Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурно - просветительская деятельность




В этот период потребительская кооперация как массовая общественно - хозяйственная организация принимала активное участие в осуществлении культурной революции в стране. Члены потребительских обществ, тесно связанные с многомиллионными массами крестьян, проводили большую работу по ликвидации неграмотности среди жителей деревни. К 1928 -1929 гг. в пунктах ликбеза было обучено грамоте более 500 тыс. пайщиков.

Во многих районах страны на кооперативные средства создавались общеобразовательные школы. Просветительская и агитационная работа в деревнях велась в библиотеках и кооперативных клубах, была организована сеть библиотек. Из года в год увеличилась продажа книг на селе.

Потребительская кооперация внесла весомый вклад в кинофикацию. В 1923 - 1930 гг. ей принадлежало две трети кинопередвижек и 6 - я часть станционных установок, действовавших в стране. Многие фильмы знакомили зрителей с кооперативной жизнью, её успехами и проблемами.

Кооперативные организации имели 14 тыс. радиотрансляционных установок, более 540 тыс. телефонных точек, более 30 тыс. репродуктов.

Велась просветительская работа и среди детей. Кооператоры проводили с ними игры, экскурсии, беседы, ставили спектакли. Школьные потребительские кооперативы при содействии потребительской кооперации обеспечивали детей учебниками, книгами, школьно - письменными принадлежностями, питанием. Они прививали школьникам навыки кооперативной работы, готовили кадры организаторов кооперативного движения.

В конце 20-х годов сложилась система подготовки и переподготовки кооперативных работников, включавшая краткосрочные курсы (1,5-3 месяца), вечерние курсы без отрыва от производства (3 мес.-1 год), долгосрочные курсы (6 месяцев-1 год), курсы - съезды сроком от 5 дней до 2 недель для руководящих работников, кооперативные школы, кооперативные техникумы и кооперативные отделения промышленных техникумов, кооперативные вузы.Кооперативные школы готовили работников счётно - финансовой и торговой специальности преимущественно для сельской местности. Инструкторов готовили областные курсы. Работников со средним образованием выпускали кооперативные техникумы и кооперативные отделения промышленно - экономических техникумов. Кооперативные вузы готовили экономистов, бухгалтеров, товароведов высшей квалификации.

Организационно - массовая и агитационно- пропагандистская работа осуществлялась через отделы кооперативного просвещения Центросоюза, республиканских союзов и подотделы в областных и крупных районных сою­зах.

Значительная роль потребительской кооперации в социально - эконо­мических преобразованиях национальных окраин и преодолении ими куль­турной отсталости. Для этого в Ташкенте, например, была открыта годичная кооперативная школа Центросоюза. На высших кооперативных курсах в Ле­нинграде обучались представители более 30 национальностей, причём около трети от общего числа обучающихся - посланцы национальных районов. В большинстве национальных республик и областей успешно действовали двухгодичные курсы батраков и батрачек. В 30 - е годы во многих республи­ках уже имелись кооперативные техникумы.

Кооперация способствовала вовлечению женщин в общественную деятельность, что имело особое значение для женщин Востока. В Средней Азии создавались женские кооперативные лавки, доступ в которые имели исключительно женщины, чтобы приучать их снимать с лица в общественном месте паранджу - традиционное покрывало. В лавке имелся уголок товаров «мать и дитя», где медицинская работница проводила консультации по во­просам гигиены, ухода за ребёнком. Подобные лавки служили местом обще­ния женщин.

Потребительские кооперативы создали не только рабочие, но и их дети-ученики фабрично-заводского обучения. Один такой кооператив-«Муравейник» на Урало - Чусовском зоводе объединял 700 членов в возрасте от 8 до 18 лет. Цель кооператива - приучить юношей и девушек к обществен­ной работе, воспитать сознательных кооператоров и удешевить снабжение школьников ученическими принадлежностями, учебниками, бумагой. Коопе­ратив открыл свой клуб, механическую и переплётную мастерские.

В 20-е Центросоюз и республиканские кооперативные союзы выпускали большое количество книг, брошюр, журналов, газет, листовок, где освеща­лись проблемы кооперативного строительства. В 1928 г. кооперация издавала 17 периодических изданий. Среди них - ежедневная коперативно - экономи­ческая газета «Кооперативная жизнь», еженедельная газета «Общество по­требителей», ежемесячные журналы сельскохозяйственной, промысловой и жилищной кооперации.

3.2 Видные государственные деятели о кооперации

Начиная с 1923 г. после публикации статьи В.И. Ленина «О коопера­ции», в среде высших партийных и государственных деятелей начиналось широкое обсуждение места и роли кооперации в экономическом и социаль­ном развитии страны.

В нём приняли участие Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин, Пред­седатель Совнаркома А.И. Рыков, Председатель Совета Труда и Обороны Л.Б. Каменев, Народный комиссар Рабоче - Крестьянской инспекции В.В.Куйбышев, секретарь ЦК РКП(б) А.А. Андреев и др.

Свою позицию по кооперативному строительству они неоднократно высказывали на партийных и кооперативных съездах, конференциях, заседа­ниях правительства, Высшего совета народного хозяйства и др.

«Уже в данное время, - отмечал М.И. Калинин в своей речи на XIII съезде РКП (б), не редкость встретить кооператив, довольно полно обслужи­вающий крестьянское хозяйство. Например, в одном из сёл недалеко от Ка­луги я видел кооператив, который имел торговлю, мельницу, крупорушку, маслобойный завод и пункт с сельскохозяйственными машинами, где проис­ходит очистка семян, чистка шерсти и т. д. Всё это приводится в движение га­зогенным генератором. Этот же кооператив за свой счёт содержит агронома и ветеринара» М.И. Калинин определял данное потребительское общество как «первичную, зачаточную общественную производственную организацию в деревне».

Л.Б. Каменев рассматривал кооперацию как необходимый субъект ры­ночных отношений, равнозначный национализированной промышленности, монополии внешней торговли и новой твёрдой советской валюте.

«Если мы, - писал он, - из промышленных центров раскинем сеть коо­перации по всем крестьянским перифериям, если мы в эту кооперативную сеть вольём живую струю из города в деревню, из деревни в город, тогда эта кооперация станет той самодеятельной организацией, которая на наиболее удобных условиях даст более дешёвые промышленные продукты крестьянст­ву».

В.В. Куйбышев, хотя и критиковал Центросоюз, полагал, что развитие торговли в стране во многом зависит от кооперации. «Партия, - говорил он, -должна максимум своих дел отдать торговле и кооперации».

Ценное наследие по кооперативному строительству оставил нам А.И. Рыков. Это работы «О кооперации», «Деревня, НЭП и кооперация», «О кус­тарно - промышленной кооперации: две речи на собрании уполномоченных Всероссийского Союза промысловой кооперации в 1924 и 1925 гг.», «Значе­ние сельскохозяйственной кооперации: речь на собрании уполномоченных Сельскосоюза» и др.

А.И. Рыков хорошо разбирался в проблемах потребительской, кредит­ной, промысловой и других видов кооперации, он высоко ценил роль коопе­ративной демократии в улучшении хозяйственной работы и увеличении сель­скохозяйственного производства в стране.

«Свобода выбора в кооперативные органы управления, полная ответст­венность и подотчётность выборных органов перед избирателями, точное со­блюдение уставов, замена методов администрирования, нажима развитием и усилением общественной работы - вот, по мнению Рыбакова, основные пути к изживанию недостатков кооперативного строительства и завоеванию дове­рия массы крестьянства».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...