Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема, над которой работает учитель




Самообразование учителя

"Самообразование — это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью"

А. Г. Мысливченко, И. Л. Наумченко.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов, который должен постоянно расти. Однако без процесса самообразования учителя эффективность курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика. Самообразование — потребность творческого и ответственного человека любой профессии, особенно той, которая предполагает повышенную моральную и социальную ответственность. Именно такой является профессия учителя.

Речь о самообразовании идет лишь в том случае, если образовательный процесс:

o носит добровольный характер;

o осуществляется сознательно;

o планируется, управляется и контролируется самим человеком;

o необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Общество всегда предъявляло к учителю самые высокие требования. Педагог должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и хорошо разбираться в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Способность к самообразованию не появляется у педагога вместе с дипломом педагогического вуза. Она определяется психологическими и интеллектуальными показателями учителя и формируется в процессе работы с источниками информации, самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, этот процесс не всегда реализуется на практике. Чаще всего педагоги объясняют это отсутствием времени, стимулов, нехваткой источников информации. Насамомделеэтолишьпроявление инертности мышления, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию

Ежедневная работа с информацией

В процессе подготовки к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества

Учитель — творческая профессия. Творческий человек не может из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же лекции. Должно появиться желание чего-то нового, большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительное развитие современной науки

Появляются все новые знания и открытия, особенно в области психологии и педагогики. (В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.)

Изменения, происходящие в жизни общества

Они отражаются на учениках, влияют на их мировоззрение и, соответственно, очень часто формируют образ учителя как "несовременного человека".

Конкуренция

Многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если педагог на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

Общественное мнение

Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". "Плохим" учителем быть обидно.

Материальное стимулирование

Мнение аттестационной комиссии об учителе, категория педагога, премии, надбавки, а может быть, даже звания и правительственные награды — все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес

Учиться интересно. Вправе ли преподавать человек, который сам не учится?

Цели самообразования:

o расширение общепедагогических и психологических знаний;

o углубление знаний по преподаваемым дисциплинам;

o овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики; повышение общего культурного уровня учителя.

 

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания с целью саморазвития, применяет их в жизни и профессиональной деятельности. Каковы же источники этих знаний? Условно их можно разделить на две большие группы: способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако на практике источники знаний могут служить обеим целям одновременно.

 

Источники самообразования телевидение
газеты, журналы
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
ресурсы Интернета
видео-, аудиоинформация на различных носителях
семинары и конференции
мастер-классы
мероприятия по обмену опытом
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
курсы повышения квалификации
путешествия

Формы самообразования учителя

Процесс самообразования может протекать в индивидуальной либо групповой формах. В первом случае инициатором выступает сам учитель; руководители методических и административных структур могут стимулировать этот процесс. Во втором случае — деятельность методического объединения, семинары, практикумы, курсы повышения квалификации закрепляют результаты индивидуального самообразования учителя.

Организация процесса самообразования

Контроль, процесса самообразования осуществляют директор школы, заместители директора по учебной и воспитательной работе, руководители методических объединений, руководители школ молодого учителя, методисты районного отдела образования, педагогический коллектив школы и, конечно, сам учитель. Администрация школы и методисты следят за своевременным выбором темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организуют отчетные работы в форме обобщения опыта и докладов, собирают и анализируют отчетную документацию, презентуют результаты работы перед педагогическим коллективом.

Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом к повышению профессионального мастерства учителя и развитию личности педагога.

Тема, над которой работает учитель

В начале учебного года каждый учитель школы выбирает тему для самообразования и фиксирует ее в плане методического объединения.

Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, решение определенных воспитательных целей, выработку новых педагогических приемов и методик или создание научных работ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...