Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие социально-профессиональный портрет: социологический аспект




В этом параграфе мы попытаемся дать характеристику социально-профессионального портрета и квалификационных характеристик среднего класса, на основе проведенных ранее исследований З.Т. Голенковой, Н.Е. Тихоновой и других авторов [7, 9, 19].

Становление социальных статусов самым непосредственным образом связано с теми модернизационными процессами, которые происходят в настоящее время в социально-трудовой сфере. Именно в этом социальном пространстве формирует свои потенции средний класс, ресурсы которого связаны с определенным типом экономического поведения, с высокопрофессиональными навыками трудовой деятельности, с ориентаций на ее престиж, с достаточно высоким уровнем образования и адаптационным потенциалом и т.д. [7].

На основе проведенного З.Т. Голенковой исследования проанализируем экономико-производственные характеристики среднего класса, особенности его занятости и образования, словом - все те показатели, на основании которых можно судить об особенностях его социально-профессионального положения. Однако сначала посмотрим на показатели, характеризующие социальную среду рекрутирования среднего класса [7, 9].

Первый показательсвязан непосредственно со структурной перестройкой всей экономики страны, с переходом к разнообразным формам собственности. Как показывают данные Росстата, за последние 15 лет доля занятых в государственном секторе народного хозяйства плавно снижается и столь же плавно увеличивается доля занятых в частном секторе. Именно поэтому значительная часть среднего класса сосредоточена в приватизированных и на вновь созданных частных предприятиях, а также в государственном секторе и в индивидуально-трудовой деятельности.

Второй показатель, характеризует среду трудовой занятости среднего класса. Наибольшая доля их приходится на промышленность, в том числе электроэнергетику, транспорт и строительство. Велик удельный вес опрошенных в системе образования, в армии и в правоохранительных органах, в торговле. Незначителен - в сельском и лесном хозяйстве, в коммунальном хозяйстве, в науке и научном обслуживании.

Третий показательхарактеризует социальный состав среднего класса и его динамику. Самым существенным является различие между «старым» и «новым» средним классом. Если «старый» средний класс объединяет мелких и средних частных собственников, то «новый» включает лиц, владеющих развитыми навыками интеллектуальной деятельности - это массовая интеллигенция, служащие, менеджеры, руководители разного уровня и.т.д.

Рассмотрим уровень образования и профессиональной подготовки среднего класса. Уровень профессионального образования - тот критерий, который по определению отличает средний класс от других групп, опрошенных в исследовании З.Т. Голенковой. Интересна сама по себе образовательная структура российского городского среднего класса. Более двух третей представителей средних слоев имеют высшее образование, и практически никто из них не входит в группу не имеющих профессионального образования. Однако сам по себе тот или иной уровень образования еще не является гарантией достижения определенных социальных или профессиональных целей. Многое зависит от возможности эффективного использования полученного образования. С этой точки зрения его можно рассматривать как функциональное или дисфункциональное. Если профессионально-квалификационные возможности субъектов, приобретенные в результате полученного образования, адекватны требованиям их производственной деятельности, то само это образование функционально, в противном случае - дисфункционально [7, 9].

Показатели соответствия полученной квалификации требованиям выполняемой работы у представителей среднего класса таковы: квалификация соответствует, с их точки зрения, требованиям выполняемой работы у 80%; не соответствует у 19%. Не по специальности в настоящее время работает 31% представителей среднего класса.

Нельзя не сказать об особенностях отношения среднего класса к его работе. Работа для представителей среднего класса - инструментальная (источник средств), и терминальная (самореализация) ценность. Представители среднего класса считают, что в большей степени их беспокоит маленькая зарплата и утомительность работы, а нравится то, что работа интересная и инициативная.

Идеальная работа, по мнению представителей среднего класса должна быть, во-первых, она должна быть хорошо оплачиваемой. Во-вторых, интересной.

К числу важнейших особенностей профессиональных позиций среднего класса относится степень автономии их труда. Автономия, трактуемая как самоуправление, самостоятельность в широком смысле слова - неотъемлемое качество, характеризующее состояние и деятельность любого субъекта, будь то индивид, слой, группа. По отношению к среднему классу автономия - тот показатель, который связан и с его местом в производственной структуре, и с его ролью в обществе.

Говоря об автономии, прежде всего, необходимо выделить такую характеристику, как профессиональная автономия, связанную с особенностями участия индивида в производственном процессе. Поскольку наемный работник не владеет материальными и финансовыми средствами, она означает степень его самостоятельности в контроле над выполнением того или иного конкретного задания.

Следующее важнейшее слагаемое профессиональной автономии - автономия режима труда, а именно - степень определения временного графика своей трудовой деятельности. Участие индивида в производстве не сводится лишь к выполнению непосредственно трудовых операций.

Характер включения в производственную ситуацию намного шире и комплекснее, поскольку последняя имеет два основных аспекта - трудовой и социальный. Под социальным аспектом автономии понимаются такие характеристики работы, как отношения с руководством, с коллегами, мера самостоятельности в решении внутрипроизводственных проблем. Поэтому третье слагаемое автономии З.Т. Голенкова определяет как социально-производственную автономию [7, 9].

Профессиональная автономия по отношению к предмету производства (какие задания выполнять) в среднем классе выражена слабо и носит в большей степени косвенный характер, ибо этот аспект его деятельности зависит в основном от руководителя. В то же время по отношению к интенсивности труда ситуация обратная: 50% представителей среднего класса сами решают вопрос о темпе работы, а еще 22% - вместе с руководителем. Остальным это определяет только руководитель.

Таким образом, профессиональная автономия присуща среднему классу, непосредственный контроль со стороны руководителя по отношению к нему ослаблен.

Что же касается автономии режима труда, то, представители среднего класса нуждались в гораздо меньшем контроле, чем прочие массовые слои.

Самостоятельность в сфере социально-производственной ситуации в числе прочих факторов влияет на то, что представители среднего класса более интенсивно и результативно вписываются в управленческую структуру предприятия, нуждаются в меньшем контроле со стороны производственной бюрократии, а значит, более автономны.

Теперь рассмотрим профессиональные характеристики, которые выделяет Н.В. Кузнецова [20]. Она выделяет четыре группы профессиональных качеств, коррелирующих с успешностью деятельности:

а) Профессиональные знания: общие профессиональные знания; знания, умения, навыки безопасного выполнения операций (работ, функций), входящих в должностные обязанности; знания и умения, позволяющие выявлять (диагностировать), предупреждать и ликвидировать опасные (экстремальные) ситуации.

б) Деловые качества: дисциплинированность, ответственность; честность, добросовестность; компетентность; инициативность; целеустремленность, настойчивость; самостоятельность, решительность.

в) Индивидуально психологические качества: мотивационная направленность; уровень интеллектуального развития; эмоциональная и нервно-психическая устойчивость; внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение); память (долговременная, оперативная); мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению); гибкость в общении, стиль межличностного поведения; склонность к злоупотреблению алкоголем (наркотиками).

г) Психофизиологические качества: выносливость, работоспособность; острота зрения, глазомер; острота слуха, дифференциация звука; дифференциация запаха; простая и сложная сенсомоторная реакция (скорость, точность).

Н.В. Кузнецова акцентирует внимание на том, что представленная классификация профессионально важных качеств является ориентировочной. При проведении исследований по конкретным видам деятельности в список могут вносятся соответствующие коррективы или, при необходимости, специально формироваться новые перечни качеств[20].

В зависимости от характера трудовой деятельности идет подразделение по профессиям, специальностям и уровням квалификации. При этом под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностью - вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Профессия требует специальной подготовки, практикуется человеком регулярно и служит источником средств к существованию.

Средний класс различается уровнем квалификации, т.е. степенью овладения работниками той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях, которые одновременно и характеризуют степень сложности работ.

Таким образом, в данном параграфе нами были рассмотрены позиции З.Т. Голенковой, Н.Е. Тихоновой и Н.В. Кузнецовой, на основе данного материала, можно сделать вывод, что социально-профессиональный портрет - совокупность, таких показателей как, уровень образования и степень профессиональной автономии труда [7, 9, 19, 20].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...