Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. «Вечер» как этап в формировании оригинального типа элегии. Размышление о судьбе человека в произведении. Приемы изображения окружающего мира. Функции метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений, символов. Цвет, свет, звук в стихотворении.




2. «Вечер» как этап в формировании оригинального типа элегии. Размышление о судьбе человека в произведении. Приемы изображения окружающего мира. Функции метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений, символов. Цвет, свет, звук в стихотворении.

О чем произведение?

Произведение можно условно разделить на три основных части. Первая, самая оптимистичная из них – это описание природы и ее прелестей. Жуковский нежно и влюбленно описывает пейзаж около ручья, игру света на нем, пение птиц и чистоту, обаяние обычного солнечного дня. Это внушает покой, настраивает на романтический, воодушевленный лад. Все описания в этом произведении сочные и выразительные – их легко представить.

Во второй части автор уже несколько сгущает тучи – он описывает предзакатные времена, когда солнце скрывается за горизонтом и уступает место луне с ее дрожащим на воде и тусклым свечением. Он говорит о рыбаке, который с хорошим уловом отправляется домой, о затихающей природе, о своих давно оставленных друзьях и горячих обещаниях. Под этим впечатлением он зовет свою музу, которая должна выйти к нему и вдохновить автора на последующие строки, и она приходит. Эта смена настроения подводит читателя к основной мысли произведения, описанной в третьей части.

Заключительные строки посвящены самому автору, он задает вопрос миру. Интересует Жуковского, как долго поэт, находящийся в единении с природой и так чувственно ее ощущающий и восхваляющий ее, сможет продолжать свои труды – жить на этом свете. В таком окончании явственно чувствуется горечь потерь и разочарований, присущая обычной человеческой жизни. В самом конце Жуковский предполагает, что скоро новые беззаботные люди будут сидеть на этом месте над его могилой.

Основные мотивы лирики Жуковского нашли дальнейшее продолжение в его медитативной элегии (элегии-размышлении) «Вечер» (1806) – самой известной из его ранних элегий.

Тема стихотворения – размышления лирического героя о своей судьбе; воспоминания о тех, кто был ему близок, переплетаются с поэтическими картинами природы:

Уж вечер… облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Сколько эпитетов поэт нашел для угасающего дня – «последний», «потухший»; глаголы – «померкнуть», «умирать», «угасать» – и все в 4 строчках, но все описание исполнено невыразимой гармонии. Удивительно яркие краски: «светлый песок», «златые холмы», «багряный блеск» – все доставляет зрителю покой и радость.

Поэтическая картина природы не только возрождает воспоминания:

О братья! о друзья! где наш священный круг?

Личное местоимение под конец заменяется словом «юноша», в воображении поэта рисуется «тихая могила», и сам поэт видит себе как бы со стороны:

Так, петь есть мой удел… но долго ль. Как узнать.

Ах! Скоро, может быть, с Минваною унылой

Придет сюда Альпин в час вечера мечтать

Над тихой юноши могилой!

3. Особенности натурфилософских и религиозных представлений в элегии Жуковского «Море». Образ живой, мыслящей, чувствующей стихии в произведении. Роль приема олицетворения в элегии. Тема единства природы и человека. Эмоционально-психологическое содержание стихотворения.

Стихотворение «Море» написано в 1822 году в период творческой зрелости Василия Жуковского.
В подзаголовке стихотворения автор обозначил его жанр — элегия. Это излюбленный жанр поэта. Обращение к жанру элегии ознаменовало переход Жуковского к романтизму. Элегия — жанр лирической поэзии, передающий настроения грусти, скорби, разочарования и печали. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы.

Стихотворение Жуковского представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души», как точно определил такие стихи поэта-романтика знаменитый ученый-филолог А. Н. Веселовский. Действительно, это не только морской пейзаж, хотя, читая стихотворение, живо представляешь себе море: оно то тихое, спокойное, «лазурное море», то страшная бушующая стихия, которая погружена во мглу. Но важно при этом не только то, что Жуковский создает психологический пейзаж, то есть выражает чувства и мысли человека через описание природы.

Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником, может быть — с другом, а может — с каким-то таинственным незнакомцем. У поэта-романтика не вызывает сомнения то, что море может быть наделено душой, как и человек.

 

Жуковский уверен, что душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Оно так же тянется ко всему светлому — к небу, Богу. Но в отличие от многих других романтиков, рисующих эту «свободную стихию», Жуковский видит и то, что море томится, что его что-то тяготит, оно бунтует против этого. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода тоже относительна. Вот почему традиционные романтические проблемы свободы и неволи, бури и покоя у Жуковского получают очень необычную трактовку.

 

Стихотворение «Море» построено в соответствии с заложенной в нем идеей. Это не столько описание природных явлений, сколько особый лирический сюжет. В нем наблюдается движение, развитие состояния лирического героя, следящего за изменениями, которые происходят с морем. Но еще важнее то, что за этим стоит динамика внутреннего состояния самого моря, его души. Этот внутренний сюжет можно разделить на три части:

«Безмолвное море» — 1-я часть;
«Буря» — 2-я часть;
«Обманчивый покой» — 3-я часть.

Такая композиция свидетельствует о том, что как бы ни была свободна, безгранична, своенравна, противоречива эта стихия, она всё же подчиняется законам природы, вечному закону цикличности, как и смена времён года, как и жизнь всего живого. Свобода, даже в природе, небезгранична, а значит, недосягаема.

Кроме того, композиция стихотворения основана на антитезе: земное – небесное. Эта антитеза иллюстрируется тремя сменяющими друг друга пейзажами, как мы и отмечали выше.

Жуковский мастерски использует мелодические возможности речи. «Море» написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом, который помогает передать ритм набегающих волн. Особенно эффектна картина бури, для воссоздания которой поэт использует прием аллитерации, то есть повторения одних и тех же согласных звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой строки, имитирующей движение и шипение волн: очарован, живо, дышишь, тревожною, движет, что, чем, дышит, напряженная, жизни, чисто, чистом, льешься, вечерним, горишь, ласкаешь, блещешь, же, тучи, чтоб, бьешься, воешь, подъемлешь, рвешь, терзаешь, враждебную, прошлой, вздымаешь, возвращенных, тишину, возвращает, обманчив, неподвижности, скрываешь, дрожишь.
Обратим внимание на лексику текста. Повторы, которые использует автор, придают стихотворной речи выразительность и музыкальность. В тексте используются точные лексические повторы («безмолвное море, лазурное море», «сладостной жизни» /«сладостный блеск», «небо/небом», «тучи», «мглу/мгла», «ты», «его»); корневые повторы («чисто – чистом», «лазурное – лазурь»).
Жуковский использует торжественную лексику («из земныя неволи», «блещешь звездами», «смятенной любовью», «сбираются тучи», «волны подъемлешь»-, «испуганны волны») и устаревшие формы слов («вздымаешь», «лоно», «светозарной», «сбираются», «подъемлешь»), придающие произведению торжественность и величавость.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...