Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Диагностика предпочтения выявленной аудитории




 

Для выбора критериев специализации и стратегии развития социально-культурной сферы можно использовать экспертные оценки по методу парных сравнений. В качестве экспертов при этом могут выступать работники координационного центра социально-культурного развития или конкретной исследуемой организационно-правовой структуры СКС. Наиболее сложной задачей при использовании метода приоритетов является выбор критериев, по которым можно объективно оценить направления специализации.

В настоящее время существует подобная система для оценки уровня качества промышленной продукции. Отдельные показатели этой системы могут быть использованы в предлагаемой методике. Однако большинство показателей выражаются количественно, на основе статистической информации, получение которой затруднено. Поэтому возникла необходимость создания особой, упрощенной, но достаточно объективной системы критериев для определения приоритетных направлений специализации деятельности предприятий социально-культурной сферы.

В основу этой системы, как нам представляется, могут быть положены пять групп показателей, характеризующих в целом специализацию предприятий социально-культурной сферы конкретного региона. К этим направлениям, характеризующим специализацию организационно-правовых структур СКС, можно отнести специализацию: К1 - тематико-творческую; К2 - программно-образовательную; КЗ - программно-воспитательную; К4 - культурно - коммуникативную; К5 - рекреационную.

Данный метод группировки показателей по направлениям представляет возможность выделить наиболее значимые критерии специализации и определить приоритетные направления развития специализации и кооперирования. Задача экспертов упрощается до предела, потому что перед ними только стоят в основном два критерия. Эксперт сравнивает их в определённом отношении, переходит к другой паре и так до тех пор, пока не оценит все критерии. Число сравнений, или число различных пар, будет равно п*(п-1)/2. Результаты парных сравнений заносятся в таблицу (составляется матрица). Число клеток в таблице равно п*п. Это число всех возможных сравнений. В каждую клетку заносится результат сравнения.

Предпочтение одного критерия перед другим обозначим оценкой 2, худшее качество оценкой 0, а равноценное значение - оценкой 1. Символы > и < используются обычно для обозначения предпочтений. Таким образом, заполняется вся таблица. После этого по каждой строке подсчитывается число оценок. По этому числу предпочтений составляется ранжированный ряд (шкала порядка). По ряду выявляется, какой критерий самый значительный. При этом задача экспертов не присваивать критериям какой - либо оценки, как это делается при балльном методе, а лишь раздельно сравнивать попарно предприятия между собой по выбранному автором критерию, определяя соотношения между ними знаками предпочтения, или равенства. При этом экспертиза должно проводиться по каждой группе предприятий и по каждому критерию отдельно.

Указанный метод сравнений служит основанием для построения квадратичной матрицы предпочтительности А = //aij//. Здесь aij - коэффициент предпочтительности, который является не баллом, а числовой мерой - аналогом нашего представления о предпочтении одного из сравниваемых хозяйствующих субъектов социально-культурной сферы другому по выбранному критерию.

 

Таблица 2. Матрица предпочтительности критериев специализации учреждений и организаций социально-культурной сферы (таблица составлена по итогам исследований в ДК им С.М. Кирова)

  Kil Ki2 Ki3 Ki4 Ki5 Eaij IPi Удельный вес
Kil = < < = - 3 13 0,11
  1 0 0 1 1      
Ki2 > = = = > 7 35 0,28
  2 1 1 1 2      
Ki3 > = = > > 8 41 0,33
  2 1 1 2 2      
Ki4 > = < = > 6 27 0,22
  2 1 0 1 2      
Ki5 = < < < - 2 7 0,06
  1 0 0 0 1      

 

123 1,00

 

На основе метода сравнений составляется матрица предпочтительности. Технику вычислений можно проследить по правой части матрицы предпочтительности: на первом этапе находим aij для каждого предприятия (учреждения, организации). На втором этапе определяем сумму произведений коэффициентов предпочтительности aij на соответствующую сумму (S aij, умножение вектора - столбца на соответствующую строку) и получаем значение приоритета Pi. На основании вычисления всей матрицы представим все данные в таблице

В таблице 1 суммы значений Pi 1, Pi 2, Pi 3, Pi 4 и Pi 5 определены исходя из следующих сумм произведений:

IPi 1 = 1*3 +0*7 +0*8 +1*6 + 1*4 = 132 = 2*3 +1*7 +1*8 + 1*6+2 *4= 353 = 2*3 + 1*7 + 1*8 +2*6 +2*4 = 414 = 2*3 + 1*7 + 0*8 + 1*6 +2*4 = 275 = 1*3 + 0*7 +0*8+ 0*6 + 1*4 = 7

В таблице также получены значения относительных приоритетов, которые найдены как отношения Pi к сумме IPi. Если критерии поместить в таблицу в зависимости от значения Р отн, то получим количественный характер приоритета.

В результате из данных матрицы предпочтительности и метрической шкалы наглядно видно, что наиболее важным и предпочтительным критерием специализации в данном случае является: Ki3 - программно-воспитательный. Аналогичные матрицы строятся по всем выбранным критериям.

Следует сказать, что экспертизу по выявлению приоритета желательно проводить несколькими экспертами и окончательное значение предпочтительности выбирать по большинству однородных оценок.

Можно особо подчеркнуть наличие значительных преимуществ метода парных сравнений для решения задач специализации, кооперирования, прогнозирования, управления и нормирования деятельности хозяйствующих субъектов социально-культурной сферы перед другими существующими методами.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...