Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системная организация процесса самообразования педагога как фактор успешности и эффективности его профессиональной деятельности

 

 

Современная школа не может развиваться без освоения новой практики образования, т.е. без организованного в ней инновационного процесса – процесса создания и освоения новшеств, движения к качественно новому состоянию. А разработка и освоение инноваций предполагает наличие у педагогов способности к продуцированию нового, т.е. высокоразвитую способность к творчеству. В условиях перехода на национальную модель образования современная школа нуждается в «новом» типе учителя – творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. При этом под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов, методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии.

Педагогическое творчество имеет ярко выраженную личностную специфику, причем приоритетной является внутренняя, содержательная сторона. Этим объясняется тот факт, что одни и те же приемы, методы у разных учителей дают разный эффект. Без творческого осознания и наделения собственным смыслом содержания образования, методов, приемов, форм, технологий учитель не воспитывает и образовывает, а транслирует знания.

Следовательно, учителю необходимо усвоить конструктивные навыки в осмыслении и переосмыслении своей деятельности через анализ урока, педагогических ситуаций, результатов образования в целом. Переосмысление, по мнению психологов, способствуют процессу субъективации, повышению ответственности за результаты своих действий.

Учителю творческого типа присущи следующие личностные функции и качества:

- владение рефлексией;

- принятие личностного смысла педагогической деятельности;

- способность к презентации своего личностного опыта и др.

Именно готовность к творчеству позволит учителю организовать поисковую деятельность, которая отличается сильно выраженным эвристическим элементом, включающим в себя догадку, интуицию, содержит элементы «контекстного» исследования, имеющего субъективное знание, микрооткрытие. Эта деятельность направлена на решение различного рода ситуативных проблем и должна быть:

- практико-ориентированной, т.е. направленной на разрешение конкретных и реальных проблем школьной жизни;

- контекстной, т.е. проводится в естественных условиях образовательного процесса;

- непрерывной, т.е. осуществляться постоянно, систематически;

- оптимистичной, т.е. включать в себя позитивную установку на успех;

- «инкрементальной», когда полученный результат определяет направление следующих проб;

- индивидуализированной, т.е. строиться на основе и с учетом имеющегося уникального опыта учителя, его оригинальной системы профессиональных «конструктов», особенностей познавательного стиля;

- «версионной».

При совершенствовании своего мастерства и развитии компетентности перед учителем встают задачи личностного, морального и интеллектуального развития, которые обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности. Представляется, что необходимой предпосылкой образования и самообразования педагога является взаимосвязь личностного и профессионального развития.

Реализация новой политики в образовании немыслима без педагога, владеющего высоким профессионализмом, большим творческим потенциалом, способного не только трудиться в условиях рыночных отношений, но и занимать ведущие интеллектуально-культурные позиции в обществе.

Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире.

Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профессионального мастерства педагогов – формирование исследовательской культуры.

Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования – это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

Разумеется, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное того, что происходит в его жизни. Таким «досье успехов» может стать портфолио педагога.

Результаты труда педагога не всегда ощутимы сразу. Чаще всего они проявляют себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя.

По определению А.В.Луначарского, учитель - человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой личной ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.

Одной из форм проявления познавательной активности, сознательного саморазвития является самообразование. Различные ученые вкладывают свой смысл в определение термина «самообразование» Так, Г.М. Кождаспирова считает, что «под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью».

От уровня познавательной активности, сформированности интеллектуальных умений, степени развития мыслительных процессов, нравственно-волевой и мотивационной сфер зависит уровень самообразования людей.

В связи с этим можно выделить несколько стадий:

- наивысшую – самообразование становится постоянной жизненной потребностью человека, непрерывным процессом исследовательского характера;

- высокую – систематическое целенаправленное самообразование на основе овладения технологией данного вида деятельности;

- среднюю – ситуативное самообразование на фоне интереса к знанию, удовлетворения возникшей познавательной потребности;

- низкую – спонтанное самообразование часто под воздействием внешних обстоятельств при отсутствии должным образом развитой познавательной культуры.

Уровень самообразования влияет и на результаты деятельности в целом.

Относительно педагогов в качестве оценочных параметров целесообразно использовать требования тарифно-квалификационных характеристик; в основу которых положены компетентность, профессионализм, продуктивность деятельности. Интересны критерии, предложенные Г.М. Коджаспировой: познавательная активность, педагогическая направленность, уровень мастерства, сформированность рефлексии, проявление творчества и новаторства, владение технологией самообразования, позитивная Я-концепция.

По мнению социологов, перспективой развития общества являются трансформация деятельности в самостоятельную деятельность, развития – в саморазвитие, а образование – в самообразование.

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

- во-первых, выполняется добровольно;

- во-вторых, управляется самим человеком;

- в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.

Однако не во всех условиях процесс самообразования будет происходить эффективно. Продуктивным он может быть, только если:

- в процессе самообразования реализуется потребность педагога в собственном развитии;

- педагог владеет способами самопознания и самоанализа, понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений;

- педагог обладает развитой способностью к рефлексии, под которой понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов. При этом возникает необходимость в получении теоретических знаний, овладении самодиагностикой и диагностикой учащихся, а также в практическом анализе педагогического опыта;

- программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской и поисковой деятельности;

- осуществляет взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Под саморазвитиемподразумевается собственная активность человека

в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.

Профессиональное развитиепредполагает рост, становление, интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности. Профессиональное саморазвитие – динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности.

Существуют различные подходы к классификации стадий профессионального роста учителя. В классификации Р. Фуллера выделяются три стадии:

- стадия «выживания» - первый год работы в школе;

- стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – со второго по пятый год работы;

- стадия зрелости наступает, как правило, через 6-8 лет работы и характеризуется стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.

Каждому из этих этапов присущи специфические особенности.

Так, первый этапотмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как о профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как в специалисте.

Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности.

Третий этап сопровождается возрастанием своей творческой потребности. Представление о себе и своей педагогической деятельности на данном этапе требуют обобщения и анализа. Именно на этом этапе возможна организация исследовательской деятельности учителя. Механизмом развития и саморазвития, в свою очередь, выступают самонаблюдение, самопознание, самоанализ, самооценка и самокоррекция деятельности.

В процессе самонаблюденияпроисходит осознание характерных сторон педагогической деятельности, личных качеств, мотивов, определение своего места в образовательной системе.

Под самопознанием понимается деятельность учителя, направленная на осознание своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем.

Самоанализ – это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще. Самоанализ устанавливает причинно-следственные связи, идентифицирует полученные выводы с системой уже сложившихся представлений и ориентаций. В ходе, которого явления педагогической действительности соотносятся учителем со своими действиями.

Самооценка определяет отношение к себе и своей профессиональной деятельности.

Самокоррекция направлена на преодоление своих педагогических затруднений, прогнозирование последствий своих действий на основе индивидуального подхода к учащимся.

Овладение навыком самодиагностики позволяет учителю самостоятельно анализировать и вносить коррективы в учебно-воспитательный процесс. При этом учитель выходит на новый уровень самоорганизации – в режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска.

Направления самодиагностики:

▲ рациональное использование традиционных методик прежнего

опыта;

▲ овладение передовыми методиками и приемами учебной

деятельности;

▲ осуществление обратной связи в процессе самоанализа и

самооценки состояния преподавания своего предмета;

▲ обнаружение и изучение своих педагогических затруднений;

▲ создание мотивов, потребностей, возможностей для перестройки

своей деятельности;

▲ умение определять эффективность своего труда и результаты его

перестройки;

▲ прогнозирование профессионального роста на основе формирования

педагогического запроса.

Проведение диагностики и самодиагностики педагогической деятельности направленно на овладение каждым учителем навыками самоанализа, самооценки, что позволяет перевести работу с кадрами в режим активного саморегулирования и самокоррекции, распознать профессиональные и личностные особенности учителей. Нельзя передать свои мысли и чувства другому человеку, но можно возбудить интерес и стремление к определенному виду деятельности, в том числе и к самообразованию, и в этом отношении помощь руководителей школы учителю окажется необходимой и своевременной.

В работе заместителя директора школы можно выделить два взаимосвязанных момента:

1. Главная цель завуча – развитие личности педагога и повышение на этой основе уровня его квалификации, профессионализма и продуктивности деятельности.

2. Системообразующий стержень работы завуча по повышению квалификации с педагогическими кадрами – руководство самообразованием учителей.

На первый взгляд кажется неуместным вмешательство администрации школы в самообразовательный процесс, но практика показывает, что грамотное и тактичное участие руководителей не только благоприятно, но и необходимо, ибо обогащает учителей интеллектуальными умениями, укрепляет веру в свои силы, обеспечивает более быстрые темпы развития и устойчивые положительные результаты труда. Вместе с тем достигается единое понимание задачи самообразования как возможно более полного развития человека. Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и расширения кругозора педагога.

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога, в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.

Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, индивидуализированность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность переходов от низких ступеней к высшим, вариативность.

Миссия заместителя директора школы состоит в том, чтобы формировать у учителя устойчивую потребность в самообразовании, непрерывно побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. В этой вязи используются самые разнообразные формы организации самообразования.

1.Специальная образовательная подготовка: в вузах и других образовательных учреждениях – получение высшего образования или второй специальности в системе очного, заочного, вечернего образования.

2.Повышение квалификации и переподготовка кадров: в институтах развития образования, информационно-методических службах, лекториях и прочих опорных центрах системы образования, на курсах повышения квалификации, на семинарах по месту работы или в других школах, в предметно-методических объединениях, на кафедрах, научно-практических конференциях.

3.Индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

- средств массовой информации;

- вычислительной и оргтехники;

- библиотек;

- музеев, выставок, театров, клубов;

- экскурсионных походов;

- научных, технических, художественных, спортивных обществ;

- исследований, экспериментов, творческих дел и заданий;

- общение с учеными, интересными людьми;

-осмысление передового опыта и обобщения собственной практической деятельности.

Коллективное и индивидуальное самообразование более успешно осуществляется на основе специально подготовленных программ. Их структура и содержание зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.

Как правило, учителя определяют для себя на учебный год тему самообразования или проблему научного исследования. В программе (плане) предусматривается подбор литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, затем определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других школ, посещение курсов и др. Далее отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа, в том числе и опытно-экспериментальная, по теме исследования. Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы, в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности. Отводится время для обобщения и оформления результатов исследования.

Результатом очередного этапа работы могут быть доклады и выступления перед коллективами коллег в рамках творческого отчета, а также доклады и выступления на совещаниях, научно-практических конференциях, на встречах «круглого стола», «мастер класса» и т.п. Большой интерес вызывают разработки новых учебных планов и курсов, в том числе интегрированных, авторских программ, учебных и методических пособий, дидактических материалов. Пользуются спросом брошюры и другого рода публикации из опыта работы педагогов.

Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм образования повышает информационную насыщенность, способствует переходу внешних воздействий на осознание необходимости постоянного обучения к внутренним стимулам развития личности (потребностям, мотивам, интересам, установкам), причем в структуре отношений «образование-самообразование» главную роль играет последнее.

Участие завуча является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с учителем, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами заместителю директора самому необходимо заниматься самообразованием. Важно не только правильно определять и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применять полученные знания на практике. Результаты самообразовательной работы каждого заместителя должны становиться достоянием других членов администрации, да и самих учителей, оказывать эффективное влияние, как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность школы в целом. Задача заместителя директора школы не в том, чтобы учить человека всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам. Важно не только вооружить учителя знаниями, но и помочь ему овладеть способами деятельности и самостоятельного решения возникающих проблем. Для этого целесообразно создавать и использовать педагогические ситуации, убеждающие в непреходящей ценности постоянного послебазового образования.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.

Педагоги МОУ «Масловопристанская СОШ» ведут постоянную работу по обновлению содержания образования. Каждым учителем в рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этой работы обобщаются на заседании предметных методических объединений в виде творческого отчета, на совещаниях и педсоветах в виде докладов и выступлений, при проведении мастер-классов, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях, выпускаются буклеты. У каждого учителя школы имеется папка по самообразованию и творчеству, в которой собрана по разделам вся информация о ходе работы над темой самообразования.

Показателем личностного и профессионального развития педагога является его портфолио. В современных школах оно широко используется как система оценки образовательных результатов, позволяющая перейти от административной системы учета результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности учителя самим учителем как в урочной, так и во внеурочной работе.

Портфолио – одна из аутентичных, т.е. наиболее приближенных к реальному состоянию, форм оценивания, которая ориентирована на процесс самооценивания. Этоиндивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

При разработке структуры портфолио учителей МОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» были использованы методические рекомендации, подготовленные старшим преподавателем кафедры управления образовательными системами БРИПКППС Савиной Н.М.

Основу формирования папки профессиональных достижений каждого учителя составляют результаты диагностики. Теоретическое и практическое обучение педагогического коллектива нашей школы методам и способам проведения диагностики осуществляется на педагогических чтениях, педсоветах, заседаниях предметных МО, семинарах.

Диагностика проводится по трем блокам:

1. «Профессиональный уровень деятельности учителя»

- знание теоретических и практических основ предмета;

-знание современных достижений в методике;

- умение анализировать свою деятельность;

- знание новых педагогических концепций;

- знание теории педагогики и возрастной психологии.

2. «Результативность профессиональной деятельности»

- динамика успеваемости учащихся;

- качество контрольных срезов;

- качество сдачи ЕГЭ;

- уровень воспитанности учащихся;

- уровень сформированности общеучебных умений и навыков;

- развитие познавательного интереса учащихся по предмету;

- развитие положительной учебной мотивации;

- внеклассная работа по предмету.

3. «Уровень коммуникативной культуры учителя»

- коммуникативные и организаторские способности;

- способность к сотрудничеству с учащимися;

- готовность к сотрудничеству с коллегами;

- готовность к сотрудничеству с родителями;

- педагогический такт;

- педагогическая культура речи;

- создание комфортного микроклимата в процессе обучения и воспитания.

Содержание каждого критерия подробно расписано в памятках и снабжено ключом.

В целях совершенствования деятельности образовательного учреждения по повышению качества образования и распространения опыта по формированию портфолио учителя и ученика, в апреле 2008 года, на базе МОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» был проведен районный семинар для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе по теме «Портфолио ученика и учителя как система оценки образовательных результатов». Участникам семинара была предложена разнообразная программа. Вначале семинара директором школы Сивых Е.И. была представлена мультимедийная презентация «Организация деятельности школы как ресурсного центра», затем заместители директора по УВР и ВР Макеева А.В. и Перепелица Г.А. рассказали об опыте работы школы по формированию портфолио учителя и ученика. Участники семинара посетили презентации портфолио учителей школы (учитель русского языка и литературы Гуреева Н.А. и учитель географии и экономики Черкашина Л.М.); тренинг-ранжирование по определению уровня самооценки учащихся «Alter Eqo» (классный руководитель 10 «А» класса Жихарева М.Ф.); занятие-практикум «Шаги к успеху» (психолог Калегина Н.А.); родительское собрание «Создание нового раздела портфолио ученика «Моя семья – мое богатство»» (учитель 3 «А» класса Маслова А.И.). В конце семинара была проведена рефлексия «Что такое Портфолио? Зачем оно нужно?» (заместитель директора по ВР Перепелица Г.А.). Подводя итоги семинара Сивых Е.И., директор школы, обратила внимание участников на необходимость системной работы с педагогами и учащимися по формированию портфолио как системы оценки образовательных результатов.

Участники семинара высоко оценили работу педагогического коллектива школы, отметили накопленный богатый опыт в данном направлении.

Таким образом, повышение квалификации педагогов путем их обучения и самообразования в период реформирования образовательной системы – насущная задача сегодняшнего дня, ибо невозможно говорить о перспективах развития российского образования, о внедрении в педагогическую практику профильного обучения, новых форм и методов организации учебного процесса без системной работы по обучению кадров, которая должна проводиться как на уровне региона, муниципалитета, так и на уровне школы. Именно внутришкольное обучение и самообразование педагогов является основой качественных изменений в образовательном пространстве школы, так как невозможно внедрить в учебный процесс новые педагогические и информационные технологий без детального изучения и апробирования их на уровне педагогов.

Модернизация образования требует от учителя осознания себя как участника образовательного процесса. Поэтому личностное и профессиональное развитие педагога немыслимо без самообразования, а показателем этого личностного и профессионального развития является Портфолио личных достижений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...