Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самоанализ проведённой работы

Воспитатель: Уточкина Татьяна Александровна.

 

Тема самообразования

«Развитие мелкой моторики младших дошкольников»

 

План самообразования по теме

 «Развитие мелкой моторики дошкольников»

План самообразования на 2018-2019  уч ебный год

Тема:

«Развитие мелкой моторики дошкольников первой младшей группы»

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена возрастными психологическими физиологическими особенностями детей.

В младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления и форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Мелкая (называемая также тонкой) моторика рук – это развитие мелких мышц пальцев, способности выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Тонкая моторика играет важную роль не только в физическом, но и психическом развитии ребенка. Импульсы, идущие от кончиков пальцев, повышают тонус коры головного мозга, поддерживают ее деятельное состояние, поднимает настроение ребенка. Своевременное развитие мелкой моторики очень важно и потому, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы научиться одевать одеваться, писать, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Поэтому мелкая моторика рук - это не только согласованные движения пальцев рук, но и умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать и расстегивать пуговицы, рисовать, лепить и т.д. Точность выполнения тех или движений пальцев рук предопределяется формированием у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.

В исследованиях М.М. Кольцовой еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя уровень развития общей моторики при этом может быть выше нормы.

Данный феномен объясняется близостью речевого и двигательного центров в коре больших полушарий головного мозга. В двигательном центре значительную представленность имеет каждый палец руки, что и обусловливает позитивное влияние мелких движений рук на развитие речи ребенка, а также на развитие его артикуляционной моторики. Поэтому тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Развивая мелкую моторику ребенка и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающие за движения пальцев рук, педагог активизирует и соседние центры, отвечающие за речь.

В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин этого является то, что родители меньше разговаривают с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.).

В развитии ребенка существуют сензитивные периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды. Как отмечала М. Монтессори, первые годы жизни – это сензитивный период для развития мелкой моторики рук. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Она разработала различные пособия для развития мелкой моторики рук, которые и в настоящее время применяются в практике работы дошкольных учреждений (пособия с застежками, шнуровками и др.)

Развитию мелкой моторики рук и сенсомоторной координации у детей раннего возраста способствуют различные упражнения с мелкими предметами, в которых ребенку предстоит что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия. Развитию мелкой моторики способствует и рисование карандашами, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, а также застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание. Особое место в развитии мелкой моторики занимает пальчиковая гимнастика.

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особое место отводится организации предметной деятельности детей раннего возраста, являющейся ведущей в данном периоде. Соответственно развитие мелкой моторики должно, в первую очередь, осуществляться с помощью различных упражнений с предметами, специально сконструированными так, чтобы побуждать детей выполнять пальцами рук координированные движения.

В нашем детском саду у многих детей раннего развития наблюдаются недостаточное развитие мелкой моторики. Они неловко, зачастую в кулаке держат ложку, карандаш и кисточку, не могут застегивать и расстегивать пуговицы на своей одежде. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми занятий лепкой. Мышечная напряженность, сниженный тонус не позволяют им выполнять даже простейшие формообразующие движения. Для них оказываются трудными многие пальчиковые упражнения: их пальцы малоподвижны, слишком напряжены, скованны, что обусловливает замедленный темп выполнения даже самых легких упражнений. Вот поэтому развитие мелкой моторики детей раннего возраста и стало темой моего самообразования.

.

 

 

Цель:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Улучшить общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

 

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

 

Методы и приемы работы:

· массаж кистей рук

· пальчиковая гимнастика, физкультминутки

· пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

· пальчиковый театр

· лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

· нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой.

· игры с пособиями способствующими развитию мелкой моторики.

ЭТАП

информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик, Пляшут мои ручки. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

2 ЭТАП

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Подбор материалов и пособий для работы с детьми. Организация    цента сенсорики в группе.

3.Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у малышей».

4.Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук.        5.Проведение консультации для родителей

6.Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».

7. Непосредственная ежедневная работа с детьми в центре сенсорики.

8. Использование  созданных мною и родителями пособий в работе с детьми.  Это предусматривает решение задач, прежде всего, активизации речи детей (называния предметов, их цвета, формы величины и др.). Мелкие движения кистей рук сами по себе оказывают благотворное влияние на развитие речи воспитанников.

9. Размещение в родительском уголке информации, о том, как дома подручными средствами можно способствовать развитию мелкой моторики детей.

 

Самоанализ проведённой работы

 

В группе для детей раннего возраста мною был оборудован сенсомоторный уголок, в котором размещены матрёшки, пирамидки с кольцами и шарами для нанизывания, пластмассовые и деревянные конструкторы, мешочки с различными наполнителями, ящик с кинестетическим песком, а также различные шнуровки и застежки (с пуговицами, молниями, кнопками). Мною были подобраны различные пальчиковые игры и комплексы пальчиковых упражнений, которые могут проводиться как индивидуально, так с группой детей. Часть используемых упражнений находит отражение в календарных планах

Изготовленные мною пособия привлекают детей яркостью изображения, необычностью, они легки в использовании. Поддержанию интереса детей к использованию предлагаемых пособий способствует их вариативность, а также использование игровых персонажей, сопровождающих внесение того или иного пособия.

После непродолжительной по времени презентации способов действий с тем или иным пособием, оно располагается в сенсомоторном центре. Кроме того, периодически (во время утреннего приема, после завтрака, после дневного сна) я размещаю знакомые детям пособия на столах, на ковре, обеспечивая возможность в самостоятельно действовать с ними одновременно всем желающим воспитанникам.

Пособие «Чудо-юбка» я надеваю на себя и провожу различные игровые упражнения с предметами, расположенными на юбке.

Некоторые пособия (например, «Мое настроение», «Волшебные полоски») используются только во время индивидуальных и групповых занятий, поскольку детям будет затруднительно выполнять действия с ними без помощи и контроля со стороны взрослого.

В целом, на работу с пособиями я отвожу от 15 до 30 минут в день (4-6 раз в день по 3-5 минут).

Большинство пособий изготавливаются из ткани, фетра, ниток для вязания, ленточек, шнурков, меха и различной фурнитуры (замочки, пуговицы, крючки, кнопки, карабины, липучки).

Часть изготовленных пособий имеют образный характер: предстают перед детьми в виде черепахи, кубика, юбки и т.д.

Пособия предлагаются детям в порядке усложнения действий с ними. Так, первыми предлагаются пособия с липучками, в числе последних – действия со шнурками, требующие более точной зрительно-моторной координации движений. Кроме того, учитывается степень сложности сопутствующих педагогических задач.

Результатам работы в данном направлении стало:

Сформированность у детей умения выполнять координированные движения пальцами рук, регулировать силу движений в процессе выполнения детьми предметных действий с предложенными пособиями;

- формирование навыков самообслуживания (умения застегивать и расстегивать застежки различного вида и шнуровать);

- формирование устойчивого эмоционально положительного отношения детей к действиям с дидактическими пособиями.

 Дети с любопытством рассматривали представленные дидактические пособия, производить с ними конкретные действия (расстегивать и застегивать замочки, кнопочки, липучки, карабины и т.д.).

 Существенно пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы для детей раннего возраста.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...