Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сфера благотворительной деятельности провинциального купечества




«Серебряным веком» называют начало ХХ столетия в России. Это время не только бурного подъема промышленности и торговли, но и целая эпоха в русской поэзии, искусстве, философии. Это особый этап и для русского старообрядчества, получившего возможность легального существования после Высочайше утвержденного положения Комитета Министров об укреплении начал веротерпимости, опубликованного 17 апреля 1905 года, «О свободе совести»[35] и Правил «О порядке устройства общин»[36], утвержденных П.А. Столыпиным 17 октября 1906 г. Именно в этот период особенно ярко заявляют о себе старообрядческие торгово-промышленные династии.

Московские купцы-старообрядцы широко известны своим вкладом и в экономику, и в культуру России. В конце XIX – начале XX века на средства Морозовых, Солдатенковых, Хлудовых, Гучковых, Коноваловых, Рябушинских строились медицинские клиники, аэродинамический и психологический институты, организовывались географические экспедиции, создавались театры.

П.А. Бурышкин, блестящий знаток Москвы купеческой, выделяет 26 торгово-промышленных семей, занимавших первые места в «московской неписанной купеческой иерархии» начала века, и почти половина этих семей была старообрядческой. Благотворительность составляла важнейшую часть их широкой и всесторонней общественной деятельности. «Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые смотрели, как на выполнение какого-то свыше назначенного долга»[37]

Меценатство выходцев из московской старообрядческой среды получило широкое освещение в исследовательской литературе,[38] чего нельзя сказать о казанских благотворителях. Эта тема заслуживает, на наш взгляд, самого пристального внимания хотя бы потому, что память о купеческих щедротах и поныне живет в народном сознании, передаваясь из поколения в поколение.

Традиции купеческой благотворительности в среде казанских купцов сохранялись вплоть до революции. Купеческая благотворительность подкреплялась не только нравственным принципом, желанием выполнить долг имущего по отношению к неимущему, но и стремлением оставить по себе память. Многими купеческими семьями создавались благотворительные общества, которые были направлены на социальную помощь нуждающимся слоям населения г. Казани.

Так, к началу 60-х годов XIX века в городе функционировало 7 указанных организаций, в 70-е годы XIX века их уже 12, в 80-е годы XIX века численность организаций возрастает до 26, в 90-е годы XIX века благотворительных организаций насчитывается уже 46, наконец, с 1900 по 1917 гг., по сведениям, собранным автором, их было более 80.

К причинам, способствовавшим росту благотворительных организаций, автор также относит рост частного капитала, формировавшего материальную основу благотворительности. Последний, в свою очередь, обусловлен глубокими изменениями, происходившими в экономике России во второй половине XIX века.

Бурному росту активности в благотворительном процессе предпринимателей, промышленников и частных лиц способствовали также меры, предпринимаемые государством, направленные на создание благоприятных условий для благотворительной деятельности.

Надо признать, что самодержавие, не имея достаточных ресурсов и потенциальной возможности решить назревшие социальные проблемы, не препятствовало, а способствовало открытию и деятельности общественных, частных и церковных благотворительных организаций, взявших на себя решение многих социальных вопросов. Так, специальным актом от 1862 года утверждался облегчённый порядок открытия благотворительного общества (ранее для этого требовалось «соизволения» государя Императора, теперь же достаточно было получить разрешение от Министерства внутренних дел) и устанавливались налоговые льготы с 18–25% до 12–15%, а на местном уровне – полное освобождение от налогов[39]. В тоже время, законодательная база в сфере благотворительности постоянно изменялась, новые экономические условия, появление новых субъектов благотворительности, изменение отношения к благотворительным обществам требовали внесения соответствующих корректив.

Примером совместной деятельности городской управы и частного капитала по призрению малоимущих горожан может служить история известного благотворительного заведения Казани – Дома призрения неимущих и престарелых граждан, именуемого в простонародье Ложкинская богадельня.

Всего, по собранным автором сведениям, в структуру городских благотворительных заведений в изучаемый период входили (без учёта детских приютов):

1. 10 богаделен;

2. 5 бесплатных приютов и 3 бесплатные столовые, открытых на частные средства в неурожайные годы;

3. 7 различных комитетов, созданных в годы войны, по оказанию помощи раненым воинам, обустройству госпиталей и др.;

4. 3 лечебные учреждения;

5. Журавлёвский ночлежный приют.

Отсутствие полных статистических сведений о количестве призреваемых, доходно-расходных средствах не позволяют провести сравнительный анализ деятельности казанских богаделен. В то же время, следует подчеркнуть, что преобладающее количество богаделен в общей структуре благотворительных заведений отражало общероссийскую тенденцию, проявлявшуюся в конце XIX – начале XX веков. Так, «в 1899 году из 7505 благотворительных заведений в России на долю богаделен приходилось 2792. Причём, количество богаделен стремительно росло, начиная с пореформенного десятилетия. В 1841–1860 гг. их было 255, в 1861–1880 гг. – 592, а в 1881–1899–1182»[40].

Кроме этого, обобщая деятельность городских властей и представителей частного капитала по учреждению богаделен, необходимо подчеркнуть, что инициатива открытия того или иного богоугодного заведения в городе принадлежала частным лицам. Бюджеты этих заведений формировались как за счёт государственной казны, так и частных инвестиций. Содержание зданий, оплата труда обслуживающего персонала осуществлялось, как правило, из городского бюджета. Характерной особенностью указанной совместной деятельности являлось понимание социальных проблем обеими сторонами и искреннее желание решить их.

Благотворительные средства предпринимателей, помимо вышесказанного, направлялись и в другие отрасли социальной сферы города.

Отдельно можно упомянуть и о так называемой Шамовской больнице, построенной купцом Я.Ф. Шамовым. Он был известен не только как крупный богатей-хлеботорговец и глава старообрядческой общины, но и как крупнейший меценат и благотворитель. Он жертвовал немалые суммы на нужды города, участвовал во многих благотворительных подписках. Последним его подарком городу, стало возведение трех этажной, прекрасной и современной по тем временам больницы, построеный в форме начальной буквы его фамилии.

Злые языки говорили, что больница эта есть дань властям и богу. Якобы в Русско – Японскую войну Шамов сознательно поставил армии бросовую муку, отчего начались у фронтовиков разные желудочные болезни.

Активное участие приняли казанские купцы и промышленники и в создании Казанского городского музея. Поводом для начала деятельности по открытию музея в городе послужила научно-промышленная выставка, состоявшаяся в Казани в 1890 году. На собрании по случаю её торжественного закрытия была начата подписка в поддержку создания музея, которая дала более пяти тысяч рублей. В этот первоначальный капитал вложили свои средства купцы и промышленники И.И. Алафузов, П.В. Щетинкин, Я.Ф. Шамов, И.В Александров, М.Т. Атлашкин, В.Е. Соломин, М.С. Королькова и другие[41].

Так же хотелось отметить купца благотворителя таких как купца Хусаинова. На собственные средства 30 каменных мечетей в разных городах и селах Казанской и Оренбургской губерний, как, например, в ауле Нижняя Ошма нынешнего Мамадышского района, да в придачу – около 50 зданий медресе. Естественно, выстроенные Хусаиновым мечети и медресе получали от купца разного рода денежные вспоможения. А еще оставил купец Хусаинов, как говорится в том его завещании, капитал в полмиллиона рублей в процентных бумагах и займах.

После его смерти весь доход от капитала должен был идти на содержание и обучение одаренных девушек и юношей. Десятки молодых людей и девушек имели возможность обучаться в высших учебных заведениях Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, а также Турции и Египте.[42] Этот пункт завещания работал вплоть до октябрьских событий 1917 года.

Отдельной строкой можно отметить благотворительную деятельность Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс. В 1890 году на имя казанского городского головы Сергея Викторовича Дьяченко пришло пропахшее духами письмо. Оно было написано Ольгой Гейс, женой казанского губернатора Александра Константиновича Гейнса. В письме Ольга Сергеевна писала: «Указанные мною Ваши предложения об учреждении музея… глубоко затронули меня и неудача в осуществлении их заставляет меня предложить казанскому городскому обществу свою материальную помощь для приобретения зданий, которые помещали бы в себе музей и лавки, поэтому я решила пожертвовать этому обществу пятьсот тысяч рублей серебром…»[43]

Еще при жизни брата Ольга избирается попечительницей Ксенинской женской гимназии, открывшейся в бывшем доме купца Апакова, и останется бессменной ее главой и содержательницей. Она продолжает благодетельствовать Родионовскому институту благородных девиц и Ложкинской богадельне, открывает училище для девиц духовного звания.

Десять тысяч она дает на учреждение новой мусульманской богадельни. В 1889 году она жертвует 85 тысяч на открытие в Забулачье больницы с амбулаторией, которая начинает прием страждущих в одной из городских особняков по улице Посадской. В 1889 году на ее средства выстраивается на Ново-Горшечной улице, новое здание Александринского приюта, куда он переехал в 1890 году.[44]

Такие пожертвования не могли остаться незамеченными высшим руководством страны. Ольга Сергеевна Гейнс была удостоена избрания в почетные граждане, и сам Илья Репин написал ее портрет, хранящийся ныне в запасниках музея изобразительных искусств Республики Татарстан.

Анализируя деятельность благотворительных обществ Казани, автором отмечено, что, во-первых, благотворительной помощью были охвачены нуждающиеся практически всех религиозных конфессий Казани, во-вторых, деятельность казанских религиозных благотворительных обществ способствовала снижению социальной напряжённости в обществе, и в-третьих, помимо оказания помощи отдельным людям, данные общества принимали участие в решении общегражданских задач – установлении межэтнического согласия, формировании нравственных основ общества и.т.д.

Характерными особенностями деятельности благотворительных профессиональных обществ, на наш взгляд, являлись:

– узко корпоративный характер деятельности (оказание благотворительной помощи распространялось только на работников (или членов их семей) соответствующей профессии);

– заимообразность выдаваемых ссуд, стимулировавшая личную ответственность их получателей, способствовавшая росту социальных инициатив и препятствовавшая распространению иждивенческих настроений в среде ссудополучателей;

– последовательность проводимой обществами пропагандистской политики по вовлечению в организации новых членов В целом, надо сказать, что история детских благотворительных обществ может служить образцом для подражания современным благотворительным организациям и должна стать предметом отдельного исторического исследования.

Таким образом, мы считаем, что инициатива открытия того или иного богоугодного заведения в городе принадлежала частным лицам. Бюджеты этих заведений формировались как за счёт государственной казны, так и частных инвестиций. Содержание зданий, оплата труда обслуживающего персонала осуществлялось, как правило, из городского бюджета. Характерной особенностью указанной совместной деятельности являлось понимание социальных проблем обеими сторонами и искреннее желание решить их. При этом в строительстве богоугодных сооружений принимали участи как русские, так и татарские купеческие фамилии.

 

 


Заключение

 

Исходя из всего вышеизложенного мы пришли к выводу о том, что закон о реформе городского самоуправления в России, стал одной из составных частей либеральных реформ 1860–1870-х гг. Необходимость нового закона была обусловлена потребностями развития городов. Компетенция городского управления была тесно ограничена рамками хозяйственных вопросов, что было оговорено в «Городовом положении». Оно разграничивало компетенцию купеческого сословия, служило им руководством к деятельности. К тому же оно упорядочивала устройство городского быта и распорядка, что несомненно являлось прогрессивным веяньем в законотворчестве России.

В различные периоды российской истории проблемами социальной помощи и защиты инвалидов, неимущих и обездоленных занимались определённые институты поддержки, а с конца XIX века вплоть до 1917 года заметную роль в социальной поддержке малообеспеченных слоёв населения начинают играть государственные структуры, частный капитал и благотворительные общества.

Инициаторами открытия того или иного заведения, как правило, выступали общественные, благотворительные организации. Поддерживая общественную инициативу, городской голова зачастую возлагал на себя функции хозяйственного обеспечения заведений. Крупные промышленники, предприниматели, зажиточные мещане обеспечивали богадельни, приюты продовольствием, одеждой, медикаментами, за свой счёт ремонтировали помещения, оплачивали проживание наиболее нуждающихся и.т.д.

Конструктивное сотрудничество органов городского управления, благотворительных общественных организаций и активная гражданская позиция ряда известных казанских купцов и промышленников позволяли проводить эффективную социальную политику в отношении малообеспеченного городского населения, что, в свою очередь, способствовало ослаблению социальной напряжённости и усилению авторитета государственной власти.

В процессе решения социальных проблем города (нищенства, сиротства, инвалидности и др.) и органы власти, и представители частного капитала не только осознавали общественную угрозу и тяжёлые экономические последствия, порождаемые вышеназванными проблемами, но и предпринимали совместные эффективные меры по их устранению.

Таким образом, практическая значимость данного исследования в современных условиях рассматривается автором в двух аспектах: во-первых, традиции успешного сотрудничества городских властных структур, представителей частного капитала и благотворительных обществ дореволюционной Казани в решении социальных вопросов могут быть использованы в налаживании конструктивного социального партнёрства на современном этапе; во-вторых, изучение работы казанских благотворительных организаций дооктябрьского периода и применение его в повседневной деятельности различных учреждений социальной сферы будет способствовать развитию благотворительности как средства социальной реабилитации наиболее уязвимых категорий населения;

 

 


Список использованных источников и литература

1. История Московского купеческого общества. Т. 1–6. – М., 1863–1897. – Т. 3. С. 56–85

2. Положение Комитета Министров «О свободе совести» / http://irisk.vvnb.ru/Blago.htm

3. Правила «О порядке устройства общин» /http://irisk.vvnb.ru/Blago.htm

4. Дело по прошениям Московских купцов, выдача им для предоставления в Московскую Городскую Думу аттестатов о их поведении. №2411, 18 октября 1862 г. / http://genro.ru/

5. M. П. Щепкин, – Опыты изучения хозяйства и управления городов. М, 1882 г. ч. I, 4. / http://www.allpravo.ru

6. Городовое положение 16 июня 1870 г. / http: // www.hrono.ru/dokum/18700616.html

7. Полный свод законов для купечества. М., 1873. С. 85. / http://new.hist.asu.ru

8. Свод законов о состояниях. СПб., 1911. С. 159. / http://new.hist.asu.ru

9. ПСЗРИ-III. Т. XVIII. 15601 / http://new.hist.asu.ru

10. ПСЗРИ-II. Т. XXXVII. 39118; T. XL. 41779. / http://new.hist.asu.ru

11. Свод законов Российской империи. СПб., 1899. Т. IX. 5284 / http://new.hist.asu.ru

12. Дело по прошениям Московских купцов, выдача им для предоставления в Московскую Городскую Думу аттестатов о их поведении. №2411, от 18 октября 1862 г. / http://genro.ru/obraz.html#delopr

13. Список сведений о Причисленном со 2 половины 1903 г. в Московское 2 гильдии купечество Михаиле Алексеевиче Смирнове. / http://genro.ru/obraz.html#delopr

14. ru.wikipedia.org/wiki/Филарет_(Дроздов)

15. ru.wikipedia.org/wiki/В._В._Стасов

16. Ананьич Б.В. Банкирские дома в России. 1860–1914 гг. – Л., 1991.

17. Берлин П.А. Русская буржуазия в старое и новое время. – М.- Л., 1925.

18. Боханов А.Н. Крупная буржуазия в России (конец XIX в. – 1914 г.) – М., 1992.

19. Боханов А.Н. Благотворители и меценаты России. – М., 1989.

20. Буржуазия и рабочие России во второй половине XIX – начале ХХ века. – Иваново, 1994.

21. Бурышкин П.А. Москва купеческая. – М., 1992.

22. Болдина Е. Деловые бумаги // Былое. 1993, 1. С. 5. / http://new.hist.asu.ru

23. Гавлин М.Л. Из истории российского предпринимательства: династия Кокоревых. – М., 1991.

24. Голикова Н.Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI – первой четверти XVIII в. – М., 1998. – Т. I.

25. Гушка А.О. Представительные организации торгово-промышленного класса в России. – СПб., 1912.

26. Демская А.А., Семенова Н.Ю. У Щукина на Знаменке… – М., 1993.

27. Донгаров А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. – М., 1990. – Гл. 1.

28. Дойников И.В. Городская реформа 1870 г. и становление городского самоуправления в России // Дис… канд. юрид. наук. – М., 1991;

29. Сабиров Д.К., Шарапов Я.Ш. История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней. – Казань, 2003.

30. Иностранное предпринимательство и заграничные инвестиции в России: Очерки. – М., 1997.

31. Керов В.В. Создание социальной промышленной инфраструктуры в текстильном производстве России в XIX в. Конфессионально-этические факторы // Россия и мировая цивилизация. – М, 1996.

32. Керов В.В. Дело Т.С. Морозова: этико-конфессиональные аспекты формирования предпринимательского менталитета // Предприниматели и рабочие: их взаимоотношения. Вторая половина XIX – начало XX веков. Вторые Морозовские чтения. Доклады научно-практической конференции. – Ногинск, 1996.

33. Крупная аграрная и промышленная буржуазия России и Германии в конце XIX-начале ХХ века – М., 1988.

34. Кузьмичев А., Петров Р. Русские миллионщики: семейные хроники. – М., 1993.

35. Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. История российского предпринимательства. – М., 1996.

36. Купечество в России. XV – середина XIX века / Сб. ст. – М., 1997.

37. Лизунов В.П. Старообрядческая Палестина. – Орехово-Зуево, 1992.

38. Мартынов С.Д. Предприниматели, благотворители, меценаты. Строгановы, Алексеевы, Третьяковы, Морозовы, Гучковы. – СПб, 1993.

39. Мартынов С.Д. Финансы и банкирский промысел. Штиглиц, Гинцбурги, Поляковы, Рябушинские. – СПб., 1993.

40. Шкаратан О.И. Социальная политика в контексте постсоветской экономики (федеральный и региональный срезы) // Мир России. – 1998. – №1–2.

41. Кабалина В. Предприятие как социально-политический институт советского и постсоветского общества // Мировая Экономика и Международные Отношения. – 1998. – №2. – С. 34–37.

42. Казань. – 2001. – №2.

43. Сергеев Н. Кирсанова, И. Кирсанова // Экономист. – 2007. – №1. – С. 46–55.

44. Сергеев И. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования. – М., 2002.

45. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана. Учебное пособие для основной школы. – Казань, 2001.

46. История Казани. Т 1. – Казань, 1988.

47. Салихов Р.Р. Общественно-реформаторская деятельность татарской буржуазии Казани (вторая половина XIX – начало XX в.в.) // Автореферат дисс. канд. ист. наук. – Казань, 1998.

48. Свердлова Л.М. На перекрёстке торговых путей. – Казань, 1991.

49. Юсупов А. Господа Акчурины. – Казань: Таткнигоиздат, 1974. – 344 с.

50. Ризаэтдин ибн Фахретдин. Ахмед бай. – Оренбург, 1991. – 48 с.

51. Таиров Н.И. Акчурины. – Казань: Татар.кн. изд-во, 2002. – 160 с.

52. Минуллин З.С. Добрые люди из Заказанья // Заказанье: проблемы истории и культуры. – Казань, 1995. – С. 83.

53. Хайруллина А.Д. Казанские газеты как исторический источник изучения благотворительности (1861–1895) // Дисс … канд. ист. наук – Казань, 1993. – 264 с.

54. Ясницкая Я.С. Исторические традиции благотворительности и их отражение в современном обществе Республики Татарстан // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2001. – С. 368–378.

55. Рафикова Г.Э. Благотворительная деятельность Городского общественного банка // Эхо веков. – №4. – 2000. – С. 26–31.

56. Общественное и частное призрение в России. – СПб., 1907. – С. 105–121.

57. Степанов В.В. Богадельни и дома призрения // Общественное и частное призрение в России. – СПб., 1907. – С. 145–147.

58. Казанский городской музей. Очерки истории 1895–1917 годов // Назипова Г.Р. – Казань, 2000. – С. 272–275.

59. Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р. Республика Татарстан: Памятники Истории и культуры. – Казань, 2002.

60. Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 810 с.

 


[1] История Московского купеческого общества. - М., 1863 - 1897. - Т. 1-6; http://irisk.vvnb.ru/Blago.htm; Чичерова И.А. Земское и городское самоуправление в России второй половины XIX в. // Дис… канд. юрид. наук. – М., 1995

[2] ПСЗРИ-II. Т. XXXVII. © 39118; T. XL. © 41779. / http://new.hist.asu.ru

[3] Городовое положение 16 июня 1870 г. / http: // www.hrono.ru/dokum/18700616.html

[4] Дело по прошениям Московских купцов, выдача им для предоставления в Московскую Городскую Думу аттестатов о их поведении. № 2411,  от 18 октября 1862 г. / http://genro.ru/obraz.html#delopr

[5] Список сведений о Причисленном со 2 половины 1903 г. в Московское 2 гильдии купечество Михаиле Алексеевиче Смирнове. / http://genro.ru/obraz.html#delopr

[6] Степанов В.В. Богадельни и дома призрения // Общественное и частное призрение в России. – СПб., 1907.

[7] Гушка А.О. Представительные организации торгово-промышленного класса в России. - СПб., 1912.

[8] Салихов Р.Р. Общественно-реформаторская деятельность татарской буржуазии Казани (вторая половина XIX - начало XX в.в.): Автореферат дисс. канд. ист. Наук. – Казань, 1998.

[9] Свердлова Л.М. На перекрёстке торговых путей.– Казань, 1991.

[10] Ризаэтдин ибн Фахретдин «Ахмед бай» (второе издание). - Оренбург, 1991. – 48 с.

[11] Таиров Н.И. Акчурины. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2002.- 160 с.

[12] Минуллин З.С. Добрые люди из Заказанья // Заказанье: проблемы истории и культуры. – Казань, 1995.

[13] Хайруллина А.Д. Казанские газеты как исторический источник изучения благотворительности (1861-1895): Дисс … канд. ист. наук – Казань, 1993. – 264 с.

[14] Ясницкая Я.С. Исторические традиции благотворительности и их отражение в современном обществе Республики Татарстан. // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. – СПб.: Лики России, 2001. - С.368-378.

[15] Рафикова Г.Э. «Благотворительная деятельность Городского общественного банка» // «Эхо веков». – ¾. – 2000.

[16] ПСЗРИ-II. Т. XXXVII.  39118; T. XL. © 41779. / http://new.hist.asu.ru

[17] Болдина Е. Деловые бумаги // Былое. 1993,  1. С. 5. / http://new.hist.asu.ru

[18] Свод законов о состояниях. СПб., 1911. С. 159. Ст. 159. / http://new.hist.asu.ru

[19] Дойников И.В. Городская реформа 1870 г. и становление городского самоуправления в России: Дис… канд. юрид. наук. – М., 1991. – С. 37.

 

[20] Дойников И.В. Городская реформа 1870 г. и становление городского самоуправления в России: Дис… канд. юрид. наук. – М., 1991. – С. 41.

[21] Чичерова И.А. Земское и городское самоуправление в России второй половины XIX в.: Дис… канд. юрид. наук. – М., 1995. – С.76.

 

[22] Чичерова И.А. Земское и городское самоуправление в России второй половины XIX в.: Дис… канд. юрид. наук. – М., 1995. – С. 61.

 

[23] Чичерова И.А. Земское и городское самоуправление в России второй половины XIX в.: Дис… канд. юрид. наук. – М., 1995. – С.112.

 

[24] Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М., 1992. – С.53.

 

[25] Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М., 1992. – С.87.

[26] Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М., 1992. – С.88.

[27] Купечество в России. XV - середина XIX века. / Сб. ст. - М., 1997. – С.59.

[28] История Казани. Т 1. – Казань, 1988. – С.167.

[29] Султанбеков Б.Ф. История Татарстана. Учебное пособие для основной школы. – Казань, 2001. – С. 115.

 

[30] Султанбеков Б.Ф. История Татарстана. Учебное пособие для основной школы. – Казань, 2001. – С. 115.

[31] Казань. – 2001. № 2. – С. 23.

[32] Боханов А.Н. Благотворители и меценаты России. - М., 1989.

[33] ru.wikipedia.org/wiki/Филарет_(Дроздов)

[34] ru.wikipedia.org/wiki/В._В._Стасов

[35] Высочайше утвержденного положения Комитета Министров об укреплении начал веротерпимости, «О свободе совести» / http://irisk.vvnb.ru/Blago.htm

[36] Правила «О порядке устройства общин» /http://irisk.vvnb.ru/Blago.htm

[37] Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М., 1991.- С.113

[38] Боханов А. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989; Поздеева И. Русское старообрядчество и Москва в начале ХХ века // Мир старообрядчества. – М., 1995. – С.159.

[39] Общественное и частное призрение в России. - СПб., 1907. – С.61.

 

[40] Степанов В.В. Богадельни и дома призрения // Общественное и частное призрение в России. – СПб., 1907. – С.145.

[41] Казанский городской музей. Очерки истории 1895-1917 годов // Назипова Г.Р. – Казань, 2000. - С.72.

[42]Салихов Р., Хайрутдинов Р. Республика Татарстан: Памятники Истории и культуры. – Казань, 2002. – С.93.

[43] Свердлова Л.М. На перекрёстке торговых путей.– Казань, 1991. – С.93.

[44] Там же.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...