Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Оплата труда и уровень жизни населения




Очевидно, что повышение уровня жизни населения напрямую связано с увеличением заработной платы. Определённые позитивные изменения в этом направлении произошли. Об этом свидетельствуют следующие данные. Если на 1 января 2006 года оплата труда в целом по области была 5420 рублей, то на 1 марта 2006 года заработная плата выросла до 5724,7 рублей, т.е. рост на 105%. Рост заработной платы отмечается как в бюджетном, так и во внебюджетном секторе экономики. В бюджетном секторе экономики наибольший рост заработной платы за январь-февраль произошёл в здравоохранении и предоставлении социальных услуг и составил 112,3%, в образовании – рост на 109%, культуре и спорте - рост на 105,7%. Тем не менее, мы осознаём, что заработки у работников бюджетной сферы всё ещё существенно уступают размерам оплаты труда в производственной сфере. Вы знаете, что с 1 мая 2006 года тарифные ставки бюджетников будут индексироваться на 15% и с 1 октября – на 11%. В целом, общий размер повышения заработной платы у работников бюджетной сферы составит 26,75%. Помимо этого, Правительство области изыскивает возможность повысить оплату труда у бюджетников.

В целях формирования единых подходов к регулированию заработной платы работников бюджетных учреждений и разработки отраслевых положений по оплате труда была организована работа областной комиссии по разработке и экспертизе отраслевых положений по оплате труда.

В течение 1 квартала состоялось 5 заседаний комиссии, на которых рассматривались вопросы о системе оплаты труда работников бюджетной сферы в 2006 году, о повышении оплаты труда работников бюджетной сферы в 2006 году, о ходе разработки отраслевых положений.

17 марта положения были утверждены соответствующими постановлениями на заседании Правительства.

В принятых отраслевых Положениях нашли отражение следующие вопросы: отнесение к разрядам оплаты труда тарифной сетки по оплате труда должностей и профессий работников отрасли, порядок тарификации работ, присвоения тарифных разрядов, порядок и условия повышения тарифных ставок (окладов) за работу в особых условиях, условия и размеры стимулирующих и компенсационных выплат, порядок аттестации работников, исчисление профессионального стажа работы, порядок оплаты труда высококвалифицированных рабочих, занятых выполнением важных и ответственных работ.

В целом, принятые положения законодательно закрепили применяемые на практике нормативные правовые акты по организации и оплате труда работников бюджетной сферы.

Кроме того, в положениях закреплено право руководителей бюджетных учреждений в пределах утвержденных средств на оплату труда устанавливать различные виды доплат и надбавок. Это позволит на уровне каждого конкретного учреждения использовать бюджетные и внебюджетные финансовые средства в целях повышения уровня заработной платы работающих.

Во внебюджетном секторе экономики основной задачей в течение 1-го квартала были вопросы доведения минимального уровня оплаты труда до уровня прожиточного минимума. С этой целью Управлением по труду ежемесячно проводится мониторинг уровня средней заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики.

Но, несмотря на принимаемые меры, анализ показывает, что из месяца в месяц количество предприятий - юридических лиц с заработной платой ниже прожиточного минимума остается на уровне 30% и перечень этих предприятий практически не меняется. Основную долю (свыше 50%) из них составляют предприятия сельского хозяйства, по 15-20% - предприятия промышленности и торговли.

В разрезе муниципальных образований в январе т.г. наибольшая по величине средняя заработная плата по крупным и средним предприятиям отмечалась в гг.Ульяновске – 6899 руб., и Димитровграде – 6448 рублей, из сельских районов; в Новоспасском – 5293 руб., и Инзенском – 5191 руб. Соответственно, в этих же муниципальных образованиях и самая высокая покупательная способность заработной платы. Практически во всех муниципальных образованиях за январь имеет место рост заработной платы: наибольший достигнут в Барышском (1,3 р.), Цильнинском (1,27 р.), Тереньгульском (1,24 р.) районах

Наиболее низкая оплата труда в январе имеет место по-прежнему в Старокулаткинском (2902 руб), Барышском (2959 руб), Майнском (3092 руб.), Цильнинском (3176 руб.) районах. Здесь покупательная способность заработной платы составляет всего 1,3 потребительской корзины.

К сожалению, мы сегодня отмечаем и тот факт, что многие работодатели уверены, что они имеют право требовать от работника любую отдачу за установленную на таком уровне заработную плату. Не осознаётся работодателем необходимость обеспечения гарантий работнику по оплате его трудовых затрат. Да и со стороны муниципальных образований по отношению к работодателям нет активной наступательной позиции в вопросе повышения уровня оплаты труда. В результате чего заработная плата в области не оказывает стимулирующее воздействие и не влияет на мотивы поведения и деятельность работников. %.

Особого внимания требует оплата труда наёмных работников у индивидуальных предпринимателей – работодателей, у которых среднемесячная заработная плата ниже уровня ПМ на начало года имела место практически у 80% наёмных работников.

Проводимая работа по повышению уровня оплаты труда в первом квартале дает свои положительные результаты. В целом по области индивидуальными предпринимателями было перерегистрировано с целью доведения до ПМ заработной платы около 2700 наемным работникам. Практически не регистрируются договоры с зарплатой ниже ПМ в гг. Ульяновске, Новоульяновске, Димитровграде, Барыше. Активно идет процесс перерегистрации трудовых договоров с целью повышения уровня оплаты в Ульяновском, Чердаклинском, Мелекесском, Новоспасском районах.

В целом, за отчетный квартал численность наемных работников с зарплатой выше ПМ составила 56% от общего числа работников, занятых у ИП – работодателей. В целом по области - 64,9 %, т.е. количество работников у ИП - работодателей с зарплатой выше ПМ увеличилось на 15%.

Однако в отдельных муниципальных образованиях этот процесс еще не принял устойчивого характера. Особенно низка заработная плата работающих у индивидуальных предпринимателей в Павловском, Вешкаймском, Базарносызганском районах. На проводимых заседаниях областной комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда чётко обозначен срок завершения работы по перерегистрации договоров муниципальными образованиями у ИП до 1 июля. Но, тем не менее, отдельные руководители муниципальных образований пока ещё не торопятся активизировать эту работу. В этом отношении необходимо отметить недостаточную работу в Базарно-Сызганском, Вешкаймском, Павловском, Сенгилеевском, Теренгульском, Инзенском районах. Так, с 10 по 14 апреля в Базарно-Сызганском районе перерегистрировали только 4 договора, в то время как у 73% наёмных работников заработная плата ниже ПМ; В Вешкаймском районе ни одного при 73% наёмных работников с оплатой ниже ПМ, в Инзенском районе – ни одного при 55% с оплатой ниже ПМ, В Павловском – 4 договора при 83,6% наёмных работников с оплатой ниже ПМ.

Ситуация с низким уровнем доходов и заработной платы в отдельных муниципальных образованиях усугубляется задолженностью по заработной плате.

Общий размер просроченной задолженности по заработной плате в целом по области на 1 апреля составил 134,4 млн.рублей, что на 1,9 млн.рублей или 1,5% выше уровня задолженности на 1 января т.г. В целом в 1 квартале т.г. долги по заработной плате росли в течение января-февраля и только в течение марта задолженность снизилась на 14,7 млн.руб. или 10%. 52% (69,7 млн.руб.) всех долгов – это задолженность предприятий сельского хозяйства. Полностью отсутствуют долги по заработной плате у работников бюджетных отраслей.

Среди муниципальных образований просроченная задолженность по заработной плате на 1 апреля полностью отсутствовала в гг. Барыше, Новоульяновске, Барышском и Тереньгульском районах.

За З месяца т.г. задолженность по заработной плате в целом была снижена во всех муниципальных образованиях, кроме Радищевского, Вешкаймского, Кузоватовского, Павловского, Мелекесского, Чердаклинского районов и гг. Димитровград и Ульяновск. Наибольшее снижение задолженности имело место в Новоспасском (на 64%), Николаевском (на 63%). Ежемесячно уменьшались долги по зарплате перед работниками предприятий Сенгилеевского (на 31%) и Карсунского (на 22%) районов.

Вместе с тем, рост задолженности допущен в Мелекесском (в 2,7 раза), г.Димитровграде (в 1,7 р), Вешкаймском (на 59,7%) и Радищевском (на 32,5%) районах.

По-прежнему, «лидерами» по размеру задолженность из сельских районов остаются Чердаклинский (14,1 млн.руб.) и Цильнинский (10 млн.руб.) районы. Только за апрель в Чердаклинском районе долги по зарплате не только не снизились, но и увеличились на 711 тыс.руб. или 5,3%.

Анализ задолженности в разрезе отдельных предприятий показывает, что из месяца в месяц в списки должников попадают одни и те же организации. По отдельным муниципальным образованиям количество предприятий, которые имеют задолженность не сокращается, а растёт. Так, в Кузоватовском районе на 1 января таких предприятий было 19, то на 1 апреля их стало 28

Ещё хуже ситуация с выплатой задолженности по заработной плате на предприятиях – банкротах. По состоянию на 1 января таких организаций было 55 и на их долю приходилось 48,9 млн.рублей (36,9%) от всей задолженности в целом по области, на 1 апреля – 51 организация и 46,5 млн.рублей или 34,6% от общего размера задолженности. В свою очередь, из них на предприятия в последней стадии банкротства (конкурсное производство) приходилось свыше 75% долгов – 35,1 млн.рублей, на предприятия с внешним управлением и наблюдением – 11,4 млн.рублей.

Наибольшее количество несостоятельных организаций, имеющих долги по заработной плате, приходится на Новомалыклинский, Ульяновский и Цильнинский районы и г. Ульяновск. В Ульяновском и Чердаклинском районах на предприятия-банкроты приходится свыше 80% из общей задолженности.

В течение января-марта долги по зарплате по предприятиям-банкротам были снижены в целом на 4,6 млн.рублей, в т.ч.: в ФГУП «ПО «УМЗ» - на 2 млн.руб., ОАО «Авиастар» - на 1,5 млн.руб., АОЗТ «Иштекс» - на 252 тыс.рублей (с 2,9 до 2,7 млн.руб), в филиале МСО № 51 – на 317 тыс.рублей, МУУП «Спецремстрой» - на 262 тыс.рублей., ОАО «Инзенский мехэнергосервис» (на 297 тыс.руб) и др.

Практически не снизилась задолженность в течение 3-х месяцев в ЗАО «Озерки» Чердаклинского р-на, ОАО «Домостроитель», ОГУСЭП «Водстрой», ОГУСП «Белый ключ», ООО «МК-100».

Не только не снизились, но и увеличились долги по зарплате в ГУП «Ульяновскптицепром» (на 266 тыс.руб), ОАО «Завод «Искра» - на 2,3 млн.руб. в связи с начислениями выходного пособия при сокращении работников. Кроме того, ожидается массовое сокращение работников на ЗАО «Аэропорт «Ульяновск-Восточный», где только на 1 апреля задолженность по заработной плате составляла свыше 5 млн.рублей Необходимо отметить и тот факт, что конкурсная масса для погашения задолженности имеют не более 30% предприятий- банкротов.

Надо признать, что работа с конкурсными управляющими по вопросу ликвидации задолженности на этих предприятиях действительно крайне затруднена. Несовершенство закона «О банкротстве» этому содействует, когда конкурсные управляющие подотчётны только арбитражному суду. И порой бывает даже очень трудно получить первичную информацию. Кроме того, у самих конкурсных управляющих много времени уходит на оформление правовой документации по установлению права собственности на землю и имущество. И этот процесс затягивается на годы. Бесконтрольность за работой арбитражных управляющих приводит и к нарушениям с их стороны. Но уже неоднократно обсуждался вопрос о необходимости создания своей саморегулируемой организации арбитражных управляющих, но до сих пор в этом вопросе ничего не сделано. И при таких темпах снижения задолженности по заработной плате на предприятиях – банкротах, в том числе и в сельском хозяйстве, уже можно спрогнозировать, что до конца года задолженность ликвидировать не удастся, если не будут приняты кардинальные меры.

Основным инструментом в работе по повышению уровня заработной платы, как на предприятиях, так и у занятых у ИП, снижения задолженности по заработной плате является работа областной комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда.

В январе - марте текущего года проведено 19 заседаний областной комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда, из них 15 выездных совместно с районными комиссиями по укреплению дисциплины оплаты труда. На заседаниях комиссии были заслушаны отчеты руководителей 175 организаций в городах Ульяновске, Новоульяновске и Барыше, Новомалыклинском, Майнском, Сурском, Инзенском, Кузоватовском, Барышском, Базарносызганском, Вешкаймском, Карсунском, Новоспасском, Николаевском, Чердаклинском, Старомайнском районах. Из общего количества рассмотренных организаций по вопросу задолженности – 37, по вопросу повышения уровня заработной платы – 138 организаций.

В результате проведенной работы, из 138 рассмотренных организаций по уровню оплаты труда, заработная плата выросла практически во всех организациях, в том числе довели до уровня прожиточного минимума – 93 организации более 1300 работникам.

Из 37 рассмотренных организаций по вопросу задолженности – на 13 предприятиях полностью ликвидирована задолженность: ГП «Сурский ЛМЗ», Салон «Центр Моды», ОАО Метбытремонт, ОАО Ульяновский Авторемонтный завод», ОАО ПКХ «Стройдеталь» г.Ульяновска, ООО «Промзино» Сурского района, ООО «Луч» Новоспасского района, МУП «Теплосеть Инзенского района, ГУП «Майнская швейная фабрика», ПО «Майна», ГП «Тагайский промбыткомбинат», ФГУП ПМК-8 Карсунского района. В срок до 1 апреля не выполнили решение комиссии по ликвидации задолженности по заработной плате только 2 предприятия (ОАО «Ульяновский НИАТ», г.Ульяновск, ООО «Чернореченское» Вешкаймского района).

В целом за отчетный период областной и районными комиссиями по укреплению дисциплины оплаты труда проведено 155 заседаний, на которых были заслушаны отчеты руководителей 524 организаций и 537 индивидуальных предпринимателей.

Положительный результат дала работа комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда в г. Димитровграде, Ульяновском, Чердаклинском, Новоспасском районах.

Несмотря на значимость решения проблемы районными комиссиями, до сих пор приходится говорить о том, что практически не работают комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда в таких районах как: Николаевский, Павловский, Старокулаткинский, Вешкаймский районы, где за отчетный период проведено по 2-3 заседания комиссии.

А резервы повышения заработной платы в организациях имеются. Об этом свидетельствует тот факт, что руководители большинства предприятий сразу же после рассмотрения их на комиссии, значительно увеличивали заработную плату своим работникам. Так, например, из 87 организаций и ИП, рассмотренных в феврале-марте на заседании областной комиссии 54 повысили своим работникам заработную плату в установленные им сроки. Не выполнили решения комиссии 33 организации и ИП. По всем руководителям, не выполнившим решения комиссии дела для принятия мер будут переданы в Государственную инспекцию труда и районные прокуратуры, и органы внутренних дел.

В настоящее время решение практически всех вопросов регулирования заработной платы законодательно делегировано на уровень субъектов.

Для решения вопроса есть механизм социального партнерства. Необходимо отметить, что механизм социального партнерства в муниципальных образованиях работает недостаточно эффективно, обязательства по повышению уровня оплаты труда, закрепленные соглашениями разного уровня, выполняются не везде. Это видно по напряженному ритму работы областной комиссии по укреплению дисциплины оплаты труда и работе телефона доверия в Управлении по труду.

Всего с 1 января т.г. по 1 апреля на «телефон доверия» поступило свыше 80 звонков от работников более 40 предприятий всех форм собственности. Основными вопросами поступивших сообщений были: задолженность по заработной плате (17 организаций), заработная плата, выдаваемая «в конвертах» (11 организаций), не оформляются трудовые договоры, задерживаются расчеты при увольнении и др.

Управлением по труду по сообщениям приняты следующие меры: направлены письма о необходимости устранения допущенных нарушений руководителям 16 организаций:

- информация о «конвертных» выплатах зарплаты направлена в районные прокуратуры,

- руководители 8 организаций были вызваны на областную комиссию по укреплению дисциплины оплаты труда,

- информация о нарушениях трудового законодательства по отдельным организациям направлена в государственную инспекцию труда

В результате в ЧОП «Филин» и ЧОП «Тайфун» зарплата доведена до прожиточного минимума, выплачена задолженность по зарплате в ОАО «Трест№3», Компании «Максима-Х», ОАО «Стройдеталь», ООО «Домострой», ЗАО «КПД-1». При задержках расчетов уволенных работников обращение непосредственно к руководителям приводит, как правило, к устранению нарушения.

Основным и грубым нарушением последних лет в сфере трудового законодательства было и остаётся ущемление конституционного права наших земляков на вознаграждение за труд. Вопросы своевременной выплаты зарплаты напрямую связаны с так называемой неформальной экономикой, которая является питательной средой «серого» трудового рынка, на котором процветает «конвертная оплата». Недобросовестные предприниматели, не оформляя с работниками официальные трудовые отношения и выдавая им зарплату в конвертах, уклоняются тем самым от уплаты целого ряда налогов, в частности на доходы физических лиц и единого социального налога.

Более того, решая за счёт дешёвой рабочей силы свои проблемы, предприниматели создают ситуацию, при которой рядовые труженики, задействованные в «серых» схемах, напрочь лишаются возможности получать достойную медицинскую помощь в случае потери собственного здоровья. Проблемными становятся вопросы пенсионного обеспечения. Более того, «теневой» сектор экономики порождает коррупцию. Следовательно, в легализации «серого» рынка должна особое место занимать деятельность силовиков в части выявления, прежде всего, фактов злоупотреблений должностными полномочиями, должностного подлога, взяточничества. Необходимо отметить, что стабилизация экономического роста в области, усиление контроля над организациями, повышение оплаты труда до ПМ способствовали выведению части заработной платы из тени. Разумеется, не во всех отраслях экономики и у ИП темпы «обеления» одинаковы. Предстоит в этом направлении серьёзная работа, и, прежде всего, органов правопорядка.

Таким образом, в работе по соблюдению законодательства о труде и защите прав работника Управлением по труду задействованы все имеющиеся правовые механизмы. Перед нами поставлена одна задача: до конца 2006 года ликвидировать отставание уровня заработной платы от средней по ПФО. Задача сложная, но выполнимая, если решением этого вопроса заниматься постоянно, а не от комиссии до комиссии, как это чаще всего имеет место в работе отдельных муниципальных образований.

Нас сегодня не удовлетворяет, что по абсолютному уровню заработной платы Ульяновская область среди регионов ПФО в январе т.г. занимала только 10 место и ее величина составляет только 62,4% от уровня средней заработной платы по РФ, в то время как по итогам 2005 года она составляла 63,7%. и 83,2 % от уровня средней заработной платы по Приволжскому Федеральному округу. Для решения проблемы повышения уровня оплаты труда предлагаем:

1. При подготовке предложений о применении к предприятиям мер государственной поддержки оказывать помощь только тем предприятиям, где минимальная заработная плата не ниже величины ПМ.

2. При проведении конкурсов по закупке товаров, услуг для государственных нужд исключить из числа участников конкурса предприятия, где минимальная зарплата ниже ПМ.

3. Организациям, осуществляющим контрольные и надзорные функции при планировании проверок уделять особое внимание предприятиям, допускающим выплату заработной платы ниже ПМ, особо обратив внимание на сферу торговли.

Одним из главных направлений работы Управления по труду за отчётный период была реализация программных мероприятий, направленная на повышение уровня жизни населения, борьбу с бедностью. В этих целях Управлением по труду проведена работа по повышению важнейшего социального норматива – прожиточного минимума. Эта мера позволит населению получить дополнительные денежные доходы: увеличится число получателей и размер субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, число получателей детских пособий и государственной социальной помощи. И основное увеличение доходов с учетом повышенного стандарта прожиточного минимума произойдет за счет повышения работодателями заработной платы своим работникам. А с увеличением заработной платы напрямую связано повышение уровня жизни населения.

По оценке в связи с вышеперечисленными изменениями состава и объемов потребления потребительской корзины величина прожиточного в среднем на душу населения увеличится на 4,8%. Наибольшее увеличение прожиточного минимума произойдет для пенсионеров – на 7,5%, для трудоспособного населения – на 4,0%, для детей – на 3,8%.

Задача на 2006 год одна – снизить уровень бедности в Ульяновской области до 20%, который по итогам 2005 года составляет 28,5%.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...