Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие личность в различных психологических теориях




Введение

 

Актуальность. Если перефразировать классика, то можно сказать что личностью не рождаются, личностью становятся. Проблема формирования и развития личности, а так же вопрос о том, с какого возраста и кого считать личностью относится к числу не разрешенных. Так как существует множество точек зрения, которые часто являются противоположными. Из этого можно сделать вывод что, не смотря на все теории и разработки в области психологии личности, эта проблема актуальна и по сей день.

Формирование личности происходит под влиянием целого комплекса разнообразных факторов. В этой работе будут рассмотрены объектные отношения и их влияние на развитие личности и ее деформации. Они являются базовыми, так как представляют собой первые представления ребенка о внешнем мире и при определенных нарушениях, могут стать причиной нарушений в развитии личности. Хотя эта тема разносторонне изучена в работах многих зарубежных психологов, не лишним будет систематизировать их взгляды на объектные отношения, и дать развернутый список тех деформаций, которые они могут вызвать при нарушении.

Объект: Личность ребенка и подростка.

Предмет: Деформации личности, вызванные нарушением объектных отношений.

Цель: Изучить материал и определить влияют ли ранние эмоциональные переживания на формирование личности и возникновение ее деформаций.

Задачи:

1) Проанализировать роль объектных отношений в формировании личности.

2) Описать личность и ее деформации.

Гипотеза: Ранние эмоциональные переживания в форме объектных отношений влияют на развитие личности и ее деформации.

Методологическая основа: эта работа базируется на психоаналитических концепциях, а конкретно на теории объектных отношений, которая разрабатывалась в рамках «английской школы» Мелани Кляйн, в «Британской школе» Фейрбейрна и Гантрипа, Балинта, Винникотта, Моделл, а так же в авторских концепциях Анны Фрейд, Боулби, Хайнца Кохута, Отто Кернберга,Рене Спитца, Дэниэла Штерна и др.

Методы исследования: теоретические: анализ источников и литературы, теоретический анализ и синтез, ретроспективный анализ библиографических источников и монографий.

Теоретическая значимость: систематизация знаний накопленных по данной теме и краткое представление основных тезисов и выводов по данной теме на основе анализа материала.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы в размере двадцати одной книги.

 


Роль объектных отношений в формировании личности

Понятие личность в различных психологических теориях

 

Наиболее полно и развернуто ранние эмоциональные переживания описаны и исследованы в теории объектных отношений, предтечей которых являлся Зигмунд Фрейд, разработавший теорию инстинктов.

Но, прежде чем начать разбирать каждую конкретную теорию, необходимо дать определение понятию «личность».

Этимология слова личность идет от слова «личина» - уличная маска актеров, которые играли разные роли.

Личность (от лат. «persona») - наружность, идентичность, личина, внешний вид, имидж (общественное, социальное «Я»).

Т.о. Личность с одной стороны обозначает конкретного индивида (лицо), как субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств (т.е. единичному, что в нем есть) и его социальных ролей.

С другой стороны личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшегося в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми, что делает его в свою очередь субъектом познания, деятельности, общения.

Подходы к определению личности условно разделяются следующим образом:

1) первая группа работ ученых исследовала методологические и общетеоретические проблемы личности, то есть личность понималась через проблему структуры, типологии, динамики.

2) вторая группа занималась эмпирическим исследованием конкретных структурных составляющих личности и личностных феноменов.

) третья группа образуется за счет целостных авторских теорий личности.

С.Л. Рубинштейн: личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

А.В. Петровский: личность - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и в общении, и воплощающая меру представленности общественных отношений в индивиде.

А.Н. Леонтьев: личность - психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

А.Г. Маклаклов: личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него и окружающих [9, с. 472].

Л.Д. Столеренко: Личность (в широком смысле) включает три типа субъекта:

1. Природный субъект - человек;

2. Социальный субъект - человек как носитель усвоенных социальных норм, правил;

.   Субъект культуры - субъект самостоятельного и ответственного решения жизненных проблем на основе общечеловеческих нравственных и культурных принципов.

В этом случае она понимается как субъект деятельности, внутреннее условие таковой, когда любая способность субъекта может повлиять на специфику его действий и поведения.

Личность в узком смысле - это субъект решения проблем, выбора, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы субъект культуры [18, с. 48-49].

У. Джемс: «личность человека составляет общая сумма всего того, что он может называть своим. Иначе говоря: человек есть то, что он имеет; его имущество составляет его сущность, его собственность поглощает его личность» [17, с. 567].

Р.С. Немов: личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [12, с. 336].

Чтобы как-то систематизировать трактовки данного термина Г. Оллпорт в 1937 году классифицировал около пятидесяти известных тогда определений личности, выделив семь групп, в зависимости от того, как они соотносятся с:

1) этимологией термина

) теологическим значением

) философским значением

) юридическим значением

) социологическим значением

) внешними проявлениями

) психологическим значением.

Г.В. Оллпорт попытался выделить все лучшее, что содержалось в каждом из этих определений. Сам он в наиболее общем виде определил личность как «то, чем в реальности является человек». Затем Оллпорт сформулировал свое известное определение личности, которое приводится во многих учебниках психологии:

«Личность есть динамическая организация тех психофизических систем в

индивиде, которые определяют его поведение и мышление».

Таким образом, он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему [13, с. 7].

Вывод: Личность - абстрактное понятие, которое определяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивации, мысли, переживания, восприятие действительности и т.д., однако не следует сводить личность к какому-то одному аспекту.

Таким образом, личность это сложное явление, она многообразна в своих психологических особенностях, свойствах и отношениях, однако свойства личности не являются разобщенными - личность всегда едина при всем многообразии своих свойств (сущность структурного единства личности).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...