Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ полученных результатов




      На 1 этапе исследования была проведена беседа с детьми и воспитателями старшей группы. В зависимости от социального статуса и взаимоотношений в семье испытуемые были разделены на группы.
      У детей из полной семьи с одним ребенком отмечается завышенная самооценка, любят, когда на них обращают внимание. Склонны к демонстративности и доминированию.
      Дети из полных семей, где два и более детей, склонны анализировать результаты своей деятельности. Они уверены в себе, активны, уравновешены, настойчивы в достижении цели. Дети из неполных семей тревожны, неуверенны в себе, наблюдается заниженная самооценка, не стремятся к сотрудничеству. Они мало инициативны, выбирают заведомо простые задачи.
     На 2 этапе исследования в игре «Магазин» выявлены следующие результаты:
     Сюжетно-ролевая игра позволила решить игровую задачу. Усложняется способ их решения. Дети начинают сами договариваться перед началом игры о распределении ролей.
      Содержание выступает отражением разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план.
        Сюжеты развернуты и разнообразны. Появляются общественные сюжеты. В игре дети комбинируют эпизоды. Источником сюжета выступают личные наблюдения, рассказы взрослых.
        Закрепляются новые формы общения через роли, обозначенные словом, ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, так как им легко удается взаимодействие в игре.
        Дети самостоятельно выбирают предметы заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. Хорошо освоены предметно - игровые действия, свободно играют с игрушками, предметами - заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения.
       Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила в соответствии с взятой на себя ролью. Следят за соблюдений правил игры другими детьми.
        В ходе проведенного наблюдения ясно видно, что дети уже не нуждаются в обращении к взрослым в процессе игры, как и в участии в игре самого взрослого.
        На 3 этапе социометрическое исследование группы детей позволило сделать вывод о том, что большинство детей активно общаются и друг с другом. Несмотря на то, что результаты4 социометрического исследования показали взаимные отрицательные выборы детей, тем не менее, в процессе игровой деятельности они взаимодействуют друг с другом, выполняя правила игры.
       На 4 этапе исследования тест оценки уровня тревожности показал:
       В неполных семьях дети склонны к интроверсии, которая основывается на низкой самооценке и неуверенности в себе. Не вступают в конфликты, не всегда адекватно воспринимают отношение окружающих к себе, преувеличивая его негативность.
       В полных семьях с двумя и более детьми дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную агрессивность, стремление контролировать других, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они имеют хорошее физическое развитие, социально активны, легко вступают в контакты со сверстниками, однако им не очень присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия.
       В полных семьях с одним ребенком дети склонны считать себя уникальными, ценными, ставить себя выше других.
       На 5 этапе исследований, в ходе проведения рисуночного теста «Несуществующее животное» были получены следующие результаты:
      Рисунки единственных детей в полной семье. Животные смотрят на рисующего, то есть на "себя", что свидетельствует об эгоцентризме. Ножки животных при приближении к земле сужаются. Такое неустойчивое, неосновательное положение животных свидетельствует о поверхностности суждений, легкомыслии в выводах. В глазах жирной штриховкой прорисованы зрачки и реснички - это говорит о визуальной системе восприятия информации и об истероидно - демонстративной манере поведения.
       Рисунки детей, имеющих братьев и/или сестер и семьи которых полные, говорят о нормальной самооценке, тенденции к рефлексии, размышлению. Широкая опорная часть фигуры - основательность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на проверенную информацию. Достаточно высокий уровень творческих способностей.
       Рисунки единственных детей в неполной семье свидетельствуют о заниженной самооценке, неуверенности в себе, подавленности, нерешительности. Закрытые животные, так как над головой возвышаются рога. Бантики на рожках свидетельствуют о любознательности. Вместо ног животные заканчиваются все более и более утончающимся хвостом. Это ведет к тому, что они вообще не имеют под собой никакого основания. Можно сделать вывод об импульсивности принятия решений, а также о незаинтересованности в опоре на логику и значимую информацию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Воспитание детей в семье оказывает большое влияние на развитие личности ребенка, что в свою очередь, проявляется на деятельности и взаимодействии ребенка с воспитателем и детьми.
     Гипотеза о влиянии среды на развитие личности ребенка дошкольного возраста подтверждена.
     В заключение можно сделать следующие выводы, во-первых, понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» - самое широкое и общее, все остальные включаются в него.
      Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых качеств, форм поведения, деятельности.
       Во-вторых, развитие человека опосредовано системой общественных отношений, а развитие личности осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает возможностей формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий.
       В-третьих, выделяют три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация, интеграция.
       В четвертых, среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.
        И, наконец, среда человека - это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний, условий и возможностей.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М.С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 2006.- 270 с. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М., 1968.- с. 421.. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.. Бочаров В.В. Антропология возраста. - СПб., 2001. - 430 с.. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1967.. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1978.. Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 320 с.. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет), издательство - Сфера., 2001г. - 104 с.. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., Издательский центр «Академия», 2004. - 352 с.. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М., 2002. - 383 с.. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. 13. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. - М.: Юристъ, 2005. - 334 с.. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. - 512 с.. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 720 с.. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - Л.: Изд. ЛГУ, 1990 - 256 с.. Сандлер Джозеф и др. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. / Сандлер Д., Дер К., Холдер А.; Пер. с англ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2001.- 346с.. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо - М.: Педагогическое Общество России, 2001.. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 250 с.. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. - 288с.. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 4 - е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336 с.. Хозиев М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: для вузов. - М.: Академия, 2002. - 320 с.. Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. - М.: Академический проект, 2005. - 735 с.. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов./ Сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987.- 447 с.. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. - М.: Владос, 2001.. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М., 2001.. Якунин В.А. Педагогическая психология. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...