит от их назначения, целевой установки, которую решает автор, включая в учебник познавательный матери ал (сведения, правила, таблицы).

Если вопрос предназначен для того, чтобы создать благоприятные условия для самостоятельного усвоения учащимися нового понятия, то он, естественно, стоит в начале темы и направляет внимание на существенные признаки этого понятия, его функцию в речи.

Вопросы в конце темы чаще всего предназначены для сопоставления изучаемого явления с другим, в каком-либо соотношении с ним сходным или противоположным, а также для обобщения в целом знаний в структуре темы. Вопросы носят развивающий характер и требуют как аналитических, так и синтетических умений.

Коммуникативная направленность обучения языку выступает в качестве основополагающего условия при определении содержания учебников «Русский язык», а также системы заданий и в целом всего методического аппарата учебных книг.

Язык осознается школьниками как важнейшее средство речевого общения (устного и письменного). Только при данном условии обучение языку окажется развивающим.

Безусловно, каждый из принципов нуждается в специальном углубленном рассмотрении. Это находит претворение в настоящее время в последних изданиях авторских учебников «Русский язык» (I-IV классы), рекомендованных Министерством образования и науки РФ, в рабочих «Тетрадях для упражнений по русскому языку и речи», в справочнике «Русский язык в начальной школе» («Справочник к учебникам Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для I-IV классов»), в книгах для учителей начальной школы и в методических пособиях для студентов.

На уроках русского языка в первом классе значительное место отводится текстам упражнений. В них ярко проявляется функциональная роль изучаемой языковой категории, точнее понимается ее своеобразие и назначение. Текст - это образец правильной, красивой речи. Текстовые упражнения находят широкое применение в методике обучения средствами субъективизации.

Под субъективизацией понимается качественно новый уровень вовлеченности школьника в планирование и осуществление учебного процесса. [3, с. 18] В практическом плане это означает, что ученику передается часть функций учителя. Учащийся с той или иной долей самостоятельности на основе специально разработанных упражнений определяет тему урока, его дидактическую цель, принимает активное участие в изучении нового учебного материала: формирует определение новой языковой категории, орфографического или пунктуационного правила; предопределяет и озвучивает тему минутки чистописания, словарно-орфографической работы, составляет задания к выполняемым на уроке упражнениям.

Деятельность школьника с первых дней обучения становится предельно осознанной, актинией, очень увлекательной, направленной на развитие важнейших качеств его интеллекта. В соответствии с принципами данной методики во время работы с текстовыми упражнениями требуется соблюдение ряда условий.

Во-первых, тексты должны иметь воспитывающее - познавательный характер. Это позволяет воздействовать на нравственно-этические качества учащихся, совершенствовать их знания об окружающем мире, поддерживать интерес к русскому языку.

Во-вторых, текст обычно предъявляется детям в незавершенном виде, без сформулированного к нему задания. Школьники на основе проведенного анализа предложенного учителем исходного материала (деформированного текста, незаконченного текста, текста с пропущенными в нем частями, предложениями или словами и т. д.) и дополнительной записи (таблицы, схемы, формулы, справки, специальных условных обозначений и т. д.) самостоятельно формулируют задание и восстанавливают или составляют текст.

В-третьих, работа с текстом завершается выполнением школьниками дополнительных заданий поискового характера из разных разделов русского языка, составленных на материале написанного текста в нетрадиционной форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что групповая работа на уроках и диалогизация образовательного процесса успешно содействуют активизации познавательной деятельности учащихся. При этом огромнейшую роль играют грамотно составленные учебники «Русский язык», вкупе с современными методическими разработками.

речевой язык творческий русский

 


ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...