Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идея «эволюции» в представлении

Мусульманских мыслителей

 

Мусульманская научная мысль способствовала появлению экспериментального и наблюдательного метода в современной западной науке и биологии, обогатила науку результатами своих экспериментов и наблюдений и познакомила Запад с наследием ученых Древней Греции. Однако нет достаточного количества веских доказательств, чтобы утверждать, что истоки выдвинутой Ламарком и, в особенности, Дарвином теории биологической эволюции также были обнаружены западными учеными в трудах мусульманских мыслителей. Ошибкой была бы попытка обнаружить описание теории эволюции в мусульманской мысли Басрийских братьев, точно так же, как и в учениях Анаксимандра[75]. Однако это не означает, что в концепциях мусульманских мыслителей не звучали идеи, схожие с эволюционными. Создается впечатление, что некоторые исследователи, обнаруживая в трудах мусульманских ученых понятие «эволюция», путали его с понятием «теория биологической эволюции». Это – неоднократно повторявшаяся ошибка, возникшая в результате неверного использования этих двух понятий и, в конечном счете, часто приводящая к разногласиям в научных кругах.

Под понятием «эволюция» подразумевается возникновение более сложной формы бытия из более простой. Например, образование планет в результате сгущения газопылевого облака есть своего рода «эволюция» на космологическом уровне; возникновение воды в результате соединения кислорода и водорода также представляет собой «эволюцию», но уже на химическом уровне. С точки зрения биологии, термин «теория эволюции», сформаулированный Ламарком и Дарвином, подразумевает механизм возникновения биологического вида в результате изменения другого вида. Именно поэтому каждый, кто выступает в защиту постоянства видового многообразия живой природы, занимает противоположную по отношению к этой теории позицию. Даже если принять за истину тот факт, что ан-Наззам[76], ал-Бируни[77] и Басрийские братья были в какой-то степени «эволюционистами»[78], то неправильно будет утверждать, что они предсказывали открытие учения об эволюции, поскольку упомянутые ученые выступали в защиту идеи о неизменности биологических видов.

Даже если ал-Джахиз и ал-Бируни и рассуждали о естественном отборе, который происходит среди живых существ как следствие борьбы за жизнь, то утверждать, что они выступали за теорию эволюции в современном понимании этого термина, все равно нельзя[79]. Необходимо четко отличать теорию эволюции от подхода, согласно которому всех живых существ можно распределить по уровням развития. Подобная же ошибка была совершена в отношении Аристотеля: из-за созданной им иерархии живых существ его считали предтечей теории эволюции. Иерархическая классификаци живых существ, созданная Ибн Мискавейхом, в некоторой степени также напоминает теорию эволюционного развития животных с более сложным устройством организма из животных простейших[80]. Однако в иерархиях, построенных по принципу «стадий развития» того или иного вида, совершенно отсутствует указание на то, что биологические виды в ходе своей эволюции развиваются из других видов. Между тем, в этом состоит основное положение теории эволюции.

Стоит отметить, что некоторые мыслители, опираясь на «месх», о котором в Коране рассказывается как о наказании, считали, что превращение одного вида в другой является вполне возможным (эта тема будет подробно рассмотрена в пятой главе). Между теорией эволюции, согласно которой возникновение всех видов, родов, семейств, классов живых существ произошло в результате эволюционного развития, и концепцией, суть которой состоит в ограниченном взаимном влиянии видов друг на друга, существует важное отличие. Иными словами, есть очень значительное отличие между двумя точками зрения, одна из которых указывает на то, что один биологический вид может переходить в другой, а вторая говорит, что все живые существа происходят друг от друга. Если ученый считает превращение одного вида в другой вполне возможным, то говорить, что этот ученый предугадывает возникновение теории эволюции, было бы уже чересчур.

Среди мусульманских мыслителей, которые, как предполагают исследователи их научных взглядов, высказывали идеи эволюции, выделяются три типа представлений об «эволюции». Первый тип – это идея постоянного изменения биологических видов. Это биологическая эволюция. Второй тип – это социальная эволюция, в рамках которой происходило развитие цивилизаций. Третий тип – это психологическая эволюция, суть которой состоит в моральном и нравственном развитии человека[81]. Поскольку в современном мире большинство людей под понятием «эволюция» подразумевают именно «теорию эволюции», то возможно, что все три перечисленные нами выше «эволюции» могут слиться воедино. Однако этого не нужно допускать. Например, стихотворения Мевляны, в которых находит отражение духовное развитие человека, не могут быть истолкованы в рамках теории биологической эволюции. У Мевляны присутствует упоминание об иерархии живых существ, которая строится исходя из представлений о «стадиях развития». Но если ал-Джахиза как ученого и биолога еще можно воспринимать как предтечу современных представлений об эволюции, то несколько бейтов из мистических стихотворений Мевляны вряд ли стоит ассоциировать с биологической наукой. Правильнее было бы сказать, что Мевляна указал в своих произведениях на психологическую эволюцию, то есть, на эволюцию души.

Следует упомянуть и о том, что некоторые мусульманские мыслители в своих трудах указывали на естественный отбор и трансформизм[82]. Однако, на основании этих фактов нельзя утверждать, что теория эволюции возникла благодаря мусульманским мыслителям: для подобного утверждения у нас нет достаточного количества убедительных доказательств. Просто утверждать, что в мире животных происходит естественный отбор, и объяснять при помощи естественного отбора, подобно Дарвину, появление новых видов, родов, семейств живых существ – это совсем разные вещи. Указание на изменяемость видов, с точки зрения биологии, имеет весьма большое значение. Однако можно говорить, что все без исключения живые существа являются результатом этой изменяемости, а можно определять роль трансформизма как несущественную. С другой стороны, нельзя не отметить, что многие выдающиеся мусульманские мыслители обращались к теме эволюции (пусть и не теории эволюции как таковой) в своих трудах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...