Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смущенному тотчас надо восстановить мир душевный (Глава 27)




Смущенному тотчас надо восстановить мир душевный (Глава 27)

Всякий раз, как впадешь в какое простительное погрешение, хотя бы то тысячу раз случилось на день, как только заметишь то, не мучь себя и не трать времени напрасно, но тотчас смирись и, осознав немощь свою, обратись уповательно к Богу и воззови к Нему из глубины сердца: «Господи, Боже мой! Я сделал это потому, что уж я таков, что от меня ничего другого и ожидать нельзя, кроме таких погрешений или чего-нибудь и больше того, если благодать Твоя не поможет мне, оставя меня с одним собою. Сокрушаюсь о сделанном потому особенно, что не отвечаю исправностью жизни Твоим о мне попечениям, но все падаю и падаю. Прости мне и дай мне силу не оскорблять Тебя более и ни в чем не отступать от воли Твоей. Ибо я усердно желаю работать Тебе и благоугождать и во всем быть Тебе послушным». Сделав это, не томись думанием, простил ли тебя Бог. Господь близ и внемлет воздыханиям рабов Своих. Успокойся же в этой уверенности и, успокоившись, продолжай обычные занятия, как бы с тобой ничего не случилось.

Так тебе не один раз поступить должно, но если нужно, сто раз и каждую минуту, и в последний раз с таким же совершенным упованием и к Богу дерзновением, как и в первый. Действуя так, ты будешь воздавать великое чествование беспредельной благости Бога, Коего всегда долженствуешь ты созерцать беспредельно к нам благоутробным. Вследствие сего ты непрестанно будешь преуспевать в жизни своей и все подвигаться вперед, не теряя напрасно времени и труда.

Охранять мир свой внутренний, при впадении в указанные выше погрешения, можешь ты еще, поступая так: с внутренним действием осознания своего окаянства и смирения себя пред Богом подвигнись и на теплое воспоминание великих милостей, тебе лично явленных Богом, и тем, оживив в себе любовь к Нему, расположи себя к благодарению и славословию Его, и самым делом возблагодари и восславословь Его тепло из глубины души. Поелику благодарение и славословие Бога есть самое высшее проявление живого союза нашего с Богом, то плодом падения твоего, если разумно к нему отнесешься, будет с помощию Божиею вящшее возвышение твое к Нему. Это следовало бы поиметь во внимании тем, которые слишком мятутся и мучаются при малых погрешениях, чтоб увидеть, как велика слепота их в сем случае, и как они сами себе вредят по нерассудительности своей. Для них, собственно, и делаем мы последнее указание, дающее в руки наши ключ, которым душа отверзает великую духовную сокровищницу и в короткое время обогатиться может благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и во веки веков.

Аминь.

– Источник: Преподобный Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань: в 2 ч. – М.: Лепта Книга, 2010. - 544 с.

v О хранении чувств: зрения, слуха, обоняния, вкцуса, осязания, всех чувств вообще, воображения, ума и сердца – читайте Преподобный Прп. Никодим Святогорец«Невидимая брань»: в 2 ч.

v Авва Исаак Сирин, строжайший подвижник, так формулирует принцип «посильного делания»:

«Если не безмолвствуешь сердцем, безмолвствуй по крайней мере языком. Если не можешь держать в порядке свои помыслы, то хотя чувства свои сделай благоустроенными. Если не один ты мыслию своею, то будь один хотя телом своим. Если не можешь потрудиться телом своим, поскорби хотя мысленно. Если не можешь бодрствовать стоя, то бодрствуй сидя или лежа на ложе твоем. Если не можешь поститься в продолжение двух дней, постись по крайней мере до вечера. А если не можешь и до вечера, то остерегайся пресыщения. Если не непорочен ты сердцем своим, то будь непорочен хотя телом. Если не плачешь в сердце своем, то по крайней мере облеки в плач лице свое. Если не можешь миловать, то говори, что ты грешен. Если ты не миротворец, то не будь хотя любителем мятежа. Не можешь стать рачительным – по крайней мере в образе мыслей своих будь не как ленивый. Если ты не победитель, то не превозносись мыслию пред подчиненными. Если не в состоянии заградить уста осуждающему друга своего, то по крайней мере остерегись вступать с ним в общение».

А вот изумительный совет преподобного Варсанофия Великого игумену обители аввеСериду, когда тот решил изменить устав общежития в сторону большей его строгости:

«Сын мой! И тебе говорю и брату Иоанну: прежде сего вам было уже писано о долготерпении, и теперь повторю: сбивай молоко, и будет масло; если же стиснешь руку на сосце, выйдет кровь (Притч. 30: 33). И еще святой апостол Павел говорит: бых Иудеем яко Иудей, да Иудеи приобрящу и проч. (1 Кор. 9: 20). А ниже он же говорит: всем бых вся, да всяко некия спасу (1 Кор. 9: 22). Если кто хочет согнуть дерево или виноградную лозу наподобие обруча, то сгибает постепенно, и они не переламываются; если же погнет вдруг и сильно, то (дерево) тотчас ломается. Разумей, что говорю».

Замечательно разрешает он и вопрос о том, как быть, когда человек настойчиво просит у тебя то, без чего ты не можешь обойтись, убеждая отшельника в том, что он смело может отвечать: просимого у него нет – ведь его и правда нет для того, чтобы отдать, есть – только для того, чтобы пользоваться самому.

И другое важнейшее наставление принадлежит ему же:

«Если видишь, что кто-то упал в яму и просит о помощи, не протягивай ему руку – протяни ему посох. Если он захочет выбраться, ты поможешь ему; если же он, наоборот, будет тащить тебя к себе, просто отпусти посох. А если ты подашь ему руку, он с легкостью стянет в яму и тебя».

- Источник: https: //pravoslavie. ru/133831. html

v «Душа высокая и твердая не отчаивается при несчастиях, каких бы то ни было... Иуда-предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться; но Петр – твердый камень, когда впал в великий грех, как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, увидя их, как огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем» (преп. Серафим Саровский).

Но всегда нужно помнить:

Никому не должно отчаиваться.

Вот что говорит об этом преп. преп. Исаак Сирин(Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 35):

«Если приключится человеку впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестает радеть о добре, да не останавливается в своем течении. Но и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими сопротивниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего, имея в устах пророческое слово: не радуйся о мне, противник мой, яко падох, ибо снова востану... аще сяду во тме, Господь осветит мя (Мих.   7,   8). И нимало да не прекращает брани до самой смерти, пока есть в нем дыхание, да не предает души своей на одоление, даже и во время самого поражения. Но если и каждый день разбивается ладья его и терпит крушение весь груз, да не перестает заботиться, запасаться, даже брать взаймы, переходить на другие корабли и плыть с упованием, пока Господь, призрев на подвиг его и умилосердившись над сокрушением его, не ниспослет ему Свою милость и не даст ему сильных побуждений встретить и вытерпеть разжженые стрелы врага. Такова премудрость, подаваемая от Бога. Таков мудрый больной, не теряющий своей надежды. Лучше быть нам осужденными за некоторые дела, а не за оставление всего».

Выпишу в утешение страждущим еще несколько цитат из святых отцов, ибо в наше слабое время очень часто можно встретить одержимых сим недугом.

«Да благодушествуют страстные смирившиеся, – говорит св. Иоанн Лествичник (Лествица. СЛОВО 26: 89).  – Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали; но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя виды и свойства каждого недуга и своею опытностью спасая близких к падению».

Еще он же сказал:

«Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно; и без сомнения ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение»(прп. Иоанн Лествичник. Лествица. СЛОВО 5: 30).

Опять по-иному утешает тех, на которых жития святых, прославившихся некогда великими подвигами, наводят отчаяние:

«Весьма неразумен тот, кто, слыша о сверхъестественных добродетелях святых мужей, отчаивается. Напротив, они преподают тебе одно из двух полезных наставлений: или чрез святое мужество возбуждают к ревности, или чрез всесвятое смирение приводят тебя к глубокому познанию твоей немощи и к зазрению самого себя»(прп. Иоанн Лествичник. Лествица. СЛОВО 26: 125).

Почему не должно отчаиваться?

«Нет ничего равного милости Божией; нет ничего больше ее. Посему отчаивающийся сам себя губит. Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших» (прп. Иоанн Лествичник. Лествица. СЛОВО 5: 38).

«Поэтому ни один человек да не останется в отчаянии! » – развивает дальше эту мысль св. Иоанн Лествичник. Преп. Исаак Сирин советует: «Не будем только нерадеть о молитве и не поленимся просить помощи у Господа. Твердо положим в мысли своей и то, что пока мы в мире сем и оставлены во плоти, то хотя бы вознеслись до небесного свода, не можем оставаться без дел и труда и быть без попечения. Это [покаяние и смирение] – есть совершенство, а что паче сего, то глумление без разума».

- Источник: Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. - ООО «РИЗА», Москва. Издательство «Христианская библиотека», Нижний Новгород, 2009. С. 222-223.

v Надобно знать, что добродетель терпения обыкновенно упражняется тремя способами. Ибо мы иное терпим от Бога, иное – от древнего врага, а иное – от ближнего. От ближнего мы терпим преследования, вред и поношение; от злого духа – искушения; от Бога же – вразумления. Но во всех этих трех способах ум бдительно должен осматривать сам себя, дабы против обид со стороны ближнего не увлечься желанием воздаяния злом за зло; дабы против вражиих искушений не приклониться к услаждению или согласию на беззаконие; дабы против вразумлений Создателя не пасть в ропот. (Святитель Григорий Двоеслов)

Великое счастье, когда при мысленной брани есть человек, которому можно исповедаться… Враг рода человеческого ненавидит путь откровения помыслов и всячески старается воспрепятствовать рабу Божию, желающему стяжать милость Божию частым исповеданием своих грехов. Такое делание начинает умерщвлять мало-помалу страсти.

Уже один рассказ о своем состоянии (искушениях), обнаружение перед другими (особенно перед духовным отцом) часто является достаточным, чтобы искушение прошло; духи тьмы боятся света, боятся своего обнаружения и уходят, когда их козни обнаруживаются перед другими. Вот почему так ценится откровение помыслов старцу.

Враг нашего спасения обыкновенно поступает так, что когда мы живем в беззаконии, то представляет нам грех вещью маловажной, до которой Царю неба и земли, по самому величию Его, нет будто никакого дела; а когда увидит, что мы начинаем каяться во грехах и решаемся разорвать узы страстей, то изображает Бога немилосердным Судией, а грехи наши совершенно непростительными (архиепископ Иннокентий Херсонский).

Храни внутренний мир среди искушений, и если почувствуешь беспокойство в сердце твоем, то не обнаруживай его никакими внешними знаками, чтобы удалить диавола, который, не могши проникнуть в глубину души твоей, судит о ней по внешним твоим действиям и который, отчаявшись овладеть ею, отступит от тебя, может быть, в то время, когда ты уже ослабел и готов был уступить ему. Точно так и неприятель, осаждая город, храбро защищаемый и показывающий готовность выдержать долговременную осаду, иногда снимает осаду в ту самую минуту, как город готовится уже к сдаче, потому что не знает ни вреда, какой производят огнестрельные орудия его в городе, ни смятения и страха осаждаемых жителей.

Обращайтесь умом и сердцем вашим к небу и вечности и не будете уловлены от диавола. Птица, чем выше летает, тем бывает безопаснее; а когда вниз, на землю спустится, то легко может быть поймана или застрелена (святитель Тихон Задонский).

Делай постоянно что-нибудь доброе, чтобы диавол всегда находил тебя занятым (блаженный Иероним).

Ни к кому удобнее диавол не приступает, как к живущему в праздности и лености (святитель Тихон Задонский).

Будем всегда заниматься делами духовными и особенно молитвою, дабы всегда, как только приступит, как только покусится подойти к нам враг, находил он наше сердце и затворенным для него, и вооруженным.

Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное что пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же остывает, тогда они садятся на него. То же бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его (авва Пимен).

Молитва верующих есть величайшее мучение и ужас для злых духов (преподобный Нил Синайский).

Сердечная в молитве теплота есть для демонов жгучее пламя.

Как никто не смеет приблизиться к тому, кто беседует с царем земным и пресечь беседу, которую он ведет, так и демоны не дерзают приблизиться к тому, кто с Богом беседует (преподобный Симеон Новый Богослов).

- Источник: Протоиерей Валентин Мордасов. О злых кознях врага спасения и как противостоять им, или Духовная битва с врагом спасения. - М.: Благовест, 2010. - 352 с. С. 8-9, 11-13.

*** *** ***

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...