Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Важное замечание! 3 страница




[522] Абу Дауд и аль-Байхаки приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[523] Абу Дауд и аль-Хаким, последний назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[524] Аль-Бухари и Муслим.

[525] Аль-Бухари и Муслим. Ибн аль-Каййим сказал: «Люди отказались от этой Сунны после того, как завершилась эпоха сподвижников. Однако человек, придерживающийся Сунны и не оглядывающийся на то, что ей противоположно, не обеспокоен чем-либо, противоречащим этому Руководству».

[526] Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[527] Ибн Маджа приводит эти слова через хорошую цепочку передатчиков. Имам Ахмад предпочитал обращаться к Аллаху с этой мольбой. Исхак ибн Рахавайн сказал: «Если человек желает, то он может произносить эти слова 3 раза, либо он может сказать: «О Аллах, прости меня... », — поскольку об этих двух мольбах между двумя земными поклонами сообщается от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) («Ма-са’иль аль-Имам Ахмад ва Исхак ибн Рахавайх» по хадисам от Исхака аль-Марвази, стр. 19).

[528] Данный факт не отрицает правомерности обращения к Аллаху с этими мольбами во время совершения обязательных молитв ввиду отсутствия здесь какого-либо различия между обязательными и дополнительными молитвами. Этого мнения придерживались имамы аш-Шафи‘и, Ахмад и Исхак. Они считали, что это разрешено в обязательных и дополнительных молитвах, как о том сообщил ат-Тирмизи. Имам ат-Тахави также разделял этот взгляд, как передаётся в «Мушкиль аль-Асар». Соответствующий анализ затронутого здесь вопроса подтверждает этот аргумент, поскольку в молитве нет такого правила, чтобы поминание (зикр) утрачивало свою силу. Это правило также действует и в данном случае.

[529] Аль-Бухари и Муслим.

[530] Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Дополнение в скобках приводят аль-Бухари и Муслим.

[531] Абу Авана и Абу Дауд приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков. В пользу этого поднятия рук высказывались имамы Ахмад, Малик и аш-Шафи‘и, как сообщается о них в преданиях. См также последнее примечание к разделу «О выпрямлении после первого земного поклона».

[532] Аль-Бухари и Муслим.

[533] Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[534] Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.

[535] Абу Авана и Абу Дауд приводят этот хадис через две достоверные цепочки передатчиков. В пользу этого поднятия рук высказывались имамы Ахмад, Малик и аш-Шафи‘и, как сообщается о них в преданиях.

[536] Аль-Бухари и Абу Дауд. Учёным-правоведам это сидячее положение известно как «джальсат аль-истираха» (сидение для отдыха). Имам аш-Шафи‘и поддерживал это. Как сообщается в книге «Ат-Тахкик» (1/111) Имам Ахмад также высказывался в пользу «джальсат аль-истираха», а он был широко известен тем, что настаивал на соблюдении Сунны, которой ничто иное не противоречит. Ибн Хани сообщил в книге «Маса’иль аль-Имам Ахмад» (стр. 42) следующее: «Я видел, как Абу Абдуллах (имам Ахмад) иногда опирался на свои руки при вставании для совершения следующего рак‘ата, а иногда выпрямлялся сидя и (лишь) затем вставал». Этому взгляду также отдавал предпочтение имам Исхак Ибн Рахавайх, который сказал в книге «Маса’иль аль-Марвази» (1/147/2): «Пример опираться на руки при вставании был подан Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), будь (молящийся) стариком или юношей». См. также «аль-Ирва’» (2/82/3).

[537] Аль-Бухари и аш-Шафи‘и.

[538] Дословно «как тот, кто замешивает тесто».

[539] Абу Исхак аль-Харби передал этот хадис через безупречную цепочку передатчиков. Смысл этого хадиса также передает аль-Байхаки через достоверную цепочку передатчиков. А что касается хадиса: «Он вставал, словно стрела, не опираясь на руки», - то он подложный и вымышленный (мавду‘), и все сообщения со сходным смыслом также являются либо слабыми, либо недостоверными, как я разъяснил в «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да‘ифа» (562, 929, 968).

[540] Муслим и Абу Авана. Под паузой, которая отрицается в данном хадисе, может подразумеваться пауза для чтения мольбы в начале молитвы (ду’а аль-истифтах), и, возможно, она не включает в себя слова обращения к Аллаху за защитой от шайтана (исти‘аза — «А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтан.... »); либо эта пауза имеет более широкое значение. Первое утверждение мне представляется наиболее убедительным. У ученых-богословов существуют две точки зрения относительно произнесения слов «истиа‘за» (в каждом рак‘ате), и мы считаем, что наиболее верной является та из них, которая выступает за произнесение слов «истиа‘за» в каждом рак‘ате. Более подробно этот вопрос рассматривается в оригинале данной книги («аль-Асль»).

[541] Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис с сильным иснадом.

[542] Аль-Бухари и Муслим.

[543] Ахмад привёл этот хадис с хорошим иснадом.

[544] Ибн Маджа, Ибн Хиббан в своей книге «Сахих» и Ахмад в «Маса’иль Ибн Хани» (1/52). Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тот, кто совершил (хотя бы) один рак‘ат молитвы, не прочитав в ней «Мать Книги», не совершил молитву (вовсе), если только он не молился за имамом». Это сообщение передал имам Малик в своём сборнике хадисов «аль-Муватта’».

[545] Ан-Наса’и (1/173) приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[546] Аль-Бухари и Абу Дауд

[547] Абу Дауд и аль-Байхаки приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

[548] Ат-Тайалиси, Ахмад и Ибн Аби Шайба. Абу ‘Убайда и другие разъяснили подобный вид «ик’а’» следующим образом: «Это когда человек упирается ягодицами в землю, держит голени прямо и опирается руками о землю, точно так же усаживается собака». Следует отметить, что этот вид «ик’а’» отличается от одобряемого Сунной сидения в положении «ик’а’» между двумя земными поклонами, о чём речь шла ранее.

[549] Муслим, Абу Авана и другие. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (316) («Поза собаки», о которой речь шла в предыдущем примечании, также называется «позой шайтана». См. «Итхаф аль-Кирам» Сафий ар-Рахмана аль-Мубаракфури. - Прим. перев. ).

[550] Муслим и Абу Авана.

[551] Абу Дауд и ан-Наса’и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Исходя из смысла этого хадиса, можно сделать вывод, что здесь он не отодвигал свои локти от боков, как разъяснил Ибн аль-Каййим в «Заад аль-Ма‘ад».

[552] Аль-Байхаки и аль-Хаким, последний назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Источники и цепочки передатчиков этого и следующего хадисов приведены в книге «аль-Ирва’» (380).

[553] Ахмад и Абу Дауд приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

[554] Абд ар-Раззак; Абдул Хакк назвал этот хадис достоверным в своей книге «аль-Ахкам» (1284). Хадисы этой книги я проверил на достоверность.

[555] Муслим, Абу Авана и Ибн Хузайма. Аль-Хумайди (13/1) и Абу Йа‘ла (275/2) передали через достоверную цепочку передатчиков следующее дополнение от Ибн Умара: «... и это сильно бьёт по шайтану; никто не забудет (об этом), когда он будет так делать», - и аль-Хумайди поднял свой палец. Аль-Хумайди также передал, что Муслим ибн Абу Марьям сказал: «Один человек рассказал мне, что в одной из церквей Сирии он видел изображения Пророков, которые делали так», — и аль-Хумайди поднял свой палец. Следует отметить, что это крайне странное наблюдение, однако вся цепочка данного сообщения вплоть до слов «один человек» является достоверной.

[556] Муслим и Абу Авана.

[557] Абу Дауд, ан-Наса’и, Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтака» (208), Ибн Хузайма (1/86/1-2), Ибн Хиббан в «Ас-Сахих» (485) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн аль-Мулаккин также назвал этот хадис достоверным (28/2) и подтверждающее его сообщение приводит Ибн ‘Адий (287/1).

[558] Абу Дауд, ан-Наса’и, Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтака» (208), Ибн Хузайма (1/86/1-2), Ибн Хиббан в «Ас-Сахих» (485) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн аль-Мулаккин также назвал этот хадис достоверным (28/2), и подтверждающее его сообщение приводит Ибн ‘Адий (287/1). О выражении «взывая им к Аллаху» Имам ат-Тахави сказал: «Это свидетельствует о том, что он так поступал в конце молитвы». Таким образом, здесь содержится доказательство того, что продолжать указывать пальцем (в направлении Киблы) и совершать им движения вплоть до произнесения приветствия (таслим) является Сунной, поскольку взывание с мольбами к Аллаху не прерывается до самого конца (молитвы). Этого мнения придерживались имам Малик и другие (учёные-богословы). Имама Ахмада (однажды) спросили: «Следует ли человеку указывать своим пальцем во время молитвы? » Он ответил: «Да, (и достаточно) энергично! ». (Об этом упомянул Ибн Хани в своей книге «Маса’иль аль-Имам имам Ахмад», 1/80). Из всего изложенного очевидно, что совершать движения (правым указательным) пальцем при произнесении ташаххуда является достоверной Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в соответствии с которой поступали Ахмад и другие имамы Сунны. Поэтому тем людям, которые полагают, что это (действие) бессмысленно, неуместно и не имеет никакого отношения к молитве, следует побояться Аллаха, поскольку, думая так, они не совершают движения своими (указательными) пальцами, хотя и знают, что это является установленной Сунной. Кроме того, они изо всех сил пытаются придать этому такое толкование, которое несовместимо со способами выражения в арабском языке и противоречит пониманию данного вопроса имамами.

[559] Ахмад, аль-Баззар, Абу Джа‘фар аль-Бухтири в «аль-Амали» (60/1), ат-Табарани в «Ад-Ду‘а» (73/1), Абдул Гани аль-Макдиси в «Ас-Сунан» (12/2) приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков, ар-Руйани в своей книге «Муснад» (249/2) и аль-Байхаки.

[560] Ибн Аби Шайба (2/123/2) приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

[561] Ибн Аби Шайба (12/40/1, 2/123/2) и ан-Наса’и. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Ибн Аби Шайба также приводит другое подкрепляющее этот хадис сообщение.

[562] Ан-Наса’и и аль-Байхаки приводят этот хадис с достоверной цепочкой рассказчиков.

[563] Муслим и Абу Авана.

[564] Этот хадис аль-Байхаки передал со слов ‘Аиши через хорошую цепочку передатчиков, которую проверил Ибн аль-Мулаккин (28/2).

[565] Аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (338).

[566] Ан-Наса’и, Ахмад, ат-Табарани в книге «Му‘джам аль-Кябир» (3/25/1) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. В буквальном смысле этот хадис указывает на правомерность взывания с мольбами к Аллаху в каждом ташаххуде, даже в том (ташаххуде), за которым не следует приветствие (таслим). Этого взгляда придерживался Ибн Хазм (да будет милостив к нему Аллах).

[567] Ан-Нас’аи приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[568] Аль-Бухари и Муслим.

[569] Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

[570] По-арабски «ат-тахиййат»; здесь подразумевается, что «лишь Аллах достоин всех слов, заключающих в себе мир, абсолютную власть и вечность» («Нихайа»).

[571] По-арабски «салават»; здесь подразумеваются «все мольбы, произносимые для прославления величия Аллаха, ибо лишь Он имеет на них полное право, и никто иной, кроме Него, их не достоин» («Нихайа»).

[572] По-арабски «таййибат»; здесь подразумеваются «все благие и пречистые слова, которые подходят для восхваления Аллаха, а не слова, которые несовместимы с Его атрибутами, и использовались для приветствия царей» («Фатх аль-Бари»).

[573] Это слово означает обращение за защитой к Аллаху и ниспосылаемую от Него силу, ибо само слово «салям» является Именем Аллаха. Таким образом, это приветствие на самом деле подразумевает следующее: «Пусть Аллах наблюдает за тобой и бережёт тебя! » Точно так же говорят: «Да пребудет с тобой Аллах! », т. е. пусть Он хранит тебя, окажет тебе помощь и ниспошлёт тебе благополучие.

[574] Это слово означает всё благое, что постоянно исходит от Аллаха.

[575] Аль-Бухари, Муслим, Ибн Аби Шайба (1/90/2), ас-Сирадж, Абу Йа‘ла в своей книге «Муснад» (258/2). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (321).

[576]Ан-Навави сказал: «Правильная форма — с использованием союза «и» (по-арабски «ва»): «ва-ль-мубаракату, ва-с-салавату, ва-т-таййибату... » — так, как сообщается в хадисе Ибн Мас‘уда и других (сподвижников). Однако здесь союз «и» (по-арабски «ва») пропущен в целях краткости. Это допустимо и является нормой в арабском языке. Значение хадиса таково: молитва и всё, что за ней следует, относятся лишь к Всевышнему Аллаху и никому иному».

[577] Муслим, Абу Авана, аш-Шафи‘и и ан-Наса’и.

[578] См. следующее примечание

[579]. Установлено, что эти два дополнения были частью ташаххуда самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ибн Умар не добавил их от себя лично; он обучился им от других сподвижников, которые передали эти дополнения от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а затем прибавил их к тому ташаххуду, который он непосредственно слышал от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

[580] Абу Дауд и ад-Даракутни, который назвал этот хадис достоверным.

[581] Муслим, Абу Авана, Абу Дауд и Ибн Маджа.

[582] Малик и аль-Байхаки передали этот хадис через достоверные цепочки рассказчиков. Несмотря на то что этот хадис передаётся в форме «маукуф», на самом деле он имеет форму «марфу‘», поскольку известно, что такого рода вещи не говорятся от себя лично, ибо если бы дело обстояло именно так, то эти слова были бы не лучше, чем какие-нибудь другие слова поминания (зикр), — на всё это указал Ибн ‘Абд аль-Барр.

[583] Этот хадис приводят Ибн Аби Шайба, ас-Сирадж в своём «Муснаде» (9/1/2), аль-Мухлис в «аль-Фава’ид» (11/54/1) и аль-Байхаки (2/144).

[584] По-арабски эта молитва называется «ас-салят ‘аля-н-набийи». Другое её название «ас-саллаватту-ль-Ибрахимийа» («молитва Ибрахима»). Под этой молитвой подразумеваются слова о ниспослании благословений Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и его семейству. Обращаю особое внимание читателя на то, что слово «молитва» здесь и далее употреблено не в значении слова «намаз», а в значении слов «мольба», «благословение». — Прим. перев.

[585] Здесь имеется в виду последний ташаххуд, если молитва состоит из трёх или четырёх рак‘атов (Прим. перев. ).

[586] Абу Авана в своей книге «Сахих» (2/324) и ан-Наса’и.

[587] Они (сподвижники) сказали: «О Посланник Аллаха, мы уже знаем, как приветствовать тебя (в ташаххуде), но как нам обращаться к Аллаху с молитвами за тебя? » Он ответил: «Говорите: «О Аллах, благослови Мухаммада... » и т. д. ». Таким образом, он не выделил здесь какой-то один ташаххуд, исключив (при этом) другой, что свидетельствует о правомерности обращения за него к Аллаху с молитвами и после первого ташаххуда. По этому пути шёл Имам аш-Шафи‘и, как следует из его книги «аль-Умм». Этот взгляд также считают верным и соратники Имама аш-Шафи‘и, как на то указал ан-Навави в «аль-Маджму‘» (3/460), полностью поддержав его в книге «Равдат ат-Талибин» (1/263). Кроме того, подобного взгляда придерживался Вазир ибн Хубайра аль-Ханбали в «аль-Ифсах», о чём передал Ибн Раджаб, также поддержавший это мнение в книге «Зайль Табакат» (1/280). Существует множество хадисов об обращении к Аллаху с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в ташаххуде; ни в одном из них не сообщается о том, чтобы он конкретно выделил какой-то один из ташаххудов. На самом деле эти хадисы носят общий характер, включая в себя таким образом каждый ташаххуд. Я привёл их (эти хадисы. - Прим. перев. ) в оригинале данной книги («аль-Асль») в форме «та‘лик», но не в тексте основной её части, поскольку все они не удовлетворяют нашим требованиям, предъявляемым к достоверности хадисов. Тем не менее эти хадисы поддерживают друг друга в смысловом значении, а те, кто отвергают и противятся этому, не имеют на то достоверных оснований, которые они могли бы предъявить в качестве доказательства, как я подробно разъяснил в оригинале данной книги («аль-Асль»). Точно так же не имеют никаких оснований в Сунне все разговоры о том, что порицаемо (макрух) добавлять остальные слова к фразе «О Аллах, благослови Мухаммада», ибо не существует ни одного доказательства, которое позволяло бы такого рода рассуждения. По сути мы видим, что те, кто ведут подобные разговоры, не выполняют предыдущее веление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Говорите: «О Аллах, благослови Мухаммада... »; более подробно данный вопрос рассматривается в оригинале данной книги («аль-Асль»).

[588] Один из наиболее ранних взглядов относительно значения слов «благословения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)» передаётся от Абу аль-‘Амийи (со ссылкой на 56-й аят 33-й суры «Сонмы»): «То, что Аллах благословляет Своего Пророка, означает, что Он превозносит его и возвышает его предназначение; то, что ангелы и остальные (создания) благословляют его, означает, что они молят об этом Аллаха, то есть здесь подразумевается (их) обращение к Нему увеличить благословения, а не обращение (к Нему) за благословением ради самого благословения». Ибн Хаджар привёл эту цитату в «Фатх аль-Бари», а затем опроверг широко распространённое представление о том, что благословение от Господа кому-либо является Его Милосердием; Ибн аль-Каййим также прояснил этот вопрос в «Джаля’ аль-Афхам», практически не оставив места для дальнейших рассуждений на эту тему.

[589] Слово «баракат» означает «возрастание, увеличение». Тем самым эта мольба закрепляет за Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) то благо, которое даровал Аллах семейству Ибрахима. Эта благодать постоянна и непреложна, также как её приумножение и возрастание.

[590] Ахмад и ат-Тахави приводят слова этой мольбы через достоверную цепочку передатчиков.

[591] См. следующее примечание.

[592] Эти два дополнения достоверно установлены в сборниках аль-Бухари, ат-Тахави, аль-Байхаки, Ахмада и ан-Наса’и. Эти дополнения также приводятся через иные пути передачи, и они включены в некоторые другие формы этой мольбы (см. № 3 и № 7). Поэтому не следует удивляться взгляду Ибн аль-Каййима, который, следуя примеру своего великого учителя Ибн аль-Таймиййи («аль-Фатава» 1/16), написал в книге «Джаля’ аль-Афхам» (стр. 198): «Не существует ни одного достоверного хадиса, в котором слова «Ибрахим» и «семейство Ибрахима» приводились бы в одной фразе». Однако здесь мы указали вам на такие достоверные хадисы. Кроме того, Ибн аль-Каййим сам себе противоречит, назвав достоверным хадис, в котором передаются слова мольбы под № 7, содержащие в себе то, что он отрицал в вышеприведённом высказывании!

[593] Аль-Бухари, Муслим, аль-Хумайди (138/1) и Ибн Мандах (68/2), который сказал: «О достоверности этого хадиса существует единодушное согласие».

[594] Ахмад, ан-Наса’и, Абу Йа‘ла в своей книге «Муснад» (44/2) передали эти слова через достоверную цепочку передатчиков.

[595] Как известно, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не умел ни читать, ни писать (Прим. перев. ).

[596] Муслим, Абу Авана, Ибн Аби Шайба в книге «аль-Мусаннаф» (2/132/1) и Абу Дауд. Достоверность этого хадиса подтвердил аль-Хаким.

[597] Аль-Бухари, ан-Наса’и, ат-Тахави, Ахмад и Исма‘ил аль-Кади в «Фадль ас-Салят ‘аля-н-Набийи, салла Ллаху ‘алейхи ва саллям» (1-е изд. — с. 28, 2-е изд. — с. 62), достоверность хадисов которого я проверил).

[598] Аль-Бухари, Муслим и ан-Наса’и.

[599] Ан-Наса’и, ат-Тахави, Абу Саид ибн аль-‘Араби в книге «аль-Му‘джам» (79/2) передали слова этой мольбы через достоверную цепочку передатчиков. Ибн аль-Каййим в книге «Джаля’ аль-Афхам» (стр. 14-15) назвал этот хадис достоверным, а в качестве источника его передачи указал на Мухаммада ибн Исхака ас-Сираджа. Эта мольба включает в себя как слова «Ибрахим», так и «семейство Ибрахима», что упустили из виду Ибн аль-Каййим и его учитель Ибн Таймиййа, как было разъяснено ранее.

[600] То есть что Всевышний Аллах не упомянул кого-либо ещё наряду с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в 56-м аяте суры «Сонмы» (Прим. перев. ).

[601] Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[602] Сибавайх — известный ученый и знаток арабского языка, живший во II в. х.

[603] Как было отмечено ранее, эта молитва также носит название «молитва Ибрахима» (Прим. перев. ).

[604] Эта рукопись хранится в библиотеке «аз-Захириййа» (Дамаск).

[605] Здесь следует отметить, что слово «хадис» означает сообщение о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), а слово «асар» - сообщение о словах или делах сподвижников или последователей. Иногда эти два слова могут использоваться в качестве синонимов (Прим. перев. ).

[606] Здесь речь идёт о Джувайриййи бинт аль-Харис (да будет доволен ею Аллах). Более подробно об этой истории см.: «Сады Праведных» имама ан-Навави («Книга (о словах) поминания (Аллаха)», «Глава о достоинстве поминания (Аллаха) и побуждении к поминанию») (Прим. перев. ).

[607] Здесь имеется в виду водоём Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), о котором в «Сахих» аль-Бухари и Муслима сказано, что «... вода его белее молока, благоухание его приятнее аромата мускуса, а чаши (кувшины), стоящие на берегах его, (по численности своей) подобны звёздам небесным, и каждый из испивших воды его уже никогда не ощутит жажды». В «Сахих» аль-Бухари и Муслима, а также в других сборниках приводится множество хадисов, в которых упоминается этот водоём (Прим. перев. ).

[608] Прим. перев.: все определения взяты из книги доктора Махмуда Таххана «Пособие по терминологии хадисов» (М., 2002. С. 145-146):

«Джами‘» — любая книга, в которой её составитель разбивает материал на главы, посвященные всевозможным темам (например, «догматы религии», «виды поклонения», «достоинства отдельных людей» и т. д. ). Примером может служить «аль-Джами‘ ас-Сахих» имама аль-Бухари.

«Муснад» — любая книга, в которой собраны хадисы, передававшиеся со слов каждого из сподвижников в отдельности независимо от темы хадиса. Примером может служить «Муснад» имама Ахмада ибн Ханбаля.

«Му‘джам» - любая книга, в которой её составитель располагает хадисы в основном по именам шейхов в алфавитном порядке. Примером может служить сборник под названием «аль-Ма‘аджим ас-Саляса» ат-Табарани, составными частями которого являются «аль-Му‘джам аль-Кябир», «аль-Му‘джам аль-Аусат» и «аль-Му‘джам ас-Сагир».

«Джуз’» — любая небольшая по объёму книга, в которой собраны хадисы, передававшиеся одним из передатчиков; либо же это такая книга, в которой собраны хадисы по одной теме, являющейся предметом углубленного исследования. Примером может служить сборник под названием «Джуз’ Раф‘ аль-Йадайн фи-с-Салят» имама аль-Бухари.

[609] «Спасшаяся община» — это одна и единственная из семидесяти трёх групп мусульман, которая спасётся от Огня. В достоверных хадисах сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Группа людей из моей общины будет явно придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них до тех пор, пока не придёт веление Аллаха Всевышнего» (Аль-Бухари и Муслим). В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал относительно этих групп: «Все они будут в Огне, кроме одной, и это — (сторонники) согласия (аль-джама‘а)» (Ибн Маджа и Ахмад). В другой версии этого хадиса Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о людях «Спасшейся группы»: «... и это те, которые будут придерживаться того, чего придерживаюсь сегодня я и мои сподвижники» (Ат-Тирмизи и аль-Хаким). Да причислит нас Аллах к этой единственной спасшейся группе! (Прим перев. ).

[610] Ан-Наса’и, Ахмад и ат-Табарани приводят этот хадис через различные цепочки передатчиков от Ибн Мас‘уда — более подробно данный хадис рассматривается в «Ас-Сахих» (878), а в «Маджма‘ аз-3ава’ид» (2/142) также приводится другой поддерживающий хадис.

[611] Аль-Бухари и Муслим.

[612] Абу Йа‘ла в своей книге «Муснад» (284/2) приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков. Он также приводится в «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахих» (604).

[613] Аль-Бухари и Абу Дауд.

[614] Там же.

[615] Абу Авана и ан-Наса’и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[616] Аль-Бухари и Абу Дауд.

[617] Дословно: «как тот, кто замешивает тесто».

[618] Аль-Харби в «Гариб аль-Хадис». Смысл этого хадиса приводят в своих сборниках аль-Бухари и Абу Дауд. А что касается хадиса, в котором сообщается, что «он запретил человеку опираться на свою руку при вставании во время молитвы», то этот хадис имеет форму «мункар» и является недостоверным, как я разъяснил в книге «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да‘ифа» (967).

Прим. перев. (оба определения приводятся по книге доктора Махмуда Таххана «Пособие по терминологии хадисов». (М., 2002. С. 77): существует два наиболее известных определения хадисов в форме «мункар»:

1) это такой хадис, в иснаде которого упоминается имя передатчика, допускавшего грубые ошибки, часто проявлявшего небрежность или известного своим нечестием;

2) это такой хадис, который передавал слабый передатчик и который противоречил тому, что передавал передатчик, достойный доверия.

[619] Слово «кунут» имеет несколько значений, например «смирение, набожность». В данном случае подразумевается особая мольба, которая произносится стоя (во время молитвы).

[620] Аль-Бухари и Ахмад.

[621] Там же.

[622] Ахмад и ат-Табарани приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Поднятие рук во время произнесения ду‘а аль-кунут - это норма (мазхаб) Ахмада и Исхака ибн Рахавайха. Ср. с книгой аль-Марвази «аль-Маса’иль» (стр. 23). Что касается обтирания лица руками, то в данном положении об этом нигде не упоминается, и совершение этого является религиозным нововведением (бид‘а); что же касается обтирания лица руками при других обстоятельствах, не имеющих отношения к молитве, то на этот счёт не сообщается ничего достоверного: все хадисы, в которых об этом передаётся, являются либо (просто) слабыми, либо очень слабыми, как я указал в книгах «Да‘иф Аби Дауд» (262) и «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (597). Вот почему аль-‘Изз ибн ‘Абд ас-Салям в одной из своих фетв сказал: «Так поступает только невежественный человек». Подробнее см. Приложение № 6.

[623] Абу Дауд и ас-Сирадж. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби и другие.

[624] Абу Дауд, ас-Сирадж и ад-Даракутни приводят этот хадис через две хорошие цепочки передатчиков.

[625] Ибн Хузайма в своей книге «Сахих» (1/78/2) и аль-Хатиб в книге «Китаб аль-Кунут» приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[626] Аль-Бухари и Ахмад. Дополнение в скобках приводит Муслим.

[627] Ан-Наса’и, Ахмад, ас-Сирадж (109/1) и Абу Йа‘ла в своей книге «Муснад» приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

[628] Ибн Наср и ад-Даракутни приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

[629] Мы сказали: «Иногда», потому что сподвижники (сахаб), которые передавали хадисы о молитве «аль-витр», не упоминали в нём о произнесении ду‘а аль-кунут, поскольку если бы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда так поступал, то все они упомянули бы об этом. Тем не менее лишь от одного сподвижника - Убаййа ибн Ка‘ба — сообщается о произнесении ду‘а аль-кунут в молитве «аль-витр», что свидетельствует о том, что иногда он эту мольбу читал. Таким образом, здесь содержится свидетельство того, что при совершении молитвы «аль-витр» произнесение ду‘а аль-кунут не является обязательным (ваджиб). Этого мнения придерживается большинство богословов. Именно по этой причине учёный-исследователь ханафитского мазхаба Ибн аль-Хумам признал в книге «Фатх аль-Кадир» (1/306, 359, 360), что утверждение об обязательности произнесения ду‘а аль-кунут в молитве «аль-витр» является слабым и не подкреплено достаточными основаниями. Это свидетельствует о беспристрастности этого учёного и об отсутствии у него слепой поддержки своих соратников, ибо этот взгляд, который он поддержал, противоречит его мазхабу!

[630] Ибн Аби Шайба (12/41/1), Абу Дауд, ан-Наса’и в «Ас-Сунан аль-Кубра» (218/1-2), Ахмад, ат-Табарани, аль-Байхаки, Ибн ‘Асакир (4/244/2) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков, равно как и мольбу, которая приводится в следующем хадисе. Ибн Мандах в книге «Ат-Таухид» (70/2) приводит только ду‘а аль-кунут из следующего хадиса через другую хорошую цепочку передатчиков. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приведены в книге «аль-Ирва’» (426).

[631] Это дополнение в скобках закреплено в хадисе, как указал аль-Хафиз в книге «Ат-Талхис». Я установил его (достоверность) в оригинале данной книги («аль-Асль»). Это упустил из виду имам ан-Навави, который заявил в книге «Равдат ат-Талибин» (1/253), что эти слова добавлены учёными, равно как и слова: «Фа-ля-ка-ль-хамду ‘аля ма кадайта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя» («Слава Тебе за то, что Ты предрешил! Прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние»). Вызывает удивление, что буквально через несколько строк он (т. е. ан-Навави) говорит следующее: «Существует единодушное мнение относительно того, что аль-Кади Абу ат-Таййиб ошибся, отрицая правомерность произнесения слов «ля я‘иззу ман ‘адайта» («... не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать» ). Это приводит аль-Байхаки. А Аллаху об этом ведомо лучше! ».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...