Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Я и моя будущая семья




Субчева В.П.

Учебно-методическое пособие по социально-бытовой ориентировке

Для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

(часть первая)

Г. Москва

Пояснительная записка

Политические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние пять лет, сильно изменили взгляды педагогов на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. Произошла смена приоритетов в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

Социальная адаптация, т.е. активное приспособление путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Положение детей с ограниченными возможностями является более плачевным еще и потому, что они не имеют представления о многих житейских, бытовых, семейных проблемах.

Социально-педагогическая значимость этих проблем должна была бы решаться введением в учебный план коррекционной школы предмета «социально-бытовой ориентировка». Но, несмотря на наличие этого предмета в программе, подростки с интеллектуальной недостаточностью не в состоянии интегрироваться в современное общество, создать семью, обустроить дом, вести хозяйство.

Социальные изменения в обществе повлияли на содержание обучения детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи и вызвали необходимость разработки программы по социально-бытовой ориентировке.

Успешное освоение программы предполагает наличие у обучающихся навыков, обладая которыми, они не превратятся в социальный балласт после выпуска из школы, а смогут выжить, прокормить себя и свою семью и стать полноправным членом общества.

Цель программы: развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната.

Условия освоения программы: данная цель достигается посредством организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, а так же посредством осуществления практических работ и экскурсий.

Задачи курса: формирование у воспитанников коррекционной школы навыков самостоятельной жизни;

освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.

В результате обучения предложенной программе у обучающихся будут сформированы следующие компетенции: социальная, бытовая и коммуникативная.

Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах освоения учебного содержания, а также использовании примеров и ситуаций из опыта знакомых детям героев литературных произведений, учителей и воспитателей, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.

Процесс освоения программы фиксируется в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, экскурсий, обобщающих уроков, практических работ.

Аудиторные формы организации занятий:

Лекции:

лекция-беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с учащимися. Использование данного вида лекций позволит привлечь внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей детей, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала;

лекция с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в процессе лекции обсуждение конкретных жизненных ситуаций;

Практические занятия дают возможность обучающимся использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.

Учебные сюжетно-ролевые игры -синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучаемых, представляет собой поликомпонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития умственно-отсталого ребенка типов деятельностей: проблемно-поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно-ролевую (социально-моделирующую).

Большинство разделов программы изучается с 5 по 10 классы. Это обусловлено особенностью динамики нервных процессов учащихся и позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Ресурсы программы:

Общая продолжительность программы 68 часов для каждого класса, то есть 2 часа в неделю.

Учебно-методическое пособие по СБО для 5-9 классов имеет следующую структуру:

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план 5-9 классов

3. Учебно- тематический план для 5 класса

4. Содержание программы 5 класса

5. Требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса

6. Учебное пособие для 5 класса

7. Учебно- тематический план для 6 класса

8. Содержание программы 6 класса

9. Требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса

10. Учебное пособие для 6 класса

11. Учебно- тематический план для 7 класса

12. Содержание программы 7 класса

13. Требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса

14. Учебное пособие для 7 класса

15. Учебно- тематический план для 8 класса

16. Содержание программы 8 класса

17. Требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

18. Учебное пособие для 8 класса

19. Учебно- тематический план для 9 класса

20. Содержание программы 9 класса

21. Требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса

22. Учебное пособие для 9 класса

23. Список используемой литературы

24. Список литературы, рекомендуемой для подготовки учителя к занятиям по СБО.

 

 

Учебно-тематический план,

Классы

№ п/п Наименование разделов Годовое количество часов по классам
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
I Личная гигиена          
II Одежда и обувь          
III Питание          
IV Я и моя будущая семья          
V Культура поведения          
VI Жилище          
VII Транспорт          
VIII Торговля          
IX Средства связи          
X Медицинская помощь          
XI Итоговое тестирование          
  Итого:          

Класс

Учебно-тематический план

  № п/п Наименование разделов Всего часов В том числе
  Лекции Практи- ческие занятия
    О предмете СБО. Экскурсия по кабинету   0,5 0,5
  1. Личная гигиена      
  1.1 Правила личной гигиены в течение дня      
  1.2 Практическая работа «Выполнение утреннего туалета»      
  1.3 Практическая работа «Чистка ушей»      
  1.4 Правила охраны зрения (освещение рабочего места, чтение, просмотр телевизора)   0,5 0,5
  1.5 Уход за волосами (мытье, прическа)      
  1.6 Практическая работа «Мытье головы»      
  1.7 Практическая работа «Сушка волос с помощью фена»      
  1.8 Обобщение пройденного материала. Сюжетно-ролевая игра «В парикмахерской»      
  2. Одежда и обувь      
2.1 Виды одежды и головных уборов, их назначение.        
  2.2 Практическая работа «Повседневный уход за одеждой и подготовка ее к хранению»      
  2.3 Виды обуви, их назначение.      
  2.4 Практическая работа «Повседневный уход за кожаной обувью»      
  2.5 Повседневный уход за обувью из замши, текстиля и шерсти      
  2.6 Уход за мокрой обувью из кожи, замши, текстиля и шерсти      
  2.7 Подготовка обуви к сезонному хранению      
  2.8 Обобщение пройденного материала. Практическая работа «Убираем зимние вещи на летнее хранение»      
  3. Питание      
  3.1 Значение продуктов питания для здоровья человека      
  3.2 Кухонная посуда, приборы и приспособления – назначение Столовая посуда, приборы – назначение   0,5 0,5
  3.3 Сервировка стола к завтраку      
  3.4 Чайная посуда. Правила заваривания чая. Техника безопасности в обращении с кипятком. Практическая работа «Заваривание чая»   0,5 0,5
  3.5 Практическая работа «Приготовление открытых и закрытых бутербродов». Техника безопасности в обращении с ножом.      
  3.6 Практическая работа «Приготовление салата картофельного»      
  3.7 Практическая работа «Приготовление винегрета»      
  3.8 Практическая работа «Приготовление яичницы»      
  3.9 Правила мытья и чистки посуды Практическая работа «Мытье кухонной посуды»   0,5 0,5
  3.10 Обобщение пройденного материала. Практическая работа «Сервировка стола к завтраку, мытье посуды»      
  4. Я и моя будущая семья      
  4.1 Понятие о доме, семье, семейных обязанностях. Члены семьи. Семейные традиции. Уклад семьи в прошлом. Современная семья.      
  4.2 Практическая работа «Состав моей семьи» (Написание фамилии, имени, отчества своих родителей, других членов семьи)      
  4.3 Семейные традиции. Уклад семьи в прошлом. Современная семья.      
  4.4 Сюжетно-ролевая игра «Семейное чаепитие»      
  5. Культура поведения      
  5.1 Поведение в музее, библиотеке.      
  5.2 Экскурсия в школьную библиотеку      
  5.3 Поведение в кино, театре. Сюжетно-ролевая игра «Поход в кино»   0,5 0,5
  5.4 Поведение за столом. Упражнения по этикету.      
  5.5 Правила приема пищи.      
  5.6 Обобщение пройденного материала. Сюжетно-ролевая игра «В кафе»      
  6. Жилище      
  6.1 Виды жилых помещений в городе и деревне. Виды помещений в жилых домах (варианты квартир и подсобных помещений)      
  6.2 Почтовый адрес дома, школы.      
  6.3 Практическая работа «Написание адреса школы или дома на почтовой открытке»      
  6.4 Гигиенические требования к жилому помещению      
  6.5 Инвентарь и приспособления для уборки Последовательность уборки детской комнаты   0,5 0,5
  6.6 Правила вытирания пыли Правила подметания пола   0,5 0,5
  6.7 Практическая работа «Вытирание пыли в спальной комнате»      
  6.8 Практическая работа «Подметание пола в игровой комнате»      
  6.9 Обобщение пройденного материала. Практическая работа «Ежедневная уборка в моей комнате»      
  7. Транспорт      
  7.1 Виды городского и пригородного транспорта. Правила передвижения на велосипеде.      
  7.2 Правила поведения в транспорте и на улице.      
  7.3 Изучение правил ПДД с помощью интерактивной компьютерной игры («По дороге со Смешариками»)      
  7.4 Практическое занятие – поездка в пригородном автобусе      
  8. Торговля      
  8.1 Основные виды магазинов. Их назначение. Правила поведения в магазине.      
  8.2 Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товаров      
  8.3 Сюжетно-ролевая игра «Порядок приобретения товара в продовольственном магазине»      
  8.4 Экскурсия в продовольственный магазин      
    Итоговое занятие      
    Итого      
                   

Содержание программы

Вводное занятие.

Значение предмета СБО для будущей жизни воспитанника школы-интерната. Чему будут учиться дети на уроках. Что представляет собой кабинет СБО, виды поделок, которые можно изготовить для проведения практических работ и сюжетно-ролевых игр.

 

I. Личная гигиена.

Лекция.

Значение личной гигиены для сохранения здоровья человека.

Последовательность утреннего и вечернего туалета.

Лекция.

Уход за волосами, подбор прически.

Лекция.

Гигиена зрения.

Практическая работа:

Выполнение утреннего туалета.

Практическая работа:

Чистка ушей

Практическая работа:

Мытье головы

Практическая работа:

Сушка волос феном.

Практическая работа:

Сюжетно-ролевая игра «В парикмахерской».

II. Одежда и обувь

Лекция.

Виды одежды и головных уборов, их назначение. Правила повседневного ухода и хранения.

Лекция.

Виды обуви, назначение. Правила ухода за обувью из различных материалов.

Практическая работа:

Повседневный уход за одеждой и подготовка ее к хранению

Практическая работа:

Повседневный уход за кожаной обувью

Практическая работа:

Убираем зимние вещи на летнее хранение.

III. Питание

Лекция.

Значение продуктов питания для здоровья человека.

Лекция.

Кухонная, столовая, чайная посуда, уход за ней.

Лекция.

Правила безопасной работы с режущими инструментами, кипятком.

Лекция.

Виды бутербродов.

Лекция.

Салаты и винегреты.

Лекция.

Заваривание чая.

Лекция.

Сервировка стола к завтраку.

Практическая работа:

.Заваривание чая.

Практическая работа:

Приготовление открытых и закрытых бутербродов.

Практическая работа:

Приготовление салата картофельного.

Практическая работа:

Приготовление винегрета.

Практическая работа:

Приготовление яичницы.

Практическая работа:

Мытье кухонной посуды

Практическая работа:

Сервировка стола к завтраку, мытье столовой посуды

IV. Я и моя будущая семья

Лекция.

Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок).

Лекция.

Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).

Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи.

Практическая работа:

Написание фамилии, имени, отчества родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер.

Практическая работа:

Сюжетно-ролевая игра «Семейное чаепитие»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...