Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа над произведением.  идейно-тематическое осмысление произведения.




РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Если ты хочешь употреблять слова, то каждую минуту за своими словами разумей действительность.

И. П. Павлов

К. С. Станиславский говорил о том, что самая выразительная речь -речь человека в жизни. Всё, о чём мы говорим в естественной обстановке, является результатом живого непосредственного общения. Очевидно, что для того, чтобы в чтении человек был органичен, естественен, необходимо добиться такого понимания им текста, чтобы он стал для чтеца необходимым, обжитым, рождённым, как бы -своим.

В жизни содержание высказывания определяется самой жизнью. Знание содержания и цели высказывания, наличие точного объекта общения определяют форму повествования, в которой проявляются индивидуальные особенности говорящего.

Выразительное чтение- это, прежде всего, осмысленное чтение. Самая прочная информация - информация, полученная в результате живого конкретного восприятия. Поэтому осмысление произведения необходимо начинать с восприятия -живого, эмоционального. Работа над произведением начинается уже в то время, когда ученики слушают его в чтении учителя. В данном случае хорошее чтение необходимо как основное условие, обеспечивающее наиболее органическое, правильное восприятие, а не как пример для подражания. 0тсутствие понимания произведения не могут заменить в чтении ни богатая мимика /которую, кстати, К. С. Станивславский называл " хлопотанием мордой" /, ни обилие жестов, ни быстрая сменяемость темпов, ритмов, ни интонационная расцвеченность слов. После первого, непосредственного знакомства с произведением в процессе слушания его необходимо более глубокое проникновение в него.

Всё, что здесь представлено во анализу того или иного текста, отнюдь не исчерпывает всех возможных путей осмысления их и глубин содержания. Чем больше открытий сделает для себя чтец в произведении, чем многограннее осмыслит его, тем больше возможности откроются ему. Нельзя выразить то, что чтец не понимает.

В тексте данного изложения часто встречается понятие " осмысление" вместо " анализ". Это делается не из желания просто заменить одно слово другим. Здесь идёт речь о процессах. Понятие " анализ " больше связано с логикой действия над текстом, ведущим к пониманию структуры отношений частей произведения. " Осмысление" предполагает конечным результатом переживание, стимулирующее психофизическое состояние и соответствующее речевое поведение. в понятие " осмысление" здесь вкладывается более целостное, эмоциональное, личностное, индивидуальнее восприятие произведения где больше свободы проявления неповторимости понимания текста и владения им как собственной идеей, мыслью, отношением. Анализ предполагает большее тяготение к имеющейся схеме, которая не всегда ложится на логику самочувствия чтеца. Слово " анализ", употребляемое здесь, будет означать действие, работу над текстом.

 ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

В процессе идейно-тематического анализа и анализа во видениям сведения о жизни, художественно осмысленной автором в данном произведении, полученные чтецом в период первого непосредственного эмоционального восприятия, организуются, уточняются, конкретизируются.

В литературоведении бытуют различные толкования темы произведения. Степень целесообразности выяснения темы для чтеца определяется содержанием, которое мы вкладываем в понятие темы.

" Тема - круг жизненных явлений, отобранный а освещенный писателем в художественном произведении с определённых идейно-тематических позиций. " Так определена тема в " Кратком словаре литературоведческих терминов", Учпедгиз, 1963 г. Это наиболее распространенное определение не только не помогает, но даже мешает, так как наталкивает на иллюстративность чтения. Она выражается в том, что каждое жизненное явление, отображенное в произведении рассматриваются чтецом как факты сами по себе и требующие самостоятельного прочтения. Чтец должен в каждый факт вкладывать такие эмоции, которые соотносятся с каждым из них отдельно, не учитывая при этом единого идейно-художественного строя произведения. Произведение при этом распадается на куски /рабочий театральный термин/, составляющие " круг жизненных явлений" и чтецу трудно сохранить в чтении идейно-эмоциональное единство

Стихотворение поэтессы Майи Румянцевой " Баллада и седых" некоторое время назад часто звучало со сцены. В нём чтецов чаще всего привлекает не столько основная мысль, не столько обстоятельства, давшие автору основание говорить о " седых", о седине, сколько драматические факты жизни, те самые составляющие круг жизненных явлений, которые взяты автором для более убедительного доказательства правильности её отношения к пятидесятикопеечной седине.

 

Говорят, нынче в моде седые волосы.

И " седеет"

бездумно

молодость.

И девчонка лет двадцати

Может гордо

седою

пройти.

И какому кощунству

в угоду

И кому это ставить в вину?..

Как нельзя вводить горе

в моду,

Так нельзя вводить

седину.

Память, стой…

Замри…

Это надо…

То из жизни моей - не из книжки…

… Из блокадного

Ленинграда

Привезли

седого

мальчишку.

Я смотрела на чуб с перламутром

И в глаза его

очень взрослые.

Среда нас он был

самим мудрым,

Поседевший от горя

подросток...

…А ещё я помню солдата.

Он контужен был взрывом гранаты,

И оглох,

и навек онемел.

Вот тогда, говорят,

Поседел…

О седая

мудрая

старость!

О седины неравных..

боев!

Сколько людям седин досталось

От неотданных

городов! …

А от тех, что пришлось отдать,

Поседевших - не сосчитать.

Говорят, нынче в моде седины.

Нет, не мода была тогда...

В городах седые дымины.

И седая в селе лебеда,

И седые бабы-вдовицы,

И глаза, седые от слёз,

И от пепла седые лица

Над холмом у седых берёз…

Пусть сейчас не война.

Не война.

Но от горя растет седина…

Эх, ты, модница,

злая молодость,

Над улыбкой -седая прядь!

…Это даже похоже

на подлость –

За полтинник

седою

стать!

Я не против дерзости в моде,

Я за то, чтобы модною

слыть.

Но седины,

как славу,

как орден,

Надо, выстрадав,

заслужить…

Выпускница школы Рита Н. собирается поступать в театральное училище. В её репертуаре для вступительного экзамена и это стихотворение. Рита показывает свою программу в родной школе педагогу.

- 0 чём ты читаешь это стихотворение?

- 0 войне, о сне, о бабах-вдовицах. о мальчишке, который поседел

в блокадном Ленинграде …

- Всё это верно… Но ведь в стихотворение есть что-то главков, чему все факты, которые ты перечисляешь, подчинены. Что является этим главным?

- Очевидно, всё... Без любой картины здесь не обойтись… А главное здесь... Нет, я не могу ответить...

- А чтец должен не только знать, что чему подчинено в читаемом тобою произведении, но и выявлять в чтении взаимозависимость этапов осмысления текста. В твоём чтении каждый факт стал важным сам по себе, самостоятельным. Поэтому стихотворение звучит у тебя сентиментально, мелодраматично. Факты. являющиеся сюжетным материалом стиха, воспринимаешь как самостоятельные картины, в которых выражено горе конкретных людей, конкретная людская беда. Т. е. тема для тебя - круг жизненных явлений", и потому по каждому явлению ты страдаешь, плачешь и выдаёшь такие страсти, что кроме слёз в стихе ничего не остаётся в восприятии слушателей. Я понимаю. что тебе хочется показать свои драматические возможности, но при чём же здесь стихотворение?

- Простите, но разве картины войны, страшные картины, для меня не важны? Разве я должна их просто проговорить?

- Просто проговаривать ничего не нужно. Но необходимо знать, о чём произведение, что раскрывается через факты войны. Стихотворение, которое тебе предстоит читать перед строгой профессиональной комиссией, вовсе не о войне, не о страшных её результатах...

-??? …

Да. Поэтесса ведёт взволнованный разговор...

Вот! Взволнованный! Почему же не разрешаете мне, как Вы говорите.. " страдать" !?

Поэтесса ведёт взволнованный разговор о некоторых фактах моды.

М о д ы!

- Тогда при чём здесь война?

- Не будем спешить. Давай разберем твоё чтение с начала и до конца. Прежде всего, ты легко возбуждаешься и искренне наивно веришь во всё, что понимаешь, вернее - что чувствуешь в произведении. Это хорошо. Но, полностью идя на поводу собственных эмоций, ты неверно трактуешь стихотворение. Эпизоды войны здесь взяты не как самостоятельные объекты повествования, а как средства для доказательства чего стоит седина. Оттого, что неправильно определена тема, вытекает и неправильная задача чтеца: ты рассказываешь и вызываешь слезу, а надо протестовать и доказывать, В искусстве выразительного чтения есть понятие " задача чтеца" - ниже раздел – " задача чтеца. " Человек, от лица которого ты читаешь, - активный, убеждённый в своей правоте. И этот человек обращается к молодому поколению, чтобы доказать свою точку зрения на моду. С самого начала он не жалуется как это делаешь ты, а активно не принимает того. что " девчонка лет двадцати может гордо седою пройти". И вдруг восклицает в недоумении: " И какому кощунству в угоду, и кому это ставить в вину?.. " Для большей убедительности и объяснения своей точки зрения он начинает рассказывать о страшных картинах войны. Каждая картина - причина появления седины. И вот здесь ты начинаешь окончательно страдать, забыв цель своего разговора. Эту моду ты считаешь кощунством и выступаешь против неё. Так добивайся своей цели каждым словом текста! Расскажи каждую картину так, чтобы она стала не самостоятельным объектом повествования, а средством убеждения в справедливости твоей точки зрения. Так – мужественный, убежденный человек имеешь право на свою точку зрения. Но пусть не будет другой крайности - образа мужеподобной воительницы, стоящей на страже нравственности. Человек, от имени которого ты говоришь " не против дерзости", он за то, " чтобы модною слыть". Неточное определение темы ведёт за собой ряд неточностей и ошибок в толковании произведения.

" Краткий словарь по эстетике" даёт толкование темы более соответствующее предлагаемой системе работы над произведением. " Тема - основной круг вопросов, поставленных художником в произведении искусства и раскрытых на определённом жизненном интервале. В этом определении по сравнению с предыдущим с позиций чтеца есть одно принципиальное различие: стержнем содержания термина является не крут жизненных явлений, а крут вопросов. Такое понимание темы и определение её в конкретном произведении, которое готовится к чтению, поможет чтецу, так как определяет основную проблему, которая объединяет весь" круг жизненных явлений", и статус всех составляющих идейно-художественную структуру произведения.

Для чтеца важно точно определить тему, потому что она акцентирует его внимание на главном в произведении, определяет общее состояние чтеца в процессе воздействия на слушателя и общий тон чтения.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова " Парус". Музыка известного романса /композитор/ на это стихотворение полна движения, легкости возвышенного полёта. Тема возвышенного романтического паруса продиктовала такую тональность музыки. Если чтец будет читать эту тему, то его состояние будет соответствовать характеру музыки. Но может быть, текст надо читать не о романтическом парусе на гребне бирюзовой волны, а об одиночестве, безысходности и неуспокоенности. Эта тема ближе к основному настроению Лермонтова. Вспомним " Мцыри", " Герой нашего времени", " Демон", " Выхожу один я на дорогу" а в этом ряду " Парус". Все произведения объединены безысходностью: Мцыри умирает. Печорин убит на дуэли, Демон повержен, лирический герой стихотворения " Выхожу один я на дорогу" зловеще одинок во всем космическом пространстве, и мечущийся одинокий парус” просящий бури и верящий в невозможность покоя в ней. Такое понимание темы стихотворения " Парус" определит совершенно другое внутреннее состояние чтеца и другой тон чтения. Интонация, тон производны, потому не с них надо начинать работу по подготовке текста к чтению на публике, а с осмысления произведения.      Тема для чтеца является основным смысловым стержнем, на который нанизаны все факты жизни, отображенные в произведении, и которому подчинены все выразительные средства и автора, и исполнителя.

Вероника Тушнова, стихотворение " Счастье" из цикла " Разговор е юностью".

Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,

Обнимающей плотно и бережно тело,

И чтоб чайка я то время над морем летела,

Чтобы облако таяло в высоте?

Ты когда-нибудь в зной добредал до ключа,

Что коряги и камни обегает журча,

Что висящие корни толкает и лижет,

И на мох серебристые шарики нижет?

Ты ложился и пил этот холод взахлёб,

Обжигая им пышные щеки и лоб?

Ты когда-нибудь после очень долгой разлуки

Согревал своё сердце о милые руки?

Ты когда-нибудь слышал в полутьме, в полусне

Дребезжащий по крышам первый дождь но весне?

И ребячья ручонка тебя обнимала?

И большая удача в работе бывала?

Если так, я почти согласиться готова

Счастлив ты…

Но ответь на последний вопрос:

Ты когда-нибудь сделал счастливым другого?

Ты молчишь? Так прости мне жестокое слово.

Счастья в жизни узнать тебе не привелось!

- Какова тема этого стихотворения?

- Тема истинного счастья.

- Согласен. Хорошо, что Вы не назвали темой весь круг жизненных явлений “изображенный в произведении / купание в море, утоление жажды в зной, первый весенний дождь и т. д. / Если Вы будете читать это стихотворение об имеющихся в нём фактах, оно распадётся на отдельные эпизоды. Для поэтессы каждый факт важен не сам по себе, а как проявление счастья.

После того, как читатель, слушатель поверили во все перечисленные проявления счастья, В. Тушнова говорит:

Но ответь на последний вопрос:

Ты когда-нибудь сделал счастливым другого?

Ты молчишь? Так прости мне жестокое слово,

Счастье в жизни тебе не привелось!

Неожиданное отрицание того, во что мы поверили, и противопоставление ему нового, дало возможность автору более целенаправленно обратить наше внимание на это новое и утвердить его в нашем сознании как главную мысль произведения: если ты не испытал радости сознания что сделал счастливым другого, то и " счастья в жизни узнать тебе не привелось".

После того, как осмыслена тема произведения, т. е. когда поняты основные вопросы, которые поставил автор, можно определять идею произведения - ЧТО говорит автор по данной теме /ЧТО скажу я, чтец по данной теме/.

" Идея-главная мысль произведения, выражающая отношение художника к действительности" /Краткий словарь по эстетике/. Чтец должен знать авторское отношение к изображённому в произведении, чтобы определить свое, с которым выйдет на публику.

В практической работе над произведением при определении темы и идеи встречаются трудности и ошибки. Распространённой причиной ошибки часто является формальное отношение к определению и темы, и идеи. Происходят это потому, что недооценивается значение конкретного понимания темы и идеи как взаимосвязанных и взаимообусловленных уровней реализации авторского замысла. Отсюда рождается идейно-эмоциональное единство, определяющее систему выразительных средств чтеца. Чтец должен знать конкретно связь темы я идеи, в противном случае происходит разъединение их что в свою очередь, приводит к идейной невнятности пир исполнении произведения.

Степан Шипачёв. " Березка",

Ее к земле сгибает ливень,

Почти нагую, а она

Рванётся, глянет молчаливо,

И дождь уймется у окна.

И в непроглядный зимний вечер,

В победу веря наперёд,

Её буран берёт за плечи,

За руки белые берёт.                      

И тонкую её ломая

Из силы выбьются. Она.

Видать характером прямая,

Кому-то третьему верна.

Напомним: тема - о чём произведение; идея - что - что я скажу по данной теме. Идея не является отвлечённым понятием, она является выводом по теме, в ней выражено авторское отношение к теме, к изображаемому материалу. Важно научиться ставить вопрос от темы к идее, что обеспечит идейно-тематическое единство в восприятии произведения, в оценке его.

- О чём стихотворение " Берёзка"?

- О берёзке..

- Предположим. Какова идея?  

- Верность даёт силы чтобы выстоять в жизни.

- Значит автор говорит о берёзке, а вывод делает о верности? Значит стихотворение читается об одном, а вывод делается о другом? Стихотворение написано о верности, а берёзка явилась сюжетным матери алом. Здесь тема верности. Каков вывод о верности делает автор? Верность даёт силы выстоять даже слабому существу. Следует добавить, что берёзка в данном стихотворении несет на себе элемент аллегоричности, т. е. в ней выражены определённые человеческие черты характера, свойства личности. При чтении " Берёзки" надо помнить, что персонаж стихотворения воплощает собою слабое, беззащитное, но чистое и верное существо. И предполагается соответствующее отношение к ней и читаться должно с чувством, тревоги, любви и восхищения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...