Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Pupils self-education

Мамедова Г.Р.

САМООБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

Белгород, Студенческая 14, 308023

Mamedova G.R.

PUPILS SELF-EDUCATION

Belgorod National Research University,

Belgorod, Studencheskaya 14, 308023

Аннотация. В работе рассматривается проблема формирования готовности обучающихся к самообразованию. Крайне важно определить возможности для включения самообразования в учебный процесс, обеспечивая тем самым необходимые в настоящее время гибкость и мобильность обучения. Основным средством самообразования является самостоятельное изучение научной, научно-популярной, учебной, политической, художественной и другой литературы. В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения. Главная задача самообразования состоит в самостоятельном развитии и совершенствовании личности для максимальной подготовки ее к жизни; построении личности, способной не только познавать существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему. Самообразование - это по - настоящему свободный, наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность, т.е. умений самообразовательной деятельности.

Ключевые слова: самообразование, школьники, формирование мотивов учения, саморазвитие.

Abstract. This paper considers the problem of formation of readiness of students to educate themselves. It is essential to identify opportunities for inclusion of self-education in the educational process, thus providing the necessary at the present time, flexibility and mobility training. The primary means of self-education is self-study of scientific, popular scientific, educational, political, artistic and other literature. The basis of self-education techniques are activities, personal meanings, attitudes, qualities and skills. The main task of self-education is self-development and improvement of personality to best prepare her for life; the construction of personality, able not only to know the present world, but also deliberately changed it for the better. Self-education is truly free, the most difficult type of educational activity, since it is connected with processes of self-reflection, self-assessment, self-identification and the development of their own abilities to acquire relevant knowledge and transform them into practical activity, i.e. skills of self-education activity.

Key words: self-education, pupils, formation of learning motives, self-development.

Научный руководитель: д.п.н., проф. Кормакова В.Н.

Статья отправлена: _____ г.

© Мамедова Г.Р.

 

Среди множества проблем, представляющих теоретический и практический интерес, педагогика изучает проблему формирования готовности обучающихся к самообразованию.

При существующей системе организации учебной работы организационные умения у обучающихся почти не формируются, поскольку учитель выступает как организатор всего процесса учения. Школьники в связи с этим привыкают к жесткой регламентации познавательной деятельности и бывают слабо подготовлены к ее самостоятельной организации. Все это делает необходимым создание специальной системы, формирования у школьников организационных умений. Поэтому на сегодняшний день крайне важно определить возможности для включения самообразования в учебный процесс, обеспечивая тем самым столь необходимые в настоящее время гибкость и мобильность обучения.

Новый век информационных технологий, требует не столько получения школьниками разнообразной информации, сколько умение самостоятельно получать нужные знания. Общепринятое понимание образования как усвоение школьниками социального опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с потребностью личности в самореализации, самоутверждении. Поэтому, в условиях модернизации образования, особое значение приобретают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже нельзя делать главную ставку на усвоение суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно приобретать свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации, необходимо каждого ученика научить самостоятельно добывать знания в течение всей последующей жизни.

Самообразование - это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью[5].

Основными характеристиками самообразования выступают: внутреннее познание необходимости, внутренняя свобода личности, целенаправленность, самореализация. Самообразование в современных условиях должно ориентироваться на формирование профессиональной гибкости и мобильности и такого уровня профессионального образования, который позволил бы адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессионального труда, а также на создание условий для успешной самореализации личности.

Самообразование - это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы. Основным средством самообразования является самостоятельное изучение научной, научно-популярной, учебной, политической, художественной и другой литературы. Источниками служат также газеты, радио, телевидение, посещение лекций, музеев, выставок, кино, театров, общение с образованными людьми, специалистами в различных областях знаний и практической деятельности.[1]

Главная задача самообразования состоит в самостоятельном развитии и совершенствовании личности для максимальной подготовки ее к жизни; построении личности, способной не только познавать существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему. В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения:

· ставить цели, определять средства и способы их достижения, понимать смысл поставленной задачи, анализировать и оценивать собственную деятельность, расставлять смысловые акценты;

· быть восприимчивым к окружающей действительности, критичным и самокритичным в оценке собственных действий и поступков окружающих;

· осуществлять сознательный выбор и нести за него ответственность;

· использовать имеющиеся и вырабатывать новые приемы внутреннего стимулирования самообразовательной деятельности, создавать на этой основе действенный инструментарий самовоздействия и самоподдержки;

· расширять личностные образовательные интересы и потребности [4].

Основными движущими силами в формировании у обучающихся стремления удовлетворить свои познавательные потребности и интересы путем самообразования являются следующие внутренние противоречия в их различных сочетаниях:

· между возникшей у ученика необходимостью решения той или иной познавательной или практической задачи и имеющимися у него в данный момент знаниями (их недостаточностью);

· между стремлением удовлетворить появившийся познавательный интерес и ограниченными возможностями приобрести эти знания в условиях школьного обучения непосредственно на уроке;

· между достигнутым уровнем знаний и новыми (возникшими на этой основе) потребностями в более совершенных знаниях как предпосылке для более глубокого изучения данной дисциплины;

· между приемами познавательной деятельности, присущими школьному обучению, и средствами удовлетворения других духовных потребностей [2].

Познавательная потребность, побуждающая самообразование, формируется в активной общественно и личностно значимой самостоятельной деятельности обучающихся. Необходимо, чтобы познавательная деятельность имела подкрепление в форме положительных эмоциональных переживаний, сначала от достигнутых успехов, а в дальнейшем и от самого познавательного процесса.

Факторами, побуждающими личность к самовоспитанию выступают (по И.Ф. Харламову): требования, которые общество предъявляет к человеку, социальные идеалы, моральные образцы, которые его привлекают; притязания личности на признание своего достойного места в коллективе сверстников; создание атмосферы состязательности в учебной и внеклассной работе; положительные примеры, вызывающие стремление подражать им, развиваться в той или иной сфере жизнедеятельности; дискуссии на морально-правовые темы [6]. Мотивами самовоспитания могут быть: стремление достичь поставленной цели; желание не отстать от других; чей-либо пример, желание стать похожим на авторитетного человека, литературного героя; притязание на признание своего достойного места в среде сверстников и другие.

Наиболее эффективными методами и приемами самовоспитания являются: самоубеждение, самопринуждение, самовнушение (применяется в процессе аутогенных упражнений, способствующих овладению собственным организмом и эмоциями), самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач саморазвития, решение воспитать у себя те или иные качества), осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач), самоконтроль (способность следить за своими поступками и действиями в процессе деятельности, фиксировать свое состояние с целью предотвращения нежелательных последствий), самоотчет (ретроспективный взгляд на события, произошедшие с личностью за определенное время). Большое значение имеет самостимулирование: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение [4].

Формирование потребности и умений самообразования осуществляется в процессе предметного обучения и умственного воспитания обучающихся и связано в первую очередь с воспитанием культуры умственного труда (умение рационально организовать режим умственной работы, правильно планировать учебный труд, четко его организовать, рациональные приемы работы с литературой, самоконтроль и самооценка и др.).

Главным направлением в воспитании приемов самообразования в школе является работа учителя - предметника на уроке по формированию учебной деятельности школьника в единстве ее компонентов. Поэтому урок - это важный резерв самообразования. Отработав отдельные компоненты учебной деятельности, учитель передает их для самостоятельного выполнения школьникам, причем первыми передаются действия самоконтроля и оценивания себя, затем учебные действия, постановка и выбор учебных задач и т. д. Учитель - предметник имеет все возможности для формирования учебной деятельности и деятельности самообразования, т.к. он учит школьников находить способы деятельности, адекватные изучаемому предмету. В ходе длительного усвоения учебного предмета есть также возможность показать школьникам роль системы учебных задач, последовательности и иерархии учебных действий в больших разделах учебного маршала, подчеркнуть здесь для школьников роль планирующих форм самоконтроля и самооценки и.т. д.

Успех самообразования зависит от целого ряда познавательной деятельности обучающихся, среди которых являются:

1) реализация принципов личностно-ориентированного обучения, это когда школьник может выбрать дело по душе со своими интересами.

2) обладание необходимым умственным развитием, смотреть на проблемы с реальной точки зрения, планировать шаги поиска ответа.

3) школьники должны самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. Должны развиваться их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формировать умения планировать и принимать решения.

Процесс познания в обучении и самообразовании опирается на одни и те же закономерности формирования познавательных умений, однако в обучении управление познанием и восприятием осуществляется учителем, а для самообразования необходимы побудительные силы индивида. В школьные годы формирование умений и навыков самообразования осуществляется благодаря усвоению общих и специальных знаний и приобретению практических навыков взаимодействия с окружающей природой.[3]

Таким образом, самообразование - это по - настоящему свободный, наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность, т.е. умений самообразовательной деятельности.

 

Литература:

1. Айзенберг Н. Я. Педагогические проблемы самообразования. - Советская педагогика, 1968, № 11, с. 46.

2. Крупская Н.К. Народное образование и демократия. Изб. произв. М., 1998.-430 с.81.Крупская Н.К. Организующая роль рабочей печати. Изб. произв. М., 1998.-430 с.

3. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие [Текст] / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – М.: Педагогическое общество России, 2005.-352с.

4. Расулова З.М. Факторы формирования личностного знания в образовании. Махачкала, 2007. - 157 с.

5. Трофимова Н.М., Еремина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности // Педагогика. 2003, №2. - С.42-48.

6. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие.-4-е изд., перераб и доп. [Текст] / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999.-519.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...