Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

13.Этническая специфика народных инструментов.




13. Этническая специфика народных инструментов.

Русские народные музыкальные инструменты являются важной составной частью и достоянием национальной куль­туры. История их возникновения и развития неразрывно свя­зана с этапами формирования духовного общественного соз­нания. Анализ исторического пути государства Российского дает ключ к пониманию сложных процессов формирования народной музыкальной культуры и всего инструментария в частности.

Арсенал музыкальных инструментов весьма велик и разнообразен. Почти каждый регион России представлен са­мобытными инструментами, которые во многом олицетворя­ют специфику и формы существования фольклора. Ярким подтверждением этому служит видовой спектр гармоник, на­звание которых соответствуют месту их бытования («бологоевская», «елецкая», «касимовская», «ливенская» и др. ). Вме­сте с тем, в исполнительской практике утвердился большой унифицированный ряд народных инструментов, которые ис­пользую повсеместно как в любительской, так и в профес­сиональной сферах. К нему можно отнести жалейку, баян, домру, балалайку, гитару, бубен и др. Поэтому инструмента­рий народной музыкальной культуры имеет многоуровневую и разветвленную структуру. Его углубленному изучению по­священы различные исследования.

Существуют различные подходы к классификации на­родных инструментов. В современном инструментоведении получила признание, в качестве основы, классификационная система, в которой определяющими являются два признака источник звука и способ или механизм его извлечения. Исхо­дя из данной системы, музыкальные народные инструменты систематизируются по следующей схеме:

Духовые

1. Флейтовые – свирель, сопель, кувиклы или кувички;

2. Язычковые – жалейка, брелка, волынка;

3. Мундштучные – рог, рожок.

Струнные

1. Щипковые – гусли, домра, балалайка, бандурка, 7-струнная гитара;

2. Смычковые – гудок;

3. Фрикционные – лира колесная

Клавишно-духовые, язычковые

1. Гармонь.

2. Баян.

3. Аккордеон.

Ударные

I. Мембранные – бубен, барабан, набат, накры, ту­лумбас.

3. Самозвучащие – ложки, трещотки, рубель, косточ­ки, ухваты, коса, рогач, колокол, барабанка (пастуший бара­бан).

Одни из первых упоминаний о народных инструментах относятся к эпохе Киевской Руси. Дошедшие до нас материа­лы свидетельствуют о том, что инструменты использовались в княжеских дружинах на пирах, народных праздниках.

Ратная служба предполагала применение большого ко­личества всевозможных духовых инструментов; различные виды труб, рог, сурна, свирель и др. Сигнальные функции в войсковых соединениях выполняло множество ударных ин­струментов. Среди них: било (деревянная или металлическая доска, по которой ударяли молотком), колокол, варган (инст­румент, близкий по конструкции к металлофону), всевозмож­ные ратные бубны, накры, набат и др.

Широкое распространение народный инструментарий получил в среде скоморохов – первых русских музыкантов – профессионалов. С их творчеством связаны как первые шаги, так и последующий путь развития народного музыкального искусства. На ярмарках, всевозможных гуляниях, в пастуше­ской среде, в быту, в повседневной жизни наряду с духовыми и ударными инструментами (рожком, жалейкой, сопелью, свирелью, волынкой, бубном, колокольчиками, трещотками, ложками и др. ) использовались и разнообразные струнные инструменты. К ним можно отнести прежде всего гусли (пер­вое упоминание о которых датировано 591 г. ), домру, гудок.

Значительно позже получили распространение бала­лайка, лира, а также бандурка и 7-струнная гитара. Появление этих инструментов ориентировочно можно отнести соответ­ственно к XVI1-XIX вв.

Конец XIX в. ознаменован рождением целого ряда гармо­ник. Эти инструменты получили особую популярность в среде рабочего люда и оказали значительное влияние на развитие ин­струментального и вокального народного творчества.

Некоторые выше перечисленные инструменты не получи­ли широкого распространения и не дошли до нашего времени.

Остановимся на популярных инструментах, вошедших в основной спектр народного инструментария соответственно вышеприведенной классификации.

Свирель, брелка, жалейка, рожок -духовые инструмен­ты, дошедшие до нас сквозь глубь времен. В конце XIX столетия возросший интерес русского об­щества к своей национальной истории и культуре способст­вовал появлению первых исследовательских работ по народ­ному инструментарию А. Фоминцына, Н. Привалова, Е. Линевой. По времени это совпало с деятельностью В. Андреева – музыкального просветителя, реформатора рус­ских народных инструментов, общественного деятеля и педа­гога, композитора и дирижера, испонитсля-виртуоза на бала­лайке и гармонике, создателя и руководителя национального оркестра русского народа. Наряду с работами по реконструк­ции балалаек и домр, В Андреевым предпринимались попыт­ки усовершенствовать духовые (брелка, свирель) и ударные народные инструменты. В начале XX в. русский музыкант - самородок псков­ский крестьянин О. Смоленский сконструировал жалейки раз­ных размеров и создал квартет жалейщиков, выступавший на протяжении ряда лет в Петербурге. Тогда же М. Пятницкий ввел жалейку в свой хор.

Более сложно обстояло дело с внедрением в профес­сиональное музыкальное исполнительство на народных инст­рументах владимирских рожков.

В среде пастухов - рожечников еще несколько столетий тому назад было создано целое семейство инструментов раз­личной величины, на которых играли в так называемых «хо­рах» рожечников, сложились самобытная исполнительская традиция и репертуар. Широкой известностью в конце XIX в. пользовался «хор» рожечников под управлением потомст­венного владимирского пастуха Н. Кондратьева. Однако дол­гое время владимирские рожки в состав смешанных ансамб­лей и оркестров народных инструментов не вводились, что объясняется, прежде всего, сложностью их освоения.

Впервые владимирские рожки зазвучали в оркестре хо­ра им. Н. Пятницкого, немного позднее они вошли в состав оркестра им Н. Осипова, где была создана целая оркестровая группа рожков.

Новая волна интереса к русским народным духовым инструментам возникла в 70-е годы, когда в Москве появи­лись два интересных исполнительских коллектива – оркестр народных инструментов «Русские узоры» под управлением Народного артиста РФ В. Зозули и инструментальный ан­самбль «Жалейка» под управлением Народного артиста РФ В. Назарова. Если в первом коллективе ведущими музыкаль­ными инструментами стали жалейки, брелки, свирели, на ко­торых играют все участники оркестра, то в состав второго наряду с жалейками были включены также владимирские рожки. За прошедшие годы в оркестре «Русские узоры» было создано целое семейство жалеек, брелок, свирелей, имеющих различный строй. В результате стало возможным использо­вание этих инструментов почти во всех тональностях и в широком диапазоне. На Московской экспериментальной фабри­ке музыкальных инструментов налажен их выпуск.

В настоящее время духовые инструменты нашли широ­кое применение в разнообразных ансамблевых формах ис­полнительства. Многие профессиональные и любительские коллективы с успехом используют различные духовые на­родные инструменты, оживляя тем самым тембральную па­литру звучания, сто позволяет в значительной степени рас­ширить репертуарные возможности и приобрести неповтори­мое самобытное творческое лицо.

Среди многочисленных профессиональных исполните­лей следует отметить М. Вахутинского – виртуоза, компози­тора, прекрасного аранжировщика и педагога. Его много­гранная исполнительская, просветительская и педагогическая деятельность, большое количество музыкального репертуара в огромной мере способствовали расширению современного бытования духовых народных инструментов.

Важной составляющей большого арсенала народного инструментария является группа струнных инструментов. Среди них получили наиболее широкое распространение гус­ли, домра, балалайка. А такие инструменты как лира, бандурка, да и в некоторой степени 7-струнная гитара, к сожалению, канули в глубине веков. Сегодня предпринимается попытка по возрождению русской 7-струнной гитары, столь популяр­ной в 30-х-40-х годах XIX столетия.

Гусли – по праву считаются древнейшим струнным ин­струментом, которые своим непревзойденным звучанием по­коряют широкий круг любителей народной музыки. Их древ­нее бытование представлено тремя видами: шлемовидные (пелатырсвидные), крыловидные (звончатые), прямоугольные (столообразные). До нашего времени дошли лишь звончатые и прямоугольные гусли На рубеже XIX - XX вв. звончатые и прямоугольные гусли были подвергнуты усовершенствова­нию. Музыкант и просветитель Н. Привалов совместно с из­вестным гусляром О. Смоленским усовершенствовали конст­рукцию звончатых гуслей, что в значительной степени повысило их акустическое качество, исполнительские возможно­сти в целом. Имя О. Смоленского – музыканта-самородка, ор­ганизатора и руководителя хора (ансамбля) гусляров, испол­нителя-виртуоза на гуслях звончатых и жалейке, создателя ансамблевых разновидностей гуслей и одного из первых преподавателей на них, солиста Великого оркестра В. Андреева –навечно занесено в историю развития русского музыкального народного творчества.

Среди современников О. Смоленского выделяется фи­гура Н. Голосова, организовавшего в 1910 г. в Санкт-Петербурге «хор» гусляров, в котором начинал свой творче­ский путь П. Шалимов, во многом предвосхитивший систему начального индивидуального обучения игре на гуслях.

П. Шалимов активным педагогическим творчеством повлиял на возрождение интереса к гуслям звончатым не только в Санкт-Петербурге, но и через своих учеников во многих других регионах России. Среди его учеников такие известные музыканты и педагоги как В. Белявский, Д. Локшин, В. Тихов.

С исполнительством гусляра-виртуоза В. Тихова связа­на целая эпоха в развитии гусельного искусства 40-х-90-х го­дов XX века. Достоянием широкой музыкальной обществен­ности и любителей народной музыки стала его книга «Гусли звончатые Валерия Тихова. Жизнь. Творчество. Наследие мастера», обобщившая опыт многих поколений музыкантов, вобравшая в себя лучшие исполнительские традиции на ис­конно русском народном инструменте.

В настоящее время среди ведущих коллективов, ис­пользующих звончатые гусли, по праву можно выделить го­сударственный академический ансамбль гусляров (худ руко­водитель – Народный артист РФ, профессор Ю. Евтушенко), ансамбль гусляров (худ. руководитель – лауреат междуна­родных конкурсов Л. Жук), Академический национальный оркестр им. Н Осипова (худ. руководитель – Народный ар­тист РФ, профессор Н. Калинин), академический оркестр Все­российской государственной телерадиокомпании (худ. руководитель – Народный артист СССР, профессор Н. Некрасов) и многие другие коллективы.

Гусли прямоугольные (столообразные) – прямой пото­мок гуслей шлемовидных, наивысший этап развития древне­русской гусельной культуры.

В начале XX столетия этот вид гуслей был усовершен­ствован. В 1914 г. музыкант, просветитель Н. Фомин приспо­собил для прямоугольных гуслей простую, остроумно скон­струированную и надежную в работе клавишную механику. Благодаря этому изобретению при наборе левой рукой на клавишах нужного аккорда освобождаются соответствующие струны во всех октавах. Проводя по струнам плектром (спе­циальный медиатор) извлекают звук. Для лучшей устойчиво­сти строя этих гуслей, получивших название клавишных, применяется металлическая рама, подобная фортепианной. Поскольку клавишные гусли Н. Фомина – гармонический ин­струмент, его используют в оркестрах в паре с мелодико-гармоническими прямоугольными гуслями хроматического строя. Клавишные гусли сегодня стали неотъемлемой частью инструментария практически всех народных оркестров Рос­сии. Неоценимый вклад в развитие клавишных гуслей внесла солистка Академического национального оркестра им Н Осипова, Народная артистка РФ, композитор В. Городовская.

XX век раскрыл неисчерпаемые потенциальные воз­можности гуслей в качестве ансамблевого и оркестрового инструмента. Именно в коллективном исполнительстве гусли обрели свой «ренессанс».

Домра – по праву занимает одно из ведущих мест сре­ди струнных инструментов. Из исследователей– историогра­фов А. Фоминцын первым определил домру в качестве струн­ного (щипкового) инструмента. Сохранившиеся материалы по Государственной потешной палате, сведения о домрах, «струнах домерных», домрачеях (исполнителях на домре) в записях дворцовых расходов XVII в подтверждают это. Дом­ра просуществовала на Руси в качестве профессионального инструмента примерно около двух столетий (XVI – конца XVII вв. ), после чего вышла из употребления, не оставив о себе в народе памяти. В русском фольклоре – былинах, пес­нях, сказках – домра совершенно не упоминается.

В 1895 г. один из участников Андреевского кружка ба­лалаечников А. Мартынов вывез из Вятской губернии 3-х-струнный музыкальный инструмент с резонаторным корпу­сом полусферической формы. Он представлял собой один из типов народной балалайки, но был ошибочно принят за обра­зец древнерусской домры и подвергнут усовершенствованию. В результате этого появилось семейство оркестровых разно­видностей, получивших название «домра». Оркестровые дом­ры так называемого «андреевского» образца имеют корпус в виде полушария, короткую шейку с закрепленными ладами, расположенными в хроматической последовательности. Игра по струнам производится с помощью медиатора. В оркестре употребляются домры «пикколо», «прима», «альт», «тенор», «бас» и «контрабас», каждая из которых имеет свои настрой­ку струн. В свою очередь, домра малая, альтовая и басовая получили распространение в сольной исполнительской прак­тике. Вместе с тем, их активно применяют и в ансамблевом исполнительстве.

С момента реконструкции домры и ее введения в Вели­корусский оркестр В. Андреева в конце XIX столетия до на­стоящего времени домра зарекомендовала себя как совер­шенный инструмент, которому подвластно звучание всех тонких струн широкой русской души. Неповторимость ее тембра, виртуозность исполнения, проникновенность звука до сих пор вызывают восторг у слушателей как в России, так и за рубежом. Подлинным продолжателем лучших исполни­тельских традиций на этом инструменте по праву считается музыкант-виртуоз Народный артист РФ, композитор А. Цыганков.

К инструментам струнной (щипковой) группы, дошед­ших до наших времен, и получивших широкое распростране­ние и популярность, относится балалайка. Первые образцы народной (не модернизированной) балалайки конца XIX –начала XX столетий представляют собой 3-х-струнный щипко­вый инструмент, преимущественно с треугольным, усеченным внизу корпусом и сравнительно недлинной шейкой, заканчи­вающейся головкой в виде прямоугольника или завитка.

Важно отметить, что балалайка – один из наиболее «молодых» музыкальных инструментов русского народа, возникший не ранее второй половины XVII века. Впервые о ней упоминается в Петровском «Реестре» 1714 г., а через семь лет игру на ней русской девушки-драгунке отметил в дневнике Ф. Берхгольц.

В середине 80-х годов XIX в. петербургским скрипич­ным мастером В. Ивановым по заказу В. Андреева была сде­лана балалайка улучшенного качества, все усовершенствова­ние свелось к замене подвижных ладовых перевязей тверды­ми порожками, врезанными в гриф. Через несколько лет пе­тербургским мастером Ф. Пасербским по указанию В. Андреева и на основе балалайки работы В. Иванова была сконструирована балалайка с хроматическим звукорядом, а вслед за тем построено целое оркестровое семейство балала­ек: «пикколо», «дискант», «прима», «альт», «тенор», «бас» и «контрабас». В дальнейшем «пикколо», «дискант» и «тенор» были упразднены, но появилась балалайка «секунда». Окон­чательный состав оркестровых балалаек установился в сле­дующем виде: «пикколо», «прима», «секунда», «альт», «бас» и «контрабас», Кроме «пикколо» перечисленный оркестро­вый балалаечный ряд применяется в настоящее время в ис­полнительской практике коллективов. Основным сольным инструментов является балалайка «прима». Некоторое количество сочинений написано специально для балалайки «бас» и «контрабас» (соло).

Флагманами балалаечного исполнительского искусства в настоящее время по праву являются Народный артист РФ, солист Академического национального оркестра им Н. Осипова М. Рожков, Народный артист А. Тихонов, участник и солист Академического национального оркестра им. Н. Осипова, Народный артист РФ, профессор В. Болдырев и другие.

Балалайка широко используется в различных ансамблях народных инструментов. В них она приобретает «классиче­ское», «фольклорное» и «эстрадно-джазовое» лицо, но все же остается самобытным русским народным инструментом.

Клавишно-духовые язычковые инструменты (гармо­ники) в середине XIX века во многих странах, прежде всего в европейских, получили большое распространение. Эти инст­рументы в различных регионах развивались с учетом нацио­нальной музыкальной специфики. В Англии этот инструмент называли концертино, в Австралии – аккордеон, в Германии –банданеон, в России – баян. Все разновидности отличаются друг от друга формой, размерами, клавиатурой, диапазоном, конструкцией, но, тем не менее, их объединяет общий родо­вой признак: они относятся к так называемым клавишно-духовым язычковым инструментам, все они – гармоники.

Первые образцы ручных и губных гармоник в России появились в ЗО-е -40-е годы XIX столетия, и буквально в те­чение нескольких лет проникли почти во все уголки страны. Инструмент пришелся по вкусу широким массам благодаря небольшим размерам, сильному звуку, относительной легко­сти овладения. Главным преимуществом перед другими на­родными инструментами была возможность одновременного исполнения и мелодии, и аккомпанемента.

К концу XIX века начинает преобладать так называемая «городская песня». Простота строения напева, четкая ритми­ка принципиально отличали этот вид песни от старинных об­разцов: в его основе был гомофонно-гармонический склад. И такой портативный и недорогой инструмент, как гармоника, пригодный для аккордового сопровождения, пришелся по вкусу. Этим, в частности, объясняется популярность гармо­ники и ее быстрое распространение, особенно среди населе­ния городских окраин России.

На рубеже XIX-XX вв. в России бытовало огромное ко­личество самых разнообразных видов гармоники, которые несли в себе особенности инструментально-песенной культу­ры той или иной местности. Этот калейдоскоп представляли: «азиатские», «бологоевские», «елецкие рояльные», «кабар­динские», «касимовские», «ливенские», «московские рояль­ные», «невские», «татарские», «тульские», «черепашки» и др.

Первые образцы русских гармоник отличались ориги­нальностью и хорошим качеством, внешне они были привле­кательны, но имели существенный изъян – в них отсутство­вал хроматический строй, и это, естественно, ограничивало их музыкально-художественные возможности. Создание гармоник с хроматическим строем явилось первым и важным шагом на пути совершенствования инструмента.

Русский город Тула – родина хроматической гармоники – был одним из промышленных центров страны, который яв­лялся основным поставщиком гармоник. Их производство было сконцентрировано в Чулковской слободе. Создателем первой в России хроматической гармоники принято считать Н. Белобородова, который в 1875 г. организовал первый в России «Оркестр гармонистов». Оркестровый ряд гармоник выглядел следующим образом: «прима», «секунда», «флейта-пикколо», «альт», «виолончель», «бас», «контрабас». Впо­следствии оркестры гармоник получили широкое распро­странение во многих регионах России.

В начале XX столетия (1907 г. ) петербургский гармо­нист, мастер П. Стерлигов в содружестве с известным гармо­нистом Я. Орландским - титаренко сконструировали хрома­тическую гармонику, которая была названа именем древне­русского поэта-певца Баяна. Вскоре баяны начали изготавли­вать гармонные мастера и других городов России. Действуя совместно с исполнителями они вносили дальнейшие улуч­шения, создав, в конце концов, хотя и сложный, но вполне совершенный инструмент. Гармоника в сфере совершенство­вания своей конструкции по многим параметрам обогнала своих сородичей по народно-инструментальному цеху. И, действительно, современный баян представляет собой и «хор», и «оркестр», заключает в себе широкий спектр много­гранной тембральной палитры, которой подвластны различ­ные стили и жанры классической, народной и современной музыки. Определенным итогом в совершенствовании конструкции инструмента явилось появление многотембрового, готово-выборного баяна, который в значительной степени повлиял на расширение репертуарного диапазона всего на­родно-инструментального искусства.

Впервые в России в Московском государственном уни­верситете культуры и искусств в 1997 г. был открыт класс гармоники, первым выпускником которого стал лауреат Все­российских и Международных конкурсов, ныне Заслуженный артист РФ Г. Калмыков.

Среди современных виртуозов-исполнителей на раз­личных видах гармоник следует отметить лауреата Всерос­сийских и Международных конкурсов, Заслуженного деятеля искусств РФ, педагога, члена Союза композиторов РФ Е. Дербенко, лауреатов Всероссийских конкурсов С. Сметанина и С. Привалова. Баянное исполнительское ис­кусство прославили такие выдающиеся мастера как Народ­ный артист СССР Ю. Казаков, Народный артист СССР, про­фессор А. Полетаев, лауреат Всероссийских и Международ­ных конкурсов, Народный артист РФ, профессор Ф. Липс, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, Заслу­женный артист РФ Ю. Вострелов и многие другие.

Всё множество ударных инструментов русской фольклорной традиции можно разграничить на следующие группы:

1. Инструменты, созданные как музыкальные, но имеющие чисто прикладное значение и использующиеся в качестве шумового орудия или сигнального приспособления (в ратном деле, на охоте, в пастушестве, в быту).

2. Собственно музыкальные ритмизирующие сопровождение пения или танца).

3. Предметы быта, используемые в качестве музыкальных ударных инструментов.

По принципу звукообразования ударные инструменты можно отнести либо к группе мембранных – бубны, барабаны и другие, либо к группе самозвучащих – било, трещотки, ложки, рубель, колокола и др.

Первые сведения об ударном инструменте (бряцало) относится к XI веку (Минея сентябрьская). По историческим памятникам с XII века известен самозвучащий инструмент под названием – било.

Бытовало две его разновидности – великое било и ма­лое било.

Великое било – толстая доска длиною до 8 метров, подвешенная на двух цепях. По ней бьют равномерно специ­альной колотушкой.

Малое било(клепало) – двухметровая доска шириной 10 см. Имеет форму двухлопастного пропеллера с выемкой посередине для держания инструмента. Ударяют в малое би­ло деревянной колотушкой.

Било использовалось в качестве сигнального инстру­мента. В этой функции оно просуществовало, например, в раскольничьих скитах вплоть до нашего столетия. Исследова­тель Смоленский С. В. утверждает, что клепание в било – это «первичная форма колокольного звона».

Колокол – родственник древнерусского била. Первое упоминание о нем находится в летописи о взятии неприятелем Нов­города и о снятии колоколов с Софийского собора в 1066 го­ду. В XV веке западноевропейские путешественники пишут о русских звонах, как о характерном национальном явлении. Кроме церковно-ритуальной, колокола выполняли политиче­скую, гражданскую, военную функцию. Об этом говорят на­звания колоколов: «осадный», «всполошный», «вечевой». Колокола различаются по весу: Малые зазвонные (4 - 80 кг) и большие зазвонные (130 - 400 кг). Большие колокола: повсе­дневный (1600 - 8000 кг), полиелейный (8-11 т), воскресный (до 16 т), праздничный (16 т. и более).

Льют колокола из колокольной бронзы. В русском ко­локоле, в отличие от западноевропейского, подвижной ча­стью является язык, а не сам корпус. От языка колокола идут верёвки, как в руки звонарю (от малых колоколов), так и пе­рекладинам колокольни (от средних) и к ножным педалям. Стоя на одной ноге, опытный звонарь попеременно нажимал другой ногой педали, а локтями и запястьем приводил в движение языки больших и малых зазвонных колоколов.

Бубен ратный – металлический котел с натянутой ко­жаной мембраной. Удар по мембране производился с помо­щью вощяги –колотушки в виде кнута с плетеным шаром на конце. Использовались разновидности ратных бубнов – тулумпас и набат, перевозили их на лошадях. Применялись бубны для звуковой связи и подачи команд в древнем рус­ском войске, для устрашения врага.

Пастуший барабан – цельная деревянная доска со слегка скошенными или закругленными верхними углами. Материалом для изготовления служит ель, сосна. Размеры инструмента достаточно свободны, длина – 50-100 см, шири­на – 25- 40 см, толщина – 1, 5- 6 см. Инструмент подвешен на шее при помощи ремешка или веревки и располагается гори­зонтально на уровне пояса. Играют на барабане двумя дере­вянными колотушками длиной 20- 35 см. Звуками барабана пастух извещал людей о том или ином моменте процесса па­стьбы стада. Нередко инструмент сопровождал пляску и пе­ние. Распространен в средней полосе России. В разных об­ластях имеет различные названия – пастушка, постухалка, барабанка и др.

Трещотка – ударный инструмент, имитирующий хлопки в ладоши. Вероятно был создан специально как музы­кальный инструмент. Представляет собой набор деревянных пластин, в количестве от 14 до 22 штук, нанизанных на две веревки. Пластины изготавливаются из твердых древесных пород: дуба, клена, ореха. Длина пластины – 14 - 17 см, ши­рина – 5 - 9 см, толщина – 0, 5 - 0, 6 см.

Первое упоминание о трещотке в письменных источни­ках встречается в 1714 году. Районы бытования инструмента – преимущественно южные области: Курская, Орловская, Калужская, Тульская. Не случайно порой трещотку называют «курской». Приемы игры на ней весьма разнообразны.

Существует круговая трещотка (Raganella) – широко используемая в симфонической музыке. Эпизодически при­меняют её и в народных оркестрах и ансамблях. Существует предположение, что на Руси она использовалась как шумовое приспособление.

Бубен скомороший – само название инструмента гово­рит о среде его бытования. Бубен представляет собой неши­рокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одной стороне кожаной мембраной и подвешенными с внут­ренней стороны колокольчиками. Скоморохи и медвежьи по­водыри при игре на бубне применяли различные приемы и фокусы: подбрасывая и схватывая его на лету, били бубном то по своим коленкам, то по голове, ударяли по мембране ли­бо обечайке кистью руки, локтем, пальцами, делали тремоло и «вой», проводя по мембране большим пальцем правой руки.

Часто вместо бубна в руках скомороха оказывался дву­сторонний барабан, что нашло отражение в миниатюре XVI века «Игрище славян вятичей» ( Радзивиловская летопись).

К третьей группе инструментов следует отнести пред­меты домашнего обихода, при определенных условиях стано­вящиеся ударными музыкальными инструментами. Это лож­ки, тазы, сковороды, рубель, ухваты, коса и др. Практически любой предмет домашней утвари на праздничном гулянии мог стать музыкальным инструментом, однако только неко­торые из них получили своё второе рождение и стали изго­тавливаться в чисто музыкальных целях.

Ложки – для музыкальных целей их изготавливают из твердых пород дерева( дуб, ясень, клен, бук). Музыкальные ложки имеют удлиненные рукоятки, иногда вдоль рукоятки привешивают бубенцы. Игровой комплект состоит из 2 – 4 ло­жек. Приёмы игры достаточно разнообразны. В русских печат­ных изданиях XVIII века появляются первые сведения о них.

Рубель – изогнутая доска длиной около полуметра с ручкой. На выпуклой стороне нарезано множество поперечных ребринок. В быту рубель использовали для разглажива­ния белья. Одной рукой держат инструмент за ручку, другой рукой – ложку либо деревянную полочку, которой быстро проводят по ребристой стороне. Возможны отдельные удары по различным местам инструмента. Применяемый и изготав­ливаемый в настоящее время музыкальный инструмент отли­чается от своего прообраза – он не имеет изгиба, для улучше­ния акустических характеристик в одном из торцов по длине вырезается резонаторная щель.

Ухват – приспособление, при помощи которого стави­ли и вытаскивали из русской печи чугуны и горшки. Торцами ухватов отбивали об пол плясовые ритмы. На верхнем конце каждого древка приспосабливают по две тарелочки от бубна. Сочетание глухих ударов об пол с позвякиванием напомина­ют танец в сапогах со шпорами. Отсюда второе название это­го инструмента – шпоры.

Рогач – приспособление для сушки кухонной посуды, применяется в деревнях Орловщины в качестве ударного ин­струмента.

Коса – на ней играют, предварительно сняв с древка. Одной рукой держат косу за основание острием вниз, другой рукой – большой гвоздь и выбивают о косу различные рит­мы. Инструмент бытовал в селах Воронежской, Курской и Белгородской областей.

В связи с возрастающим вниманием к народным тра­дициям, предметы патриархального быта все чаще получают своё второе рождение в качестве музыкальных инструментов. Таким образом, возрастает роль исполнительского искусства как хранителя старинных традиций русской культуры.

Ударные инструменты на протяжении многих веков активно использовались в народном инструментальном твор­честве и являлись украшением сольного, ансамблевого и ор­кестрового исполнительского искусства. Дошли до наших дней и получили широкое распространение такие инструмен­ты как бубен, ложки, парные ложки О. Буданкова, косточки «рубель», рыкалка, трещотка обычная, курская трещотка, парная трещотка О Буданкова, круговая трещотка, пастуший барабан (барабанка), рогач, ухваты (шпоры), коса, коробочка и др. Широкий спектр ударных инструментов активно при­меняется как в сольном и ансамблевом исполнительстве, так и в оркестровой практике.

Анализ всей разнообразной гаммы русских народных инструментов показывает, что они представляют собой живи­тельный источник, который во многом питает все пласты на­родной художественной культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...