Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Промышленное развитие России к началу 1-й мировой войны

 

В последнее время весьма популярной стала такая точка зрения. Россия перед Первой мировой войной была могучей промышленной и военной державой, передовой во всех отношениях. А потом пришли «мерзкие большевики» и всё развалили: и промышленность, и армию. Да ещё наврали, что Россия была отсталой страной, не способной конкурировать с ведущими державами мира. А на самом деле Россия строила свои линкоры, автомобили и самолёты и могла бы всех победить, если бы не революция. Чтобы разобраться, что тут правда, а что – нет, надо от громких общих фраз перейти к тщательному анализу конкретных цифр и фактов. Это непросто, но без этого не обойтись.

В канун Первой мировой войны по объёму промышленного производства Россия занимала 5-е место в мире и 4-е в Европе. Посмотрим на инфографику:

 

  Протяжённость ж/д сети Добыча угля Производство чугуна Производство стали Продукция машиностроения  
 
Общая, тыс. км Км /10 тыс. чел. Общая, млн тонн На д/н, тонн Общее, млн тонн На д/н, кг Общее, млн тонн На д/н, кг Всего, млн руб. На д/н, руб.  
 
США 401,9 41,6 517,0 5,35 31,46 326,0 31,80 329,0 3116,5 32,3  
Германия 63,4 9,5 277,3 4,15 16,76 250,5 17,15 256,0 1288,0 19,2  
Великобритания 38,1 8,3 292,0 6,36 10,42 227,0 7,79 170,0 736,0 16,0  
Австро-Венгрия 44,7 8,8 17,8 0,35 2,37 46,9 2,68 53,0 211,6 4,2  
Франция 40,8 10,3 40,8 1,02 5,21 130,9 4,69 118,0 120,9 3,0  
Россия 71,7 4,3 35,9 0,21 4,64 27,4 4,25 25,1 218,5 1,4  
Италия 17,6 5,0 1,0 0,03 0,43 12,0 0,93 26,1 80,5 2,3  
Япония 11,4 2,0 21,3 0,39 0,24 4,35 0,25 4,5 21,6 0,4  

 

Обратим внимание: по общему объёму основных видов продукции Россия стабильно удерживала 4-5 место, а по протяжённости ж/д даже вышла на 2-е. Но вот по объёму продукции на душу населения Россия резко отставала от ведущих мировых держав, причём, не только указанных в инфографике, но и от таких «лидеров» как Испания, Бельгия, Швеция, Индия.

Чтобы ещё нагляднее рассмотреть все эти цифры, вернёмся к фразе о своих линкорах, самолётах и автомобилях, которая стала едва ли не литературным штампом.

К линкорам (сокращение слов «линейный корабль») относились корабли большого водоизмещения со сплошной броневой защитой и мощной артиллерией. Новейшие на тот момент линкоры назывались дредноутами. Дредноуты были самыми мощными кораблями того времени, их количество и боевые качества во многом определяли господство на море, они были одной из главнейших характеристик силы флота, а заодно и промышленной мощи страны.

Российская империя действительно строила свои линкоры-дредноуты. Но всё, как известно, познаётся в сравнении. Вот и сравним постройку линкоров перед 1-й Мировой войной и во время неё в России и других странах – противниках и союзниках. Вот данные о количестве построенных линкоров-дредноутов по странам в 1906-18 гг.: Великобритания – 33, Германия – по разным источникам 19 или 20, США – 17, Япония – 10, Россия – 7, Франция – 7, Италия – 6, Австро-Венгрия – 4, Аргентина – 2, Бразилия – 2, Испания – 2, Греция – 1. Ну, всякие там Испании, Аргентины и прочие Греции – аллах бы с ними. Но вот если сравнить количество построенных линкоров в России с Англией, США, Германией и даже Японией, то получится, как в известной рекламе: почувствуйте разницу!

Но это ещё не всё. Помимо количества линкоров, существуют и их боевые качества. Так вот, ещё до завершения постройки специалисты пришли к выводу: четырём балтийским дредноутам России лучше не вступать в бой с новейшими немецкими дредноутами, ибо ничем хорошим это для наших не кончится. Российские линкоры имели хорошие характеристики по скорости и отличные – по артиллерии, но катастрофически уступали по броневой защите. Это было одной из главных причин, почему новейшие российские дредноуты на Балтике почти не выходили в боевые походы и не участвовали ни в одном бою.

Перейдём к авиации. Самое интересное, что накануне 1-й Мировой войны Россия имела крупнейший в мире военно-воздушный флот. Вот какими силами располагали воюющие державы перед войной: Россия – 263 боевых самолёта, Германия – 232, Франция – 156, Австро-Венгрия – 65, Великобритания – 30. Более того, Россия и в качественном отношении опережала зарубежных конкурентов по целому ряду показателей. Конструктор Сикорский создал первый в мире тяжёлый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец», конструктор Григорович – летающие лодки (по современной терминологии – гидросамолёты) М-5 и М-9, которые были по тому времени крупным техническим достижением и хорошо послужили военно-морскому флоту России на Балтийском и Чёрном морях. За границей самолётов, подобных «Илье Муромцу» и летающим лодкам Григоровича, тогда ещё не было.

Но началась война – и положение резко изменилось. Авиационная промышленность передовых стран сумела наладить массовый выпуск боевых самолётов, Россия же всю войну была в «отстающих». Сравним количество построенных самолётов в ведущих державах мира (в тыс. штук): Франция – 52,1; Великобритания – 47,8; Германия – 47,3; США – 13,8; Италия – 12,0; Австро-Венгрия – 5,4; Россия – 3,5. Опять же: почувствуйте разницу!

И какие же самолёты выпускались в России? Из трёх с половиной тысяч было около 80 штук самолётов «Илья Муромец», около 200 летающих лодок Григоровича, остальные – самолёты иностранных конструкций, собираемые по лицензиям, часто из иностранных же деталей, другими словами – «отвёрточная сборка».

Вот как характеризовал обстановку в авиастроении в царской России прославленный авиаконструктор Яковлев: «В России перед Октябрьской революцией авиационным производством занимались около полутора десятков заводов и мастерских. На всех авиационных предприятиях царской России работало около 10 тыс. рабочих разных специальностей. В то время в России строились в основном самолёты иностранных марок, главным образом французские. Русские заводчики неохотно брали заказы на самолёты отечественной конструкции, ориентируясь на зарубежные, которые строились по чертежам западных фирм, а частично даже и собирались из готовых деталей, закупаемых за границей, хотя уже тогда Россия имела самолёты отечественной конструкции».

Ещё хуже была ситуация с производством авиационных двигателей (а ведь никакой самолёт, даже самой гениальной конструкции, без мотора не полетит). Вот снова данные Яковлева: «Особенную трудность для отечественной авиационной промышленности представляло производство моторов: сказывались слабость металлургической базы – отсутствие высококачественных сталей, а также сложность изготовления магнето, авиационных свечей, различных приборов и аппаратуры. Достаточно сказать, что за время войны только 10–15% потребности в авиационных двигателях удовлетворялось отечественными заводами». Хотя некоторые исследователи дают более оптимистичные – до 40% - данные, но в любом случае ясно, что даже мизерное количество выпускаемых собственных самолётов Россия не могла обеспечить собственными же двигателями и очень сильно зависела от поставок союзников.

В целом же картина куда более безрадостная, чем с линкорами. Если линкоров Россия построила в 3–5 раз меньше, чем Англия или Германия, и столько же, сколько Франция, то самолётов в 13–15 раз меньше Франции, Англии или Германии.

Ещё более безрадостной была картина в автомобильной промышленности. Если в авиации Россия имела своих талантливых конструкторов и собственные отличные конструкции самолётов, то в автомобилестроении ничего подобного не было и в помине. В дореволюционной России серийный выпуск автомобилей начался на Русско-Балтийском заводе. Всего до войны было произведено чуть более 600 автомобилей. С началом войны, конечно, выпуск сильно увеличился, но и по этому показателю Россия многократно уступала ведущим державам. Вот данные по выпуску автомобилей в разных странах за всю войну (в тыс. штук): Франция – 110; Великобритания – 87; Германия – 65; США – 30; Италия – 28; Россия – 20; Австро-Венгрия – не производила. При этом все выпущенные в России автомобили были всё той же «отвёрточной сборки», своих конструкций не было вовсе. Весьма характерная картина для «передовой промышленной державы»!

По прочим боевым средствам, произведённым во время 1-й Мировой войны в России и других странах, картина была такая:

Винтовки (тыс.): Германия – 8547; Великобритания – 3854; Австро-Венгрия – 3500; США – 3500; Россия – 3300; Франция – 2500; Италия – 2400.

Пулемёты (тыс.): Франция – 312; Германия – 280; Великобритания – 239; Италия – 101; США – 75; Австро-Венгрия – 40,5; Россия – 28.

Артиллерийские орудия (тыс.): Германия – 64,0; Великобритания – 26,4; Франция – 23,2; Австро-Венгрия – 15,9; Россия – 11,7; Италия – 6,5; США – 4,0.

Миномёты (тыс.): Германия – 12,0; Франция – 3,0; Великобритания – 2,5; США – 0,6; Россия, Италия, Австро-Венгрия – не производили.

Танки (тыс.): Франция – 5,3; Великобритания – 2,8; США – 1,0; Германия – 0,1; Россия, Италия, Австро-Венгрия – не производили.

Артиллерийские снаряды (млн): Германия – 306; Франция – 290; Великобритания – 218; Австро-Венгрия – 80; Италия – 70; Россия – 67; США – 20.

Единственным видом военного снаряжения, по производству которого Россия уверенно занимала 1-е место были винтовочные и пулемётные патроны (млрд): Россия – 13,5; Великобритания – 8,6; Германия – 8,2; Франция – 6,3; Австро-Венгрия – 4,0; Италия – 3,6; США – 3,5.

Как видим, общая картина вполне соответствует тому, что мы видели выше в отношении линкоров, самолётов и автомобилей.

Дополнительная «информация к размышлению». По данным Департамента таможенных сборов, в 1913 году в Россию было ввезено сельскохозяйственных машин и орудий на 48,9 млн руб., в том числе кос на 1,4 млн руб., серпов на 43,8 тыс. руб., ножниц для стрижки овец, резаков, заступов, лопат, вил и т.п. на 1,1 млн руб. Импортирование такой «высокотехнологичной продукции», как косы, серпы, лопаты, вилы и т.п., безусловно, характеризует Российскую империю накануне 1-й Мировой войны как могучую и передовую в промышленном отношении державу!

Все приведённые выше данные неопровержимо свидетельствуют следующее. Российская империя накануне 1-й Мировой войны, безусловно, была одной из великих мировых держав. Она имела довольно мощную промышленность. Без участия России не решался ни один серьёзный мировой вопрос. Но среди великих держав Россия занимала место во 2-м эшелоне, вместе с такими странами, как Япония, Италия или Австро-Венгрия. При этом Россия очень сильно уступала державам 1-го эшелона: Великобритании, США, Германии, Франции. По сравнению с ними Россия действительно была отсталой, аграрной страной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...