Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования личности




 

Переход к рынку, конкурентоспособность производства в рыночных условиях, перспективы роста числа безработных и новые требования к трудоустройству во многом зависит от способности и готовности человека решать экономические и научно-технические задачи, внедрять и осваивать новую технику, технологию, вести активную коммерческую деятельность. Это требует от человека целенаправленных и энергичных усилий и способностей преодолевать сложившиеся стереотипы, подходы в повышении своей профессиональной компетентности, а также в отношении собственного интеллекта, в творческой самостоятельности, своих профессиональных и личностных качеств. Сегодня от человека требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстроменяющихся ориентирах профессиональной деятельности на рынке труда.

Рынок труда требует от личности постоянного и быстрого приспособления знаний, умений и навыков, полученных в школе и в вузе к быстро меняющимся научно-техническим достижениям и их практическим воплощениям.

Адаптация личности ко всем более быстрым и резким изменениям в экономической, общественной, политической, культурной жизни будет проходить с минимальными издержками при условии многоплановой и разноплановой подготовки личности к производственной и социальной жизни. Другими словами, от системы образования сегодня требуется не просто снабжение молодого поколения определенным запасом социального опыта, достаточным для функционирования в конкретных общественных условиях на протяжении всей жизни человека, вооружение его способами строительства собственной личности на фундаменте опыта предшествующих поколений.

Таким способом, является самообразование, овладение которым позволяет личности вырабатывать жизненную стратегию, не зависящую от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в его профессиональной и социальной биографии.

Поэтому самообразование - это не только одна из предпосылок выживания личности в современных условиях, но и способ достижения жизненного успеха.

В данной главе поставлена задача выявить сущностные характеристики и раскрыть психолого-педагогические особенности процесса самообразования личности, способствующие достижению личностью жизненного успеха.

В широком смысле в педагогике термин «Самообразование» означает - образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении. [22]

«Самообразование» - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т.д. [8]

«Самообразование» - это познавательная деятельность, ориентированная на целенаправленное приобщение человека к освоению социального опыта на основе развития его способностей, индивидуальных особенностей, мотивов и интересов [16].

В рамках нашего исследования мы рассматриваем самообразование как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого личность может осуществить собственное образование, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными целями и задачами.

Самообразовательную деятельность можно рассматривать в двух аспектах: пространственном и временном.

Пространственный аспект позволяет выделить общественные сферы, области деятельности, в которых личность осваивает опыт самообразовательной деятельности, а так же реализует его. Опыт, как совокупность практически усвоенных знаний, навыков и умений, приобретается в формальных, внеформальных и неформальных сферах образования. Формальное образование - предполагает наличие специальных учреждений, подготовленного персонала, результат закрепляется документом об образовании, обучение целенаправленное и систематизированное. Внеформальное образование - организуется вне стен учебного заведения (клубы, производство), не всегда осуществляется профессионалами (коллеги по работе), не завершается получением документа. Неформальное образование - это неорганизованное обучение, т.е. приобретение информации не систематизировано, источники случайны (СМИ, друзья, знакомые, театр, кино и т.д.). Результатом является жизненный опыт. Наше исследование направлено на изучение становления и развития опыта самообразования в формальной и внеформальной сферах, предполагающего чередование учебной и общественно-практической деятельности в сфере профессионального труда. Временной аспект - вытекает из сущности самообразования как саморазвития, то есть изменяющийся во времени. Такой подход дает возможность во-первых рассмотреть процесс «самообразования» в зависимости от конкретного момента, что дает возможность проследить его динамику в течении определенного периода, во-вторых - понять «самообразование», как процесс изменения у личности конкретно-исторических и типических черт. Это позволяет определить условия, обеспечивающие эффективность самообразования, в-третьих определить особенности самообразования в различные возрастные периоды жизни личности. В нашем исследовании мы определили в качестве пространства для получения получения опыта самообразования, пространство факультета экономики и информатики, исследуя при этом так же внеформальные сферы. В качестве временных рамок определено время обучения на факультете студентов дневного и заочного обучения. Таким образом определив пространственно-временные исследования, остановились на рассмотрении структуры, содержания, функций самообразования. Исходя из определения самообразования, выделим в структуре самообразования две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя структура самообразования может быть представлена в виде системы взаимосвязанных элементов: интересы, мотивы, потребности. Интерес с одной стороны, явление социально-экономическое, с другой - индивидуально-психологическое.

Интерес- форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности, и тем самым, способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми факторами, более полному и глубокому отражению действительности [18]

Наличие интереса означает, что среди объектов действительности личность осознала для себя и выбрала предмет удовлетворения своих духовных потребностей.

Объективным моментом интереса является положение субъекта. Субъективным - идеальные побудительные силы: желания, стремления мотивы деятельности. Предметы и объекты этих мотивов оказываются содержанием интереса, отражаются в сознании субъекта сообразно его положению. Положение выражается в содержании интересов [9].

Интересы преломляются в определенной системе мотивов.

Мотив означает субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленную цель, направляющую и объясняющую его поведение и деятельность. Мотив является стержнем психологии личности, обуславливает особенности ее поведения и деятельности. «Мотивы- осознанные, являющиеся свойством личности побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей» [12]

Связь потребностей и мотивов проявляется в том, что потребности реализуются в поведении и деятельности мотивов.

Потребность- состояние индивида, создаваемое испытываемой или нуждой в объектах, необходимых для его осуществления и развития, и выступающие источником его активности.

В понимании сущности потребности, вообще, и познавательной в частности, существует разнообразие мнений и позиций. Мы придерживаемся господствующего в отечественной науке положения об исторической и социальной обусловленности потребностей.

Наиболее широко рассмотрено понимание потребностей как объективной нужды организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие (С.Л. Рубинштейн), или как выражение этой нужды (А.Н. Леонтьев), или как отражение ее (А.В. Петровский).

6. Анализ сущности понятия «потребность» приводит к следующим выводам: Потребность - определенный вид отношений организма и личности к окружающей среде.

7. Потребность отражает нужду в обществах, энергии и других факторах, необходимых для нормального функционирования организма.

8. Потребность как состояние, характеризуется напряжением живой системы организма.

9. Потребность является основным побудителем организма к активной деятельности, направленной на ее удовлетворение.[19]

Следовательно, в широком смысле слова, потребность - о пределенное состояние организма или личности, отражающее недостаток различных факторов, необходимых для их нормального функционирования.

Потребность в самообразовании - сложное свойство. Оно характеризуется диалектическим единством двух компонентов:

· потребностью в знаниях

· потребностью в познавательных действиях.

Потребность в расширении и углублении знаний будет лишена практической ценности в жизни личности, если она не будет подкреплена потребностью в познавательной деятельности и системой умений ее организации.

Формируется эта потребность в процессе деятельности. Применительно к обучающимся в процессе их учения. Систематическое привлечение обучающихся к активной самостоятельной познавательной работе способствует обогащению их опыта самообразовательной познавательной деятельности и создает необходимые предпосылки для возникновения потребности в самообразовании.

Процесс развития у обучающихся самообразовательной деятельности весьма сложный.

Ученые-педагоги отмечают в нем три этапа:

· ситуативное самообразование

· ситуативно-инициативное самообразование

· инициативно-зрелое самообразование

Отличительной особенностью зрелого самообразования выступает преднамеренное обращение человека к нему, систематичность самообразовательной работы, которая планируется как жизненно необходимая. При этом наблюдается четкое представление смысла и цели самообразовательных действий, упорство в преодолении трудностей познания, у которых - намеренный отход от отдыха и развлечений во время работы, сознательное управление своей жизнедеятельностью.

Рассматривая вуз, как сферу формирования познавательных потребностей следует отметить, что потребность в самосовершенствовании, самообразовании возникает и формируется вокруг осознания личностью несоответствия (противоречия) между внутренними возможностями и объективной необходимостью познания.

К таким противоречиям следует отнести:

1. Противоречие между самооценкой обучающихся и уровнем их деятельности, направленной на самосовершенствование, самообразование.

2. Противоречие между притязаниями и реальными возможностями.

3. Противоречие между требованием коллектива (общества) и уровнем зрелости обучаемого, его подготовленностью к реализации этих требований.

4. Противоречие между уровнем, темпом и интенсивностью процессов самоизменения личности и намеченной им программы (цели, плана) деятельности.

Практическое вовлечение обучающихся в разрешение вышеперечисленных противоречий в процессе обучения внешне, дидактически может осуществляться разными путями с помощью заданий, развивающих у обучающихся умения и навыки самостоятельного поиска решений этих проблем, самооценки, самопроверки результатов собственной познавательной деятельности.

Все это имеет особое значение в формировании мотивационно-потребностной готовности личности к самостоятельной познавательной деятельности, т.е. к самообразованию.

Готовность, как определенное отношение к самообразованию по своему содержанию представляет сложный сплав знаний, умений и навыков учебного труда, ценностных ориентаций личности, интеллектуальных и волевых качеств.

В содержательном плане такая готовность складывается из:

приобретения обучающимися навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, словарями, справочниками и другими учебными материалами;

сформированных умений сопоставлять факты, события анализировать их, давать оценки изучаемым проблемам, делать обобщения;

выработанных умений самостоятельно подготовить творческое задание, научно-теоретическое сообщение с выводами, рекомендациями.

Перечисленные компоненты готовности к самообразованию предусматривают перечень таких умений как: умение извлекать графическую информацию, соотносить графический образ слова с его значением, извлекать структурную информацию из текста, семантическую информацию, а так же умение извлекать полную информацию, т.е. адекватно понимать содержание текста. Основными компонентами готовности к самообразованию выступают:

1) наличие эмоционально-личностного аппарата самообразования;

2) система знаний и умений, отражающая меру интеллектуального развития личности;

3) обобщенные умения личности работать с основными источниками социальной информации;

4) организационно-управленческие умения.

Перспективным направлением, нацеливающим обучающихся на формирование готовности к самообразованию является активизация процесса обучения путем использования следующих принципов: проблемность в обучении; обеспечение связи обучения с жизнью, решение межпредметных познавательных задач и установление межпредметных связей; дифференцированный подход в процессе обучения.

Схематически технологический процесс формирования готовности человека к самообразовательной деятельности может быть представлен в следующим виде:

 

Таблица

№ пп Компоненты самообразования Решаемые задачи
1 Создание эмоционально-личностного аппарата 1.1. Научиться целеполаганию в самообразовании; 1.2. Сформировать потребность самостоятельно реализовать социально значимые задачи; 1.3. Научиться ставить и решать в соответствии с этими задачами личностно-значимые цели своего самообразования.
2 Овладение технологией усвоения знаний, умений и навыков 2.1. Овладеть умениями целостного представления содержания изучаемого; 2.2. Сформировать понимание роли изучаемого в отражении объективной картины мира; 2.3. Сформировать понимание роли изучаемого в профессиональной деятельности.
3 Овладение методикой работы с источниками информации 3.1. Сформировать основы опыта познавательной деятельности для самостоятельной работы с источниками информации; 3.2. Научиться рациональному применению в самообразовании разнообразных источников; 3.3. Научиться умениям рационально находить, извлекать информацию из источников, сохранять и актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности.
4 Овладение организационно-управленческими умениями 4.1. Сформировать умения рационального планирования самообразования; 4.2.Научиться обязательности выполнения плана самообразования; 4.3.Научиться оценивать достигнутые в самообразовании результаты и ставить новые задачи.

 


Готовность - как умения и навыки учебного труда с одной стороны, представляет собой в содержательном плане мировоззренческую позицию личности по отношению к себе лично и к окружающему миру.

Поэтому готовность личности к самообразованию является сущностной характеристикой процесса самообразования.

В результате обучения личность формирует готовность к самообразованию, на основе которой вырабатывается опыт самообразовательной деятельности.

Опыт - это совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений. Самообразование обычно рассматривается как добровольная и систематическая деятельность, как получение знаний путем самостоятельной работы. Однако, без воспитания в себе эмоционально-волевых качеств без сформированности первоначального опыта познавательной деятельности к потребности в ней человека не в состоянии добровольно заниматься поиском и усвоением знаний, не может систематически и целенаправленно развиваться. Отсюда правомерен вывод о целесообразности связывать самообразование с поиском и усвоением социального опыта, накопленного человечеством, с психологической, теоретической и практической готовностью индивида к самообучению как основе самообразования; сформированность потребности в знаниях, умениях и навыках работы с книгой и другими источниками научно-технической, производственно-технической и общественно-политической информации; обеспеченность всеобщей компьютерной грамотности человека, создающей предпосылки для последующего повышения информационной культуры каждого работника.

Залог успеха самообразования - в соответствии поиска и усвоения социального опыта внутренним условиям личности - внутренней установке личности.

Поэтому самообразование может рассматриваться как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого человек может осуществить собственное развитие и образование, достичь поставленных перед собой целей и задач.

Кроме опыта самообразовательной деятельности, необходимо учитывать жизненный опыт обучающихся. Именно жизненный опыт обуславливает подлинный смысл приобретаемых знаний, становятся ценностным достоянием личности, активно формирующим образ жизни, профессиональную компетенцию.

Преобразование жизненного опыта в качественно новое состояние, означает то, что сочетание приобретаемого знания и жизненного опыта формирует новый вид опыта, который имеет ценностный смысл для данного человека, социально-ценностную значимость и является социально-конструктивным; помогает проектировать будущее; включает в себя опыт предшествующих поколений; непрерывно пополняется и развивается.

Такой опыт является системообразующим фактором формирования компетентности личности во всех сферах жизнедеятельности. Компетентность понимается как умение справляться с жизненными ситуациями, большинство которых даже невозможно прогнозировать.

Поэтому система образования и самообразование в частности выполняет функцию подготовки людей к принятию ответственных решений, предвидению их последствий и для собственной жизнедеятельности, и для общества в целом.

С этих позиций опыт можно рассматривать как сущностную характеристику процесса самообразования.

Внешняя структура самообразования как деятельности может быть представлена в виде основных компонентов:

· как целесообразную деятельность по приобретению навыков и умений;

· как предмет деятельности - знания и средства приобретения знаний, умений и навыков;

· как результат деятельности - знания более высокого порядка.

Логически взаимосвязанные действия, которые конкретизируют обозначенную структуру, составляют содержание самообразовательной деятельности, которое можно представить следующим образом:

· осознание личностью потребности в знаниях, определение цели самообразования;

· деятельность личности по самостоятельному приобретению знаний, которая направлена на удовлетворение познавательной потребности:

а) планирование процесса самообразования; б) определение средств и способов самообразования; в) непосредственная деятельность личности по самостоятельному приобретению знаний; г) оценка результатов деятельности, самоконтроль; д) определение новых целей.

Таким образом, определив в качестве пространственно-временных сфер самообразования формальную и внеформальную сферы, выбрав для исследования студентов факультета экономики и информатики ЛГПУ очного и заочного отделений, мы рассмотрели психолого-педагогические особенности и сущностные характеристики процесса самообразования.

Исходя из определения самообразования как средства поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого личность может осуществить собственное образование, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными целями и задачами, мы рассмотрели структуру самообразования определить в ней две составляющие: внутреннюю и внешнюю.

К внутренней структуре мы отнесли такие взаимосвязанные элементы как интересы, мотивы, потребности, развитие которых ведет к формированию мотивационно-потребностной готовности личности к самостоятельной познавательной деятельности.

На основании этого понятия «готовность» рассматривается нами как сущностная характеристика процесса самообразования. Развитая готовность к самообразованию является основой формирования опыта самообразовательной деятельности, который в свою очередь является системообразующим фактором формирования компетентности личности во всех сферах жизни. Поэтому понятие «опыт» мы рассматриваем как сущностную характеристику процесса самообразования.

Определение внешней структуры и содержания самообразовательной деятельности, позволяет перейти к рассмотрению динамики этого процесса и определению психолого-педагогических условий, при которых самообразование является средством достижения жизненного успеха.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...