Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментарии. 6. Культура Московского царства в XVI–XVII вв.. Их возглавляли князья и бояре. Дьяки и подьячие, служители приказов, стали родоначальниками российской бюрократии.




Комментарии

Избранную раду, небольшую группу ближайших сподвижников Ивана IV в проведении реформ, иногда называют первым российским правительством. С началом опричнины Избранная рада прекратила существование.

В земских соборах участвовали: Боярская дума, верхи духовенства, представители дворянства, купечества, другие приглашаемые лица. Царь вместе с Боярской думой, с земскими соборами принимал многие важные решения по вопросам внешней и внутренней политики. Некоторые земские соборы даже выбирали царей.

Приказы создавались по отраслевому (Посольский, Разбойный, Холо­пий, Разрядный и др. ) и территориальному (Казанский, Сибирский и др. ) принципам.

Их возглавляли князья и бояре. Дьяки и подьячие, служители приказов, стали родоначальниками российской бюрократии.

Приказная система улучшила собираемость налогов, упорядочила управление государством.

В середине XVI в. была отменена система кормлений.

Наместники и волостели, направляемые из Москвы, за выполнение административных и судебных функций должны были получать «корм». Но они злоупотребляли своим положением. С 50-х гг. население само стало выбирать губных старост (в местах с преобладанием феодального землевладения), земских старост (в го­родах и черносошных волостях), целовальников и голов (сборщиков различ­ных налогов и сборов), дьяков, подьячих, сторожей и других должностных лиц в губных и земских избах, включая палачей. Выбираемые населением десятские, сотские помогали старостам в борьбе с разбоями, следили за порядком. Органы местного управления действовали под контролем приказов.

Порядок обязательной дворянской службы («по отечеству», по происхождению) определялся Уложением о службе 1556 г.

С определенного количества земли дворянин выходил «конен, люден и оружен», а князья и бояре могли сами не служить, но выставляли воинов.

«По прибору» (по набору) служили стрельцы, казаки, пушкари, воротники, казенные кузнецы и др., а также иностранцы. В московском войске появились «служилые инородцы» – татары, калмыки, башкиры. Стрельцы, другие воины селились в городах и на границе, получали освобождение от налогов, землю и небольшое жало­ванье. На время походов отменялось местничество, т. е. порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности. В армии стали широко использоваться огнестрельное оружие, пушки, появилось военно-инженерное дело.

Правление Ивана IV отличает стремление к самодержавию, к всевластию, жестким методам управления.

6. Культура Московского царства в XVI–XVII вв.

Отрасли культуры Характерные черты Творения, творцы
Образование Слабое распространение грамотности, Церковный контроль Книгопечатание (Иван Федоров, 1564). Букварь Василия Бурцева (1634). Славяно-греко-латинская академия братьев Лихудов с 1687 г.
Литература Преобладание церковной литературы. Развитие светской литературы (сатирические повести) Великие четьи (митрополит Макарий), «Домострой» (Сильвестр). «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Шемякином суде» и др.
Архитектура Развитие каменного зодчества строительства крепостей, храмов, частных домов. Возникновение московского шатрового стиля. Нарышкинское (московское) барокко Покровский собор на Красной площади (Постник Яковлев и Бирма, 1554–1561). «Белый город», Смоленский кремль (Федор Конь, конец XVI в. ). Церковь в Коломенском, монастыри
Живопись Жесткая регламентация со стороны церкви (Стоглав 1551). Возникновение портретной живописи Галерея портретов русских царей, членов их семей и других современников (Симон Ушаков XVII в. ).
Ремесло Развитие ремесла. Появление первых мануфактур. Привлечение иностранных специалистов «Царь пушка» (А. Чохов, 1586). «Царь колокол», Тульский оружейный завод (А. Виниус 1632)
Повседневный быт Господство главы семьи Регулирование быта (Стоглав, «Домострой»)
Право Дальнейшее ужесточение законодательства Судебник Ивана IV (1550). Соборное уложение Алексея Михайловича (1649)
Философия, идеология Обоснование неограниченного самодержавия исторической преемственности Московского царства и Древней Руси. Критика тирании, произвола, террора «Сказание о князьях Владимирских», переписка Ивана Грозного с А. Курбским, «Политика» Юрия Крижанича, «Житие» протопопа Аввакума

Комментарии

В Московский период заметны несколько тенденций в развитии культуры:

1. Происходит дифференциация культуры – появляются новые отрасли, жанры, формы, произведения.

2. Огромное значение для развития просвещения имело книгопечатание. (В Европе первую книгу в 1450 г. отпечатал Иоганн Гуттенберг). Появились первые учебники. Грамотность была распространена среди духовенства, дворянства, купечества, горожан вообще. В литературе появился новый жанр – сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («По­весть о Шемякиной суде» и др. ). В XVII в. в русской живописи появля­ется такой жанр, как портрет. Родоначальником портрета стал Симон Ушаков, талантливый иконописец. В XVII в. в архитектуре утвердился русский национальный стиль – московский шатровый. Характерным для этого стиля считается царский дворец в селе Коломенском под Москвой.

3. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ней светских элементов.

4. Наряду с храмовым зодчеством получило распространение частное каменное строительство, которое могли себе позволить князья, купцы, бояре. В частных и монастырских школах изучали грамматику, арифметику, церковные книги.

5. Появляется и усиливается западное влияние, вестернизация в культурной сфере.

6. В 1687 г. в Москве появилось первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. (В Европе университеты появились в XI–XIII вв. ). Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, наряду с богословскими сочинениями, писал светские стихотворения и пьесы, которые ставились в придворном театре.

7. Сохраняется и усиливается огосударствление культуры, подчинение ее государству, в том числе и через церковь, также подконтрольную государству.

Официальной идеологией стала апология самодержавного правления. Московские правители, начиная с Ивана IV, считали себя помазанниками Бога, выступали за жесткое централизованное управление, неограниченный характер царской власти, требовали безоговорочного подчинения себе, вклю­чая церковь. Бунт, крамола, богохульство, ересь и т. д. осуждались церковью и жестоко наказывались. Универсальное руководство для организации семейной, повседневной жизни – «Домострой» – составил в середине XVI в. духовник Ивана Грозного Сильвестр, член Избранной рады.

Развивается народная культура – фольклор (предания, песни, сказки), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), танцы, изобразительное и декоративное искусство, праздники годового цикла, обычаи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...