Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Актуальные особенности политической коммуникации в России




Глава 2. Актуальные особенности политической коммуникации в России

2. 1 – СМИ как фактор конструирования политического поля.

    Как было отмечено ранее, различные политизированные СМИ, в отсутствие крупных независимых политических объединений, выступают в качестве инструмента мобилизации определенных групп лиц. Существующая в России либерально-оппозиционная среда, по большому счету, формируется лишь благодарявсего нескольким инструментам массовой коммуникации. Это, в первую очередь, радиостанция «Эхо Москвы», некоторые периодические издания, например «Новая Газета», телеканал «Дождь» и несколько аналитическо-новостных сайтов. Несмотря на скудность информационных ресурсов, они позволяли и по сей момент позволяют достаточно эффективно оповещать аудиторию о намечающихся политических акциях, таких как митинги и шествия. Так как государственные СМИ не анонсируют оппозиционные политические акции, мы можем считать, что вся эта аудитория оказывается привлеченной исключительно благодаря этим ресурсам. Помимо них, существует значительное количество интернет-пользователей различных социальных сервисов, таких как twitter или «вконтакте», позволяющих быстро поделиться записью или новостью с читателями своего блога или аккаунта в социальной сети.

    С одной стороны, налицо достаточно эффективная система коммуникации, в то же время, она рассчитана практически только на лиц, разделяющих определенную политическую идеологию. Сторонний человек, не читающий определенные медиа-ресурсы, с большой вероятностью может и не узнать о намечающихся политических акциях. Притом, данный человек может так же разделять политические идеи оппозиции, но не находясь в информационном поле этой среды, он способен пропустить информацию, ими публикуемую.

На националистическом поле наиболее значительным ресурсом является сайт «Спутник и Погром». Изначально выделившись из среды националистических сайтов своим дизайном, ресурс достаточно быстро привлек себе значительное внимание, как среди националистической, так и оппозиционной среды. В конце концов, став самым репрезентативным изданием националистического движения, «Спутник и Погром» смогли стать конкурировать с другими тенденциями русского национализма, благодаря тому что у них не было аналогичного представительства в информационной среде, и, в последствии, задавать «мейнстримное» направление в этом поле.

    СМИ как инструмент массовых коммуникаций приняли на себя функцию толкователя и описателя реальности – определенные политические события трактуются с точки зрения дискурса, которого придерживается данное издание, часть информационных сообщений не освещаются, другие наоборот могут освещаться с повышенным вниманием. Задачей таких СМИ является формирование единообразного толкования основных политических проблем своими читателями. Наиболее наглядно это видно на фоне продолжающегося политического кризиса на Украине – те или иные СМИ, в виду определенных причин, воспринимают одну из конфликтующих сторон как правую, и трактуют происходящие в этом регионе события согласно их позиции.       

Так же ярким примером этого феномена может быть медиа-освещение войны в Сирии. Война в Сирии связана с участием многих внешнеполитических акторов, каждый из которых производит определенный медиа продукт, в виде новостей, видео роликов, карт, фотографий. Одни и те же события могут трактоваться совершенно по разному – известны случаи, когда фотографии, снятые несколькими годами ранее, выдавались за снятые только что, с целью создания определенного информационного фона. К тому же, человек мало знакомый с темой, легко может перепутать разные провинции Сирии и даже стран региона – не составляет проблемы ввести потребителя такого рода информации в заблуждение.

Одним из проявлений процесса влияния СМИ на политическое поле является раскол политических организаций или групп активистов по вопросу о событиях на Украине. Не участвуя непосредственно в политическом процессе в этой стране, эти организации имеют определенное мнение о группах сил и событиях, происходящих там. Находясь в России, эти группы формируют свое мнение как раз благодаря определенным СМИ, и, впоследствии, аппелируют к ним, к их авторитету в этой группе.

Можно сделать вывод, что политические СМИ не только описывают реальность согласно установкам своей политической основы, но и впоследствии, изменяют само политическое пространство, на котором выступают. Для таких целей необходим информационный ресурс, получивший достаточную известность и авторитет среди определенной группы, считающийся у этой группы основным источником информации. Делая определенные комментарии на те или иные события или не допуская к публикации определенные материалы, это СМИ может формировать у этой группы понятие политической нормы, присущие этой группе.

За счет практически монопольного контроля государством российской медиа-среды, люди, настроенные критично к провластно трактуемой информации, получают политическую информацию из оппозиционных ресурсов, зачастую некритично воспринимая информацию оттуда, полагая, что оппозиционность издания неразрывно связано с его объективностью. Таким образом читатель может не заметить изменяющегося дискурса этого издания.

Неоднократно озвучивалось, что «в повседневной коммуникации рождаются будущие социальные практики, которые могут стать основой общественных трансформаций» [Зотов, Лысенко 2010: 55]. Несомненно, то же самое мы можем наблюдать и в современной России: трансформация коммуникативных практик между отдельными индивидами (переход в поле информационных технологий) определила смену политических коммуникативных практик основных акторов политического процесса. По сути, традиционные политические коммуникативные практики становятся политическими информационно-коммуникативными.

По мнению ряда исследователей, сейчас происходит процесс формирования нового медиа-пространства, основывающегося на современных коммуникативных практиках[8]. Одновременно с этим, происходит трансформация поля политики – определенные информационные ресурсы формируют вокруг себя группы сторонников, фактически став инструментом мобилизации масс, вместо массовых движений. В связи с отсутствием официальных регистраций у независимых политических организаций, либерального, националистического и левого толка, средством объединения активистов и координации массовых акций стали именно СМИ. При этом, если у либеральных СМИ есть своя, достаточно стабильная аудитория, то левые и националистические издания обладают достаточно низким уровнем узнавания и аудиторией.

Объединяясь вокруг блогов и иных информационных ресурсов пользователи телекоммуникационных сетей образуют тем самым виртуальные сетевые сообщества [3, с. 68-69]. В рамках этого сообщества информационный ресурс или блогер выступает в качестве неформального лидера, вокруг которого объединяется сетевой социум. Творческая деятельность блогера является журналистской деятельностью с присущими этой форме коммуникации обратными связями и интерактивностью. Сетевую журналистику можно в этой связи рассматривать как равноправную с традиционными медиа, как ветвь " четвертой власти", представляющую собой объединение субъектов политического действия.

Происходит процесс постепенного ускорения виртуализации процесса политической коммуникации. Расширение области применения информационных технологий вносит коррективы в процесс принятия политических решений, и уже сейчас многие группы населения стремятся быть интегрированными в информационный политический процесс, формулировать его нормативные и доктринальные основания и обеспечивать удовлетворение своих интересов.

Присутствие в информационном пространстве стало идентичным присутствию в пространстве реальном. В то же время, присутствие в реальном пространстве без должного освещения этого средствами массовых коммуникаций может быть расценено как недостаточное присутствие. Наглядный пример – любая политическая акция, будь то митинг, пикет, флешмоб или что-то иное, обязана иметь свое «отражение» в информационном пространстве, выражаясь в виде фотографий, отчета, какой-либо социальной активности в сетях, наподобие геолокации. Непосредственно такого рода политическая деятельность лишь служит основанием для того, что бы быть запечатленной и зафиксированной в информационном пространстве.

Для исследования степени влияния медиа-освещения мероприятия на его численный состав, мы воспользуемся методами ивент-анализа и анализа социальных сетей. Для этого мы возьмем несколько проведенных публичных акций со свободным участием, и сопоставим количество участвовавших в них человек с показателем социальной активности в сетях. Под социальной активностью мы понимаем количественные показатели действий, таких как «share», «like», репост. Рассматриваться будут акции проведенные незавасимыми политическими силами, и поэтому не обладающими доступом к неэлектронным средствам массовой информации, таким как телевидение, радио и печатная пресса.

Для анализа возьмем проведенную в Санкт-Петербурге акцию «Зеленый Блок», шествие колонны экологических и зоозащитных активистов и разделяющих их взгляды людей на первомайской демонстрации 2016 года. Данное мероприятие удобно тем, что мы можем узнать количество участовавших в ней людей, а так же просмотреть на странице этого мероприятия в социальной сети, как активно пользователи реагировали на публикации и анонсы этого мероприятия.

Начало информационного освещения мероприятия началось 4 апреля, почти за месяц до самой акции. В группе мероприятия в социальной сети «вконтакте» была обновлено изображение, с анонсом грядущего мероприятия. За весь период с 4 апреля по 1 мая в сообществе было опубликовано 73 записи агитационного характера, содержащие в себе дату мероприятия, зачастую тематическую фотографию, и какую-либо цитату на смежную тему. Помимо записей, непосредственно касающихся проведения мероприятия, в группе публиковались фотографии живой природы, животных, диких растений. Так же, некоторая часть публикаций представляла собой цитату участника этого мероприятия, где он объяснял мотивы своего участия в ней, и доводы в пользу участия в этом году. Так же значительной частью публикаций, в количестве 12 штук составляли материалы посвященные деятельности групп, участвовавших в этом мероприятии, таких как «Раздельный Сбор», «Красивый Петербург», и других.

Для поддержания внимания к мероприятию, во встече публиковались материалы развлекательного характера – фотографии, музыкальные композиции, плакаты на экологическую тематику. Так же выкладывались видео с прошедших мероприятий прошлых годов.

Самыми популярными постами оказались первоначальный анонс мероприятия, опубликованный 5 апреля, с призывом к участию и сотрудничеству всех заинтересованных групп (124 репоста и 333 лайка), публикация видео с аналогичного мероприятия 2014 года (30 репостов и 128 лайков), и финальный анонс мероприятия 30 апреля (30 репостов и 108 лайков). Так же примерно такое число получил окончательный фотоотчет 1 мая (18 репостов, 102 лайка).

Всего, суммарное число этих показателей за все это время составило 496 репостов и 1837 отметок «мне нравится». Из них, 1341 отметок было поставлено непосредственно, остальные ставились одновременно с репостом.

Важным аспектом продвижения мероприятия в социальной сети является постоянное поддержание внимание к нему среди аудитории, поэтому ежедневно публиковалось 2-3 поста, информационного и развлекательного характера.

Среднее значение этих показателей к публикации составлялет 7 репостов и 25 (18) лайков. Пользователи значительно активнее делают репост записи, содержащей какое-то информационное послание, чем просто цитату. 10 записей вообще никем не оказались распространенными путем репоста. По словам организатора акции, участников было около 350. Общее число участников встречи в социальной сети составляло 3320 человек.

Проходящее в то же время мероприятие партии «Другая Россия» собрало около 100 человек. Общая численность пользователей во встрече составила 423 человека – из них 124 выбрало вариант «точно приду». Во встрече этого мероприятия всего было опубликовано 5 записей, относящихся к анонсу мероприятия, с общим количеством 4 репоста и 29 лайков. Низкие показатели этих переменных говорят о том, что анонс, помимо встречи, публиковался в других ресурсах.

Мероприятие «марш за единство славян», проводящийся организацией «Славянская Сила Северо-Запад», собрало около 40 человек. Во встрече этого мероприятия было опубликовано 7 записей с анонсами, собравших суммарно 43 репоста и 188 лайков. Всего во встрече состояло 85 человек.

    Прошедший 6 февраля митинг дальнобойщиков против системы платон собрал около 100 человек. За время поготовки к нему, в группе было опубликовано 18 публикаций с анонсами, в общей сложности собравшие 252 репоста и 828 лайков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...