Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль и навыки руководителя




 

Управление фирмой - сложный и ответственный процесс, требующий от руководителя определенных знаний и умений.

Роль руководителя. Здесь доминантой является ориентация управленческого сознания на работников фирмы. Объективно она привлекает сотрудников к решению общих задач, сплачивая в команду единомышленников и координируя во времени и пространстве. Эта роль обеспечивает формирование оптимальных коммуникаций, особенно в решении стыковых проблем, так как их не решаемость и губит фирму. По тому, как данная роль контролирует организационную среду, можно судить о ее эффективности. Именно она ответственна и за делегирование полномочий, и за технологию распределения ресурсов, и за культуру управления фирмой.

В книге «Подготовленный ум лидера», авторами Биллом Велтером и Джином Игмонтом, выделяются основные восемь навыков и умений лидера компании для преодоления перечисленных проблем. Рассмотрим эти навыки, определим их важность для руководителя фирмы, приведём рекомендации и упражнения для их приобретения и развития [5].

. Умение наблюдать.

Для нас не является новостью, что среда функционирования компании постоянно меняется. Именно поэтому лидеры должны постоянно искать информацию, на её основе строить планы и разрабатывать стратегии для дальнейшей работы. Умение поиска информации подразумевает нахождение не просто данных, а особенно значимых данных для фирмы - тех, что приводят к противоречию мнений и опровергают устоявшиеся факты. Если лидер вовремя сумеет найти информацию, и на её основе скорректировать свои решения, то он может избежать неправильных действий, ошибок и огрехов.

. Умение обосновывать.

Умение обосновывать заключается в возможности лидера, на основе полученной информации, делать выводы, приводить аргументы в пользу своего решения. Персонал компании должен знать о том, куда вы ведёте компанию, какими путями, что вы хотите достичь, насколько это важно. Лидер компании должен уметь доносить до сотрудников информацию, отвечать на все поставленные вопросы.

. Умение предвидеть

Предсказывать будущее никто не умеет, но это не говорит о том, что не надо пытаться. Лидеру необходимо представлять будущее, воображать его, чтобы с максимальной верностью принимать решения, генерировать идеи для развития компании. Умение предсказывать важно ещё и тем, что менеджер должен уметь вообразить, к чему приведёт то, или иное решение, как будет работать компания при изменении её бизнес-модели. Также необходимо уметь предсказывать шаги основных конкурентов, уметь их опережать.

При представлении будущего компании, менеджер сможет не только проводить необходимое планирование деятельности, но также искать нужные пути для достижения успеха, или обдумывать методы избегания возможных неудач.

. Умение бросать вызов.

Хороший руководитель должен чувствовать свои знания, силы, не бояться бросить вызов для того, чтобы доказать свою точку зрения, убедить в верности своих доводов, изменить мнения и убеждения собеседников. Умение бросать вызов состоит в своевременности постановки вопросов самому себе: в правильном ли направлении развивается фирма, с необходимой ли скоростью, нужны ли изменения, и т.д.

А также в умении найти на них верные ответы.

. Умение быстро принимать решения.

Правильное, быстрое принятие решения - главнейший навык лидера, которым он должен умело пользоваться.

Если руководитель фирмы не умеет принимать быстрые, адекватные решения, тогда фирму ожидает поражение. Умение быстро применять решения особенно актуально в наше время, усложненное кризисной ситуацией.

. Умение постоянно обучаться.

Мир постоянно изменяется, и то, что вчера было актуальным, сегодня является устаревшим и может вам навредить.

Обучение <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=E-58Mp6XlpeVMBTnxeUplbG23MzP*MjdLPx2EtTUZ04l7ZcfZ0pVv1gikHHD0XLiSdikaU3BG-uUBDYG5ditkSRG*y*d8k*5QuvNBGNAlVhm8BUMc07BGd27brr8*ESEI8Wwr1LAwVE0slZdNPMXLkW-9s86wbIyY45*KzUOmIV0EN02G6iqCm-VHmRVQXKq-JSB*poKmE-zXqqlzv*5h1oT*CZukG8bcy9NYLdqarQbMI2KKvXtVqXmVsVkGptW8TkwYBCp92MfoCPxcb1Uvo6CWVL7dE7kTDS1hE3KznF*iVQ08nYbVm-iXL8RML-P482d01JTcalsvsNf6dxOzPkdbFfGxgBOQSkG-AKTMOG9UzJMaakb64auKsvgmon09dUdgw&eurl%5B%5D=E-58MqmoqagqctsKegb7xhCWW*aQa5g7Po-s8GAnkmk65I0q> должно быть постоянным, а способность постоянно учиться откроет перед вами новые возможности и горизонты.

. Умение помогать.

Понятно, что каким бы образованным, умным не был бы лидер компании, он не сможет один обеспечить фирме успех и процветание. Поэтому, для руководителя очень важно помогать развиваться своим работникам, давать им новые знания для улучшения их умений и увеличения полномочий. Помощь лидера заключается в том, что он должен давать сотрудникам шанс достичь новых высот, помогать им в карьерном росте, обучать их правильному управлению и лидерству.

. Умение размышлять.

В современном мире, в условиях конкуренции, быстро меняющейся ситуации, у руководителей компаний нет время для размышлений, ведь надо в короткие сроки принимать решения и действовать. Анализ же поступков лидеры проводят потом, когда что-либо изменить уже невозможно. Именно поэтому, лидеру постоянно необходимо размышлять над своими ошибками, причинами их возникновения, оценивать их влияние на деятельность компании, чтобы при подобных ситуациях их не повторить.

Все приведённые навыки невозможно развивать одновременно. Необходимо чередовать упражнения по их обучению, но никогда не делать перерыва. Вам будет только поначалу тяжело соблюдать все указания, но со временем это войдёт у вас в привычку.

Благодаря проведению постоянной работы над собой вы будете хорошим лидером, всегда вовремя отреагируете на неожиданности и изменения, любые проблемы и задачи вам будут под силу [9].

 

1.5 Организационный, управленческий и институциональный уровень менеджеров, специфическое содержание их труда

 

Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории. Социолог Талкотт Парсонс <http://ru.wikipedia.org/wiki/Парсонс,_Толкотт> рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Согласно определению Парсонса на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация. Более общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в выделении следующих категорий руководителей (управляющих) [6]:

руководители низового звена (down management), или операционные управляющие;

руководители среднего звена (middle management);

руководители высшего звена (top management).

Рисунок 2 иллюстрирует соответствие между этими уровнями и концепцией уровней управления по Парсонсу.

 

Рисунок 2 - Пирамида управления


 

Руководители низового звена. Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями - это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Младшие начальники (или супервайзеры) в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще - это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве [7].

Исследования показывают, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Задачи сами по себе потенциально краткие: в одном исследовании обнаружено, что время, затрачиваемое мастером в среднем на выполнение одного задания равнялось 48 секундам. Временный период для реализации решений, принимаемых мастером, также короткий. Они почти всегда реализуются в течение менее чем двух недель. Было выявлено, что мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало со своим начальством.

Руководители среднего звена. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникает два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй - низшим. Таким образом, образуется четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала. Армейские офицеры от лейтенанта до полковника, священники в сане епископов считаются руководителями среднего звена в своих организациях. Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции. Руководитель отдела по внешним связям на той же фирме проводит основную часть своего времени, подготавливая бумаги, за чтением, в разговорах и беседах, а также заседании различных комитетов. В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев. Одно исследование по вопросам работы руководителя среднего звена на производственном предприятии показало, что они проводят около 89 % времени в устном взаимодействии [2].

Руководители среднего звена как социальная группа <http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_группа> испытывали особенное сильное влияние различных изменений экономического и технологического характера на производстве в течение 80-х годов. Персональные компьютеры <http://ru.wikipedia.org/wiki/Персональный_компьютер> ликвидировали некоторые их функции и изменили другие, дав возможность руководителям высшего звена получать информацию непосредственно за своим рабочим столом прямо из первоисточника, вместо того, чтобы подвергать ее фильтрации на уровне руководителей среднего звена. Волна корпоративных слияний <http://ru.wikipedia.org/wiki/Слияния_и_поглощения> и общее давление с целью повышения эффективности в работе также вызвало радикальные сокращения числа руководителей среднего звена во многих организациях.

Руководители высшего звена отвечают за принятие стратегически важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Если высшее руководство фирмы решает перевести корпорацию на выпуск продукции, которая не в состоянии бороться с конкуренцией, то руководители среднего и низового звеньев мало что могут сделать, чтобы препятствовать крупному провалу. (Значит руководители среднего или низового не руководители, а технологи, они обычно не специализируются на развитии. Но зря, это большие деньги) Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.

Однако деятельность руководителя высшего звена связана с напряженным темпом и огромным объемом работы, что во много объясняется тем фактом, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать полностью законченной. Поэтому, и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он успешно завершил свою деятельность. Поскольку организация продолжает действовать и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи [8].

Так было раньше. Но когда бизнес стал автоматизироваться, все стало интереснее. Менеджер Высшего звена, чаще может ограничиться контролем контролирующего и стратегического звена, так как управление это среднее звено! И зачем терять время, если в это время можно диверсифицироваться и, либо строить новую ступень, либо строить свою вторую компанию.

Высший организационный уровень - руководство высшего звена - гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена - всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе - это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей - с министрами, а в университете - с ректорами колледжей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...