Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповые психологические явления и их роль в управлении группами.

Роли и референтные группы и их влияние в управлении

 

Роли и референтные группы относятся к механизмам актуализации мотивов которые играют важную роль в регуляции социального поведения человека

Роли определяют поведение человека, связанное с выполнением со­циальных функций, как формальных (при осуществ­лении профессиональных ролей), так и неформальных, обусловленные взаимосвязями человека с другими людьми. Неформальные функции определяются ролями внутригрупповыми и межличностны­ми. Психологическим регулятором ролевого поведения выступает система ожиданий. Это собственные ожидания и ожидания тех с кем человек взаимо­действует при выполнении данной роли. Любое рассогласование поведения человека с ролевыми ожиданиями приводит к конфликтным ситуациям - внутриличностным и меж­личностным. Поэтому роль способна перестраивать мотивационную сферу человека, ак­туализируя мотивы, которые поддерживают и направляют ролевое поведение. Воздействие руководителя на ролевое поведение может осуществляться как через систему четких ролевых предписаний (должностных инструкций), так и через влияние на ролевые ожидания коллектива - путем формирования общественного мнения относительно ролевого поведения его членов.

Референт­ные (эталонные) группы - группы, с которыми человек психологически соотносит себя, с которыми его связывает чувство принадлежности. Главная функция референтной группы состоит в том, что она становится для человека эталоном, на который он ориентируется в своем поведении; ее нормы и ценности, ее мнения и оцен­ки начинают мотивировать его поведение. Это связано с тем, что референтные группы удовлетворяют значимые социальные потребности человека - в принадлежности, в защи­щенности, в признании и др., поэтому стремление быть принятым референтной группой, получить ее одобрение, становится важным мотивом поведения.

Референтной может быть малая группа, в которую входит индивид, или микро­группа в составе малой группы, или даже отдельные члены группы, они являются источниками психологического влияния на человека. Это влияние может конкурировать с влиянием руководителя, но может и усиливать его, если руководитель умеет использовать поддержку референтной группы и референтных для работника лиц.


Группа как объект руководства. Психологическая структура малой группы

Эффективный руководитель должен управлять групповыми процессами, а для этого необходимы соответствующие знания.

Социальные потребности

1. принадлежности (входить в какую-либо группу)

2. психологической защищенности

3. в признании (в высоком статусе)

4. получать помощь от других людей

Факторы эффективности групповой деятельности.

1. размер группы. Наиболее эффективны группы из 5-12 человек. С увеличением группы: уменьшается сте­пень согласия между членами группы и степень морального единения, возрастает групповое давление, становится больше микрогрупп. С другой стороны, снижается степень напряженности в межличностных отношениях. Предпочтительнее группы с нечетным числом членов.

2. со­став группы: должен ответствовать целям и быть, по возможности, разнообразным по возрастным, социальным и индивидуально-психологическим характеристикам членов группы. Важнейший фактор эф­фективности деятельности группы - совместимость её членов, как групповая, так и межличностная. Межличностная несовместимость требует моментального «разведения» тех, между кем она возникла. Вынужденное общение и взаимодействие, как правило, только усугубляют возникшую несовместимость.

3. четкое знание целей, а также их психологическое принятие членами группы. Стремление к цели, разделяемое всеми членами группы самый мощный групповой мотив.

4. статусно-ролевые отношения.

· высокостатусные члены группы не должны доминировать

· роли делятся на целевые и поддерживающие, оба вида должны хорошо использоваться.

5. групповые нормы, регулирующие поведение членов группы. Они задают не­которые стандарты поведения в группе, а также отношение к целям групповой деятельно­сти. Групповые нормы, предусматривающие усилия членов группы по успешному дости­жению групповых целей, повышают эффективность деятельности группы.

6. Групповая сплоченность - это явление групповой динамики, проявляющееся в приверженности к группе её членов, в их единении.

В группе выделяют 4 категории:

· звезды

· предпочитаемые

· принятые

· не принятые (изолированные, отвергнутые)

Влияние сплоченности на деятель­ность группы не однозначно.

Для членов группы оно, в основном, благоприятно человек чувствует себя более комфортно, у него снижается уровень тревожности. Однако в сплоченных группах сильнее выражено влияние группового давления, существует стремление к единомыслию, что заглушает творческое начало личности.

Последствия сплоченности для деятельности группы в целом тоже неоднозначны. Возрастание сплоченности не обяза­тельно увеличивает продуктивность группы, а иногда даже уменьшает её. Это связано с влиянием двух факторов; групповых норм и мотивации к групповой деятельности.

Повышение сплоченности коллектива является важной задачей, но требует нивелирования тех факторов, которые могут негативно сказываться на результатах деятельности.

Правила сплочения групп по В.Зигерту и Л.Ланг [2]:

• Помогите группе испытать общий успех.

• Необходимо укрепить доверие членов группы друг к другу, и, прежде всего к её лидеру.

• Культивируйте чувство принадлежности к группе, активно привлекайте членов группы к общегрупповым мероприятиям.

• Позаботьтесь о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость и отве­чала стремлению к престижу.

• Поддерживайте веру в реальность стоящих перед группой целей.

Группы делятся на большие и малые, большие – совокупность малых. Структура группы:

· Подструктура предпочтения

· Подструктура референтности

· Подструктура коммуникации

· Подструктура власти


Групповые психологические явления и их роль в управлении группами.

Объединяясь в группы, люди начинают испытывать влияние, как со стороны дру­гих членов группы, так и со стороны самой группы как совокупного субъекта отноше­ний. В то же время, и сам человек оказывает влияние на свое окружение. Такое взаимо­влияние лежит в основе групповых процессов, обеспечивающих развитие и функциони­рование группы, оно определяет некоторые групповые эффекты, знание которых важно для успешного управления деятельностью группы.

Механизмы взаимовлияния в группах, наиболее значимые для управления групповыми процессами

1. Идентификация: она лежит в основе таких групповых явлений, как под­ражание и психическое заражение.

· Подражание. Избирая достой­ные образцы поведения и деятельности, член группы приобщается к групповым нормам, усваивает эталоны поведения, совершенствует профессиональную деятельность.

· Психическое заражение – передача эмоциональных состояний от одного индивида к другому. В группе это может приводить к изменениям группового настроения и эмоционального климата, что способно повлиять на эффективность труда.

Объектом идентификации в группе – это наиболее значимые и авторитетные члены группы, её лидеры. Формальный руководитель группы, если не занимает негативного положения и отвечает требованиям относительно его лидерских позиций, тоже будет объектом идентификации. И тогда идентификация становится важным механизмом реализации его влияния, и он получает возможность использования такого метода руководства, как лич­ный пример. Точно так же, авторитетный руководитель получает возможность влиять на эмоциональное состояние работников.

2. Групповое давление направлено на то, чтобы дейст­вия, мысли и ценности членов группы совпадали с поступками, мыслями и ценностями других. Реальное групповое дав­ление проявляется в виде различных форм социального осуждения, требований норматив­ного поведения, применения санкций к нарушителям групповых норм. Воображаемое групповое давление связано с ожиданиями индивида относительно реакций членов груп­пы на его поведение.

По реакции на групповое давление люди делятся на 3 категории:

· Конформисты - подчиняются ему, переходя на позиции группы, даже будучи внутренне несогласными с ней.

· Нонконформисты способны противостоять групповому давлению, сохраняя собст­венное мнение и действуя по-своему.

· нега­тивизм - проявляется в активном противодействии групповой позиции, какой бы она ни была.

Конформизм выполняет важную роль в сплочении группы, способствует достиже­нию её целей. Негативный фактор - единооб­разие мыслей и взглядов, снижается творческий потенциал группы.

Весьма полезным оказывается влияние меньшинства, даже если оно отстаивает ошибочную идею. Всё равно оно стимулирует поиск правильного решения.

3. Групповая дискуссия - активное обсуждение группой каких-либо возникающих перед ней вопросов или проблем. Выработан­ные в результате групповой дискуссии решения оказываются более эффективными, а также способствуют мотивированию членов группы на достижение выработанных реше­ний.

Дискуссия дает 2 результата:

· групповая поляриза­ция - разделение группы по признаку полярности позиций, когда участники дискуссии не достигают согласия. Это способствует прояснению проблемы.

· групповая нормализация – превращение решения, поддержанного всеми участни­ками обсуждения в групповую норму.

Решениям, выработанным в результате групповой дискуссии, свойственнен сдвиг к рисков: групповые решения часто оказываются более рискованными (более радикальными), чем индивидуальные. Отрицательно влиять на качество группового решения может очень высокая сплоченность группы, которая может приводить к принесению правильного решения в жертву единодушию группы.

4. Борьба за статус

Психологическая несовместимость - 2 или более членов группы не могут нормально общаться


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...