Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О наследственности грехов




Протоиерей Валериан Кречетов:

Очень сложный вопрос о наследственности грехов. Еще в Ветхом Завете было сказано, что благословение — в роды родов, а наказание — до седьмого поколения. То есть наказание не длится без конца, а благословение — в роды родов.

Сейчас в церковь приходят люди, у которых деды и прадеды были даже гонителями веры, а они вдруг приходят к вере, несмотря на то что их воспитывали без веры. Так что связь между поколениями, конечно, существует, и в земном смысле всякие наследственные наклонности передаются, но, видимо, все эти вещи не абсолютные по своей силе. И когда человек стремится к спасению, он все-таки преодолевает свою наследственность. При этом он страдает, в этом случае можно сказать что за грехи предшествовавших поколений. Если же человек не борется с дурной наследственностью, то она над ним довлеет, мучает, мучают грехи, которые передаются по наследству, такие, как пьянство, всякие блудные вещи, потому что может быть некая предрасположенность в характере, в стремлениях.

Но, кроме воспринятия грехов, существует также воспринятие добродетелей, как, например, у преподобного Серафима, который унаследовал добродетели матери, у преподобного Сергия и других святых. То есть если греховной наследственности противостоит стремление человека к исправлению, то наследственная греховность гасится, проходит. А если на добродетельную наследственность накладывается еще и стремление самого человека к добродетели, то она еще больше возрастает и может действительно просиять в этом человеке. Это пути Промысла Божьего, которые связаны с тем, что мы оказываем влияние на наше потомство, а наши предки оказывают на нас определенное влияние.

Много примеров указывают на то, что существует связь поколений, когда передаются как добродетели, так и греховные наклонности. Но это вовсе не оправдание: «Он такой, ведь у него дурные наклонности», потому что у каждого есть возможность с этим бороться. Так же, как у нас для того, чтобы всячески оправдать человека, чтобы он не боролся со своей, пусть даже и наследственной греховностью, либо еще с какими-нибудь наследственными или через воспитание полученными наклонностями, придумали гороскопы, которые все оправдывают: «Я, мол, такой родился, я должен быть таким».

Нет, не так: ты такой родился, но должен быть хорошим человеком. К этому нужно стремиться, а этот подвиг внутренней борьбы с тем, что тебе дано по наследству, - он очень высоко ценится в очах Божиих.

Есть известный пример из жизни преподобного Серафима. Когда его спросили, кто ближе всего к Богу в его обители, он ответил, что повар, бывший солдат. Потому что характер у него от природы огненный, и он в запальчивости может убить, и послушание у него — повар, неблагодарное, сидит с горшками, все молятся, поют, читают в церкви, а он «чревоугодию работает», но он так с этими своими качествами борется, так старается себя сдерживать, свой характер, что подвиг его борьбы с собой Господь ставит выше подвигов подвижников всей обители.

Там не сказано: наследственность у него такая или еще что-то — это не важно. Но повар боролся, и его подвиг Господь высоко поставил. Поэтому мысли «А может, надо мной что-то тяготеет» - пустые. Может, и есть что-то, но это не значит, что оно неотвратимо.

Представления о том, что наследственность непреодолима, не должно быть, потому что это неправильно. Это означало бы, что человек предопределен на погибель. Нет. Иуда предал не потому, что у него такие наклонности были — хотя есть на эту тему литературное произведение, в котором написано, что Иуда рожден от кровосмешения, - может, это и так, но он к этому состоянию добавил еще и свое.

Наследственность существует и положительная, и отрицательная, но человек или убавляет греховную наследственность, или усугубляет ее. Так же, как и добродетель: человек может ее получить, но своей греховностью утратить, или же может умножить, как преподобный Серафим и другие святые, унаследовавшие добродетели своих родителей и возвысившиеся на еще большую духовную высоту. Но все равно отвечать за свое каждый будет сам.

И с воспитанием так же. У святых отцов все это есть. Девочки были проданы в рабство, одна попала к блуднице, другая — к православным родителям. Естественно, они были воспитаны по-разному. И Господь будет их судить по-разному.

Говорят: человек — это продукт общества, была такая известная фраза в свое время. Ну, это как сказать: в некоторых случаях — да, а в некоторых — нет. Это в зависимости от того, насколько человек воспримет влияние общества. Будет он вместе со всеми бесноваться или будет удаляться от дурного.

Это человек. Но ведь самое главное — есть Господь, который в любом обществе, в самых невероятных условиях оказывает поддержку, даже чудесную, или особое подкрепление. Таких примеров можно много найти в житиях святых и подвижников благочестия.

Или, например, когда говорят: «Я жил в такое время, я воспитан в атеистическом духе, уже себя переделать и ходить в церковь я не смогу».

Есть такая статистика, проводились тесты в вузах: двадцать процентов стремились туда, и поступили, и учатся; двадцать процентов — нельзя назвать студентами, то есть они попали по блату, это балласт; шестьдесят процентов — им все равно было куда идти, получилось поступить сюда — учатся здесь. То есть из ста процентов только двадцать в какой-то мере люди со своим мнением.

Поэтому, когда люди не ходят в церковь и оправдывают себя: «Я в такое время родился, поэтому я такой», - это люди сами себя оправдывают, только не гороскопом, а эпохой, а суть одна и та же. Хотя в этом есть неправда, может, даже и ложь. Потому что неправда и ложь — вещи, отличающиеся друг от друга, хотя и переплетаются настолько, что трудно определить грань, разделяющую их. Когда одного старца спросили: «Все ли говорящие неправду есть лжецы? » - он сказал: «Все лжецы говорят неправду, но не всякий говорящий неправду есть лжец».

Есть незнание, а есть нежелание знать, и оно часто связано с тем, что если ты о чем-то узнаешь побольше, то возникает следующий вопрос: нужно себя по-другому вести в отношении этого, жить по-другому. Нужен труд, нужно свои привычки пересматривать, а этого-то как раз и не хочется делать.

… Как один батюшка сказал: «Сейчас не стоит проблема — не хорошо это или плохо, а хочется или не хочется». Все требует труда. Это то, что является камнем преткновения: требуется трудиться над собой, как-то себя изменять.

Это является, пожалуй, самой главной причиной, когда люди говорят: «А зачем ходить в храм? » и «Лучше ничего не делать и жить, как жил».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...