Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа студентов




(рефераты, тестовые задания,

варианты контрольной работы)

Методические указания

К выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа является одной из форм учебной работы студентов. Написание контрольной работы или реферата:

– приобщает студентов к самостоятельной работе с литературой;

– приучает находить, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал, относящийся к заданному вопросу;

– выполняя упражнения, студенты учатся связывать теорию с практикой.

Самостоятельная работа должна быть написана разборчиво, без сокращений, страницы нумеруются. В конце работы прилагается список использованной литературы. Вариант определяется по последней цифре номера зачетной книжки. Самостоятельная работа может находиться на рецензировании в течение 10 дней. В письменной рецензии преподавателя дается общая оценка, указываются достоинства и недостатки работы. Если работа не засчитывается, то с учетом этих замечаний она должна быть переработана.

Тематика самостоятельной работы

 

1. Судьбы слов (рассмотреть современное значение, происхождение и семантические трансформации нескольких тематических групп слов (по словарям, справочникам).

2. Судьбы фразеологизмов (современное значение, происхождение).

3. Сопоставить русский речевой этикет с башкирским/татарским ре­чевым этикетом.

4. Подготовить обзор журнальных статей последних лет по вопросам культуры речи.

5. Подготовить служебную документацию (на выбор).

6. Выписать тексты разных стилей, выявить их стилеобразующие черты.

7. Охарактеризовать тексты разных жанров одного стиля.

8. Подготовить (информационную, развлекательную, воодушевляющую, убеждающую) речь.

9. Подготовьте письменный отзыв о публичном выступлении однокурсника.

10. Проанализировать речь известного современного оратора.

 

Темы рефератов

1. Зачем нужна риторика?

2. Великие ораторы Древней Греции и Рима.

3. Риторические традиции Древней Руси.

4. М.В.Ломоносов – отец русский классической риторики.

5. Русский язык советского периода.

6. Русский язык конца XX века.

7. Современная экономическая терминология.

8. Разновидности речи.

9. Общение и культура речи.

10. Культура ораторской речи.

  1. Культура дискуссионно-полемической речи.

12. Функциональные типы речи.

13. Средства массовой информации и культура речи.

14. Культура деловой речи.

15. Культура научной и профессиональной речи.

16. Особенности разговорной речи.

17. Этика речевого общения и этикетные формулы речи.

18. Невербальные компонентные коммуникации.

19. Нормы современного русского языка.

20. Нормы орфоэпии. Основные сложности и типичные ошибки, связанные с нарушением орфоэпических норм.

21. Нормы словоупотребления.

22. Морфологические нормы современного русского языка.

  1. Синтаксические нормы.

24. Культура ведения деловых переговоров.

25. Культура составления деловых документов.

26. Средства речевой выразительности.

27. Генетическое родство языков. Русский язык к семье индоевропейских языков.

  1. Искусственные языки.
  2. Язык художественной литературы.
  3. Теории происхождения языка.
  4. «Пестрить русскую речь иностранными словами» (В.Г. Белинский): вред или благо?

32. Атомы и молекулы слова (компоненты значения и морфемы).

33. Активные процессы современного словопроизводства.

34. Как создаются окказиональные слова.

35. Слова-сорняки.
Эвфемизмы в современной русской речи.

36. Речь мужчин и женщин.

37. Жаргон как средство общения (молодежный, профессиональный, во­ровской и др. навыбор ).

38. Русский речевой пикет в сопоставлении с башкирским/татарским ре­чевым этикетом.

39. Речевой этикет в деловом общении.

40. Проблема обращения в русском речевом этикете.

41. Этикет письма.

42. Искусство спора.

Контрольно-измерительные материалы

Тестовые задания

Тест № 1

1 вариант

1. Паронимы – это слова…

а) тождественные или близкие по значению;

б) которые пишутся одинаково, но имеют разные значения; в) противоположные по своему лексическому значению;

г) сходные по звучанию, но не совпадающие по значению и написа­нию.

2. Синонимы – это слова…

а) тождественные или близкиепо значению;

б) которые пишутся одинаково, но имеют разные значения;

в) противоположные по своему лексическому значению;

г) сходные по звучанию, но не совпадающие по значению и написа­нию.

3. Определите ряд, в котором стоит слово с неправильным
ударением. Укажите ряд и это слово.

а) ерети'к, кварта'л, опто'вый, премировать;

б) щаве'ль, каучу'к, де'бет, свёкла, танцо'вщица;

в) украи'нский, катало'г, звони'т, нормщюва'тъ, ободри'тъ; г) диспа'нсер, некроло'г, обеспечение, газопрово'д, балова'ть;

д) цеме'нт, то'рты, жалюзи', углуби'ть, докуме'нт.

4. Найдите предложение с ошибкой на согласование и ис­правьте ее.

а) красивое бра; б) богатая леди; в) маленькое шимпанзе; г) мягкая шампунь; д) солнечное Баку; е) российское МИД; ж) горя­чий кофе.

5. Раскройте скобки, употребляя числительные и сущест­вительные в нужной форме.

а) Библиотека ежемесячно пополняется (256 книг); б) Наша фирма выслала пригласительные открытки (654 чело­века); в) Встреча с (345 учеников) прошла спокойно; г) Вес некото­рых грибов достигает (полтора килограмма); д) Рассказы о (1945-и год) слушали с особым интересом; е) Новая школа должна быть открыта к (1-е января).

6. Отметьте слов(а), с которыми сочетается числительное
пятеро.

а) школьниц; б) товарищей; в) человек.

7. Найдите предложение(я) с ошибкой и определите тип ошибки (1- смешение паронимов, 2 - лексическая недостаточность, 3 - плеоназм, 4 - тавтология, 5 - нарушение лексической сочетаемости).

а) С 2001 года вступили новые правила налогообложения;

б) В пищу животным стали добавлять минеральные добавки;

в) Эта статья до глубины души меня удивила;

г) В моей жизни это было самое памятливое событие;

д) Писателя интересуют взаимоотно­шения участников движения друг с другом;

е) Иногда в нашей сту­дии происходят забавные курьезы.

8.Найдите предложение(я), где нужно поставить тире.

а) Жалование, паек и случайные посылки все делилось поровну;

б) Все путь ему болото, бор, кусты, утесы и овраги;

в) И по горам, и по долам все спит;

г) Судьбы сидящих здесь людей были очень похожи все они так или иначе покинули Россию;

д) Не снег кружится в чистом поле пух одуванчиков ле­тит; е) нет ответа.

9.Отметьте слова, которые произносятся в соответствии с нормами современного русского языка.

а) яи[шн]ица; б) уни[чт]ожить; в) скворе[шн]ик; г) коне[чн]о; д) Мле[чн]ый Путь.

10. Указать группу существительных среднего рода.

а) пюре, кафе; б) бигуди, Дели; в) колибри, резюме; г)конферансье, кофе; д) кенгуру, АЭС, МГУ.

2 вариант

1.Антонимы – это слова…

а) тождественные или близкие по значению;

б) которые пишутся одинаково, но имеют разные значения; в) противоположные по своему лексическому значению;

г) сходные по звучанию, но не совпадающие по значению и написа­нию.

2. Омонимы – это слова…

а) тождественные или близкие по значению;

б) которые пишутся одинаково, но имеют разные значения; в) противоположные по своему лексическому значению;

г) сходные по звучанию, но не совпадающие по значению и написа­нию.

3.Найдите вариативные нормы постановки ударения.

а) тво'рог, б) а'вгуспювский, в) сосредоточение, г) доку­е'нт, д) ха'ос.

4. Определите ряд, в котором стоит слово с неправильным
ударением. Укажите ряд и это слово.

а) украи'нский, катало'г, звони'т, нормщюва'тъ, ободри'тъ; б) диспа'нсер, некроло'г, обеспечение, газопрово'д, балова'ть; в) цеме'нт, то'рты, жалюзи', углуби'ть, докуме'нт.

5.Согласный перед буквой -е- произносится твердо в слове: а) патент, б) пресса, в) пресс, г) компьютер, д) дефицит.

6. Найдите предложение(я) с ошибкой и определите тип ошибки (1- смешение паронимов, 2 - лексическая недостаточность, 3 - плеоназм, 4 - тавтология, 5 - нарушение лексической сочетаемости).

а) С 2001 года вступили новые правила налогообложения;

б) В пищу животным стали добавлять минеральные добавки;

в) Эта статья до глубины души меня удивила;

г) В моей жизни это было самое памятливое событие;

д) Писателя интересуют взаимоотно­шения участников движения друг с другом;

е) Иногда в нашей сту­дии происходят забавные курьезы.

7.Найдите предложение(я) с ошибкой.

а) Их поддерживала вера в успехе;

б) Он часто теряет ве­щи благодаря своей рассеянности;

в) Наблюдая за прыжком спорт­смена, у вас может возникнуть вопрос о его системе тренировок;

г) Чиновник не удостоил журналиста ответом;

д) Женщина-оператор быстро соединил меня с абонентом.

8.Отметьте слова, с которыми сочетается числительное пять.
а)... подруг; б)... ребят; в)... саней; г)... трудяг; д)...корзин; е)
... суток; ж)... женщин.

9. Найдите предложение(я), в которых не нужны дополни­тельные знаки препинания.

а) Они слушали затаив дыхание;

б) Я говорил правду мне не верили;

в) Понравиться похвали, нет выругай;

г) Родители очень обрадовались получив письмо от сына;

д) Около стола стояла при­вязанная за ногу курочка;

10. Найдите предложение(я), где нужно поставить двоеточие.

а) Не снег кружится в чистом поле пух одуванчиков ле­тит; б) Все путь ему болото, бор, кусты, утесы и овраги; в) И по горам, и по долам все спит; г) Судьбы сидящих здесь людей были очень похожи все они так или иначе покинули Россию; д) Жалование, паек и случайные посылки все делилось поровну; е) нет ответа.

Тест № 2

1 вариант

Орфография

1. Буквы З или С. Отметьте слова, в которых пишется З.

а) радиосвя_ь д) бе_полезный

б) нотариу_ е) и_править

в) у_коплечий ж) _горяча

г) отвер_тие з) овощере_ка

б) стоматоло_ г) приво_зальный

 

2. Буквы СК или К. Отметьте слова, в которых пишется СК.

а) горняц_ий в) черкес_ий

б) скольз_ий г) монархист_ий

 

3. Буквы Е или А (Я). Отметьте слова, в которых пишется Е.

а) см_тение чувств в) бедн_ки

б) ветр_ный юноша г) заслуж_нный

 

4. Буквы А или О. Отметьте слова, в которых пишется А.

а) к_нтиннент д) упал замертв_

б) по тонк_му льду е) ост_влять

в) выр_сший ж) обг_рать

г) сорок_летие з) к_саться

 

5. Буквы О или Ё. Отметьте слова, в которых пишется О.

а) закопч_нный д) пеш_чком

б) дириж_рский е) боржж) ож_г руку

г) под плащ_м з) перц_вый

 

6. Одна согласная или удвоенная согласная. Отметьте слова, в которых пишется удвоенная согласная.

а) мирово(з, зз)рение д) нефтя(н, нн)ик

б) сушё(н, нн)ые грибы е) гу(м, мм)анизм

в) замаскирова(н, нн)ый ж) говорить взволнова(н, нн)о

г) румя(н, нн)ый з) тка(н, нн)ая шёлком салфетка

 

7. Буквы Ь, Ъ или отсутствие буквы. Отметьте слова, в которых пишется мягкий знак.

а) навзнич_ д) с_ёмка

б) выигрыш_ е) шест_сот

в) фальш_ ж) рисуеш_

г) кар_ера з) приходит_ся платить

 

8. Слитное, раздельное или дефисное написание слов. Отметьте слова, которые пишутся раздельно.

а) (по)ребячьи д) (пол)дня

б) (в)следствие ремонта е) не(из)чего

в) то(же) самое ж) (не)прочитав

9. Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно.

1. Самые яркие сны бывают как известно у детей.

2. Хорошо трудиться – хлеб уродится.

3. Злой язык что стрела.

4. И овраг, и лес, и поле, всё было укрыто глубоким снегом.

5. Ветер бросал жёлтые листья в костёр раздувая пламя.

6. Появившийся в дверях полицейский молча смотрел на меня.

7. Географию он знает как свои пять пальцев.

10. Отметьте слова, в которых ударение расставлено верно.

1) зв о нит, 2) л о ктя 3) н а чата, 4) о кон, 5).опт о вый, 6) откуп о рить, 7) сл и вовый, 8) б о чковое, 9) лг а ла, 10) нен а долго, 11) разбалов а ть 12) облегч и ть, 13) кух о нный, 14) щ а вель, 15).отр о чество, 16) жалюз и, 17) на кр у ги сво я, 18) средств а, 19) у мно, 20) в о зрастов, 21). вр у чим, 22) диспанс е р, 23) зав и дно, 24) красив е е, 25) вы прав ы.

11. Отметьте предложения с нарушением речевых норм.

1. Мы хотим предостеречь вас от возможных ошибок.

2. Поработав на стройке, у него пропал интерес к своей профессии.

3. В обоих комнатах погас свет.

4. Экипаж крейсера состоял из пятьсот пятидесяти матросов и двадцати офицеров.

5. Подъедь к институту часа в четыре.

12. Выберите подходящее синонимичное выражение к иноязычным словам:

1. Узурпировать

а) добровольно отречься от власти, сложение прав и полномочий

б) произвести незаконный захват власти, присвоение прав и полномочий

в) жениться по расчету

г) вступить в фиктивный брак

2. Перлюстрация

а) приведение примеров для наглядного и убедительного объяснения

б) декоративное освещение зданий и улиц по случаю какого-либо праздника

в) просмотр государственными органами почтовой корреспонденции с целью цензуры или надзора

г) проверка и исправление какого-либо текста, рукописи

3. Дайджест

а) обзор печати

б) комментарий к спортивным соревнованиям

в) рецензия на научную статью

г) сборник народных песен

13. Замените высказывание одним словом.

1.Патриархально-суровый и косный семейный быт.

2. То, что является средоточием испытаний, переживаний.

3. Благосклонно, но свысока обратить внимание на кого- или что-нибудь, проявить участие к кому- или чему-нибудь.

а) снизойти; б) натурализация; в) домострой; г) сноб; д) горнило

2 вариант

 

1. Буквы Д или Т. Отметьте слова, в которых пишется Д.

а) бутербро_ д) ре_костный

б) мене_жер е) рен_геновский

в) почтам_ ж) о_бавить

г) опеча_ка з) по_кованный

 

2. Буквы Г или К. Отметьте слова, в которых пишется Г.

а) стеклобло_ б) катало_

3. Буквы И или Е. Отметьте слова, в которых пишется И.

а) пр_рекания д) шалаш_к

б) бл_стели е) колыш_тся ветка

в) н_чуть ж) обидч_вый

г) в_негрет з) шли в молчань_

 

4. Буквы У (Ю) или А (Я). Отметьте слова, в которых пишется У (Ю).

а) тащ_т в гору в) ка_щийся

б) стрекоч_щий г) ве_т на ветру

 

5. Буквы Ы или И. Отметьте слова, в которых пишется Ы.

а) ц_линдр д) ш_мпанзе

б) на ц_почки е) ящериц_н хвост

в) навигац_я ж) под_скать

г) птенц_ з) узколиц_й

 

6. Наличие буквы или отсутствие буквы. Отметьте слова, в которых буква пишется.

а) безучас_ный в) следу_щий

б) уча_ствующий г) предше_ственник

 

7. Отметьте предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно.

1. Надо спешить: вода прибывает и прибывает.

2. Отворилась дверь и вошёл хозяин со свечой.

3. Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо.

4. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

5. «Володя приехал!»: крикнул кто-то.

6. Коричневый жук, и пёстрая бабочка привлекли внимание щенка.

7. Чирикают воробьи поют синички.

8. Рэя, как многих американцев, не оторвёшь от машины.

8. Отметьте слова, которые произносятся в соответствии с нормами современного русского языка.

 

1) кое-[чт]о; 2) уни[чт]ожить; 3) скворе[шн]ик; 4) коне[чн]о; 5) Мле[чн]ый Путь; 6) яи[шн]ица; 7) сове[стл]ивый; 8) зави[сл]ивый; 9) коры[сл]вый; 10) хва[стл]ивый; 11) ко[сл]явый; 12) по[стл]ать; 13) д[а]сье; 14) б[о]монд; 15) р[а]яль; 16) маэстр[а]; 17) ш[а]ссе; 18) бан[дэ]роль; 19) ш[т’э]мпель; 20) [к’э]пи.

 

9. Слитное, раздельное или дефисное написание слов. Отметьте слова, которые пишутся раздельно.

а) (по)ребячьи д) (пол)дня

б) (в)следствие ремонта е) не(из)чего

в) то(же) самое ж) (не)прочитав

 

9. Отметьте предложения с нарушением речевых норм.

1. Опубликовано шесть новых романов.

2. Девочка надела шубу и выбежала на улицу.

3.Согласно рецепту лекарство следует принимать три раза в день.

4.Ребёнок постоянно ей лгёт.

5. Всем была известна его компетентность об этом вопросе.

10. Выберите подходящее синонимичное выражение к фразеологизмам:

1. Секрет полишинеля

а) секрет приготовления пиццы

б) женские секреты

в) всем известный секрет, мнимая тайна

г) тайна государственной важности

2. Ничтоже сумняшеся

а) ничуть не сомневаться и не колебаться

б) крепкий задним умом

в) чрезмерно сомневаться и колебаться

г) действовать с умом

3. Альфа и омега

а) название редких морских рыб

б) символы, используемые в высшей математике

в) известные героини из греческой мифологии

г) основа всего, самое значительное

11. Замените высказывание одним словом.

1. Человек, считающий себя носителем высшей интеллектуальности и изысканных вкусов.

2. Приобретение иностранцем прав гражданства (подданства) данного государства.

а) снизойти; б) натурализация; в) домострой; г) сноб; д) горнило

12. Замените иноязычные слова соответствующими русскими эквивалентами.

1. Доминировать а) родословный

2. Генеалогический б) уйти (отступить)

3. Нонсенс в) усваивать (уподоблять)

4. Ассимилировать г) господствовать (преобладать)

5. Ретироваться д) бессмыслица (нелепость)

Контрольные задания

 

Вариант 1

 

Задание 1. Используя орфоэпический словарь, поставьте ударения в следующих словах. Отметьте вариативные нормы.

Кремень, творог, договор, квартал, щавель, досуг, туфля, страховщик, роженица, петля, одновременно, квартал, партер, приня­ла, шарфы, банты, тортов, красивее, завидно, областей, названа, нача­та, созданы, избалованный, свекла, щавель, звонит.

Задание 2. В приведенных ниже словах помимо нормативного ударения возможны варианты: а) устаревший; б) социально-профессиональный; в) просторечный, диалектный или народнопо­этический. Назовите эти варианты.

Библиотека, кладбище, толпами, избранный, револьвер, му­зыка, нужда, принцип, добыча, даришь, компас, осужденный, кок­люш, искра, баржа, инсульт, девица, иначе, случай, шелковый, мага­зин, столяр, портфель, километр.

Задание 3. Установите, где выделенные слова употреблены в переносных значениях. Определите тип переноса.

Жить в новом доме, быть знакомыми домами; раскаты грома, гром аплодисментов; дубовая доска, шахматная доска; гор­ный хрусталь в серванте; умственная работа, печатные работы ученого; хитрая лиса, очень теплая лиса.

Задание 4. Используя толковый словарь, определите значе­ние данных слов.

Букет, адекватный, вериги, апломб, дилогия, монография, меморандум, закоснелый, регресс, афоризм, аннотация.

Задание 5. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания, подобрав прилагательные в соответствующей ро­довой форме. Для справок используйте правила и данные словарей.

Трюмо, кофе, жалюзи, Сочи, шимпанзе, бра, пони, цеце, авеню, леди, шампунь, зайка, Миссисипи, хинди, пенальти, МИД, тюль, невежа, фойе, мелочишка, собачонка.

Задание 6. Определите род существительных. Объясните, как он определяется. С любыми пятью существительными составьте предложения, употребив слова с определениями.

Алиби, рагу, сопрано, бигуди, Дели, колибри, резюме, пюре, кофе, конферансье, купе, леди, кенгуру, меню, эссе, клише, салями, танго, конфетти, филе, ООО, МТС, РАН, АЭС, МГУ.

Задание 7. Докажите, что стилистическая дифференциация распространяется на все уровни языка. Приведите примеры стили­стической дифференциации звуковой системы, морфем, лексем, син­таксических единиц.

Задание 8. Подберите слова (по 4 примера), представляю­щие стилистические разновидности лексики нейтральную, книжную, официально-деловую, разговорную, просторечную. Для справок ис­пользуйте толковые словари современного русского языка.

Задание 9. Используйте соответствующий предлог.

Пошел... школу; пошел... завод, вернулся... школы, вер­нулся... завода, пошел... стадион, вернулся... стадиона, поехал... Крым, поехал... Кавказ, поехал... Украину, вернулся... Крыма, вер­нулся... Кавказа, вернулся... Украины; порошок... головной боли, гимнастика... укрепления здоровья, пилюли... малокровия, капли... повышения аппетита, лекарства... гриппа, мазь... ревматизма, средство... перхоти, снадобье..., зубной боли, таблетки... кашля, натирание... радикулита.

Задание 10. В рассказе Ф.Кривина «Правила охоты» заяц-отец так объясняет зайцу-сыну различие в значении предлогов: «Последний раз объясняю: если охотятся за нами, это значит, что нас хотят только поймать. А если на нас охотятся, это значит, нас хотят убить». Аналогичны ли, по-вашему, различия в употреблении предлогов в словосочетаниях броситься за курицей, броситься на курицу, поехать за картошкой, поехать на картошку!

Вариант 2

Задание 1. Покажите, как различаются значения приведен­ных ниже слов в зависимости от ударения, составив с ними соответ­ствующие словосочетания.

Атлас, глазки, рожки, выкупать, ирис, характерный, полки, хло­пок, мука, вычитать, парить, безобразный, кружки, трусить, языковая.

Задание 2. Отметьте те пары слов, в которых варианты ударения являются семантическими. Объясните значения этих слов.

Прикус – прикус, кирка – кирка, флейтовый – флейтовый, замковый – замковый, броня – броня, казаки – казаки, вязанка – вязанка, допитый – допитый, ведро – ведро.

Задание 3. Объясните значение слов: бескорыстие, справед­ливость, благоразумие, доброта, мудрость, щедрость. В случае необхо­димости воспользуйтесь толковым словарем русского языка. Придумайте фразы с этими словами, характеризующие конкретного человека и пояс­няющие данное качество в его характере или поведении.

Образец: бескорыстие — это готовность помогать другим, не получая ничего от них взамен.

Мы уважаем С. П. за его бескорыстие, так как он всегда готов помочь, ничего не требуя взамен.

Задание 4. Прочитайте. Выделите многозначные слова. Определите их лексическое значение. Установите, в прямом или пе­реносном значении они употреблены.

Он был маленький, сухой и все кашлял. «Вы даже в игре шляпа!» Братец вытащил из кулька голову сахара. Смуглые, золо­тым пухом покрытые щеки. Деревня, где скучал Евгений, была пре­лестный уголок. Это была и любимая, и бесконечно длинная песня. Что-то режет ему сердце острой, невыносимой болью.

Задание 5. Выпишите и исправьте ошибки, связанные с не­правильным определением рода существительных.

Серая мышь, серьезное жюри, новая тюль, красивая бра, зеленое такси, лечебная шампунь, старое пианино, вкусное какао, старинный рояль, болезненный мозоль.

Задание 6. Выделите существительные женского рода. От­метьте слова, род которых зависит от значения.

Бездарь, врач, депо, городище, занавес, медаль, топорище, невежа, меню, пожарище, псалтырь, горошина, купчина, речушка, соседушка, нянюшка, ректор, горюшко, землишка, французишка, секретарь, бородища, письмишко.

Задание 7. Укажите, какие вопросы соответствуют приве­денным глаголам.

1. Поражаться. 2. Разбирать. 3. Разбираться. 4. Беспоко­ить. 5. Беспокоиться. 6. Возмущать. 7. Возмущаться. 8. Удивлять­ся. 9. Касаться. 10. Прикасаться.

А) кому? чему? Б) кем? чем? В) кого? чего? Г) в кого? в чем? Д) о ком? о чем? Е) за кого? за что? Ж) на кого? на что? 3) к кому? к чему? И) кого? что? К) с кем? с чем?

Задание 8. Поставьте существительные в нужном падеже, добавив, если нужно, предлог.

Удивляться (способности)

Отчитаться (работа)

Примириться (недостатки)

Приветствовать (победители)

Поздравить (удача) Встретиться (герой)

Уклониться (ответ)

Убедиться (правота)

Восхищаться (живопись)

Вовлечь (работа)

Задание 9. Определите функционально-стилистическую принадлежность слов.

Аббревиатура, аварийщик, баламут, баллотироваться, безвременный, важничать, вакуум, варево, вездесущий, водоснабже­ние, вывод, горло, габарит, гавкать, глазастый, грустить, давниш­ний, дебаты, доказывать, егоза, единение, животворный, забияка, запечатлеться, злополучный, зубрить, иго, иерархия, ихняя, изоглос­са, исходящий, кавардак, контекст, катаклизм, модальность, минус, морда, орфоэпия, параллель, путаник, путешествовать, семасиоло­гия, самодур, самозабвенный, сверхсрочнослужащий.

Задание 10. В одной из басен И.А. Крылова выделите разго­ворную и просторечную лексику.

Вариант 3

Задание 1. Отметьте те пары слов, в которых варианты ударения являются стилистическими. Ирис – ирис, языковой – языковой, тефтелитефтели, индустрия – индустрия, пропасть – пропасть, шелковыйшелковый, процент – процент, компас – компас, искра – искра, клумбы – клумбы

Задание 2. Произнесите правильно слова, обращая внима­ние на мягкость или твердость согласных перед Е.

Музей, дефицит, террор, тема, фотомодель, бактерия, энергия, паштет, акварель, ателье, репрессии, декада, деформировать, барельеф, коттедж, декан, департамент, реле, либретто, деталь, гротеск, про­гресс, конкретный, компьютер, идентичный, кафе, теннис, тембр, эсте­тика, тенор, реклама, депрессия, стенд, регресс, компетентный, антенна, партер, пресса, версия, десант, шоссе, отель, модель, рекорд, кекс, сер­вант, престиж, тире, тенденция, секрет, пресс, бассейн, резерв, дебют, кашне, лотерея, майонез, академия, интеллект, патент, протест, рекви­ем, сейм, сессия, тезис, термометр, эффект, пресс-конференция, кодекс, темп, кредо, бизнес, интерьер, девиз.

Задание 3. Придумайте словосочетания или предложения, в которых слова мягкий, высокий, холодный, трещотка, улыбаться, город, сверкать, медведь, читать были бы употреблены в прямом и переносном значениях

Задание 4. С помощью толковых словарей современного русского языка подберите примеры омонимов-существительных, омонимов-прилагательных, омонимов-глаголов (по 5 примеров).

Задание 5. К данным существительным подберите соответ­ствующие существительные мужского или женского рода, обозна­чающие лиц мужского или женского пола, самок или самцов живот­ных. Отметьте те слова, которые не имеют родовых пар. Артист, балерина, братишка, внук, волк, генерал, девочка, девушка, доярка, директор, доктор наук, жена, женщина, заяц, кон­дуктор, львица, медведь, машинист, маникюрша, орел, тигр, ткач, солист, тракторист, учительница, художник.

Задание 6. Определите, чему соответствуют разные формы числа: разным значениям слова, омонимам или стилистическим разновидностям формы? Все ли варианты находятся в пределах литера­турного языка?

Учителя - учители, листы - листья, образы - образа, кон­дукторы - кондуктора, лагери - лагеря, ордены - ордена, поясы - поя­са, соболи - соболя, табели - табеля, мехи - меха, боровы - борова, сы­ны - сыновья, запчасти - запчастя, скорости - скорости, офицеры -офицера, инженеры - инженера, торты - торта, сети - сет.

Задание 7. Исправьте ошибки на управление.

1) Результаты опыта подтверждают о наших предположениях;

2) Школьники не посещали школу за счет сильных морозов;

3) Банкиры понимают о необходимости помочь развиваю­щимся предприятиям;

4) Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо;

5) Об этом не раз указывала «Независимая газета»;

6) Нужно заплатить за проезд;

7) Он часто теряет свои вещи благодаря своей рассеянности;

8) Беседа с заведующим финансового отдела прошла безре­зультатно;

9) Артист был удостоен высокой наградой.

Задание 8. Найдите и исправьте синтаксические ошибки.

1) Студенты, напишущие реферат на «отлично», получат
зачет автоматически;

2) Каждому пожелавшему бы выступить на конференции будет
предоставлено слово;

3) Написав письмо, я отправил его по почте;

4) Открывая дверь, она громко скрипнула;

5) Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд труд­ностей;

6) Пройдя несколько шагов, казаки свернули с дороги;

7) Лодка помчалась, бесшумно и легко вертясь среди судов;

8) Возвращаясь домой, мне стало грустно;

9) Ободренный, я вышел на сцену;

10) Выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

Задание 9. В одном из стихотворений А.С. Пушкина выде­лите традиционно-поэтическую лексику.

Задание 10. Замените данные книжные слова на нейтраль­ные (разговорные).

Аббревиатура, афера, вето, интеграция, контракт, конку­рент, конфиденциальный, легитимный, лимитировать, суицид, суб­марина, тинэйджер, электорат.

Вариант 4

Задание 1. Произнесите правильно данные иноязычные слова.

Эстет, дебют, экзема, декаданс, депо, шоссе, шинель, либ­ретто, лорнет, лотерея, форель, фонотека, майонез, мулине, фла­нель, фарватер, неологизм, отель, фанера, тире, патент, терракотовый, пионер, патефон, термин, полонез, рейд, терапевт, сейм, сессия, тенор, тенденция, реквием, тезис, тембр, темп.

Задание 2. Произнесите правильно слова, обращая внима­ние на ударение.

А) Демократия, дебитор, арест, безудержный, вероисповедание, деспотия, острота (остроумное выражение), острота (существительное с отвлеченным значением), аристократия, боязнь, доллар, упрощенный, гастрономия, договор, духовник, заговор, инвестировать, исчерпать, квар­тал, кухонный, наложенный (платеж), диспансер, мастерски, новорожден­ный, облегчить, оптовый, похороны, приданое, усугубить, доцент, испод­воль, процент, сантиметр, мизерный, созыв, таможня, община, толика, феерия, хаос, диагноз, библиотека, христианин, эксперт, эпиграф.

Б) Кредит, асимметрия, буржуазия, соболезнование, нефте­провод, августовский, блокировать, ветеринария, валовой, еретик, духо­венство, дебет, генезис, диалог, договоренность, заем, алкоголь, значи­мость, каталог, кладовая, вахтер, псевдоним, маркетинг, медикамент, мытарство, намерение, экскурс, украинский, уникум, нормировать, паск­виль, пиццерия, согнутый, подростковый, митинговый, ободрить, це­мент, ходатайствовать, премировать, принудить, феномен, тяжба, раджа, танцовщица, мельком, сосредоточение, сирота.

В) Алфавит, мышление, рудник, баловать, бомбардировать, бюрократия, алиби, кредитор, втридорога, деспот, донельзя, упрочение, добыча, жалюзи, закупорить, дебетовый, изобретение, каучук, клеить, маркировать, творог, планер, шофер, двоюродный, наискось, некролог, обеспечение, олигархия, исповедание, одновременность, документ, эпилог, поутру, приговор, приобретение, разминуться, менеджмент, снадобье, статуя, тирания, углубить, формировать, холеный, черпать.

Задание 3. Составьте с каждым из слов предложения, кото­рые доказывали бы их омонимию.

Кабачок, ласка, издать, гриф, блок, батарея, такса, лира, кран, гранат.

Задание 4. Сравните выделенные слова. Какие из них яв­ляются лексическими омонимами? Распределите слова по группам: лексические омонимы, омоформы, омофоны, омографы.

Посмотреть зло - причинить зло; оконное стекло - с зонта стекло; много белок - белок яйца; выпускной бал - высокий балл; побег из плена - побег растения; многоэтажные дома - сидеть дома; зимняя доро­га - ткань дорога; заросший пруд - прут ивы; болтать о пустяках - бол­тать ногами; заливной луг - репчатый лук; машиностроительный завод - завод у часов; мою руки - дай мою тетрадь; географический атлас - ат­лас для платья; расцвел ирис - вкусный ирис; глубокая пропасть - про­пасть в тумане; жать руку - жать пшеницу; красные щеки - красные девицы; материнская ласка – ласка убежала; походный марш — команда «Марш!»; роза красивее, чем пион — чемпион мира; полоскать рот – по­ласкать кота; поселок возле леса - крепкая леса; звериная пасть - пасть смертью храбрых; рос смелым - куст душистых роз.

Задание 5. Отметьте существительные, у которых в форме именительного падежа множественного числа наблюдается только окончание -и(-ы).

Бухгалтер, вензель, ветер, возраст, вымпел, директор, джемпер, доктор, диспетчер, лагерь, снайпер, сорт, счет, терем, ток, хлеб, шофер.

Задание 6. Укажите форму родительного падежа множест­венного числа существительных. Проверьте по словарю, соответ­ствует ли выбранная вами форма современной литературной норме.

Грамм, килограмм, помидор, апельсин, мандарин, бакла­жан, бурят, башкир, румын, гусар, улан, брызги, колено, побережье, сумерки, грабли, ясли, басня.

Задание 7. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастных оборотов и деепричастий. Исправьте эти ошибки.

Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет смысл. Оказавшись на побережье, мы собирали ракушки. Отдохнув, мысли лучше идут на ум. Расставив знаки препинания неправильно, предложение может терять смысл. Книги Марининой я могу чи­тать, открывая их на любой странице. Получив высокую оценку за сочинение, я был просто счастлив. Починив карандаш, он опять сломался. Войдя в трамвай, я села на свободное место. Путешест­вуя, я всегда веду дневник. Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии. Выполняя задание, студенты обращаются к справочной литературе.

Задание 8. Отметьте предложения, где допущены ошибки в согласовании.

Брат и сестра, удачно выступавшая на соревнованиях по лыжам, были награждены. За два последних месяца работа нашего участка заметно оживилась. В ходе проверки выявлены множество различных недостатков. Положение дел в фирме оставляют же­лать лучшего. Этим летом будут реализованы 54 льготных тури­стических путевки. Четыре рыболовские судна вышли в море. Зачем растить сына такой недотрогой. Он вместе с другом был лучшим в финальном турнире.

Задание 9. Предложите разные способы словесного выражения приводимых ниже фраз.

Образец: Нам нужна демократия – Варианты: Демократия нам необходима. Без демократии наше общество невозможно. Демо­кратия - это то, в чем нуждается наше общество.

Отметьте, к какому функциональному стилю речи относятся получившиеся варианты.

1. Необходимо защищать природу. 2. Давайте проведем субботник. 3. С курением надо бороться. 4. Государство должно заботиться о неимущих. 5. Человек в жизни должен занимать ак­тивную позицию. 6. Обществу необходима доброта. 7. Необходимо провести референдум.

 

Вариант 5

Задание 1. Произнесите различные формы слов, обращая внимание на ударение.

Начать, начал, начала, начали; принять, принял, приняла, при­няли; отнял, отняла, отняли; клал, клала, клали; велся, велась, велись; по­нял, поняла, поняли; брал, брала, брали; включить, включим, включит; кле­ить, клеил; взять, взяла; вручить, вручим; положить, положи; звонит, звонят, звонишь; вместишься, вместимся; положил, положила, положу; баловал, баловала, балуешь; красивый, красивее, торты, тортов; слоги, слогов; близок, близка, близки; горек, горька; длинен, длинна; ровен, ровна, ровны; созван, созвана, созваны; создан, создана, созданы; взят, взята, взяты; занят, занята, заняты; грешин, грешна, грешны; важен, важна, важны, важно.

Задание 2. Отметьте глагольные формы с неверным уда­рением. Исправьте ошибки.

ПрОжил, бАловать, Отдал, кАшлянуть, взялА, облЕгчить, откупОрить, уведомИть, пилА, избАловать, плесневЕть, пломбИро-ватъ, лилОветь, премировать, нАлкл, Обнял.

Задание 3. Подберите к данным словам синонимы. Среди них выделите идеографические и стилистические.

Легкомысленный, грустный, известный, бога

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...