Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диббук. Старые Боги. Хубаал. Аль-Хаддин




Диббук

В XVI веке в отдельных раввинских школах, например, Ицхака Лурии[59] (1534-1572) и его ученика Хаима Виталя[60] (1542-1620) стало чрезвычайно популярным понятие овладения духами диббук. В школах теологического обучения “цепляющаяся душа” приняла демонический, недружелюбный к благоденствию Человечества, статус. Его родословная простирается вглубь веков, изгнать его мог только раввин. Миссия диббуков состояла в том, чтобы сбить людей с пути, который начертал для них Бог, на легкие греховные тропы. Поскольку рассказы о диббуках начали шириться, они в воображении обывателей приобретали все более и более опасные магические силы, добавляя к известным знаниям и страху.

Старые Боги

Проблемы со старыми богами только усложняли дела все больше. До рождения Ислама при пророке Мухаммаде (570–633), как теперь известно, Ближний Восток был котлом, где варились во множестве культы и божества. Многие из них возникли у древних цивилизаций – кананитов, хеттов, финикиян и многих других, процветавших там. С самых древних времен эти древние боги говорили с людьми, или через их священников или через оракулов. В VII-VIII веке упоминались группы людей, известных как кахины, что означало вестники, оракулы или провидцы. Это были люди, избранные богами (или в божественном сиянии), впадая в исступлённые трансы, они пророчествовали и предсказывали ближайшие события. Эти люди сохранились в Исламский период, являясь источником связи с домусульманским прошлым.

Хубаал

Возможно, даже после смерти пророка Мохаммеда сохранились еще храмы, посвященные древним богам, рассеянные всюду по Ближнему Востоку. Один из основных божеств был лунный бог Хубал, иногда называемый Хубаал. Происхождение имени неизвестно, но как полагают, произошло от арамейского слова «дух», поклонялись этому богу в Верхней Месопотамии с очень давних времен. Некоторые утверждали, что Хубаал был предшествующим воплощением бога Ваала, упоминаемого в Библии, но это маловероятно, так как Ваал или Baal’at был богом финикиян. В Каабе или внутренней мечети в Мекке был установлен великолепный идол бога, которому поклонялись паломники. Действительно, если можно верить отчетам, в храме или мечети имелось приблизительно триста шестьдесят идолов. Некоторые из них, как думали, были связаны с Хубаал или его проявлениями. Например, сияние божества или «дочь» Лат (имя означает просто «богиня» и она, как полагали, гарантировала плодородие земле так и плодовитость людям); Узза и Манат (старая богиня-карга с золотыми ножницами определяла судьбу каждого человека в мире), и многие другие. Там среди идолов, предположительно, также были местные божества, которые определили жизнь слоев населения по их прихоти. Мохаммед низверг этих идолов, когда он вошел в Каабе, начав движение, которое объединит большую часть арабского мира под единым богом, Аллахом. По сигналу муэдзина на молитву, о которой объявляют верующим, что нет “бога, кроме Аллаха” и эта мысль для размышлений была хороша для этих домагометанских времен. И все же влияние древних богов задерживалось в виде элементалей и иных существ, скрывающихся в тенях. Именно на силу кахинов, провозглашающих свои пророчества, иногда полагались, и их силу можно было почувствовать другими способами – наперекор тем, кто следовал за развивающейся монотеистической религией. Где-то в подсознании Ближневосточных умов они продолжали ждать и наблюдать, и, в некоторых случаях, действовать.

Картина складывалась крайне сложной и какой-то противоречивой, включающей различные направления веры. С одной стороны, существовало понятие демонов, порожденных Лилит и Адамом (или Адамом Кадмоном), которые существовали с момента основания мира и которые непосредственно возникли из хаоса. С другой стороны было представление о " цепляющихся душах", не то призраках, не то демонах, но пользующихся магической силой. Еще одно направление состояло из старых богов, которым поклонялись еще до появления ислама, и которые еще не совсем ушли. Некоторые из этих существ могли появляться при дневном свете, но только, как тьма окутывала семитский мир, они набирали еще большую власть и грани угрозы.

Они могли проявляться по-разному. Большинство из них были невидимы – чуть более темное пространство, едва определяемое присутствие – которые несли болезни на своем пути; другие могли быть более телесными, способными наносить страшные раны, если они того захотят. Некоторые из демонов, хотя в сущности невидимые, решили проявить свое присутствие очень заметными способами. Наиболее распространенной формой, проявляющейся во многих селениях Ближнего Востока, был джинн.

Аль-Хаддин

Многие молодые люди и зрители спектаклей знакомы с излюбленной старой историей Аладдина с его относительно дружественным духом. Хотя история, традиционно происходит в Китае (как в переводе Бертона сборника арабских сказок Тысяча и одна ночь), то, возможно, на основе более древних арабских сказок, где выдающийся герой по имени аль-Хаддин, на самом деле боролся с духами или джиннами. Джинн был бесплотной демон, в присутствии которого в пустыне начинались небольшие пыльные бури, поднимались вихри. Они были воздушными существами, но необыкновенно могущественными, они могли разорвать человека на куски. Они жили в отдаленных участках пустыни и глубоких, мрачных ущельях, часто вдали от человеческого жилья. Поэтому их иногда называют “повелителями дикой природы”, и путники чрезвычайно опасались их. Они, перемещаясь из города в город, из крепости в крепость, из стана в стан, часто несли с собой защитные амулеты и талисманы против свирепого внимания таких призрачных существ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...