Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто что умеет (не умеет) делать




 

Вопросительное наречие «почему», союз «потому что».

– Почему ты не танцуешь?

– Я не умею танцевать.

– Почему ты любишь петь?

– Потому что я умею хорошо петь.

Большую роль для детей, склонных к выраженному стереотипному поведению, играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Их затрудняет понимание смысла предложения при изменении форм и порядка слов, не всегда воспринимается ими смысл грамматических конструкций. В ряде случаев дети не понимают слегка усложненных заданий. При возникновении подобных затруднений, следует вернуться на предыдущий этап работы и, меняя инструкцию буквально по одному слову, постараться предельно детализировать действия в той или иной ситуации, обращая особое внимание на наглядность. Так как параллельно с развитием коммуникативных форм речи ребенок обучается глобальному чтению, большую пользу на занятиях приносит использование таблиц. Таблицы печатаются крупно, с выделением цветным шрифтом ключевых слов. Слова, которые должен использовать ребенок, выносятся на отдельные карточки.

 

 

Как уточнить, о чем идет речь

 

Окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в винительном падеже единственного числа. Вопросительные местоимения «какой», «какая», «какое».

 

 

Какой шар, матрешку хочет купить кто-нибудь.

– Посмотри, какие красивые шары! Я хочу купить один шар.

– Какой?

– Синий.

– Я хочу нарисовать яблоки.

– Какие тебе нужны карандаши?

– Красный и желтый.

 

 

Как уточнить, о чем идет речь (продолжение)

 

Зависимость окончаний прилагательных от категорий одушевленности и неодушевленности.

Прилагательные в винительном падеже единственного числа:

 

 

– Какого ты гладишь кота?

– Большого, рыжего.

– Какой ты рисуешь дом?

– Высокий, желтый.

 

 

Как уточнить с помощью местоимений, о чем идет речь

 

Притяжательные и указательные местоимения в винительном падеже единственного и множественного числа. Употребление предлога «рядом с».

– На какого медведя ты хочешь посмотреть?

– Вот на этого, белого.

– Какую лису ты видел?

– Вот эту, рыжую.

– Где твоя мама?

– Моя мама рядом со мной.

– Где ваша (ваш) дочка (сын)?

– Моя дочка (сын) рядом со мной.

Далее со всеми местоимениями по таблице.

 

Кто кому помогает

 

Употребление дательного падежа после глагола «помогать». Спряжение глагола «помогать».

– Это наша комната. В комнате беспорядок.

– Я помогаю бабушке наводить порядок.

Отрабатываем вопрос «Кто кому помогает?» и ответ на него.

 

Как обозначить неопределенное количество предметов

 

Слова «много», «мало».

– У меня много/мало книг, цветов, знакомых и т. п.

Употребление существительных в родительном падеже множественного числа после количественных числительных 5-20 и слов «много», «мало».

– На улице много машин.

– Мама купила 6 открыток.

– Папа принес 10 яблок.

– У меня мало машинок.

– В коробке 16 кубиков.

– На дереве много птиц.

 

 

Кто чем занимается в свободное время

 

Спряжение глагола «заниматься».

– В свободное время мы занимаемся спортом.

– Это наш спортивный зал, здесь мы бегаем и прыгаем.

– Это наш бассейн, здесь мы занимаемся плаванием.

Активная лексика: спортивный зал, бассейн, плавание.

Пассивная лексика: штанга, брусья, кольца, конь, канат, корзина, сетка, гантели.

 

 

Как выразить необходимость совершить действие

 

Слово «надо» с личными местоимениями и в безличных предложениях.

– Мне надо пойти в магазин.

– Ей надо приготовить обед.

– Ему надо починить стул.

– Им надо идти в детский сад.

– Это надо сделать.

Учиться заканчивать предложения.

– Завтрау мамы день рождения. Мне надо...

– Саша плохо играет в футбол. Ему надо...

– Наташа плохо поняла рассказ. Ей надо...

– Коля и Антон хотят посмотреть, как живут волки, лисы, зайцы. Им надо...

– Марина не умеет танцевать. Ей надо...

– Мы хотим пойти в кино. Нам надо...

 

 

Как выразить просьбу, разрешение или запрещение совершить действие

 

Существительное или местоимение, обозначающее лицо, которому разрешается или запрещается совершить действие, всегда стоит в дательном падеже, а после слов «можно», «нельзя» употребляется только инфинитив.

– Да, можно. Нет, нельзя.

– Мне можно посмотреть, как работает кран?

– Да, можно. Но здесь стоять нельзя.

– А где можно стоять? (Уточнение.)

– Вон там, около дерева.

При расширении активного словаря на занятиях нужно сосредоточить внимание ребенка не на заучивании новых слов, а ставить его в ситуации мыслительных задач, когда надо производить осознанный выбор речевых форм. Работа проводится в условиях узких микротем, которые постепенно расширяются и объединяются. Это приводит к осознанию ребенком собственной речевой продукции и речи других.

 

 

Как поздравить с праздником

 

Глагол «поздравлять». Употребление винительного падежа для обозначения лица, которому адресовано поздравление («Витя поздравил Антона, Иру») и творительного падежа с предлогом для обозначения названия праздника, события («С Новым годом», «С днем рождения», «С праздником 8 Марта»). Личные местоимения в творительном падеже.

 

Как спросить, сколько стоит какая-нибудь вещь

 

Сочетание количественных числительных с существительным «рубль».

Игра «Спортивный магазин».

– Сколько стоит этот мяч?

– Пятьдесят рублей.

– Сколько стоят эти ласты?

– Сто рублей и т. д.

Активная лексика: продавать, сколько стоит, рубль, деньги, предметы из игры.

 

 

Как выразить чувство радости, удовольствия

 

Краткие прилагательные «рад», «рада», «рады».

– Папа рад, что у него сегодня выходной.

– Маша рада, что у нее есть свободное время.

– Мы рады, что поедем на дачу.

 

 

Как называются дни недели

 

Употребление названий дней недели в винительном падеже с предлогом «в» для обозначения времени действия.

– В понедельник я хожу в бассейн.

– Во вторник я хожу на рисование.

– В среду я хожу к логопеду. И т. д.

 

 

Как обозначить предмет, подобный тому, о котором говорится

 

Употребление указательных местоимений «такой», «такая», «такое», «такие».

– У меня тоже есть такой альбом (такая открытка, такое письмо, такие марки).

 

 

Как обозначить начало-конец действия

 

Инфинитив глаголов несовершенного вида после фразовых глаголов (начал читать, кончил читать).

– Мама начала читать эту книгу в среду, а закончила в воскресенье.

 

 

Как сказать, что кто-то к кому-нибудь часто ходит

 

Спряжение глагола «ходить». Употребление глаголов движения «идти – ходить» в настоящем времени.

– Ты куда идешь?

– В садик.

– Ты часто ходишь в садик?

– Да, каждый день.

Спряжение глагола (по лицам):

– Я хожу в садик.

– Ты ходишь в садик.

– Папа ходит на работу.

– Мы ходим гулять.

– Вы ходите в театр.

– Они ходят в библиотеку.

 

 

Как выразить желание брать с кого-нибудь пример

 

Предложения со сравнительным оборотом (союз «как»).

– Я хочу читать, как мама.

– Мама хочет танцевать, как эта балерина.

– Папа хочет петь, как этот артист.

– Мы хотим кататься, как эти дети. (И с отрицанием – не хочу).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...