Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предисловие. Введение. Карнавал ужасов




Предисловие

 

 

Цель этой книги – исследование, хронология, ощущения нечисти и установление корней некоторых ее реальных образов в легендах. Также рассмотрены возможные пути возникновения представлений о нечисти и как глубоко они укоренились в недрах человеческого сознания. Со временем оба аспекта часто становились так неразрывно связанными, что становится трудно разделить разные направления верований и рассматривать их по отдельности. Понятие нечисти следует рассматривать как единое целое. Понимание исторических связей этих деталей и перцепционного[1] развития, постепенная и фрагментированная система изложения полного восприятия не дает, а это означает, что читатель должен «возвращаться» к другим сведениям, чтобы понять тему. Поэтому в рассматриваемой области автор считает вправе отойти от стандартных процедур энциклопедий или справочников. Скорее, в рассмотрении конкретной темы во всем объеме, книга «грешит» обилием подчиненных заголовков, которые постепенно раскрывают читателю заданную тему. В таком изложении читатель получит более полную картину того, как восприятие нечисти и сверхъестественных существ развивалось и изменилось во времени. Автор чувствует, что в таком изложении раскрытие материала будет преподнесено надлежащим образом.

Автор, однако, точно знает, что некоторые читатели могут потребовать определенную форму указателя, отсылающего к специальным и особенно интересным темам. Поэтому в конце книги помещен полный алфавитный указатель. Это, я надеюсь, даст законченный и читаемый материал, обеспечивающий нахождение требуемых статей. Автор понимает, что это, очевидно, “ненормальный подход” к таким работам, но также и темы, с которыми мы имеем дело, далеки от «нормальности». Образы нечисти и существ, которые часто всплывают из глубин нашего разума, продолжает одновременно пугать и зачаровывать нас. Они сложны и собирательны, их символика и содержание получены из многих источников, как древних, так и современных. Я надеюсь, что и в информационном плане, и в структуре эта книга сделает их пугающе реальными.

 

Эта страница преднамеренно оставлена пустой

 

 ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥

 

 

Введение. Карнавал ужасов

 

Мы ощущаем воздействия и объекты, недостижимые нашим пониманием, которые, по-видимому, сотканы из воздуха и которые превосходят по силе, мощности и возможностями самого живого Смертного.

— Ричард Бове, Вавилонское столпотворение

 

Описания нечисти всегда были с нами. Из глубин веков детства Человечества пришли шепоты жутких созданий, уже не живых (или живых, в недоступном для нас понимании) и все же одновременно не совсем мертвых. Они, вероятно, были древними и примитивными божествами, обосновавшиеся в глубинах окружающих лесов и отдаленных местах, или просто мертвецами, которые отказались покоиться в могилах и бродили в поселениях, физически мучая и пугая все еще живых. В основном это были неидентифицируемые ночные странные звуки вне спасительного света огня или создания, улавливаемые в сумерках боковым зрением на границе стойбища. Они были неопределенны и неясны, но они всегда присутствовали, обладая силой испугать и разрушить. У них была сила проникнуть в умы наших давних предков и заполнить их страхом. Такой страх сформировал основу самых ранних описаний, хотя источник и точная природа этих страхов все еще оставались очень неопределенной.

По мере развития Человечества оно оставляло мрак пещер и формировалось в определенные сообщества – замки, города, целые культуры – и нечисть следовала за ними, оседая в фольклоре так же, как и в старину. Теперь она начала приобретать более определенные формы. Она стала ходячими трупами; физическим воплощением прежних божеств и сущностей, которые существовали рядом с человеком, начиная с Сотворения мира. Некоторые все еще оставались неопределенными и неощущаемыми, но, поскольку Человечество стремилось объяснить страхи, которые оно чувствовало к ним, такие создания легко с готовностью появились в большом количестве. Чтобы подтвердить их необъяснимое состояние, многим из нечисти часто приписывали свойства, которые нарушали естественный ход вещей – способность превращения в другие образы, способность поддерживать себя питьем человеческой крови и способность влиять на расстоянии на человеческий разум. Такие возможности – описываемые как сверхъестественные – только нагоняли на людей еще больше страха.

И также было естественно, что только нечисть должна быть сопряжена с практикой волшебства. С очень ранних времен шаманы и знахари претендовали, по крайней мере, на небольшую толику управления силой и духом покойных предков, и это сохранялось с наступлением “более цивилизованных” времен. Прежде, невидимые дух и сила, которые скапливались вокруг древнейших стойбищ человека, говорили “через” племенных шаманов, и теперь, как объекты их собственного права, они были подчинены магическому управлению и могли быть физически вызваны умелым колдуном. Однако отношения между колдуном и нечистью зачастую были весьма тонкими и неуверенными. Некоторые маги, возможно, после смерти даже становились нечистью, и когда они “шаманили”, возможно, также были восприимчивы к силе других колдунов.

В Средневековье и в Эпоху Просвещения теории нечисти продолжали расти и развиваться. Их имена стали узнаваемыми – оборотень, вампир, вурдалак – каждый способный нагнать страх на обычных людей. Они стали не менее ужасными, чем неопределенные, бесформенные объекты, которые кружились около костров древних людей – только теперь у них появилась форма и обозначение. Теперь они стали определенными в контексте страха. И они отразили некоторые из атрибутов культуры тех, кто в них верил – семит, европеец, африканец и позже житель Вест-Индии. Так големы[2], ифриты[3], зомби[4], джинны[5] и драугры[6] блуждали ночью (а иногда и днем) сея ужас везде, где они обитали. Вероятно, как и прежде, на них смотрели как на физические проявления старых богов и сил или восставших из могил мертвецов. Сюда же включали демонов – существ, которые никогда не были рождены, однако содержали элементы и живого и мертвого. Стоит ли удивляться, что такой сонм ужасов наводнял мир, как днем, так и ночью? Такая нечисть присутствовала всюду и во всех культурах.

Цель этой книги – детальное описание, по крайней мере, некоторых ранее упомянутых существ и исследование их вероятных корней. Однако целью не ставилось отрицание существ, как внушающих страх, объяснения их сущности, ни отрицание ужаса, который они излучают. Скорее это попытка изображения нынешнего представления объектов страха, которые продолжают пугать Человечество все годы; какие имеют кошмары общие черты, наиболее мрачные из которых вдохновили кое-кого на литературное воплощение. Они жаждут славить тех, которые скрываются в тенях и пристально глядят из темноты на одинокого прохожего взбешенными и голодными глазами.

Оглянитесь в темном переулке! Что это за движение на границе света и тьмы самого далекого уличного фонаря? Всмотритесь во мрак из вашего окна! Что это нечто, мелькнувшее на грани бокового зрения? Прислушайтесь! Что за плач или разговор в сумраке прихожей? Древняя ужасная нечисть, возможно, намного ближе к нам, чем этого хотелось бы представить. Перелистайте страницы этой книги – если отважитесь – и узнаете, что могло бы скрываться там, в сгущающемся мраке.

 

Эта страница преднамеренно оставлена пустой

 

 ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...