Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешние долги Российской Федерации




Правовое регулирование государственного внешнего долга РФ не обходилось без проблем и сложностей.

В декабре 1994 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, представляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям». Закон затрагивал кредиты (займы), в которых Российская Федерация выступала как заемщик, гарант погашения кредита (займа) другими заемщиками или кредитор. В нем было сказано, что предельный размер государственных внешних заимствований на каждый финансовый год должен быть утвержден особым федеральным законом. При этом Правительство должно было представить в парламент одновременно с внесением бюджета программу внешних заимствований и предоставляемых кредитов, в которой должны быть отдельно перечислены кредиты на сумму свыше 100 млн.долл. США. Если предполагалась заключать договор о кредите (займе, гарантиях), превышающим $ 100 млн. и не включенный в утвержденную Программу, или требующий выхода за утвержденные годовые пределы, такой договор должен был подлежать ратификации парламентом в форме федерального закона. Кредиты странам СНГ и заимствования у них в программу не включались, их лимит утверждался законом о федеральном бюджете.

В марте 1998 года Государственная Дума приняла закон, снижавший планку займов, требующих согласования с парламентом, со 100 до 10 млн.долл США. Закон был одобрен Советом Федерации 1 апреля 1998, но отклонен Президентом 15 апреля 1998. Письмо президента с обоснованием отклонения было опубликовано в "Российской газете" 6 мая 1998. Президент в письме указал, что считает правильным сложившийся механизм контроля за внешними заимствованиями, а принятый закон лишает правительство возможности принятия оперативных решений и осуществления гибкой политики с учетом конъюнктуры рынков. Кроме того подчеркивалось, что принятие закона отражает тенденцию к перераспределению полномочий между исполнительной и законодательной властью и наделение Государственной Думы распорядительными функциями в сфере кредитной политики, которых у нее по Конституции быть не должно.

Государственная Дума преодолела вето Президента 15 мая 1998, но Совет Федерации не преодолел этого вето 20 мая 1998. Затем, 3 июля 1998 Государственная Дума проголосовала за преодоление вето, ошибочно рассматривая закон как отклоненный Советом Федерации. Удивительная оплошность - перепутали содержание разных по существу процедур имевших место в Совете Федерации.

Президент, не заметив ошибки, 19 июля 1998 отклонил закон, вместо того, чтобы вернуть его без рассмотрения как принятый по ошибочной процедуре. Позднее 20 января 1999 закон снова был включен в повестку дня Государственной Думы, но снят с рассмотрения после разъяснений представителя президента А.А.Котенкова о том, что законопроект прекратил существование еще 20 мая 1998 и можно рассматривать только новый законопроект на эту тему.

Описанная ситуация достаточно курьезна и свидетельствует о несовершенстве практической законодательной работы, причем работы связанной с важнейшими нормами финансового права, которые затрагивали самые существенные общие государственные интересы.

Закон "О государственных внешних заимствованиях..." утратил силу с 1 января 2000 в соответствии с законом от 9 июля 1999 "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ".

Параметры государственного внешнего долга существенно менялись в зависимости от условий экономического развития страны и внешнеэкономической конъюнктуры. Представляется целесообразным рассмотреть динамику развития внешнего долга, оперируя конкретными выборочными показателями. На 1 января 2000 г. долг составлял 158,7 млрд.долларов США, соответственно в 2001 г. – 143,7 млрд.; 2003 г. – 125, 7 млрд.; 2005 г. – 114, 1 млрд.; 2006 г. – 76,5 млрд.; 2007 г. – 52 млрд.; 2008 г. – 44, 9 млрд.; 2009 г. – 40,6 млрд.; 2010 г. – 37, 6 млрд. Интенсивное сокращение долга началось с 2005 г. и тенденция эта продолжается вплоть до настоящего времени (2012г.) По данным на 1 ноября 2011 г. долг составлял 35 964,4 млн. долларов США. Объективно возможности сокращения параметров внешнего долга связаны со стабильно высокими ценами на экспортируемую из России нефть. Приведенные выше цифры дают наглядную картину уменьшения размеров долга. Очевидно, что эта тенденция, безусловно, носит позитивный характер.

Структура внешнего долга России по состоянию на 1 ноября 2011 г. выражена в нижеприведенной таблице[122].

 

 

Наименование Сумма, млн. долларов США
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 35 964,4
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба 577,9
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба 1 484,1
   
Задолженность бывшим странам СЭВ 1 043,1
Коммерческая задолженность бывшего СССР 57,8
Задолженность перед международными финансовыми организациями 2 626,7
Задолженность по внешним облигационным займам 29 183,4
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году 2 000,0
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году 3 466,4
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 3 500,0
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году 2 499,9
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году 17 717,1
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)* 24,6
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 966,8

 

____________________________

* следует отметить, что вполне справедливо и соответствует принципиальным положениям Бюджетного кодекса РФ, конкретно его статье 6 отнесение задолженности по облигациям внутреннего государственного валютного займа к внешнему долгу Российской Федерации.


Глава 6.


Правовое регулирование
обязательного государственного
страхования за счет средств бюджета

§ 1. Основные понятия страхового дела

 

В Законе Российской Федерации от 27 ноября 1992 года «О страховании» данное понятие сформулировано следующим образом: «страхование – это отношения по защите имущественных и личных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов»[123].

Страхование представляет собой одновременно и экономическую, и правовую категорию. В литературе можно встретить указание на то, что страхование регулируется нормами гражданского права[124]. Такое утверждение не совсем верно. Нормы гражданского права регулируют возникновение страховых правоотношений, права и обязанности их субъектов, закрепляют объекты страхования, условия договора страхования, форму договора, условия освобождения страховщика от обязанностей по страховому обязательству. В то же время нормы финансового права регулируют функционирование обязательного государственного страхования за счет средств государственного бюджета. Сказанное определяет тот факт, что страхование регулируется нормами двух отраслей права и, соответственно, является предметом изучения двух научных правовых дисциплин и предметом двух учебных курсов. Экономическая категория «страхование» – специфический объект экономической науки. В настоящем разделе рассматриваются те стороны правоотношений по поводу страхования, которые регулируются финансовым правом.

Правовую базу регулирования страхования образует комплекс нормативно-правовых актов. Конституция Российской Федерации определяет, что гражданам гарантируется государственное социальное страхование, а негосударственное добровольное страхование – поощряется (ст. 36). Во второй части Гражданского кодекса правовому регулированию страхования посвящена целая глава (ст.ст. 927–970). При этом некоторые из статей кодекса имеют принципиальный, определяющий характер для соответствующих норм финансового права. В частности, это ст. 927, которая гласит: «В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров» в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом. Прямо запрещено кодексом страхование убытков от участия в лотереях, играх и пари, страхование противоправных интересов, а также расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников (ст. 928).

Важное значение для развития правового регулирования страхования имели Федеральные законы «О страховании» от 27 ноября 1992 года и «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 года, а также Указы Президента Российской Федерации «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 7 июля 1992 года (в редакции от
6 апреля 1994 года) и «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от
6 апреля 1994 года[125]. Кроме того, правовое регулирование страхования осуществляется постановлениями Правительства РФ, инструкциями Министерства финансов и другими подзаконными актами.

Государственное регулирование в сфере страхования осуществляют специальные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции. Государственный комитет РФ по антимонопольной политике проводит мероприятия по предупреждению и предотвращению монополистических тенденций на страховом рынке. В 1992 году Указом Президента «О государственном страховом надзоре Российской Федерации» был создан специальный контрольный орган – Государственный страховой надзор. В августе 1996 года существование такого самостоятельного учреждения было признано нецелесообразным и Росстрахнадзор был упразднен, причем функции его переданы Министерству финансов РФ. Департамент страхового надзора, образованный в Министерстве, осуществляет выдачу лицензий на ведение страховой деятельности, контролирует обоснованность страховых тарифов и обеспеченность платежеспособности страховщиков, ведет единый Государственный реестр страховщиков, объединений страховщиков и страховых брокеров. Департамент получает от страховщиков установленную отчетность, проводит проверки соблюдения ими страхового законодательства и соответствия отчетности фактическому состоянию дел. В тех случаях, когда предписания Департамента об устранении выявленных нарушений страховщиками не исполняются, их лицензии могут быть приостановлены или ограничены. Министерству финансов принадлежит право обращаться в арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, нарушающих положения нормативно-правовых актов, регулирующих страховое дело.

Страховые отношения возникают между страховщиками и страхователями. Законодательство содержит точное определение этих субъектов правоотношений. Страховщиком является субъект, берущий на себя обязательство возместить страхователю ущерб или выплатить страховую сумму. Так, установлено, что страховщиком могут быть государственные и негосударственные юридические лица (компании), имеющие соответствующую лицензию, дающую им право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации. При этом деятельность страховых компании имеет предпринимательский характер, т.е. ставит своей целью извлечение прибыли.

Страхователями являются юридические и дееспособные физические лица. Страхователь вправе заключить договор о страховании третьих лиц в пользу последних, которые и являются застрахованными. Предметом страхования не могут быть непосредственно производственная, торгово-производ­ственная и банковская деятельность. Для страховой защиты имущественных интересов предприниматели – юридические и физические лица – имеют право создавать общества взаимного страхования.

Согласно законодательству, объектами страхования являются законные имущественные интересы, которые связаны, во-первых, с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением; во-вторых, с владением, пользованием и распоряжением имущества; в-третьих, с возмещением страхователям причиненного ими вреда личности или имуществу физических лиц и вреда, причиненного ими юридическому лицу. Эта отрасль страхования именуется страхованием ответственности [126].

Кроме того, существует страхование предпринимательских рисков. Согласно ст. 933 Гражданского кодекса РФ, договор страхования предпринимательского риска может иметь в качестве объекта только предпринимательский риск самого страхователя и только в его пользу.

Страховое законодательство признает правомерными различные формы взаимодействия страховщиков.

Сострахование. Этот термин обозначает ситуацию, когда объект страхования застрахован по одному договору совместно с несколькими страховщиками, причем в этом договоре отражены условия, определяющие права и обязанности каждого из состраховщиков.

Перестрахование. Этот термин означает, что риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, застрахован им полностью или частично у другого страховщика по заключенному с ним договору перестрахования (ГК, ст. 967). По этому договору страховщик, его заключивший, считается страхователем. При перестраховании ответственным перед страхователем по основному договору страхования за выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик по этому основному (условно – первому) договору. Допускается законом заключение последовательно двух или нескольких договоров перестрахования.

Страховое законодательство санкционирует создание объединений страховщиков с целью защиты интересов своих членов, координации страховой деятельности и осуществления совместных рекламных программ. Союзы и ассоциации страховщиков при этом не имеют права заниматься страховой деятельностью. Совсем иное предназначение имеют страховые пулы (соглашения) (от англ. рооl – общий котел). Страховой пул представляет объединение страховщиков, созданное с целью обеспечить финансовую стабильность страховых операций. Эта цель достигается благодаря солидарной ответственности участников за исполнением обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула. Это объединение (соглашение) не является юридическим лицом и может иметь как определенный срок действия, так и быть бессрочным.

Нормы финансового права определяют принципиальные критерии легальной, основанной на законе страховой деятельности. Денежный оборот страховых организаций состоит из двух потоков: обращение средств, которые обеспечивают страховую защиту, и обращение средств, обеспечивающих организацию страхового бизнеса. При обращении средств, обеспечивающих страховую защиту, на первом этапе формируется страховой фонд (страховые резервы). На втором этапе для получения прибыли часть страховых резервов вкладывается в какое-либо дело, в предприятие например, т.е. инвестируется. Закон в целях обеспечения стабильности страхования определяет, что страховщики обязаны иметь оплаченный уставный капитал, страховые резервы и иметь гарантию перестрахования[127].

Страховые резервы разделяются на две категории:

1) резервы по страхованию жизни;

2) резервы по иным видам страхования.

К первой категории относятся резервы по страхованию на случай смерти застрахованного, на дожитие застрахованного до срока, установленного договором страхования, или до определенного возраста, также определенного договором.

Вложение средств страховых резервов регулируется финансово-правовыми нормами.

Инвестирование должно осуществляться с соблюдением нескольких принципов:

1) диверсификации (от лат. diversus – разный и facere – делать), т.е. распределения инвестируемых средств между разными объектами вложения с целью снижения риска потерь;

2) возвратности;

3) прибыльности;

4) ликвидности, т.е. возможности быстрой реализации инвестированных активов при сохранении их номинальной стоимости в случае необходимости осуществления страховых выплат.

Запрещено использование страховых резервов для заключения кредитных договоров с физическими и юридическими лицами, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством, использование резервов для приобретения акций и паев товарных бирж для вложения в отдельные виды ценных бумаг и в интеллектуальную собственность, для осуществления торгово-посреднической и банковской деятельности. Страховые резервы не могут также стать предметом залога, не могут быть использованы для уплаты налогов и оплаты штрафных санкций. Не менее 80% страховых резервов должны быть инвестированы на территории Российской Федерации. Установлены Правилами приоритетные объекты инвестирования. Так, не менее 20% средств резервов, сформированных по долгосрочному страхованию жизни, и не менее 10% по иным видам страхования должны быть вложены в государственные ценные бумаги. Установлено также, что квота использования средств страховых компаний на ссуды страхователям по договорам долгосрочного страхования жизни не должна превышать 40%. Не менее 3% средств должно быть зачислено на расчетный счет в банке для осуществления текущих выплат страховых сумм по проводимым видам страхования. Впрочем, действующее законодательство предусматривает возможность размещения средств страховых резервов по усмотрению страховых организаций, если это не противоречит законам и согласовано с Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.

 

 

§ 2. Специфические особенности страхования за счет
средств бюджета

 

Страхование осуществляется в двух формах: обязательное (в силу закона) и добровольное (в силу соглашения страховщика и страхователя). Существо обязательного страхования отражено в вышепроцитированной ст. 927 Гражданского кодекса РФ. Согласно ее смыслу, специальные законодательные акты устанавливают обязанность осуществлять страхование для определенных лиц.

Объектами обязательного страхования для этих лиц являются: жизнь, здоровье или имущество других, определенных в законе лиц, на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу, а также риски гражданской ответственности страховщиков, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или вследствие нарушения договоров с другими лицами. При этом в законе прямо указано, что нельзя обязать гражданина страховать собственную жизнь или здоровье (ГК, ст. 935). Установлена обязанность (в случаях, предусмотренных законом) юридических лиц, в чьем ведении или оперативном управлении находится имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, осуществлять страхование этого имущества.

Обязательное страхование осуществляется за счет как федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, так и самих страхователей. Первая форма носит название обязательного государственного страхования. Обязательное государственное страхование подразделяется на: обязательное личное государственное страхование и обязательное имущественное государственное страхование.

Добровольное страхование регулируется нормами гражданского права и имеет в качестве юридического фундамента договор имущественного или личного страхования, заключаемый гражданином или юридическим лицом со страховой организацией (ГК, ст. 927).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...