Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историко-культурная обусловленность формирования и развития гармоничной личности в контексте занятий спортом (западная и восточная традиции)




 

В русском языке сложился такой устойчивый стереотип - если единоборства, то почему-то восточные. Бокс, кикбоксинг, борьба вольная и классическая, дзю-до, фехтование - тоже единоборства, только не восточные, а спортивные. Те восточные единоборства, которые в начале 90-х годов двадцатого столетия воспринимались как экзотика - тайский бокс, карате, таеквондо, ушу - обрели иной статус. Появились спортивные федерации, аккредитованные при Госкомспорте России. Теперь в России присваивают звания мастеров спорта по тайскому боксу, таеквондо и карате. Этот факт свидетельствует о росте популярности, служит лишним доказательством того, что восточные единоборства поднялись на качественно более высокий уровень. Вырос уровень участников соревнований, подготовлены замечательные тренерские кадры. А в тайском боксе, дзюдо, таеквондо, карате на уровне спорта высших достижений не встретишь ортодоксов, работающих, как завещали великие восточные учителя.

Передвижения и ударная техника изменилась координально за десять лет. Этот сайт создан для специалистов единоборств, тренеров, энтузиастов и их учеников. Для тех, кто старается развиваться, может поделиться опытом. В общем, для учителей и учеников.

Приглашаю всех к сотрудничеству в деле популяризации единоборств. Надеюсь на Ваше понимание и поддержку.

Всякое увлечение проходит свои стадии. И после восторженно-безоглядного восприятия следует трезвое, критическое - так уж мы устроены. Боевые единоборства продолжают оставаться предметом жгучего интереса. И так, наверное, будет еще долго. Многолюдные мероприятия под девизом "восточные единоборства: мифы и реальность" только добавили мифов, почти не прибавив реальности. А все ли, что потоком хлынуло (особенно в начале и середине 90-х) на нас с экранов, со страниц газет и журналов, было и есть на самом деле? Все ли истинно и соответствует жизни - или является плодом вымысла? Все ли мастера квалифицированны? Все ли обещания исполнимы?

Боевые искусства или восточные единоборства в многочисленных видео-, кино- и печатных материалах преподносятся в качестве самого верного и надежного способа раскрытия фантастических возможностей человека. Ведущие отдельного цикла телепередач, им посвященных, договорились даже о "сверхнормальных" способностях. Владеющему боевыми искусствами с щедростью приписываются возможности противостоять и безоговорочно победить противника, имеющего набор преимуществ: в силе, росте, весе. Мало того, предлагаются приемы ведения боя с тремя, пятью и даже десятью нападающими боксерами, самбистами, мастерами других школ, противниками, нападающими с различным огнестрельным и холодным оружием.

Казалось бы, так естественно мастерам боевых искусств, познавшим тайны овладения внутренней энергией, выйти и легко победить штангистов, обогнать бегунов, превзойти прыгунов... С другой стороны, спортсмены могли бы воспользоваться энергетической методикой "восточников", чтобы резко улучшить свои показатели.

Но мастера боевых искусств сводят демонстрацию своих физических качеств не только к разбиванию предметов. Силу ударов никто не ограничивает, да и увлечение философией и духовное совершенство должно бы предопределить победу.

А среди людей, демонстрирующих творческие достижения в науке и искусствах,- кто может быть благодарен за это боевым искусствам, а не тому, что дано им от рождения и реализовано огромным трудом?

Степень развития истинных мастеров ушу, каратэ, айкидо настолько высока, что они демонстрируют свои возможности на другом уровне, недоступном пониманию простых смертных. Это и привлекает молодежь.

Методика боевых искусств, позволяющая добиться феноменальных результатов, держится под большим секретом. Ее раскрывают только редким посвященным.

 <http://www.kickboxer.ru/FOTO/Srtanici/Edinoborstva2.JPG>Спору нет, это сложные, требующие изрядной подготовки действия.

Для создания эффективной методики на ее основе необходима возможность проведения обширных экспериментов и наблюдений за их результатами. Основой практики боевых искусств является поединок. Его особенность, при полной свободе действий, то есть в отсутствии каких-либо ограничений, это реальная опасность получения тяжелых травм. Одним словом, экстримальный вид спорта.

Многочисленные ката или формальные упражнения в каратэ имеют иерархическую, с возрастанием сложности, структуру, и исполнить их, соблюдая многочисленные правила, может не всякий. Из опыта бокса или спортивной борьбы известно, что даже проводя много времени в схватках, довольно сложно научиться правильно себя там вести. А стили зверей в ушу: обезьяны, утки, тигра, цапли, змеи и т. д.?

На сегодняшний день практика единоборств в достаточном количестве существует только в спортивных поединках, при всех их условностях. Идеальные правила должны сочетать одновременно максимальную свободу действий и минимальную опасность для участников. Кроме того, правила не должны искусственно стимулировать один вид технических действий по сравнению с другим, а, поставив их в равные условия, дать возможность определить их истинную практическую ценность. В наибольшей степени этому критерию удовлетворяют правила кикбоксинга. Сегодня как никогда обозначилось желание стать сильнее и научиться побеждать соперника. Оно сочетается с такой же тягой к экзотике и мистике, чем с лихвой насыщены восточные единоборства.

Для историко - культурного осмысления содержания физической культуры необходимо опираться на ряд (две, три, возможно и более) взаимодополняющих концепций культуры (в силу их множественности), позволяющих наиболее полно отразить ее многоаспектную сущность (например, раскрытие культуры как процесса культурного развития, духовного производства, сознательной организации и управления жизнедеятельностью людей).

Эпицентром физической культуры является человек (а не внешние ее формы, компоненты: физкультурное образование, физкультурная спортизация, физкультурная рекреация, физкультурная реабилитация, физкультурная адаптация и т.п.), а определяющей должна выступать ее человекотворческая функция. Ведь именно человек есть объект и субъект культуры.

Человек в сфере физической культуры должен рассматриваться в его биосоциокультурной, деятельной сущности, понимании его как целостности (в его соматопсихическом и социокультурном единстве), интегральной индивидуальности. Ибо культура едина, а человек в культуре воспроизводится целостно.

Основной методологической позицией при осмыслении сущности физической культуры следует считать гармонию физического (телесного) и духовного (социального), достигаемую одухотворением физического, что обусловлено сущностью культуры, соотношением биологического и социального, телесного и духовного в человеке, генезисом знания о физической культуре.

Проявление человекотворческой, духовно-физической сущности физической культуры (как вида общей) в процессе ее освоения занимающимися возможно только при условии реализации в практической деятельности нерасторжимого единства (интеграции) функционального, ценностного, деятельностного и результативного аспектов ее содержания.

Физкультурная деятельность (и ее специфические виды) как условие воспроизводства человека во всей целостности его духовно-физического существования составляет сущность и основу формирования физической культуры. Она является одним из основополагающих видов человеческой деятельности на протяжении всей жизни человека, играющей на разных этапах его развития (онтогенеза) различную, но весомую роль.

Данные положения, и прежде всего понимание духовно-физической сущности физической культуры, должны находить отражение в ее теории, актуальность формирования которой сегодня становится все более очевидной в системе физкультурного образования. В связи с этим был обоснован качественно новый основополагающий категориальный аппарат теории физической культуры, во многом отличающийся от имеющегося в учебниках и учебных пособиях по данной дисциплине.

Цель физической культуры - всемерное содействие формированию человека с гармоническим развитием физических и духовных сил (способностей) на основе всестороннего совершенствования его личностных способностей в процессе физкультурной деятельности, что необходимо для полноценной индивидуальной жизнедеятельности и прогресса общества в целом (т.е. фактически речь идет о формировании физической культуры личности).

Можно выделить следующие задачи:

. Создание и развитие в сфере физкультурного совершенствования людей материальных и духовных ценностей, необходимых для их всестороннего физического и духовного развития.

. Освоение, совершенствование, поддержание и восстановление материальных и духовных ценностей в сфере физкультурного совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей, связанных с их самоценностью и выполнением обязанностей в обществе.

. Обеспечение передачи материальных и духовных ценностей в сфере физкультурного совершенствования людей следующим поколениям с целью сохранения преемственности и прогресса в развитии физической культуры общества и личности.

Полноценная реализация цели и задач может быть достигнута только при сформированности у занимающихся (особенно молодежи) устойчивой, осознанно-духовной потребности в физической культуре (и ее видах) на основе реализации в практической деятельности ее следующих общих принципов:

) целостности человека, его соматопсихического и социокультурного единства, интегративного воздействия на него физкультурной деятельности и ее основного элемента - физических упражнений;

) реализации физического как личностного в процессе непрерывного использования видов физкультурной деятельности в связи с формированием физической культуры личности на различных возрастных этапах (периодах) ее жизнедеятельности;

) взаимообусловленности и взаимосвязи физической культуры и ее видов со всеми видами культуры в процессе физкультурного совершенствования человека.

Сегодня в системе физкультурного образования, не отвергая знания, касающегося развития телесно-двигательного (соматопсихического) компонента физической культуры, требуется более глубокое обоснование ее социокультурного компонента, установление единой взаимосвязи между компонентами в реальном педагогическом процессе. Особенно важно формирование у занимающихся интереса и потребности в освоении многообразных ценностей физической культуры. В связи с этим взаимоотношения занимающихся и преподавателей целесообразно строить с учетом перевода их из объект-субъектной формы в субъект-субъектную взаимно мотивированную творческую педагогическую деятельность. Учащиеся должны быть активными субъектами физкультурно -образовательной, где необходимо единение ее идеальной (духовной) и практической (наглядно воспринимаемой двигательной) деятельности, в процессе которой важно гармонично задействовать и развивать все сущностные силы человека (интеллектуальные, психоэмоциональные, нравственные, духовные, физические) как неделимой целостности при решающей роли духовно-ценностного сознания и творческого стиля мышления, т.е. преимущественно "социокультурного" компонента физической культуры. Это требует от педагога (передающего ученикам ценности физической культуры) создания особой "духовной субстанции" - образа педагогической ситуации по решению специфических задач (где происходит его взаимодействие с учениками, их межличностные отношения в совместной коллективной деятельности), - которая должна характеризоваться самостоятельностью, оригинальностью, творчеством, индивидуальностью. Педагогический же эффект (как реализация основных функций образования: исследовательской, оценочно-селективной, проективной, ориентировочно -регулятивной, конструктивно-преобразующей и др.) должен не только заключаться в приобретении занимающимися новых физкультурных знаний, формировании двигательных умений и навыков, развитии физических способностей и положительного мотивационно-потребностного отношения к физической культуре, но и выражаться (и это главное) в их повороте к саморазвитию, самовыражению, самооценке, самоконтролю, самопознанию, самовоспитанию, саморегуляции, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, т.е. к самореализации, являющейся важнейшим феноменом культуры. При этом в ученике должна возрождаться духовно-нравственная личность учителя - педагога.

Таким образом, в системе неспециального физкультурного образования должен быть осуществлен переход от традиционной трансляции двигательного опыта (в виде физических качеств, двигательных умений и навыков) прошлых поколений поколениям будущим, одновременно к освоению и созданию человеком многообразных духовных ценностей физической культуры (в виде развития культуры мышления, воображения, чувств, художественного творчества и т.п.) применительно к развитию его телесности, на творческой основе феномена культуры, наиболее полно формирующей ценностно-нормативную сферу сознания личности.

Интегративная сущность физической культуры, затрагивающая все стороны развития человека (его интеллектуальную, социально-психологическую и двигательную сферы), должна, безусловно, оказывать существенное влияние и на его трудовую деятельность, в процессе которой в современный период человек должен проявлять себя целостно. Именно человек, освоивший многообразные духовно-физические ценности физической культуры, спорта, обладает многими профессиональными качествами, необходимыми специалисту в труде на этапе НТР и зарождающихся рыночных отношений, а следовательно, способен к максимально полной реализации своего потенциала.

Анализ показывает, что все виды физкультурной деятельности (рекреационной, реабилитационной, образовательной, спортивной, адаптивной и др.) принимают активное участие в реализации содержательной стороны всех уровней досуга. При этом прослеживается общая тенденция, свидетельствующая о том, что в процессе жизнедеятельности индивид переходит от простых форм активности (физкультурной рекреации, физкультурной реабилитации) к более сложным (физкультурной спортизации, физкультурному образованию), от потребления (освоения) культуры - к созданию многообразных культурных ценностей в сфере физической культуры, от индивидуальной деятельности - к социальной.

Следовательно, физическая культура в силу своей полифункциональности пронизывает все уровни досуга и является неотъемлемым компонентом свободного времени. Она играет весомую роль не только в восстановлении, поддержании, развитии, но и в совершенствовании физических и духовных способностей человека. Тем самым она принимает участие в выполнении основных функций свободного времени: антропологической (связанной с восстановлением физического и душевного равновесия), социальной (связанной с осознаванием и удовлетворением более сложных потребностей), культурно-воспитательной (способствующей повышению общей культуры, формированию нравственных и эстетических начал и т.п.). Как видно, и здесь прослеживается подход к свободному времени, связанный с реализацией в его рамках всех сущностных сил человека. Основной же проблемой физической культуры в рамках досуга является повышение ее престижа у населения как явления духовно-физического. Это предъявляет повышенные требования к институтам физкультурного образования, семье, а также эффективной работе средств массовой информации.

Таким образом, сферы образования, труда, свободного времени (досуга в его рамках) в плане возможностей реализации в них физической культуры должны взаимно дополнять друг друга с целью физического и духовного совершенствования каждого члена общества.

Проблема воспитания человека на современном этапе развития общества приобретает особую актуальность. Сегодняшняя жизнь выдвигает задачу формирования социальной, творчески деятельной личности. В этих условиях возросла необходимость глубокой теоретической разработки проблематики человека в различных аспектах его познания.

Личность представляет собой социально детерминированный индивид. Проблема личности в философии - это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире. В античной философии личность выступала преимущественно как отношение, в средние века она понималась как особая сущность индивидуальной субстанции рационального характера, в философии Нового времени, начиная с Декарта, распространяется дуалистическое понимание личности. На первый план выдвигается проблема самосознания как отношение человека к самому себе. По Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных, свободно подчиняет самого себя по нравственным законам.
В эпоху возрождения, когда теоретическая мысль и обобщенная практика стали в центре общественно-политической жизни, гуманисты Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Жан Мелье высказывали идею свободного развития личности, сочетающего в себе образованность, целеустремленность с высокими человеческими качествами.

Мыслители-просветители XVIII века Дени Дидро, Роберт Оуэн, Сен-Симон, Шарль Фурье выдвигали и развивали идеи организации коллективного производства и потребления, свободного труда, воспитания гармонически, всесторонне развитого человека. Из всего комплекса их идей о развитии личности мы находим ценную мысль: человеческий индивид становится личностью, выступая как субъект труда, обучения и познания.

Вопросу формирования личности человека много внимания уделяли философы-марксисты К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Они отмечали, что из общественного характера труда и связанного с этим образа жизни человека следует, что развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, и что различные поколения индивидов, вступающие в отношения друг с другом, связаны между собой, что физическое существование позднейших поколений определяется их предшественниками, что эти позднейшие поколения наследуют накопленные предшествующими поколениями производительные силы и формы обучения, что определяет их собственные взаимоотношения.

Надо отдать должное К. Марксу, который в истории философской науки перевел вопрос изучения человека из философско-абстрактной сферы в плоскость конкретного, социально-исторического анализа. Его размышления о человеке и его природе, носящие концептуальный характер, обладают неисчерпаемым теоретическим потенциалом. В философии марксизма особо выделяется проблема формирования всесторонне развитой личности.

В основе характеристики личности лежат три ведущих признака: а) гармоничное развитие (достижение адекватного индивидуального уровня умственного, физического, трудового, нравственного развития человека в их взаимосвязи); б) социальная активность (отношение человека к природе, обществу, к себе, когда он становится творцом нового); в) готовность к высокоэффективной профессиональной деятельности (объем и уровень знании, умений, желаний и возможностей человека к достижению общественно значимых целей). Формирование всех этих качеств личности в гармонии требует рассмотрения проблемы с позиции биологической природы человека.

Для понимания сущности многогранного процесса физического воспитания, его отдельных сторон и связей большое значение имеют теоретические положения и фактические материалы ряда гуманитарных и естественных наук - социологии, общей педагогики, биологии, психологии и т.д.

Биологическое обеспечение готовности личности к предстоящей деятельности занимает ведущее место, поскольку во многом определяет возможности человека к самовыражению своих творческих, интеллектуальных и других потенций. Ни для кого не секрет, что в условиях интенсивного проникновения достижений научно-технической революции в повседневную жизнь появился социально обусловленный феномен, названный гиподинамией. Недостаток двигательной активности приводит к разрушению внутренних механизмов обеспечения высокого уровня жизнедеятельности организма, появлению новых болезней. В частности, атеросклероз сосудов мозга является одной из главных причин того, что из общественно полезной деятельности выключается большое количество людей в возрасте наивысшей умственной и трудовой активности - в 40-50 лет. Человек, заболевший атеросклерозом сосудов, преждевременно стареет психологически; творческий акт, требующий максимального напряжения, для него становится непосильным. Снижение интересов к физическому труду, регулярным занятиям физическими упражнениями привело к росту числа заболеваний среди молодых людей. Так, уже в возрасте 18-19 лет обнаруживаются атеросклеротические изменения в аорте, а среди больных, перенесших инфаркт миокарда, доля молодых достигает 10-15%.

Специалисты справедливо отмечают, что изменить негативные последствия гиподинамии, повысить естественные защитные свойства возможно только посредством двигательной деятельности, являющейся основным регулятором его биологической активности. Составляя суть физической культуры, двигательная деятельность, ее направленное использование обеспечивают высокую эффективность работы систем и функций организма и тем самым определяют создание оптимальных условий социальной деятельности человека.

И в своем исследовании мы исходим из позиции, что обеспечение единства и сопряженности биологического и социального развития определяет место и роль физической культуры в системе образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания. Образовательные задачи включают приобретение знаний по управлению физическим развитием человека, умения передавать эти знания и использовать средства физического воспитания по совершенствованию функциональной активности органов и структур организма. В число образовательных задач входит также обучение школьников двигательным навыкам, формирование которых интенсифицирует развитие двигательного анализатора, ассоциативных зон коры больших полушарий, содействует развитию психических свойств школьников. Решение воспитательных задач сопряжено с выработкой физических качеств, представляющих собой единство взаимодействия психических и биологических свойств человека, проявляемых в двигательной деятельности. Оздоровительные задачи связаны с развитием биологической надежности систем и функций организма. Их решение позволяет достичь высокого уровня адаптации человека к внешним воздействиям, повысить защитные свойства организма, предупредить развитие патологических явлений.

Вывод к 1 главе: данный подход обусловлен основополагающей идеей: система физического воспитания представляет собой исторически обусловленный тип социальной практики совершенствования физической природы человека, с помощью которого удовлетворяются его потребности во всестороннем и гармоничном развитии. Идеологическую основу системы физического воспитания составляет учение о всестороннем и гармоничном развитии личности, что и закрепляет потребность общества в формировании нового, всесторонне развитого человека.

Физическое совершенство как цель и результат деятельности физического воспитания характеризуется исторически сложившимся представлением о мере здоровья и уровне всесторонней физической подготовленности человека, которые наиболее полно соответствуют требованиям трудовой и общественной деятельности. Реальный смысл и социальную значимость физическое совершенство приобретает лишь в органической связи с другими сторонами направленного развития личности. Нарушение такой связи в педагогическом процессе может привести к преобладанию физических начал человека над его духовными и моральными качествами и тем самым нарушить гармонию его развития.

Научно-методические основы системы физического воспитания представляют собой исходные положения теоретической концепции, а также средства и пути их практического воплощения в процессе совершенствования физической природы человека.

Таким образом, с помощью физической культуры формируется всесторонне и гармонически развитый человек, способный (при прочих равных условиях) быстрее овладеть новыми трудовыми профессиями и являющийся важным звеном научно-технического прогресса. Наш подход к данной проблеме определяется тем, что под всесторонностью воспитания физических качеств мы понимаем достижение их многообразия, основанного на единстве биологических и психических свойств человека, а под гармоничностью - достижение соразмерности максимальных функциональных возможностей отдельных органов и структур организма, определяющих эти свойства. В таком понимании всесторонность представляет собой качественную характеристику педагогического процесса, а гармоничность - количественную.

Обеспечение гармоничного развития физических качеств человека достигается через осмысление самой природы этих качеств. Здесь мы имеем дело с физическими способностями, заложенными природой, и которые составляют материальную основу воспитания физических качеств.

Проведенные специальные исследования отмечают, что наблюдаемые различия в результатах выполнения двигательных действий объясняются индивидуальными особенностями взаимодействия функций определенных органов и структур организма, выражающих по своей сути физические способности человека.

И в них почеркивается, что физические способности - это относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательного действия. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. При этом мы исходим из взаимосвязи образования и способностей. Так, в зависимости от педагогического задания проявление физических способностей в конкретном двигательном действии будет различным у каждого индивида: у одних будет высокий результат по темпу движений (характеристика скоростных способностей), у других - по точности движений (характеристика координационных способностей) и т.д.

Взаимосвязь развития физических способностей и воспитания физических качеств обусловлена не только тем, что физические способности являются материальной основой физических качеств, но и единой направленностью на физическую подготовку человека, на преобразование его физической природы. На фоне подобной общности специфичным для развития физических способностей будет являться направленное воздействие физическими упражнениями на функциональные возможности органов и структур организма, определяющих те или иные психобиологические свойства человека, а для воспитания физических качеств - приведение этих свойств к уровню социально значимых качеств личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...